Научная статья на тему 'Понятие и система государственных гарантий на государственной гражданской службе'

Понятие и система государственных гарантий на государственной гражданской службе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1392
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
государственная служба / государственная гражданская служба / государственный служащий / государственные гарантии / мотивация государственных гражданских служащих / стимулирование государственных гражданских служащих / state service / state civil service / civil servant / state guarantees / motivation of state civil servants / stimulation of state civil servants

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Инесса Александровна Трофимова

В статье автором рассмотрены понятие и система государственных гарантий и стимулирования на государственной службе. В статье также отмечено, что государственные гарантии, усиливающие защищенность государственных гражданских служащих, призваны внести значительное стимулирующее значение в деятельность служащих в новых социально-экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept and system of state guarantees in the civil service

In the article, the author examines the concept and system of state guarantees and incentives in the public service. The article also notes that state guarantees that strengthen the protection of state civil servants are designed to make a significant stimulating value in the activities of employees in the new socioeconomic conditions.

Текст научной работы на тему «Понятие и система государственных гарантий на государственной гражданской службе»

Закон и право. 2022. № 7. С. 62 — 66. Law and legislation. 2022;(7):62 — 66.

Научная статья УДК 342.9

EDN: https://elibrary.ru/LKVNON NIION: 1997-0063-7/22-379

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-62-66 MOSURED: 77/27-001-2022-7-579

Понятие и система государственных гарантий на государственной гражданской службе

Инесса Александровна Трофимова

Российский государственный университет правосудия, Москва, Россия, alekc1.05@mail.ru, тел. 89269198583

Аннотация. В статье автором рассмотрены понятие и система государственных гарантий и стимулирования на государственной службе. В статье также отмечено, что государственные гарантии, усиливающие защищенность государственных гражданских служащих, призваны внести значительное стимулирующее значение в деятельность служащих в новых социально-экономических условиях.

Ключевые слова: государственная служба, государственная гражданская служба, государственный служащий, государственные гарантии, мотивация государственных гражданских служащих, стимулирование государственных гражданских служащих.

Для цитирования: Трофимова И.А. Понятие и система государственных гарантий на государственной гражданской службе // Закон и право. 2022. № 7. С. 62—66. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-62-66. ББЫ: https://elibrary.ru/LKVNON.

Original article

The concept and system of state guarantees in the civil service

Inessa A. Trofimova

Russian state University of justice, Moscow, Russia, alekc1.05@mail.ru

Abstract. In the article, the author examines the concept and system of state guarantees and Incentives In the public service. The article also notes that state guarantees that strengthen the protection of state civil servants are designed to make a significant stimulating value in the activities of employees in the new socioeconomic conditions.

Keywords: state service, state civil service, civil servant, state guarantees, motivation of state civil servants, stimulation of state civil servants.

For citation: Trofimova I.A. The concept and system of state guarantees in the civil service // Law and legislation. 2022;(7): 62—66. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-62-66. EDN: https://elibrary.ru/LKVNON.

Государственная служба представляет собой достаточно специфичный вид профессиональной деятельности [11].

Государственные гражданские служащие обладают особым правовым статусом, для которого характерна более сложная структура по сравнению с правовым статусом граждан РФ. Как правило, правовой статус государственных служащих рассматривается в научной литературе как «система правоустанавливающих элементов,

© Трофимова И.А. М., 2022.

включающая в свой состав права, обязанности, социально-правовые гарантии, запреты и ограничения, ответственность, выражающая установленные и обеспеченные государством меры должного и возможного поведения государственных служащих» [8].

В настоящее время государственная гражданская служба регламентируется целым комплексом нормативных правовых актов, большая часть которых носит подзаконный характер. В данный момент действует Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Феде-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2022

рации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ [2] (далее — Закон № 58-ФЗ), который впервые определил систему государственной службы, ее виды, а также вопросы взаимодействия различных видов государственной службы и муниципальной службы.

Во исполнение указанного Закона № 58-ФЗ в июле 2004 г. был принят Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ [3] (далее — Закон о государственной гражданской службе), положениями которого регламентируется государственная служба и все связанные с ней вопросы — от поступления на нее до ее прекращения, а также указанный нормативный акт регулирует вопросы поощрения и наказания, гарантий и стимулирования государственных гражданских служащих.

Гарантии на государственной службе представляют собой одну из важных составляющих правового статуса государственного служащего [10].

Следует сказать, что в научной литературе содержится большое количество определений рассматриваемого нами понятия. При этом, с точки зрения большинства ученых, вопрос, связанный с предоставлением государственным служащим гарантий, рассматривается как обязанность, которую государство должно неукоснительно соблюдать в отношении к рассматриваемой нами категории граждан.

Например, по мнению Ю.Н. Старилова, гарантии на государственной службе представляют собой способ «обеспечения качественного исполнения государственными служащими должностных обязанностей, реализации предоставленных им законом прав, соблюдения правоог-раничений» [13, с. 334]. Как полагает данный автор, это «установленные в законодательстве основные положения, характеризующие социально-правовую сторону статуса государственного служащего.

По мнению И.Н. Панина и Л.В. Вагиной, гарантии следует рассматривать в качестве средств, способов и условий, способствующих реализации государственными служащими их служебных прав и обеспечивающих выполнение ими служебных обязанностей. В качестве таковых ученые называют «финансовые, организационные, социальные и стимулирующие мероприятия, которые должно проводить государство для того, чтобы государственные служащие эффективно исполняли свои обязанности на службе» в течение всего ее срока [5, с. 47].

В свою очередь, в частности по мнению М.Д. Неупокоева, предоставление гарантий государственным служащим предназначено для того, чтобы нормально обеспечить их жизнь и поддерживать социально-профессиональный статус как самих служащих, так и их семьи [9, с. 5].

Необходимо отметить, что однозначной позиции в научной среде не сложилось не только относительно понятия гарантий государственных служащих, но также и по поводу их видов. Например, с точки зрения Е.В. Охотского, классифицироваться предусмотренные действующим законодательством РФ гарантии на государственной службе следует следующим образом:

«1) гарантии служебно-правовой защиты на период прохождения службы;

2) гарантии социально-экономического характера на период прохождения службы;

3) гарантии социально-бытового характера после окончания службы» [6, с. 42].

Не ставя перед собой цели в рамках настоящей статьи подробно анализировать существующие гарантии на государственной службе, отметим, что их сущность и правовая природа подтверждают важность данного элемента, являющегося неотъемлемой частью правового статуса государственных гражданских служащих. В связи с этим в главе 11 Закона о государственной службе содержится их подробный перечень.

Следует отметить, что действующее законодательство закрепляет понятие «гарантии». Оно содержится в ст. 164 Трудового кодекса РФ [1], в соответствии с которой под гарантиями понимаются средства, способы и условия, при помощи которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Исходя из выше указанного законодательно закрепленного понятия, соглашаясь с П.А. Пау-ловым и А.С. Егоровой, мы полагаем, что гарантии государственных служащих можно определить как «условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и надежную охрану деятельности служащего, учитывая определенные запреты и ограничения на службе» [10].

Данные гарантии не только стабилизируют материальное положение служащих, но и защищают их от каких-либо внешних субъективных факторов, негативно сказывающихся на их жизнедеятельности. Все это в совокупности благоприятно сказывается на осуществлении ими их обязанностей, предусмотренных должностными инструкциями.

LAW & LEGISLATION • 07-2022

Действующее законодательство предоставляет государственным служащим самые разнообразные гарантии: это и правовая защита, и обеспечение безопасности всей семьи государственного служащего, а также обеспечение охраны их имущества и жилья.

Необходимо отметить, что гарантии, предоставляемые действующим законодательством государственным служащим, исполняющим свои должностные полномочия, представляют собой важнейший элемент и неотъемлемую составляющую их правового статуса, под которым понимается их положение в сложившейся в России системе общественных отношений.

Отсюда прямо следует, что гарантии государственных служащих — это система, призванная компенсировать их ограничения и запреты, а также ликвидировать обстоятельства, способные сделать их службу неэффективной.

Государство, предоставляя и законодательно закрепляя перечень гарантий и льгот для государственных служащих, тем самым стимулирует их к положительным результатов в профессиональной сфере. В свою очередь, государственные служащие стремятся к добросовестному и честному исполнению своих обязанностей, зная, что возложенные на них запреты и ограничения будут компенсированы со стороны государства.

В современных российских условиях применяются следующие методы стимулирования труда госслужащих:

■ материальные (денежные вознаграждения, социальный пакет, льготы);

■ нематериальные (возможность карьерного роста по службе исходя из категорий должностей, профессиональные конкурсы, дополнительный отпуск и проч.) [7].

Итак, под стимулированием следует понимать процесс воздействия на субъект посредством использования стимулов (внешних побудителей) с целью создания (генерации) у него мотивации к выполнению той или иной деятельности.

Основное отличие стимулирования и мотивирования заключается в том, что мотивация — это внутренние причины человека, вызванные внешними факторами, проявлять активность в трудовой деятельности.

А стимулирование — это побуждение к проявлению активности, как правило, со стороны руководства.

Таким образом, проведенный анализ показал, что законодательство, регламентирующее государственную службу, не содержит понятий

гарантий и стимулирования государственных служащих. Это, по нашему мнению, является пробелом действующего законодательства, зачастую приводящим к тому, что различные категории отождествляются между собой.

С целью устранения существующего пробела в данной части считаем целесообразным впредь до принятия специального закона, регламентирующего гарантии и стимулирование служащих, дополнить Закон № 58 «О системе государственной службы Российской Федерации» терминологическим и понятийным аппаратом, закрепив его в ст. 1.1, в которую среди прочих терминов включить следующие:

« ■ гарантии государственных служащих — это совокупность условий и средств, посредством которых происходит обеспечение фактической реализации и надежной охраны государственных служащих и их деятельности, призванные компенсировать возложенные на них в связи с государственной службой запреты и ограничения;

■ стимулирование государственных служащих — это процесс воздействия на государственных служащих посредством использования стимулов (внешних побудителей) с целью создания (генерации) у них мотивации к выполнению профессиональной служебной деятельности».

Следующей проблемой, по справедливому утверждению А.С. Санаева, является то, что гарантия установления равных условий оплаты труда государственных служащих в больше степени «является декларацией, поскольку условия оплаты труда могут довольно сильно различаться на федеральной государственной и региональной службе» [12]. И это действительно так.

Кроме того, установление системы оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от эффективности и результата их работы, а также существенный разрыв между оплатой труда младших и высших чинов государственных служащих (в 3 — 3,3 раза) неизбежно влекут за собой возникновение следующих негативных последствий:

■ нарушение принципа единых условий прохождения государственной службы;

■ отсутствие мотивации к эффективному и добросовестному исполнению своих должностных обязанностей;

■ профессиональные кадры уходят с государственной службы;

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2022

■ повышение риска образования и участия государственных служащих в коррупционных схемах и теневом бизнесе [4].

Следует отметить, что проблемы в реализации гарантии установления равных условий оплаты труда государственных служащих предопределяют закрепленное за органами власти субъектов РФ право самостоятельного установления элементов, входящих в денежное содержание государственных служащих, а также отсутствие законодательного механизма обоснования дополнительных финансовых поощрений и их максимально допустимый размер.

Не менее декларативной, на наш взгляд, является такая гарантия, как сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей государственной гражданской службы.

В свете рассматриваемого вопроса нельзя не обратить внимание и на то, что в действующем законодательстве отсутствуют специальные механизмы, направленные на реализацию закрепленных в отношении государственных служащих гарантий.

Одним из современных путей совершенствования системы стимулирования, на наш взгляд, является также введение регулярного мониторинга мнения государственных служащих. Он может осуществляться в форме анкетирования или опроса. Его результаты позволят выявить скрытые проблемы и потребности государственных служащих, а мероприятия по усовершенствованию существующей системы стимулирования служащих будут основываться на полученных в ходе мониторинга сведениях.

Список источников

1. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.06.2021) // http://www.consultant. ru/ document/cons_doc_LAW

2. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от

27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

3. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от

27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

4. Бушуева Н.В. Основные направления со-вершбенствования деятельности по реализа-

ции государственных гарантий гражданских служащих / Н.В. Бушуева, А.Н. Бродунов // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 32. С. 694-700.

5. Вагина Л.В. Актуальные проблемы реформирования государственной службы Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: Изд-во РАГС, 2006.

6. Государственная служба: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.В. Охотский [и др.]. Под ред. Е.В. Охотского. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019.

7. Иванова Е.Ю. Анализ и совершенствование системы стимулирования служащих на государственной гражданской службе / Е.Ю. Иванова, Я.Ю. Радюкова / / Вестник Самарского муниципального ин-та управления. 2021. № 1. С. 27-34.

8. Мифтяхов Р.Х. Правовой статус государ -ственных служащих // Инновационные науч. исследования. 2021. № 1-2 (3). С. 93-105.

9. Неупокоев М.Д. Социальные гарантии государственных гражданских служащих: социологический анализ: Дис. ... канд. соц. наук. М., 2004.

10. Паулов П.А. Принципы реализации гарантий на государственной и муниципальной службе / П.А. Паулов, А.С. Егорова // Дневник науки. 2021. № 6 (54).

11. Росс С.Р. Совершенствование системы мотивации и стимулирования персонала в государственных органах власти / С.Р. Росс, Е.М. Редина, Н.В. Батищева // Парадигма. 2021. № 1. С. 40-42.

12. Санаев А.С. О соблюдении принципа соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий государственных гражданских служащих и муниципальных служащих в законодательстве города Москвы // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 20. С. 18-23.

13. Старилов Ю.Н. Служебное право: Учебник. М.: Бек, 1996.

References

1. The Labor Code of the Russian Federation № 197-FZ dated 30.12.2001 (as amended on 28.06.2021) // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW

2. Federal Law «On the System of Public Service of the Russian Federation» dated 27.05.2003 № 58-FZ (ed. dated 02.07.2021) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

LAW & LEGISLATION • 07-2022

3. Federal Law «On the State Civil Service of the Russian Federation» dated 27.07.2004 № 79-FZ (as amended on 30.12.2021) // http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW

4. Bushueva N. V. The main directions of improving the implementation of state guarantees of civil servants / N.V. Bushueva, A.N. Brodunov // Innovations. The science. Education. 2021. № 32. Pp. 694-700.

5. Vagina L. V. Actual problems of reforming the civil service of the Russian Federation: Textbook. Moscow: RAGS Publishing House, 2006.

6. Civil service: Textbook and workshop for academic bachelor's degree / E.V. Okhotsky [et al.]. Edited by E.V. Okhotsky. 2nd ed., reprint. and additional M.: Yurayt, 2019.

7. Ivanova E. Yu. Analysis and improvement of the incentive system for employees in the state civil service / E.Yu. Ivanova, Ya.Yu. Radyukova // Bulletin of the Samara Municipal Institute of Management. 2021. № 1. Pp. 27—34.

8. Miftakhov R.H. The legal status of civil servants // Innovative scientific research. 2021. № 1-2 (3). Pp. 93-105.

9. Neupokoev M.D. Social guarantees of state civil servants: sociological analysis: Dis. ... Cand. of Social Sciences. M., 2004.

10. Paulov P.A. Principles of the implementation of guarantees in the state and municipal service / P.A. Pavlov, A.S. Egorova // Diary of Science. 2021. № 6 (54).

11. Ross S.R. Improving the system of motivation and stimulation of personnel in public authorities / S.R. Ross, E.M. Redina, N.V. Batishcheva // Paradigm. 2021. № 1. Pp. 40-42.

12. SanaevA.S. On compliance with the principle of correlation of the basic conditions of remuneration and social guarantees of state civil servants and municipal employees in the legislation of the city of Moscow / / Constitutional and municipal law. 2009. № 20. Pp. 18-23.

13. Starilov Yu.N. Service law: Textbook. M.: Bek, 1996.

Информация об авторе

Трофимова И.А. — кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и процесса

Information about the author

Trofimova I.A. — candidate of law, associate professor of administrative law and procedure

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 28.04.2022; одобрена после рецензирования 08.06.2022; принята к публикации 14.06.2022.

The article was submitted 28.04.2022; approved after reviewing 08.06.2022; accepted for publication 14.06.2022.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.