Научная статья на тему 'Понятие и признаки предпринимательской деятельности, связанной с использованием природных ресурсов'

Понятие и признаки предпринимательской деятельности, связанной с использованием природных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1685
508
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / BUSINESS ACTIVITIES / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ / USE OF NATURAL RESOURCES / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / ENTREPRENEURSHIP IN THE FIELD OF NATURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Будникова Юлия Евгеньевна

В статье рассмотрены теоретические основы предпринимательской деятельности, связанной с использованием природных ресурсов. Впервые сформулировано понятие предпринимательской деятельности в сфере использования природных ресурсов, а также раскрыты основные принципы, на которых базируется данный вид деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept and characteristics of business activities associated with the use of natural resources

This article describes the theoretical basis of the business activity related to the use of natural resources. There were first formulated the concept and the main principles of the business activities in the sphere of using the natural resources in this article.

Текст научной работы на тему «Понятие и признаки предпринимательской деятельности, связанной с использованием природных ресурсов»

Ю.Е. Будникова

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ*

Предпринимательская деятельность в России после долгого перерыва стала возрождаться на рубеже 80-х-90-х гг. прошлого столетия. Возрождение предпринимательства в Советском Союзе связано с принятием законов СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1986 г.), «О кооперации в СССР» (1988 г.), «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» (1991 г.). В связи с глобальными политическими и экономическими преобразованиями в стране, с развитием рыночной экономики и зарождением предпринимательства существенно менялось правовое регулирование хозяйственной деятельности. Произошло бурное обновление законодательства. Позже были приняты такие законы, как Закон о собственности, Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий, Закон об иностранных инвестициях и многие другие законодательные акты, регулирующие хозяйственную деятельность.

Провозглашение многообразия форм собственности, прежде всего частной, дало импульс развитию предпринимательской деятельности, которая осуществляется в различных отраслях экономики: в промышленности, строительстве, на транспорте, в лесном и сельском хозяйстве и т.д. Особенности такой деятельности и складывающихся на ее базе отношений определяются характером ведения производства, выполнения работ, оказания услуг и использования имущества.

В настоящее время в стране ведется большая работа по развитию минерально-сырьевого сектора экономики, использованию иных природных ресурсов. По мнению экономистов1, превращение

* Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором С. С. Занковским.

1 Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2011 г. / Под ред. А.А. Аузана, С.Н. Бобылева. М., 2011. С. 117.

87

Труды Института государства и права Российской академии наук. № 2/2014.

российской экономики в экспортно-сырьевую хорошо видно на примере сырьевой структуры экспорта. Подавляющую часть экспортного потенциала Российской Федерации составляют природные ресурсы, в основном энергетические, активно воздействующие на окружающую среду (энергетика, металлургия).

Предпринимательская деятельность, связанная с использованием природных ресурсов, подразделяется на две разновидности, первая из которых связана с прямым использованием природных ресурсов, а вторая - с косвенным (например, потребление для производства товаров электроэнергии, выработанной с использованием водных ресурсов).

Правовое регулирование отнесенного нами к первой разновидности предпринимательства распадается на законодательство о предпринимательстве и природоресурсное законодательство, что предопределяет разобщенность научных исследований такого предпринимательства. Между тем комплексный подход к нему необходим уже по той причине, что потребляющий природные ресурсы бизнес требует особых доктринальных подходов и специального регулирования.

Отсюда и возникла задача определить его понятие и признаки.

Рассматривая данный вопрос, в первую очередь необходимо обратить внимание на общее понятие предпринимательской деятельности.

В числе конституционных прав и свобод человека и гражданина закреплено право каждого «на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности» (ст. 34 Конституции РФ). Отсюда вытекает, что предпринимательская деятельность представляет собой составную часть более ши-

2

рокого понятия - экономической деятельности .

Предпринимательство - такая система хозяйствования, при которой главным ее субъектом является предприниматель как движущая сила и посредник. Он рационально соединяет материальные и людские ресурсы, организует процесс воспроизводства и управляет ими на основе предпринимательского риска, экономической

2 См.: Белых С.В. Экономическая деятельность как конституционно-правовая категория: понятие, признаки // Бизнес, менеджмент и право. 2006. № 3. С. 44-47.

ответственности за конечный предпринимательский результат -получение прибыли3.

Российское законодательство содержит легальное определение предпринимательской деятельности. Согласно Гражданскому кодексу РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ4).

Однако в приведенном определении нет упоминаний о производстве и об ответственности предпринимателя, о чем говорилось в ст. 1 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»5, в которой впервые было сформулировано понятие

предпринимательской деятельности. В связи с указанными заме-

6

чаниями в доктрине сложилось следующее определение : предпринимательской является деятельность по производству продукции, выполнению работ и оказанию услуг, которая характеризуется основными признаками:

получение прибыли как цель деятельности; самостоятельность предпринимателя; предпринимательский риск; ответственность предпринимателя;

осуществление деятельности лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей.

Указанные признаки характеризуют любой вид предпринимательской деятельности, связанной как с производством, выполнением работ, оказанием услуг, так и с продажей товаров и пользованием имуществом, при этом и таким имуществом, как природные ресурсы.

Вопрос о понятии предпринимательства не может быть раскрыт без характеристики принципов предпринимательского права.

3 См.: Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М., 2012. С. 21.

4 СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

5 Ведомости РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418.

6 См.: Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского. М., 2006. С. 21.

Основополагающими началами правового регулирования предпринимательской деятельности (основными принципам) являются: свобода предпринимательской деятельности; юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности;

свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;

получение прибыли как цель предпринимательской деятельности;

законность в предпринимательской деятельности; сочетание частноправовых и публично-правовых начал в предпринимательском праве;

единство экономического и правового пространства; государственное регулирование предпринимательской деятельности.

Остановимся подробнее на одном из перечисленных принципов - получение прибыли как цель предпринимательской деятельности. В этом состоит одно из основных отличий предпринимательства от иных видов хозяйственной деятельности. В условиях плановой экономики также учитывалась прибыль предприятия, но получение прибыли не было целью хозяйственной деятельности, а являлось лишь показателем ее эффективности. В современных условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции прибыль является главным критерием деятельности для бизнеса. Прибыль -это основной стимул, генератор предпринимательства.

При этом речь идет не о разовом, а о систематическом получении прибыли, когда предпринимательская деятельность ведется в виде промысла, регулярно; совершение разовой или нескольких сделок еще недостаточно для отнесения деятельности к предпринимательской. Направленность деятельности на систематическое получение прибыли, согласно легальному определению предпринимательской деятельности, и есть основная ее цель.

Но, как отмечает С. С. Занковский, направленность предпринимательства на получение прибыли не означает, что прибыль -обязательный результат. Получению прибыли могут помешать риски, хотя работа в убыток далеко не всегда связана с ними, она может быть обусловлена политикой фирмы, сознательно идущей на потери в интересах освоения новых технологий. Поэтому было бы ошибкой смотреть на прибыль как на неотъемлемого спутника

предпринимателя. Конечно, его деятельность направлена на получение прибыли, иначе она потеряла бы всякий бизнес-смысл, пре-

7

вратившись, разве что в дорогое развлечение .

Принцип свободы предпринимательской деятельности получил свое закрепление в Конституции РФ (ст. 8, 34, 35, 74, 75 и др.). В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Этот принцип также получил развитие в ГК РФ и в других законодательных актах. Он означает право предпринимателя вести свое дело в любой сфере предпринимательства, в любой из организационно-правовых форм, с использованием любых видов имущества и т.д. Однако эта свобода не безгранична. Федеральными законами она может быть ограничена в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. В частности, свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных ее видов, обязательной сертификацией.

Следующий принцип юридического равенства различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности, закреплен в Конституции РФ (ст. 8, 9, 34, 35). В соответствии со ст. 8 Конституции РФ «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии и ограничения для тех или иных форм собственности, для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.

Вместе с тем достаточно велик еще объем имущества, используемого в хозяйственной деятельности государственными и муниципальными унитарными предприятиями. Составляющими государственного сектора экономики являются также акции акционер-

7 См.: Занковский С.С. Общие положения о предпринимательских договорах: Учеб. пособие. М., 2003. С. 11.

ных обществ, созданных в процессе приватизации, находящиеся в собственности РФ или субъектов РФ.

Принцип равенства форм собственности предполагает установление в основном единого правового режима имущества предприятий различных форм собственности и равную правовую защиту их имущества. Однако это не исключает особенностей правового регулирования деятельности предприятий различных форм собственности. Частноправовые и публично-правовые элементы в регулировании хозяйственной деятельности государственных и частных предприятий проявляются в разной степени. Применительно к государственным предприятиям в большей мере выражен публично-правовой характер регулирования отдельных вопросов их деятельности. Но в принципе правовое регулирование деятельности предприятий в основе своей является единым независимо от форм собственности.

С данным принципом тесно связан принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности, который раскрывается в ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, где не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Важную роль в осуществлении рассматриваемого принципа играет антимонопольное законодательство, которое предусматривает, что противоправная монополистическая деятельность может проявляться даже в деятельности одного хозяйствующего субъекта или по согласованию между несколькими субъектами, например, путем заключения договоров о разделе рынков, об установлении или поддержании цен, об ограничении доступа на рынок и др.

Абсолютно логичным представляется принцип законности в предпринимательской деятельности, который означает, что предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законов и подзаконных нормативных правовых актов. Не менее важной представляется обязанность государства обеспечить законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство.

Столь же важным является принцип единства экономического и правового пространства, т.е. «свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств» на всей территории РФ, закрепленный в Конституции РФ (ст. 8, 74), согласно которому на террито-

рии РФ не допускается установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Не менее очевидна необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности. В условиях командно-плановой экономики в СССР применялись административные формы и методы государственного регулирования хозяйственной деятельности. При переходе России к рыночным условиям хозяйствования потребовался пересмотр системы государственного регулирования экономики, замены прямых административных мер на косвенные экономические.

Однако в России до сих пор отсутствует обобщающий законодательный акт, посвященный государственному регулированию экономики. Об этом уже неоднократно писалось в научной литературе как юридической , так и экономической.

И.В. Дойников обоснованно отмечает, что для модернизации российской экономики наука предпринимательского (хозяйственного) права должна выработать правовые основы национально ориентированной промышленной политики, включающие в себя энергетическую, транспортную, аграрную и другие виды экономической политики .

По мнению В.П. Орешина10, необходимость разработки и принятия закона «О государственном регулировании экономики» связана, с одной стороны, с потребностью упорядочения законодательных актов по вопросам регулирования экономических взаимоотношений, а с другой - в целях более эффективного налаживания процесса государственного вмешательства в экономику.

В настоящее время только отдельные элементы такого регулирования разбросаны по ряду федеральных законов и множеству

11

подзаконного нормативного материала .

8 См.: Занковский С.С. Указ. соч. С. 5.

9 См.: Дойников И.В. Проблемы предпринимательского (хозяйственного) права в материалах Первого Российского экономического конгресса // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес в России и за рубежом». 2010. № 2. С. 8.

10 См.: Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. Учебн. пособие для высших учебных заведений экономического профиля. М., 1999.

11 См.: Занковский С.С. Предпринимательские обязательства. М., 2012. С. 5.

Как уже отмечалось выше, использование природных ресурсов в предпринимательских целях осуществляется как непосредственно, так и косвенно. Что это означает?

Существуют такие виды деятельности, как, например, добыча минерального сырья, других полезных ископаемых, использование водных ресурсов, включая подземные воды, заготовка древесины, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, рыболовство, добыча объектов животного мира и т.д. Это означает, что предпринимательская деятельность связана непосредственно с изъятием какого-либо природного объекта из экосистемы для получения прибыли от реализации этих природных ресурсов, так называемая природоэксплуатирующая деятельность.

Наряду с этим возможно и косвенное использование природных объектов, например, использование водных объектов для производства электрической энергии, инженерно-геологических изысканий, строительства и эксплуатации подземных сооружений, которое влечет за собой физическое нарушение почво-растительного покрова, грунтов, природных ландшафтов, в северных регионах -нарушение естественного режима многолетнемерзлых грунтов, а также осуществления рекреационной деятельности, для которой природная среда является только местом предпринимательской деятельности, т. е. когда хозяйственная деятельность не приносит доход от реализации природного ресурса, но косвенно воздействует на состояние природного объекта и окружающей среды в целом. По степени такого воздействия на окружающую природную среду можно классифицировать предпринимательскую деятельность в сфере природопользования на категории.

Принципы права природопользования, в свою очередь, диктуют особый правовой режим использования объектов предпринимательства и накладывают определенные ограничения на предпринимательство.

Рассмотрим, что представляет собой право природопользования.

Как отмечает В.В. Петров, использование природы представляет собой экономические отношения между людьми по поводу природных благ. Под природопользованием понимается использование полезных для человека свойств окружающей природной среды - экологических, экономических, культурных, оздоровительных. Отсюда в содержание природопользования входят различные

его формы - экономическая (ведущая форма), экологическая, куль-

12

турно-оздоровительная .

Названные формы природопользования осуществляются в двух видах использования природы: общего и специального природопользования.

Общее природопользование не требует какого-либо специального разрешения. Оно осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав, возникающих и существующих как результат их рождения и существования (пользование атмосферным воздухом, водой для питьевых, коммунально-бытовых и лечебно -оздоровительных нужд и т.д.).

Специальным природопользованием признается такое, которое реализуется гражданами и хозяйствующими субъектами на основе разрешений компетентных органов государства. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром (дикими животными и птицами и рыбными запасами), использование атмосферного воздуха.

Право природопользования может оцениваться в разных качествах: как правовой институт, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя. Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный правовой институт права природопользования. В праве природопользования под комплексным понимается такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) конкретного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная или иная деятельность в целом оказывают минимально возможное воздействие на окружающую природную среду. Комплексное природопользование обеспечивает возрастающие потребности общества за счет ресурсосбережения, рационального неис-тощительного использования всех природных ресурсов, восстановления / воспроизводства в интересах здоровья населения и социально-экономического развития качеств окружающей среды, пострадавших от антропогенной деятельности.

12 Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов. М., 1995. С. 143.

К основным принципам права природопользования относятся: рациональное природопользование;

экосистемный подход к регулированию природопользования; целевой характер пользования природными ресурсами; устойчивость права пользования природными ресурсами; платность специального природопользования. Принцип рационального природопользования и эффективного использования природных объектов отражает, по мнению Б.В. Ерофеева, возведенную в закон экономическую сторону эко-логопользования, выражающуюся в стремлении с минимальными затратами получать наибольший эффект от хозяйственной эксплуатации природных ресурсов, не нанося при этом экономического и

13

экологического вреда .

На современном этапе общественного развития проблема обеспечения рациональности природопользования все больше связывается с фактором ограниченности природы в выполнении функции жизнеобеспечения. Как следствие, решение этой проблемы видится путем установления научно обоснованных пределов использования (изъятия) природных ресурсов для удовлетворения экономических потребностей и пределов вредных химических, физических и биологических воздействий на природу, а также соответствующей системы показателей.

С. А. Боголюбов считает, что рациональное использование природных ресурсов предполагает учет законов природы и потенциальных возможностей окружающей среды (которые не безграничны, обладают верхним пределом, могут испытывать опасные перегрузки). Рационализм природопользования, по мнению названного автора, заключается в том, чтобы постоянно поддерживать такое состояние, когда возможно оптимальное воспроизводство природных ресурсов, когда не допускаются необратимые по-

14

следствия для окружающей среды .

Таким образом, сущность принципа рационального природопользования заключается в обеспечении изъятия (эксплуатации) природных ресурсов и вредного химического, физического и био-

13 См.: Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник для вузов. М., 2010. С. 81, 114.

14 См.: Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов. М., 1998. С. 60-61.

логического воздействия на природу в научно обоснованных пределах, определенных в экологическом законодательстве, при которых сохраняется устойчивость экосистем и в целом благоприятное состояние окружающей природной среды.

Следующий принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования теснейшим образом связан с принципом рационального использования природных ресурсов. Объективно он предопределяется взаимосвязью и взаимообусловленностью процессов и явлений в природе. Другими словами, при использовании одного природного ресурса, например недр, может оказываться вредное воздействие на почвы, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир. Его содержанием являются правовые требования о предупреждении, недопущении причинения вреда в процессе использования конкретного природного ресурса другим природным объектам и окружающей среде.

Применительно к праву природопользования этот принцип закрепляется в основном через регулирование обязанностей приро-допользователя. Так, природопользователь обязан не допускать причинения вреда окружающей среде.

Общим для земельного, горного, водного и других природоре-сурсных отраслей права является принцип целевого использования природных ресурсов. При предоставлении земельных участков, участков недр, водных объектов и лесных участков в пользование всегда обязательно фиксируется цель, назначение, для которых предоставляются указанные участки. Поэтому использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается законодательством как правонарушение и служит основанием для принятия решения о приостановлении или прекращении права пользования.

Принцип устойчивости права природопользования заключается в основном в том, что природные объекты предоставляются обычно либо в бессрочное пользование, либо на длительный срок (воды, леса, недра), а право пользования ими может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе. Это создает пользователю необходимые условия для осуществления его деятельности, гарантирует соблюдение его интересов, связанных с природопользованием.

Принцип платности природопользования заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить

пользование соответствующим видом природного ресурса. При этом платить необходимо как за пользование, так и за негативное воздействие на окружающую природную среду.

Общее природопользование, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его субъектов безвозмездным.

Как уже отмечалось выше, предпринимательская деятельность в сфере использования природных ресурсов делится на деятельность, связанную с прямым использованием природных ресурсов, и деятельность, косвенно использующую природный объект и оказывающую воздействие на окружающую среду.

Возьмем, к примеру, нефтегазодобывающую промышленную деятельность. Минерально-сырьевой комплекс является высокодоходным бизнесом, а также существенным источником доходов государственного бюджета. При этом экологически вредное воздействие отрасли выражается в следующем:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

химическое загрязнение почв, грунтов, поверхностных и подземных водных объектов, недр, атмосферного воздуха добытым сырьем, веществами и химическими реагентами, используемыми при бурении скважин, буровыми и технологическими отходами;

снижение объема и качества полезных ископаемых вследствие нарушения технологии добычи, обводнения, пожаров и других факторов;

изъятие водных ресурсов;

нарушение температурных режимов геологических процессов, развитие экзогенных геологических процессов: эрозии, заболачивания, просадок, оползней, появление сейсмичности;

изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции.

Ущерб наносится всем видам природных компонентов - объектам охраны окружающей природной среды. В связи с этим возникает потребность проведения в отрасли комплекса мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование запасов полезных ископаемых и иных природных ресурсов, предотвращение и ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду.

В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения, что лучшим способом защиты природы является рациональность ее потребления.

Возвращаясь к принципу рационального природопользования, необходимо отметить, что данный принцип является не только основой регулирования охраны окружающей среды, но и одним из основополагающих начал при регулировании предпринимательской деятельности в сфере природопользования.

Между тем Закон об охране окружающей среды определяет использование природных ресурсов как эксплуатацию природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.

Таким образом, ключевым в трактовке принципа рационального природопользования стало признание необходимости обеспечить правовыми средствами приоритет экологического аспекта природопользования и выработать соответствующие правовые формы обеспечения учета и выполнения экологических требований при планировании и осуществлении хозяйственной и иной экологически значимой деятельности.

Соответственно можно констатировать тот факт, что любая хозяйственная (предпринимательская) деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и (или) воздействием на окружающую среду, ограничена рамками экосистемного подхода, т. е. осуществление хозяйственной деятельности возможно при условии соблюдения экологических требований - нормирования и стандартизации, оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологической экспертизы, лицензирования и т. д. В целом хозяйственная или иная деятельность должны оказывать минимально возможное воздействие на окружающую природную среду. Следовательно, получение прибыли ограничено рациональным природопользованием и экосистем-ным подходом.

В связи с этим необходимо отметить, что предпринимательская деятельность в сфере природопользования основывается, прежде всего, на принципе рационального использования природных ресурсов при осуществлении хозяйственной (предпринимательской) деятельности, который представляет собой научно обоснованную, спланированную эксплуатацию природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот без нанесения ущерба окружающей природной среде, платность за все виды негативного

воздействия на них, а также соблюдение экологических требований в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Другой принцип предпринимательства - свобода предпринимательской деятельности, как и принцип юридического равенства различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности, тоже имеет определенные ограничения.

В данном случае предпринимательская деятельность ограничена производностью права пользования природными ресурсами от права собственности на них государства и целевым назначением пользования природными ресурсами.

Дело в том, что, несмотря на провозглашенное Конституцией РФ равенство различных форм собственности, природные ресурсы являются национальным достоянием и многие из них находятся исключительно в государственной собственности. Например, согласно ст. 1.2 Закона РФ «О недрах»15 недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8 Лесного кодекса РФ). Согласно ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). Ряд других категорий земель могут находиться только в федеральной собственности - это земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, земельные участки, занятые объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и т. д.

Из этого следует, что субъект предпринимательской деятельности не всегда может обладать правом собственности на тот или иной природный объект либо территорию, что значительно ограничивает его свободу экономической деятельности.

Однако природные объекты, как уже отмечалось, предоставляются обычно либо в бессрочное пользование, либо на длительный срок (воды, леса, недра), а право пользования ими может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе. Это, в

15 Ведомости РФ. 1992. № 16. Ст. 834. 100

свою очередь, создает пользователю необходимые условия для осуществления его деятельности, гарантию его интересов, связанных с природопользованием, и снижение предпринимательского риска за счет устойчивости права пользования природными ресурсами.

Следующий немаловажный вопрос, который стоит перед предпринимателем-природопользователем, это платность природопользования и ответственность в виде возмещения вреда окружающей природной среде.

Как отмечал В.В. Петров, противостояние экономики и экологии - одна из узловых проблем охраны окружающей природной среды. При командно-плановой экономике ее пытались решить в основном путем применения административно-правовых методов воздействия на основе запретов, ограничений, мер уголовного и административного наказания. Если метод административно-правового воздействия исходит из отношений власти и подчинения, то экономический механизм опирается на материальную заин-

16

тересованность исполнителя в достижении реальной цели .

Сущность экономического механизма, обеспечивающего сохранение окружающей природной среды, заключается в применении методов социально-экономического воздействия на юридических и физических лиц, деятельность которых оказывает влияние на состояние природы, с тем чтобы побудить их выполнять требования законодательства об охране окружающей среды.

Экономические методы, как и административные, являются весьма эффективными способами формирования экологически обоснованного поведения, главным образом в процессе производственной деятельности. Однако степень их эффективности в значительной мере обусловлена состоянием экономического развития страны.

По справедливому мнению О.И. Крассова, идеальная модель экономического механизма охраны природы состоит в том, чтобы закрепить в праве такие условия взимания платежей, налогов и сборов, при которых предпринимателю значительно выгоднее выполнять все требования природоохранного законодательства,

17

нежели игнорировать их .

16 См.: ПетровВ.В. Указ. соч. С. 216.

17 См.: Крассов О.И. Экологическое право: Учебник. М., 2001. С. 242.

Именно поэтому эффективным средством является платность пользования соответствующим видом природного ресурса. Приро-допользователь сталкивается с двумя видами платы: за пользование природным объектом и за негативное воздействие на окружающую среду.

Плата за использование природных ресурсов устанавливается отдельно для каждого природного ресурса специальным законодательством, а также налоговым законодательством (земельный налог, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых и т. д.). Все платежи представляют собой налоги и сборы, арендную плату и плату за пользование по договору, а также государственную пошлину и разовые взносы за предоставление разрешения на тот или иной вид природопользования.

Следует отметить, что платность пользования природными ресурсами сочетается с ответственностью предпринимателя за нарушение природоохранных норм.

Ответственность за экологические правонарушения - сложный социально-экономический и юридический институт и соответственно имеет две формы: экономическую и юридическую. Экономическая базируется на правомерной деятельности и регулируется указанными выше экономическими методами, прежде всего материальной заинтересованностью загрязнителя в сокращении отходов (по принципу «загрязнитель платит»), и наступает не по факту правонарушения (как юридическая ответственность), а по факту причинения вреда. Это плата за негативное воздействие на окружающую среду.

В отличие от экономической ответственности основным условием наступления юридической ответственности является наличие экологического правонарушения.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности. Существует два способа возмещения вреда - в натуре (реальный) и в денежном выражении. При этом возмещается вред, нанесенный как здоровью человека, так и его имуществу.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно сформулировать следующее понятие предпринимательской деятельности в сфере использования природных ресурсов:

предпринимательская деятельность, связанная с использованием природных ресурсов, представляет собой разновидность предпринимательства, подчиняющуюся специальному (или особому) правовому режиму, в силу которого свобода предпринимательской деятельности ограничена производностью права пользования природными ресурсами от права собственности на них государства и целевым назначением использования природных ресурсов, где получение прибыли как основная цель бизнеса корреспондирует рациональному природопользованию и экосистемному подходу, предпринимательский риск снижен за счет устойчивости права пользования природными ресурсами, а плата за пользование сочетается с ответственностью предпринимателя за нарушение природоохранных норм.

Данная деятельность в сфере природопользования базируется на следующих принципах:

рациональное использование природных ресурсов при осуществлении хозяйственной (предпринимательской) деятельности;

свобода предпринимательской деятельности, ограниченная производностью права пользования природными ресурсами от права государственной собственности на них и целевым назначением использования природных ресурсов;

получение прибыли как цель предпринимательской деятельности основывается на рациональном природопользовании и эко-системном подходе;

законность в предпринимательской деятельности, в том числе соблюдение экологических требований и природоохранных норм;

снижение предпринимательского риска за счет устойчивости права пользования природными ресурсами;

государственное регулирование предпринимательской деятельности в сфере природопользования.

Экологическая ситуация, в которой приходится функционировать современной экономике, и сложившиеся сырьевые тенденции ее развития вызывают необходимость рассмотрения правовых проблем экономического развития под углом зрения требований сохранения окружающей природной среды.

В интересах комплексного правового подхода к предпринимательству, основанному на использовании природных ресурсов, целесообразно закрепить указанные понятие и принципы в уже упоминавшемся законе, посвященном государственному регулированию экономики.

О. В. Горская

РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА В СОВРЕМЕННОЙ

РОССИИ*

Размещение заказов для государственных и муниципальных нужд как особая сфера государственного регулирования всегда привлекало к себе повышенное внимание широкого круга лиц, состоящего как из заказчиков всех уровней, поставщиков (исполнителей, подрядчиков), принимающих активное участие в государственных и муниципальных торгах, так и представителей органов государственной власти, занимающихся координацией, развитием и контролем системы торгов, уполномоченных общественных организаций и членов научного сообщества, а также сторонних наблюдателей в целом.

Результатом столь пристального внимания к данной сфере явилось обострение дискуссии о повышении комплексной эффективности действующей в Российской Федерации системы размещения заказов, о приоритетных направлениях ее развития, о системности подхода к осуществлению размещения заказа на всех его стадиях, о проблемах, с которыми сталкиваются заказчики, поставщики (исполнители, подрядчики) и органы, осуществляющие контроль в сфере отношений, связанных с закупками.

Действовавший до 1 января 2014 г. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов для государственных нужд) с учетом подзаконных актов, принятых при

* Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором

С.С. Занковским.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.