Научная статья на тему 'Понятие и система корпоративного управления при банкротстве банков'

Понятие и система корпоративного управления при банкротстве банков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ / СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / БАНКРОТСТВО / БАНК / A CORPORATE GOVERNANCE / A CONTROL SYSTEM / OBJECT OF MANAGEMENT / THE SUBJECT OF MANAGEMENT / INFORMATION STRUCTURE / BANKRUPTCY / BANK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орехов Сергей Александрович, Филатова Мария Викторовна

Проблемы корпоративного управления находятся в центе внимания специалистов и организаций, которые занимаются разработкой и внедрением предложений, направленных на повышение эффективности экономической деятельности. В данной статье мы рассматриваем понятие и систему корпоративного управления при банкротстве банков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept and corporate governance system at bankruptcy of banks

Corporate governance problems are in focus of attention of experts and the organizations which are engaged in working out and introduction of the offers directed on increase of efficiency of economic activities. In given article we consider concept and corporate governance system at bankruptcy of banks.

Текст научной работы на тему «Понятие и система корпоративного управления при банкротстве банков»

Понятие и система корпоративного управления при банкротстве банков

С. А. Орехов, д.э.н., профессор Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

М.В. Филатова, директор Департамента государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (г. Москва)

Проблемы корпоративного управления находятся в центе внимания специалистов и организаций, которые занимаются разработкой и внедрением предложений, направленных на повышение эффективности экономической деятельности. В данной статье мы рассматриваем понятие и систему корпоративного управления при банкротстве банков.

Для кредитной организации корпоративное управление - это внутреннее средство обеспечения функционирования банка. Общепринятое понятие термина «корпоративное управление» содержится в одном из документов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и для кредитных организаций представлено в рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору. В этих документах под корпоративным управлением понимается комплекс отношений, возникающих между администрацией, собственниками, сотрудниками компании, ее клиентами, поставщиками, общественностью, органами надзора и правительства.

Как представляется, данное понятие в своей основе применимо к банку, находящемуся в процедуре банкротства. Это обусловлено тем, что проблемы корпоративного управления имеют для хозяйствующих субъектов, находящихся в процедуре банкротства, тоже значение, что и для действующих. Однако при этом следует учитывать, что при банкротстве юридического лица управленческие функции выполняет конкурсный управляющий, назначенный арбитражным судом.

Необходимо различать термины «корпоративное правление» (Corporate Governance) и «корпоративное управление» (Corporate Management). В первом случае термин охватывает отношения, которые возникают между собственниками, руководителями и другими заинтересованными лицами и позволяют собственникам иметь полную и ясную картину о компании. Во втором случае термин включает не только указанные отношения, но распространяется также на весь комплекс отношений, связанный с реализацией стоящих перед компанией задач, что позволяет говорить о системе управления с выделением объекта управления (управляемая система) и субъекта управления (управляющая система).

В августе 2004 г. полномочия конкурсного управляющего при банкротстве банков были возложены на Государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» (далее - Агентство), в этой связи в Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» были внесены соответствующие изменения.

Статус Агентства определяется федеральными законами от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В данных условиях объектом управления при банкротстве банков является конкурсное производство, в ходе которого Агентством осуществляются следующие основные виды деятельности: участие в работе временной администрации по управлению банком, принятие от нее имущества и документов банка в связи с началом осуществления его ликвидации; инвентаризация и оценка имущества ликвидируемого банка; финансовый анализ, исследование обстоятельств банкротства ликвидируемого банка; выявление и возврат утраченного или неправомерно удерживаемого имущества ликвидируемого банка; организация и проведение торгов по продаже имущества ликвидируемого банка; получение и рассмотрение требований кредиторов, ведение реестра указанных требований; организация и проведение расчетов с кредиторами по удовлетворению их требований; предъявление требований к бывшим руководителям и собственникам ликвидируемого банка, доведших банк до банкротства и (или) причинивших банку материальный ущерб.

Субъектом управления при банкротстве банков является Агентство.

Арбитражный суд утверждает Агентство конкурсным управляющим в следующих случаях: при банкротстве банков, имевших лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц; при банкротстве отсут-

Экономика, Статистика и Информатика

№3, 2008

ствующих банков. Кроме того, Агентство может быть утверждено конкурсным управляющим при банкротстве банков, если физическое лицо, ранее назначенное конкурсным управляющим, освобождается или отстраняется судом от исполнения этих обязанностей, либо если саморегулируемая организация арбитражных управляющих не представила в арбитражный суд кандидатуры физических лиц для утверждения. Полномочия конкурсного управляющего Агентство реализует через представителя, которого оно назначает по своему усмотрению из числа своих штатных работников.

Основными принципами, из которых исходит Агентство в своей деятельности как субъект управления, являются:

а) проведение процедур банкротства в строгом соответствии с требованиями федеральных законов и внутренних регулятивных документов Агентства при безусловном соблюдении прав и законных интересов кредиторов ликвидируемых банков и других участников ликвидационных процедур;

б) усиление государственного влияния при проведении ликвидационных процедур;

в) коллегиальное принятие в Агентстве решений по вопросам, связанным с распоряжением имущества ликвидируемых банков, балансовая стоимость которого составляет существенную долю в имуществе указанных банков;

г) установление компетенции подразделений и работников, участвующих в осуществлении ликвидационных процедур;

е) прозрачность ликвидационных процедур, обеспечение доступности информации о ходе осуществления ликвидационных процедур;

ж) финансирование затрат по проведению ликвидационных процедур, за счет ликвидируемых банков, осуществление полномочий конкурсного управляющего без получения вознаграждения;

з) подконтрольность Агентства как конкурсного управляющего кредиторам ликвидируемых банков в лице их представительных органов — собраний и комитета кредиторов, арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве данного банка, Банку России.

Управляющее воздействие на объект управления Агентство осуществляет через свои органы управления: совет директоров, правление и генерального директора.

Совет директоров является высшим органом управления Агентства. В него входят представители Правительства РФ, представители Банка России и генеральный директор Агентства. Председатель совета директоров избирается советом директоров по представлению Правительства РФ. Совет директоров в целях корпоративного управления определяет основные направления (стратегию) деятельности Агентства как конкурсного управляющего и утверждает его организационную структуру.

Правление Агентства является исполнительным коллегиальным органом управления. Его персональный состав утверждается советом директоров. Правление имеет широкие полномочия, предусмотренные законом. В деятельности, связанной с конкурсным производством, правление Агентства руководствуется соответствующей концепцией, утвержденной советом директоров. С учетом ее положений, принимает соответствующие решения, в том числе устанавливает срок предъявления кредиторами требований к ликвидируемому банку; заслушивает отчеты о ходе конкурсного производства; принимает решение о внесении предложения в арбитражный суд о завершении конкурсного производства или продлении срока его проведения.

Генеральный директор Агентства является единоличным органом управления. В рамках корпоративного управления он обеспечивает проведение в жизнь решений правления, издает приказы и распоряжения по вопросам деятельности конкурсного управляющего; распределяет обязанности между заместителями генерального директора; назначает и освобождает от должности работников Агентства.

Деятельность органов управления Агентства в части исполнения полномочий конкурсного управляющего объединена общей конечной целью. Она состоит в обеспечении удовлетворения требований кредиторов ликвиди-

руемого банка в максимально возможном размере. Данная цель является миссией корпоративного управления при банкротстве банков. Как представляется, в случае достижения указанной конечной цели обеспечивается в полной мере согласование (гармонизация) прав и законных интересов кредиторов, банка, Агентства, общества и государства. Это обусловлено тем, что удовлетворение требований кредиторов способствует решению общей для всех задачи по минимизации вреда, причиняемого физическим и юридическим лицам при банкротстве банков, поддержанию доверия к банковской системе страны. Имеются также промежуточные цели, которые подчинены реализации конечной цели. Они состоят в обеспечении соблюдения прав и законных интересов работников банка и работников Агентства, занятых в конкурсном производстве, участников (акционеров) и контрагентов ликвидируемого банка. Права и интересы у каждого из них свои собственные, определяемые местом и ролью этих лиц в конкурсном производстве. Так, работники банка и Агентства заинтересованы в материальной и моральной мотивации их труда; участники (акционеры) банка в получении его имущества, остающегося после завершения расчетов с кредиторами; контрагенты банка заинтересованы в стабильных заказах и справедливой оплате услуг.

Промежуточные и конечная цели корпоративного управления при банкротстве банков реализуются в рамках

системы корпоративного управления, которая имеет многообразную структуру, отражающую отношения, возникающие в ходе конкурсного производства.

Так, отношения субординации (подчиненности) и координации (согласованности) представлены в этой системе организационной структурой. В соответствии с этой структурой созданы и действуют структурные подразделения Агентства, выполняющие бухгалтерские, юридические и иные функции, обусловленные потребностями корпоративного управления. Функции закреплены в положениях о структурных подразделениях, утвержденных правлением Агентства.

№3, 2008

8

Организационная структура Агентства приведена в указанной ниже схеме.

Помимо подразделений, предусмотренных организационной структурой, система корпоративного управления при банкротстве банков включает в себя также нештатные образования, решения которык проводятся в жизнь органами управления Агентства (рис. 1).

К постоянно действующим нештатным образованьям относится комиссия по оперативным вопросам конкурсного производств, которая рассматривает лимит расходов на исполнение текущих обязательств; порядок, сроки и условия продажи имущества ликвидируемого банка; списание имущества ликвидируемого банка; начало и ход расчетов с кредиторами.

В Агентстве создаются и действуют временные рабочие группы сопровождения процедур конкурсного производства. Они состоят из специалистов про-фильнык подразделений Агентства — департамента урегулирования требований кредиторов, департамента управления активами, управления бухгалтерского учета, юридического управления. Группа формируется на период осуществления конкурсного производства в конкретном банке и прекращает свою деятельность с завершением ликвидационной процедуры.

Особое место в системе корпоративного управления занимает представитель конкурсного управляющего. Лица, назначаемые такими представителями, являются, как правило, штатными работниками де-

Рис. 1. Система корпоративного управления при банкротстве банков

партамента ликвидации банков. В то же время как представители конкурсного управляющего они являются самостоятельной фигурой в конкурсном производстве. При осуществлении полномочий представитель конкурсного управляющего действует в соответствии с поручением Агентства от имени ликвидируемого банка на основании доверенности, которую подписывает генеральный директор Агентства. Представитель конкурсного управляющего осуществляет полномочия органов управления банка, утверждает в установленном порядке смету текущих расходов; распоряжается имуществом банка; совершает от имени ликвидируемого банка сделки; устанавливает предъявленные к банку требования кредиторов; представляет банк в судах.

Базовым элементом системы корпоративного управления при банкротстве банков является информационная структура. Она призвана обеспечивать предоставление конкурсным управляющим собранию (комитету) кредиторов, арбитражному суду и Банку России сведений, предусмотренных законодательством. В состав таких сведений входят, в частности, отчеты конкурсного управляющего, бухгалтерская и статистическая отчетность ликвидируемого банка, заключения о наличии или отсутствии преднамеренного или фиктивного банкротства.

Отношения собственности, возникающие в связи с распоряжением конкурсным управляющим имуществом ликвидируемого банка, представлены экономической структурой в виде конкурсной массы. Она является ключевым элементом системы корпоративного управления при банкротстве банков, поскольку от реального наполнения конкурсной массы напрямую зависит выполнение миссии корпоративного управления.

В целях формирования конкурсной массы Агентство осуществляет управление имуществом банка, ведет учет и анализирует состояние имущества банка, определяет его рыночную стоимость, осуществляет поиск и обеспечивает возврат имущества, организует и проводит торги по его продаже. Управляя имуществом, Агентство стре-

Экономика, Статистика и Информатика 9 №3, 2008

мится обеспечить повышение его стоимости и ликвидности, сократить расходы по управлению и получить дополнительные доходы. При совершении сделок с имуществом обеспечивает их прозрачность, доступность к сделкам заинтересованных лиц, соблюдение прав и законных интересов кредиторов ликвидируемого банка. При проведении торгов Агентство выступает в качестве их организатора либо поручает проведение торгов специализированной организации. Продажа активов осуществляется по наиболее высокой цене в сравнимых рыночных условиях.

В целях пополнения конкурсной массы и сокращения сроков расчетов с кредиторами Агентство при необходимости приобретает имущество, не проданное на повторных торгах, по начальной цене, установленной для повторных торгов. Система управления имуществом является открытой для кредиторов. Предложения Агентства об условиях проведения торгов предварительно согласовываются с собранием или комитетом кредиторов.

Отношения, возникающие по поводу расчетов ликвидируемого банка с кредиторами, а в случае полного удовлетворения требований кредиторов и наличия имущества с участниками (акционерами), представлены обязательственной структурой. В отношениях с кредиторами Агентство обеспечивает открытость и стремится урегулировать возникающие проблемы путем переговоров, способствует эффективной работе представительных органов кредиторов, беспрепятственному участию в ней лиц, имеющих на это право в соответствии с действующим законодательством. Работа осуществляется в наиболее удобных для кредиторов формах и способами, обеспечивающими ускорение установления требований кредиторов, проведения с ними расчетов.

Агентство устанавливает конкретные сроки предъявления кредиторами своих требований к ликвидируемым банкам. При этом обеспечивается разумное сочетание необходимости ускорения начала расчетов с кредиторами с обязательным предоставлением всем кредиторам возможности заявить свои требования в установленный срок. Осуществление расчетов с кредитора-

ми начинается, как правило, в срок не позднее шести месяцев со дня открытия конкурсного производства. Имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, передается участникам (акционерам) ликвидируемого банка. В этих целях Агентство устанавливает участников (акционеров), имеющих право на такое имущество, определяет состав, а также очередность распределения имущества, проводит собрание участников (акционеров). С учетом решения этого собрания производит передачу имущества.

Описанная система корпоративного управления при банкротстве банков схематично может быть представлена следующим образом (рис. 2).

Действующая система корпоративного управления при банкротстве банков в целом позволяет Агентству как конкурсному управляющему решать поставленные перед ним задачи. Во многом это связано с тем, что данная систе-

ма по мере необходимости совершенствуется. Есть понимание невозможности оставаться в неизменном виде с жестко закрепленными обязанностями подразделений и должностных лиц в условиях динамично меняющейся внешней среды. Проблемы конкурсного производства при банкротстве банков обычно вызываются внешними причинами, в том числе несовершенством законодательства о банкротстве банков, неустойчивостью макроэкономических процессов, ненадежностью контрагентов, недоверчивостью кредиторов, непредсказуемостью собственников и бывших руководителей ликвидируемых банков. Сегодня нужны эластичные структуры, которые должны меняться вместе с изменениями внешней среды, и Агентство предпринимает в этом направлении соответствующие шаги, когда разрабатывает стратегию и тактику своих управленческих действий.

Рис. 2. Система корпоративного управления

№3, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.