9 См.: Федеральный закон от 29 июня 2013 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений чувств граждан» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 26, ст. 3209.
10 См.: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статью 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14, ст. 1642.
11 См.: Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 19, ст. 2309.
12 См.: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 52, ч. 1, ст. 6963.
13 См.: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 433-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 52, ч. 1, ст. 6998.
14 См.: Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 19, ст. 2302.
15 Доклад Уполномоченного по правам человека за 2013 г. // Российская газета. 2014. 9 апр.
16 См.: Модельный информационный кодекс для государств-участников СНГ: принят на 38-м Пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ Постановлением № 38-6 от 23 ноября 2012 г. URL : http://docs.pravo.ru/ (дата обращения: 13.05.2014).
Д.О. Тепляков, Р.Т. Рзаев
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЦЕНТРА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
В статье исследуется вопрос о регулировании статуса административного центра субъекта РФ, выявляются функции столицы субъекта РФ как определяющего признака административного центра субъекта Федерации.
Ключевые слова: административный центр субъекта РФ, столица, городской округ.
D.O. Teplyakov, R.T. Rzaev
THE NOTION AND CHARACTERISTICS OF ADMINISTRATIVE CENTER OF THE SUBJECT OF THE RUSSIA IN RUSSIAN LEGISLATION
The article is devoted to the researching the question of regulating the subjects of the RF' status of administrative center, the author clarifies functions of the subjects of the RF' capital as main characteristics of its centers.
Keywords: administrative center of the subject of the Russia, capital, city district
Термин «столица» используется в ст. 70 Конституции РФ по отношению к административному центру Российской Федерации. Республики, входящие в состав Федерации, и некоторые другие субъекты Федерации, например Псковская область1 и Забайкальский край2, также называют свои административные центры столицами. Наряду с названием «столица» законодательством
© Тепляков Дмитрий Олегович, 2014
Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права (Тюменский государственный университет); e-mail: [email protected]
© Рзаев Роман Теймурович, 2014
Студент 5 курса (Тюменский государственный университет); e-mail: [email protected]
субъектов Федерации используются термины «административный центр3», «административно-политический центр4», «областной центр5», «областной административный центр6».
В федеральном законодательстве, как правило, используется общая формулировка «административный центр (столица) субъекта Российской Федерации»7. Вместе с тем в некоторых законодательных актах РФ встречается формулировка «административные центры субъектов Российской Федерации»8 (далее - АЦСРФ).
Такое терминологическое разнообразие вносит неопределенность в понимание правого положения АЦСРФ. Нет единообразия и в способах, которыми определен статус административных центров. Примерно половина субъектов в своих конституциях и уставах даже не предусматривают необходимость принятия соответствующих законов, а правовой статус их административных центров определяется только уставами соответствующих муниципальных образований.
Законы субъектов РФ о статусе административного центра приняты как на основании норм конституций (уставов) субъектов РФ, так и при отсутствии в Уставе (Конституции) таких норм. При этом в ряде субъектов РФ (например, в Ивановской и Калининградской областях) законы признаны утратившими силу9. У трети субъектов РФ отсутствуют специальные законы об административных центрах, иногда такие законы принимаются формально. Законы многих субъектов РФ копируют принятый 15 апреля 1993 г. Закон РФ «О статусе столицы Российской Федерации»10 (в ред. от 26 июня 2007 г.), использующий понятие «функции столицы», однако без определения и раскрытия таких функций. Отсутствие законодательно закрепленных функций АЦСРФ снижает эффективность взаимодействия органов государственной власти РФ, субъектов Федерации ш и органов местного самоуправления и развития региональной политики. н
Чтобы дать определение административного центра субъекта России, не- С
а
обходимо разобраться с его основными признаками. В законах субъектов РФ о т
о
статусе административных центров под АЦСРФ понимается, во-первых, место к
о
нахождения высших и центральных государственных органов субъекта РФ, место о' возможного нахождения представительств иных субъектов РФ, субъектов ино- | странных федеративных государств, административно-территориальных образо- в ваний иностранных государств, а также территориальных органов федеральных нн
о
органов государственной власти с обязанностью предоставить помещения для Ю их размещения. Помимо «места нахождения» органов государственной власти и
субъектов Федерации, территориальных органов федеральных органов власти, с
к
другой основной чертой является то, что это территория соответствующего му- а ниципального образования - городского округа (за исключением городов Москвы д
_ Л)
и Санкт-Петербурга). Территория административных центров несет двойную | функциональную нагрузку. При этом территорией АЦСРФ считается территория № города в пределах его границ (все республики) или территория муниципального 99 образования (Хабаровский край, Волгоградская, Рязанская, Тюменская области)11. ) Порядок присвоения наименований и переименование административных 4 центров субъектов РФ установлен ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 18 декабря 1997 г. № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов»12. Наименование (переименование) закрепляется федеральными законами по представлениям органов государственной власти субъектов РФ.
Административные центры (столицы) в Российской Федерации осуществляют функции, направленные на развитии субъекта в целом: 93
1) обеспечение необходимыми условиями для проведения органами государственной власти межрегиональных и государственных мероприятий.
В абсолютном большинстве соответствующих законах субъектов закрепляется обязанность участвовать в организации проведения мероприятий путем создания необходимых условий, связанных с информационным обеспечением мероприятий, праздничным оформлением административного центра автономного округа, обеспечением культурной программы мероприятий, включая обеспечение необходимых дополнительных мер безопасности и правопорядка во время проведения мероприятий;
2) участие в разработке и осуществлении программ социально-экономического развития всего субъекта.
Разработка и реализация программ социально-экономического развития всего субъекта в первую очередь затрагивает центр. Во многих регионах принимаются целевые программы, программы отраслевого развития, в которых столичные регионы обозначаются как зоны опережающего развития;
3) создание благоприятных условий для организации и развития туризма.
Подавляющее большинство административных центров имеют многовековую
историю и являются центрами туризма, а также «транспортными воротами» всего региона. Развитие туризма и транспортной инфраструктуры субъектов Федерации способствует углублению межрегиональных и государственных связей, экономическому развитию региона в целом;
4) участие в осуществлении региональных и межрегиональных связей.
Осуществление региональных и межрегиональных связей — важнейшая со-
3 ставляющая экономической, политической и административной деятельности
~ субъекта Федерации. В связи с тем, что местом размещения органов государев
* ственной власти субъектов является административный центр, эта функция
| автоматически становится функцией административного центра13. В большин-
| стве всероссийских межмуниципальных организаций в основном представлены
| именно административные центры;
° 5) осуществление мероприятий, необходимых для развития инфраструктуры.
0
| В связи с преобладающей моноцентричностью социально-экономической
| структуры субъектов РФ развитие социальной, промышленной, транспортной, >§ образовательной и культурной инфраструктуры является важнейшей задачей | для административных центров (столиц) как зон максимальной концентрации | населения и производства14;
& 6) создание условий для повышения интеллектуального капитала региона.
Ввиду важности осуществляемых полномочий органов власти, расположен-§ ных на территории АЦСРФ, а также высокой концентрации производства и услуг § встает вопрос о развитии кадрового и интеллектуального капитала жителей
1 субъекта Федерации как потенциальных работников15;
| 7) формирование среды, максимально удобной для миграционных процессов.
АЦСРФ обладают повышенной социально-экономической и демографической привлекательностью, что в свою очередь способствует увеличению миграционных потоков. Недостатки правового регулирования данных отношений приводят к снижению комфортности проживания местного населения, а также повышению уровня преступности; 94 8) формирование положительного имиджа всего субъекта в целом.
АЦСРФ являются транспортными воротами и титульными населенными пунктами своих субъектов. Эти факторы выступают ключевыми при формировании имиджа субъекта Федерации16.
Итак, административный центр субъекта — это городской округ или город федерального значения, наделенные федеральными законами или законами субъектов столичным статусом, в котором располагаются органы государственной власти субъекта РФ и территориальные органы федеральных органов власти, а также выполняющие специальные функции, отражающие «столичный» статус города как экономического, транспортного, научного (учебно-образовательного), культурного (туристического), социального, демографического центра субъекта РФ.
Представляется необходимым закрепить соответствующие особенности осуществления местного самоуправления в административных центрах субъектов РФ в гл. 11 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления»17 (в ред. от 21 июля 2014 г.).
1 См.: Устав Псковской области от 12 апреля 2001 г. № 1-У // Губернские ведомости. 2001. № 11.
2 См.: О статусе административного центра (столицы) Забайкальского края: Закон Забайкальского края от 4 мая 2010 г. № 358-33K // Забайкальский рабочий. 2010. № 79.
3 См. : О статусе административного центра Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: Закон ХМАО - Югры от 8 апреля 2010 г. № 65-оз // Собр. законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. 2010. № 4, ст. 287.
4 См. : О бюджетно-налоговой политике города Краснодара на 2001 год и среднесрочную перспективу: постановление мэрии города Краснодара от 10 ноября 2000 г. № 2344 // Краснодарские известия. 2000. № 195.
5 См.: О статусе областного центра Томской области: Закон Томской области от 27 августа 1997 г. № 542 // Томский вестник. 1997. № 183.
6 См.: Устав (Основной закон) Тульской области: Устав Тульской области от 12 ноября 2001 г. № 265-ЗТО // Вестник Тульской областной Думы. 2001. № 9 (67).
7 См.: Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 46, ст. 5553.
8 См., например, п. 1 ч. 5 ст. 5 и п. 1 ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
9 См.: Сабаева С.В. Статус отдельных административно-территориальных единиц в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционные чтения. Вып. 5: Проблемы науки конституционного права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации / под ред. Т.Д. Зражевской. Воронеж, 2011. С. 11-13.
10 См.: Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 19, ст. 683; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 27, ст. 3213.
11 См.: Сабаева С.В. Указ. раб. С. 22.
12 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 51, ст. 5718.
13 См.: Местное самоуправление в современной России: аналитический доклад «Реализация законодательства Российской Федерации по вопросам местного самоуправления и основные проблемы развития местного самоуправления в современной России». М., 2005. С. 21.
14 См.: ИвановВ.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент: справочное пособие. М., 2012. С. 324.
15 См.: Горный М., Ошурков А. Основы муниципальной экономики / под ред. М. Горного и А. Ошуркова. М., 2010. С. 154.
16 См.: Кутафин О.Е.,Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2010. С. 118.
17 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822; Российская газета. 2014. 23 июля.