Научная статья на тему 'Понятие и содержание политической модернизации'

Понятие и содержание политической модернизации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2020
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / РЕЖИМ ВЛАСТИ / POLITICAL MODERNISATION / DEVELOPMENT OF A MODERN SOCIETY / POLITICAL INSTITUTES / POWER MODE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Атабиева З. А.

Политическая модернизация проявляется в образовании централизованных государств, управляемых на основе разумного принципа разделения властей. Она характеризуется включением широких масс населения в политический процесс, начиная с расширения представительской формы политического участия и завершая установлением демократии с соответствующими для нее институтами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political modernization manifests itself in the formation of centralized states governed on the basis of a reasonable principle of separation of powers. It is characterized by the inclusion of the masses in the political process, starting with the expansion of representational forms of political participation and completing the establishment of democracy with the relevant institutions for her.

Текст научной работы на тему «Понятие и содержание политической модернизации»

Атабиева З.А. Старший преподаватель, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова г. Нальчик, Россия

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Модернизацию как процесс однонаправленного эволюционного развития социальной системы дифференцируют за счет критериев ее проявления в различных сферах общественной жизни - в экономической, политической, социальной. Так, в экономике процесс «осовременивания» проявляется в развитии промышленной системы, которое обусловлено применением новых технологий, основанных на использовании научного(рационального) знания. Критериями процесса модернизации в этой сфере являются оформление вторичного (индустрия, торговля) и третичного (услуги) секторов хозяйства, а также углубление общественного и технического разделения труда. Кроме того, развиваются рынки товаров, денег и занятости [1].

Если говорить о политической модернизации обобщенно, то она проявляется в образовании централизованных государств, управляемых на основе разумного принципа разделения властей. Такая модернизация характеризуется включением широких масс населения в политический процесс, начиная с расширения представительской формы политического участия и завершая установлением демократии с соответствующими для нее институтами. Как правило, модернизация предполагает формирование осознанных интересов различных общественных групп.

Следствием всех перечисленных изменений в жизненно важных для общества сферах становится смена отношений

между людьми: отношения личной зависимости вытесняются отношениями личной независимости. Такая смена приводит к дифференциации и специализации ролевых функций индивидуумов и групп. Разделяются сфера частной и общественной жизни, а вслед за этим во всех главных институциональных сферах общества иначе разделяются обязанности - в общественном производстве, в политике, в семье. Такое разделение основано на эквивалентном обмене вещами [2].

Современное общество отчетливо в своем стремлении к развитию. Это стремление - особенная черта, которая охватывает и пронизывает весь современный мир. Большинство стран сегодня включены в этот процесс, осуществляя модернизацию или развивая собственные традиции в русле цивилизационных преобразований. В. Красильщиков считает, что модернизация связана с деятельностью и развитием особого типа человека, для которого характерно стремление активно воздействовать на окружающую среду, стремление подчинить естественный мир, природу и пространство. Так как этот тип личности был порождением эпохи Ренессанса, то, по мнению В. Красильщикова, именно этот период был началом первой в мировой истории модернизации [3].

Общепринятым понятием термина «модернизация» является «движение», «переход от традиционного, аграрного общества к современному, индустриально-

8

№7 СЕНТЯБРЬ 2010

ДИСКУССИЯ (&)

журнал научных публикаций

С. Хантингтон

му». Изучив и исследовав многочисленные попытки модернизации различных стран и режимов, многие ученые стали говорить о необходимости выделения определенной последовательности преобразований, соблюдения известных правил при их осуществлении. К. Гриффин, Б. Джонсон, П. Килби, У Мур, А. Экштэйн, Ш. Айзенштадт, Б. Хиггинс и некоторые другие, обобщая и анализируя предпосылки стартовых и текущих условий, пришли к выводу, что они оказывают серьезное влияние на характер преобразований обществ, стремящихся к более высокому уровню развития. Но их мнения разошлись при определении, где именно зарождается импульс, дающий начало процессу «осовременивания». Если попытаться обобщить все многообразие существующих проектов преобразований, то в наиболее общем виде большинство предлагаемых вариантов и путей модернизации можно подчинить устоявшейся классификации, которая включает в себя консервативное и либеральное направление.

Одними из наиболее известных представителей консервативного направления являются американские исследователи С. Хантингтон и Дж. Нельсон. По мнению С. Хантингтона, ускоренная модернизация, подрывая политические институты, вызывает не политическое развитие, а политический упадок. Таким образом, по мнению консерваторов, для модернизируемых государств необходим «жесткий авторитарный режим, контролирующий порядок, который может обеспечить переход к рынку и национальное единство, и высокоцентрализованные политические институты», способных, как доказывал С. Хантингтон, «к проведению политики инноваций и поглощающие (абсорбирующие) политическое участие» [4]. Именно эти средства приспособления переходного политиче-

ского режима к изменяющейся обстановке могут привести к позитивным результатам модернизации. Данная концепция получила название концепции «абсорбирующей способности политической системы» [5]. Усложнение данного подхода нашло свое отражение в совместном исследовании С. Хантингтона и Дж. Нельсона, которому была посвящена работа «Нелегкий выбор: политическое участие в развивающихся странах». В ней представители консервативного направления политической модернизации утверждают, что процесс развития требует корреляции внутри политической системы ее целей и таких факторов, как социально-экономическое развитие, стабильность, равенство и участие, так как именно между ними при осуществлении модернизации очень часто возникают напряжения и конфликты. В этой связи авторы делают вывод о том, что определение приоритетной роли того или иного фактора политической системы в качестве критерия развития модернизирующихся обществ зависит от характера правящей элиты, которая заинтересована в увеличении срока своего нахождения у власти и уменьшении вероятности внутренних волнений. Таким образом, «центральный вопрос политической модернизации - соответствие преобразований интересам господствующей элиты или политическому союзу правящих элит» [6].

Теоретики консервативного направления в качестве основного критерия эволюционного пути модернизации и условия избегания излишней напряженности и конфликтности выделяют утверждение, что реформы должны быть структурированы. Они должны состоять из последовательного ряда относительно небольших преобразований, неспособных вызвать резкое сопротивление оппозиции и в со-

«ММ

вокупности представляющих непрерывное социальное и политическое развитие в заданном элитой направлении. Выбор времени проведения реформ должен быть тщательно подготовлен и продуман, он должен определяться реальной оценкой расстановки политических сил, поскольку опора на мощные политические коалиции, по мнению С. Хантингтона, «является важным сдерживающим фактором насилия, позволяющим осуществлять реформы законодательным путем». В целом, несмотря на подтверждение целесообразности установления авторитарных режимов в ряде стран, отрицание значения демократизации несет в себе серьезную опасность бесконтрольной, произвольной деятельности властей и перерастания переходных режимов в открытые диктатуры [7].

Как и представители консервативного направления, либералы (Р. Даль, Г. Ал-монд, Л. Пай, К. Дейч) подчеркивают, что формирование способностей политической системы имеет дело с постоянными изменениями в социальных и политических требованиях населения, и давать адекватный ответ на них является важнейшей задачей политической модернизации. Но если консерваторы основной упор для обеспечения политического порядка делают на прочности и стабильности централизованных институтов, то либералы при решении модернизационных проблем акцентируют свое внимание на наличии по-

стоянного диалога между теми, кто имеет власть, и населением, идет ли речь о демократических выборах или о мобилизации масс элитами. Организация такого диалога означает движение в сторону открытой социальной и политической системы [8].

Ученые либерального направления полагали, что появление среднего класса и рост образования населения приводят к серьезным изменениям в природе и организации управления. Это, по их мнению, не только кладет предел вмешательству идеологии в регулирование социальных процессов, но и ставит под сомнение эффективность централизованных форм реализации решений, поскольку политически активное население способствует возникновению дополнительных центров властного влияния. В этой связи, характерно высказывание Р. Дарендорфа, касающееся перехода от тоталитаризма к демократии: «Переход не означает и не должен означать замены одной системы на другую. Дорога к свободе есть переход от закрытого общества к открытому. А открытое общество не система, а только механизм для изучения альтернатив» [9].

Представители либерального направления в качестве основного критерия политической модернизации выделяют «степень вовлеченности населения в систему представительной демократии» [10]. Так, К. Дейч определяет политическую модернизацию категориями участия и моби-

№7 СЕНТЯБРЬ 2010

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций

лизации. Он полагает, что модернизация зависит от массового участия, которое принимает форму растущей политической децентрализации. «Расширение политического участия является ключом к политическому развитию», - утверждал К. Дейч [11]. Политическая модернизация, по мысли представителей либеральной концепции, предполагает увеличение числа групп и индивидов, имеющих не только право, но и реальную возможность быть услышанными при принятии политических решений. Тем самым подчеркивается значение политического участия как «фактора повышения эффективности или легитимности переходного политического режима» [12]. Такое отношение к политическому участию укрепляет у власть имущих веру в легитимность и обоснованность своих притязаний на власть в качестве законных представителей интересов народа. В целом же представители либеральной концепции склонны характер и динамику модернизации связывать с ростом открытой конкуренции свободных элит и степени политической вовлеченности рядовых граждан.

Серьезный вклад в развитие теории политической модернизации внес один из известнейших представителей либеральной концепции Р. Даль, разработавший теорию полиархии. Р. Даль считает, что успешное политическое развитие и модернизация связаны с наличием и функционированием в обществе двух основных критериев: высший уровень политического участия граждан; развитое открытое политическое соперничество различных групп и политических лидеров [13]. По мнению Р. Даля, в мире нет политических систем, которые бы полностью удовлетворяли всем требованиям демократии. Для того, чтобы попытаться оценить существующие в мире многообразные политические системы с

точки зрения уровня их демократизации, он выделяет два основных критерия: открытая политическая конкуренция равноправно рекрутируемой элиты и политическое участие широких масс населения. Р. Даль называет реальные политические режимы, которые предоставляют своим гражданам возможность реализовывать собственные интересы без какой-либо дискриминации, -полиархиями. «Полиархия - это политический режим, важнейшими чертами которого является высокий уровень политического участия граждан и развитое открытое политическое соперничество различных групп и политических лидеров в борьбе за поддержку избирателей на выборах. Р. Даль выделял семь условий, влияющих на движение к полиархии:

• историческая последовательность политических реформ;

• степень концентрации экономической власти;

• уровень социально-экономического развития;

• характер отношения равенства-неравенства;

• тип субкультурных различий;

• иностранное вмешательство;

• характер убеждений политических лидеров [14].

Соотношение данной системы условий с реальной практикой политической модернизации в различных странах помогает провести теоретически обоснованный анализ причин политической нестабильности, нередко переходящих в кризисы политического развития. По мнению самого автора теории, переход к полиархии должен быть постепенным, эволюционным, избегающим резких, скачкообразных движений, предполагающим овладение правящими элитами консенсусной ориентацией властвования. Особенно осторожно Р. Даль

Р. Даль

призывал осуществлять переход к полиар-хии страны, двигающейся к установлению полиархической политической системы от долго существовавшего там режима «замкнутой гегемонии, не имеющих правового опыта действия в рамках конкурентной политики». Авторитаризм же может не только иметь отрицательные последствия, но и негативно отразиться на достижении целей модернизации. Эффективность по-лиархического режима власти, нарастание его результативности в процессе модернизации Р. Даль связывает с обеспечением взаимной безопасности среди конкурирующих элит; формированием сильной исполнительной власти; созданием интегра-тивной партийной системы; появлением и развитием центров самоуправления на местах [15].

Рассматривая теорию политической модернизации, следует признать, что сегодня она представляет самостоятельное направление теоретического исследования, обладающее специфической логикой социологического анализа, которая позволяет адекватно описывать и анализировать сложные переходные процессы и состояния развивающихся обществ. Многочисленные исследования, формирующиеся в русле этой теории, подтверждают общую направленность развития мирового сообщества к постиндустриальной фазе своей эволюции. Этот глобальный процесс преобразований развивается в тесной связи с распространением научных достижений и переходных технологий, расширением экономического сотрудничества и торговли между странами, культурного взаимодействия между обществами, постоянным совершенствованием коммуникаций, ростом образования, урбанизацией. Считается, что процесс исторического производства нового модернизированного общества, различные варианты и проекты которого довольно обстоятельно разработаны и представлены теорией модернизации, имеет альтернативный характер. 'V

1. Самюэль П. Хантингтон. Запад уникален, но не универсален // Мировая экономика и международные отношения. - 1997. - № 8. - С. 85.

2. Российская модернизация: проблемы и перспективы: Материалы «круглого стола». // Вопросы философии. -1993. - № 7. - С. 3-39.

3. Красильщиков В. А. Мировые модернизации и судьбы страны // Свободная мысль. - 1999. - № 1. - С. 93.

4. Hantington S. The Clash of Civilization and the Remarking of World Order. - N.Y., 1996. - P. 75.; Самюэль П. Хантингтон. Запад уникален, но не универсален // Мировая экономика и международные отношения. -1997. - № 8. - С. 85.

5. Hantington S. The Clash of Civilization and the Remarking of World Order. - N.Y., 1996. - P. 75.; Самюэль П. Хантингтон. Запад уникален, но не универсален // Мировая экономика и международные отношения. -1997. - № 8. - С. 45.

6. Hantington S. The Clash of Civilization and the Remarking of World Order. - N.Y., 1996. - P. 75.; Самюэль П. Хантингтон. Запад уникален, но не универсален // Мировая экономика и международные отношения. -1997. - № 8. - С. 67.

7. Hantington S. Op. sit. - P. 75.

8. Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. - СПб., 1995.

9. Цит. по: Братерский М. В. Теория модернизации: обзор американских концепций // США: экономика, политика, идеология. - 1990. - № 9. - С. 30.

10. Цит. по: Братерский М. В. Теория модернизации: обзор американских концепций // США: экономика, политика, идеология. - 1990. - № 9. - С. 33.

11. Цит. по: Братерский М. В. Теория модернизации: обзор американских концепций // США: экономика, политика, идеология. - 1990. - № 9. - С. 34.

12. Цит. по: Братерский М. В. Теория модернизации: обзор американских концепций // США: экономика, политика, идеология. - 1990. - № 9. - С. 30.

13. Купряшин Г. Л. Политическая модернизация. - М.: Общество «Знание», 1991. - С. 9.

14. Купряшин Г. Л. Политическая модернизация. - М.: Общество «Знание», 1991. - С. 14-15.

15. Братерский М. В. Теория модернизации: обзор американских концепций. // США: экономика, политика, идеология. - 1990. - № 9. - С. 30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.