Научная статья на тему 'Понятие и проблемы коррупции в образовательной сфере'

Понятие и проблемы коррупции в образовательной сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
107
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / КОРРУПЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ / ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ МЕРЫ / CORRUPTION / EDUCATION / CORRUPTION IN EDUCATION / BRIBERY / THE TEACHER / PREVENTING MEASURES IN CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рамазанова Ширин Джамалутдиновна, Ибрагимова Анжела Магомедовна

В статье анализируется коррупция как социально-правовое явление, выявляются ее причины и последствия. Рассмотрены проблемы коррупции в России и эффективность противодействия данному явлению. Анализируется многообразие проявлений коррупции в вузах. Изучены отдельные проблемы коррупции в образовательной сфере, вскрыты причины и формы ее проявления. Показана общественная опасность этого явления для высшей школы и в целом для развития российского общества. Рассмотрены предположительные меры противодействия коррупции.The article analyzes corruption as a social and legal phenomenon, identifies its causes and consequences. The article considers the problems of corruption in Russia and the effectiveness of its counteraction. The article analyzes the variety of manifestations of corruption in higher education institutions. The author studies some problems of corruption in the educational sphere, reveals the causes and forms of its manifestation. The article shows the social danger of this phenomenon for higher education and for the development of Russian society in General. The article considers the possible measures to counter corruption.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие и проблемы коррупции в образовательной сфере»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10227

ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ

______w _ _ _

в образовательной сфере

Ширин Джамалутдиновна РАМАЗАНОВА, магистрант кафедры уголовного права Дагестанского государственного университета E-mail: 89882004643rr@gmail.com

Коррупция является актуальной проблемой современной России, и борьба с этим негативным феноменом ведется бескомпромиссная и последовательная. За последнее время реализован ряд резонансных задержаний высокопоставленных чиновников.

Коррупция представляет собой серьезную угрозу национальной безопасности любого государства, оказывает дестабилизирующее влияние на все сферы деятельности общества и личности1.

Коррупция стимулирует незаслуженное перераспределение средств в пользу некоторых корпоративных и общественных групп за счет наиболее уязвимых социальных сфер. Коррупция ведет к масштабному вытеснению граждан из сферы бесплатных обязательных услуг, главным образом, в сфере образования, что законо-

Анжела Магомедовна ИБРАГИМОВА, доцент кафедры уголовного права Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук E-mail: manami87@mail.ru

мерно способствует повсеместным нарушениям конституционных прав граждан2.

Образование в России является доступным для всех граждан на равных условиях, что закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 43), где говорится: «Каждый имеет право на бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование, а также вправе на конкурсной основе получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении».

Именно качественное образование реализует возможность усвоить культурные богатства, накопленные человеком за его долгую историю, а самое главное — развить творческие навыки в каком-либо виде деятельности. Но в настоящее время система образования имеет ряд проблем, одной из которых выступает коррупция.

Научная специальность: 12.00.09 — уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

Аннотация. В статье анализируется коррупция как социально-правовое явление, выявляются ее причины и последствия. Рассмотрены проблемы коррупции в России и эффективность противодействия данному явлению. Анализируется многообразие проявлений коррупции в вузах. Изучены отдельные проблемы коррупции в образовательной сфере, вскрыты причины и формы ее проявления. Показана общественная опасность этого явления для высшей школы и в целом для развития российского общества. Рассмотрены предположительные меры противодействия коррупции.

Ключевые слова: коррупция, образование, коррупция в образовании, получение взятки, преподаватель, антикоррупционные меры.

Annotation. The article analyzes corruption as a social and legal phenomenon, identifies its causes and consequences. The article considers the problems of corruption in Russia and the effectiveness of its counteraction. The article analyzes the variety of manifestations of corruption in higher education institutions. The author studies some problems of corruption in the educational sphere, reveals the causes and forms of its manifestation. The article shows the social danger of this phenomenon for higher education and for the development of Russian society in General. The article considers the possible measures to counter corruption.

Keywords: corruption, education, corruption in education, bribery, the teacher, preventing measures in corruption.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2020

Коррупция является симптомом социально-экономической нестабильности в современной России. В связи с этим многие представители современной молодежи считают, что залогом успешного поступления в высшее учебное заведение выступают не личностные качества и заслуги человека, а его материальное положение, которое гарантирует поступление и поможет учиться в дальнейшем3.

К коррупции в сфере образования относятся:

■ продажа дипломов в сети Интернет;

■ денежные поборы в школе;

■ материальное вознаграждение за экзамены и зачеты в сфере высшего и среднего профессионального образования;

■ хищение средств из бюджета и т.д.

В статье «Образование и коррупция» С.Р. Хай-неман дает характеристику системе образования, свободной от коррупции:

■ одинаковая возможность получения образовательных услуг;

■ прозрачность образовательных программ;

■ честность и прозрачность критериев выбора высшего образования;

■ прозрачность процедуры аккредитации;

■ честность при получении образовательных услуг и товаров;

■ высокий профессионализм людей, оказывающих образовательные услуги4.

На сегодняшний день подавляющее большинство молодых людей не стремится реализовать себя с максимальной полезностью для общества, выбрав соответствующую профессию. Однако посредством родительской агитации они вступают на следующую социальную ступень, не имея тяготения к предложенной родителями будущей профессии. В процессе обучения у студентов возникают проблемы с учебой в силу различных обстоятельств. В свою очередь, подавляющее число работников вузов, пользуясь своим должностным положением, оказывают студентам «медвежью услугу», которая впоследствии, в случае получения последними диплома, негативно сказывается как на деятельности государства, так и на обществе в целом.

Отметим, что данная проблема не лежит на поверхности, она намного глубже, чем кажется. Дело в том, что, оказывая такую услугу, преподаватели либо другие должностные лица вуза формируют сознание студентов таким образом, что коррупция для них становится нормальной составляющей общественных отношений. Создавая угрозу обществу и государству, думая ис-

ключительно о собственной выгоде, то или иное лицо, являющееся взяткополучателем, не отдает себе отчета о последствиях своих действий.

Итак, коррупция в системе образования — это негативное явление, которое порождает большие проблемы в современном образовании. Она разрушает устои общества и создает угрозы его развитию.

Исходя из вышеуказанных причин, целесообразно предложить следующие методы борьбы с коррупцией в образовании5.

Во-первых, повысить заработную плату работникам образования, в силу чего статус преподавателя в обществе поднимется на более высокую ступень. Более того, появится конкуренция на должность того или иного преподавателя, что обусловит повышение качества образования.

Во-вторых, не раз отмечалась важность антикоррупционного просвещения учащихся, осведомленность же педагогических работников о запретах в этой области презюмировалась. Практика диктует необходимость охвата антикоррупционным просвещением всех субъектов образования.

В-третъих, актуально поднять вопрос о нравственном облике преподавателя6. Многие коррупционные проявления не могли бы иметь место, если бы педагог пресекал их в зародыше. Кстати, Федеральный закон «О противодействии коррупции» устанавливает ответственность за нарушение обязанности уведомлять о склонении к совершению коррупционных правонарушений (ч. 3 ст. 9).

В-четвертых, существенных изменений требует система приема в учебные заведения. Необходимо проведение контрольного собеседования при принятии абитуриента в вуз.

В-пятых, следует донести до учащегося мысль, что «покупное образование» не гарантирует работы. Студент, поступивший в вуз и проучившийся там в среднем 4 — 5 лет за взятки, не в состоянии показать на своем рабочем месте хоть сколько-нибудь достойных знаний.

Таким образом, появится некая золотая середина, согласно которой повысится ответственность за коррупционную деятельность, а намеки о ней будут жестко пресекаться в форме увольнения; при этом на преподавательские места будет конкурс и заработная плата преподавателя составит достаточно существенную сумму.

В-шестых, требуется более тщательный контроль со стороны правоохранительных органов, высших должностных лиц учебных заведений, а также создание внутри каждого вуза специаль-

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2020

ного антикоррупционного отдела, подчиняющегося напрямую правоохранительным органам, и, как следствие, формирование такого сознания, при котором вести коррупционную деятельность будет неприемлемо.

Но несмотря на все эти методы, вопрос: «Можно ли полностью победить коррупцию?» остается открытым.

Многое зависит и от молодых людей, которые не понимают, что именно с качеством образования, с качеством знаний связано их будущее.

1 Мартыненко Б.К. Противодействие коррупции в муниципальном образовании // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 1 (92). С. 44.

2 Кислый O.A. Коррупция как реальная угроза национальной безопасности // Закон и право. 2017. № 12. С. 28.

3 Киселев Б.Н. Проблема коррупции в современном образовании // Ломоносовские чтения — 2017: Матер. Всерос. молодеж. науч.-практ. конф. (с международным участием) / Отв. ред. Н. Стожко, Б.И. Бортник, И.В. Гордеева. М., 2018. С. 104.

4 Хайнеман С.Р. Образование и коррупция // Народное образование. 2004. № 9. С. 28.

5 Воронцов С.А., Понеделков A.B., Буров A.B. Основы противодействия коррупции: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д.: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2016.С. 84.

6 Денисова-Шмидт Е. Коррупция в российском высшем образовании // Russian Analytical Digest. 2017. № 191 //

URL: https://newtonew.com/opinion/corruption-edu-cation (Дата обращения: 25.03.2020)

Библиографический список

1. Воронцов С.А., Понеделков A.B., Буров A.B. Основы противодействия коррупции: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д.: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2016.

2. Денисова-Шмидт Е. Коррупция в российском высшем образовании // Russian Analytical Digest. 2017. № 191 // URL: https://newtonew.com/ opinion/corruption-education (Дата обращения: 25.03.2020)

3. Киселев Б.Н. Проблема коррупции в современном образовании // Ломоносовские чтения — 2017: Матер. Всерос. молодеж. науч.-практ. конф. (с международным участием) / Отв. ред. Н. Стожко, Б.И. Бортник, И.В. Гордеева. М., 2018. С. 104—106.

4. Кислый O.A. Коррупция как реальная угроза национальной безопасности // Закон и право. 2017. № 12. С. 28—30.

5. Мартыненко Б.К. Противодействие коррупции в муниципальном образовании // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 1 (92). С. 44—46.

6. Хайнеман С.Р. Образование и коррупция // Народное образование. 2004. № 9. С. 28—37.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.