ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
1 2 Хасанов А.Л. , Гилманов Д.Р.
1Хасанов Айнур Ленарович - магистр;
2Гилманов Динар Радикович - магистр, кафедра экологического, трудового права и гражданского процесса, юридический факультет, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань
Аннотация: в статье рассматриваются различные точки зрения на понятие, правовую природу и принципы исполнительного производства в Российской Федерации. Исполнительное производство характеризуется как особая процессуальная деятельность, как институт и как учебная дисциплина. Предлагается выделять признаки исполнительного производства и определять исполнительное производство как самостоятельную отрасль права.
Ключевые слова: исполнительное производство, судебный пристав-исполнитель, Федеральная служба судебных приставов.
Значение процессуальных гарантий сводится к обеспечению соблюдения прав физических и юридических лиц в исполнительном производстве. Процессуальный порядок реализации прав и обязанностей участников исполнительного производства обязан соответствовать принципам, которые представляют совокупность нормативно закрепленных основных положений, определяющих сущность и содержание процессуальных отношений, возникающих в исполнительном производстве [1]. Вместе с тем для принципов как права в целом, так и исполнительного производства характерной чертой является императивность, исключающая возможность их применения при отсутствии их правового закрепления в процессуальных нормах исполнительного производства. Поскольку доктрина и законодательство об исполнительном производстве находятся в разработке, научном сообществе высказываются принципы исполнительного производства, закрепление которых возможно в будущем.
О.В. Еременко применительно к принципам гражданского процессуального права справедливо отмечает, что они «являются основой процессуальных гарантий защиты права в целом, прав и законных интересов взыскателя, заявителя и других заинтересованных лиц по неисковым производствам» [4].
Правовые гарантии субъектов исполнительного производства также обеспечиваются совокупностью принципов.
Вопрос о составе принципов и их содержании не имеет однозначного раскрытия в научных исследо-ваниях1. Существуют разные классификации, выделяются различные виды принципов, дается неединообразное толкование содержания отдельных принципов исполнительного производства.
Так, ст. 4 Закона об исполнительном производстве закрепила ряд основополагающих принципов исполнительного производства.
Законодательно закреплены принципы законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (ст. 4 Закона об исполнительном производстве).
Доктрина вместе с вышеназванными принципами также включает в себя принцип федерализма, сочетания отраслевой и территориальной организации исполнения; процессуальной активности судебного пристава-исполнителя; получения юридической помощи и иные.
Наряду с этим, нормативно закреплены принципы построения и функционирования системы государственной службы: федерализм, законность, единство правовых и организационных основ государственной службы, защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц (ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»2).
1 См.: Исаенкова О.В. К вопросу о принципах исполнительного права [5]; Панкратова Н.А. Система принципов исполнительного права [7]; Грицай О.В. Принципы современного исполнительного производства [2]; Улетова Г.Д. К вопросу о системе принципов исполнительного права [8]; Демичев А.А. К вопросу о принципах гражданского процессуального, арбитражного процесуального и исполнительного права [3].
2 Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с изм. от 11 ноября 2003 г., 6 июля 2006 г., 1 декабря 2007 г.) //СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
Поскольку Федеральная служба судебных приставов является органом исполнительной власти, а как следствие судебные приставы-исполнители находятся в статусе государственных гражданских служащих, детализация и раскрытие данных принципов содержится в специальном законодательстве.
Так, в ст. 4 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»3 предусмотрены следующие принципы гражданской службы:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, местожительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;
5) стабильность гражданской службы;
6) доступность информации о гражданской службе;
7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Данные принципы также применимы при осуществлении судебным приставом-исполнителем своих полномочий, что в свою очередь призвано обеспечить его самостоятельность, беспристрастность, справедливость по отношению к иным участникам исполнительного производства.
В научном сообществе при рассмотрении предусмотренных законодательством прав субъектов исполнительного производства выделяют следующую классификацию правовых принципов: общеправовые и специфические.
К общеправовым принципам традиционно относят принципы: законности, равноправия, целесообразности, справедливости. К свойственным для исполнительного производства принципам относятся: принцип диспозитивности, национального языка исполнительного производства, неприкосновенности личности должника, неприкосновенности минимума средств существования должника и членов его семьи, пропорциональности распределения взыскиваемых сумм между взыскателями.
Специфические принципы также играют существенную роль в понимании сущности исполнительного производства, а также в соблюдении прав субъектов исполнительного производства.
Принцип национального языка исполнительного производства является вытекающим из норм гражданского и арбитражного процессуального законодательства.
В соответствии с Конституцией РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
Федеральная служба судебных приставов, будучи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов, находится в подчинении Министерства Юстиции Российской Федерации. Поэтому в деятельности службы подлежит обязательному использованию государственный язык - русский.
В уголовном, гражданском, административном законодательстве допускается в предусмотренных законом случаях использование государственного языка субъекта Российской Федерации. В настоящий момент аналогичной нормы, распространяющейся на исполнительное производство, законом не предусмотрено. Однако, в перспективе видится целесообразным внесение соответствующих изменений.
Широкое толкование в науке получил принцип неприкосновенности личности должника. В частности, каждый имеет право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), достоинство личности охраняется государством (ст. 21 Конституции РФ), каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ). Перечисленные конституционные нормы являются основой принципа неприкосновенности личности должника.
В проекте Исполнительного Кодекса РФ заложены ряд новый принципов, анализ которых позволяет делать вывод об отношении их авторами проекта к категории специфических. В данном случае подразумеваются принципы поощрения добровольного исполнения и реальности принудительного исполнения.
3 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями от 2 февраля 2006 г., 2 марта, 12 апреля, 1 декабря 2007 г., 29 марта 2008 г.) // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
Ученым сообществом дается различный анализ вышеназванных принципов. В соответствии со ст. 9 проекта Исполнительного кодекса РФ принцип поощрения добровольного исполнения означает, что принудительное исполнение исполнительного документа осуществляется лишь в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в установленный законом срок для добровольного исполнения. В абз. 2 этой же статьи проекта предусмотрено, что должник, в установленный законом срок добровольно исполнивший требования исполнительного документа, освобождается от уплаты исполнительского сбора.
Проблема правовых поощрений в общей теории права рассматривается в соотношении с категорией правовых стимулов4. Роль поощрения сводится к общественным функциям, которое побуждает совершать действия, хоть и не носящие обязательный характер по действующему законодательству, однако ожидаемые и социально значимые для общества.
Таким образом, система исполнительного производства основывается на широком спектре принципов. В перспективе данные принципы должны быть закреплены в кодифицированном законодательстве, а также найти отражение в судебной и внесудебной практике.
Список литературы
1. Валеев Д.Х. Принципы защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве // Ученые записки Ульянов. гос. ун-та. Государство и право: проблемы, поиски решений, предложения. Вып. 2 (12) / Под ред. А.И. Чучаева. Ульяновск, 2000. С. 41-48.
2. Грицай О.В. Принципы современного исполнительного производства // Арбитражный и гражданский процесс. 2002. № 6. - С. 35-43.
3. Демичев А.А. К вопросу о принципах гражданского процессуального, арбитражного процессуального и исполнительного права // Вестник Российской правовой академии. 2005. № 2. С. 32-35; другие работы.
4. Еременко О.В. Процессуальные гарантии защиты прав и законных интересов взыскателя, заявителя и других заинтересованных лиц по неисковым производствам: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 17.
5. Исаенкова О.В. К вопросу о принципах исполнительного права // Система гражданской юрисдикции в канун XXI века: современное состояние и перспективы развития: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. В.В. Яркова (отв. ред.), М.А. Викут, Г.А. Жилина и др. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2000. С. 484-497.
6. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Саратов, 1994.
7. Панкратова Н.А. Система принципов исполнительного права // Система гражданской юрисдикции в канун XXI века: современное состояниеи перспективы развития: Межвуз сб. науч. тр. Екатеринбург, 2000 С. 498-505.
8. Улетова Г.Д. К вопросу о системе принципов исполнительного права // Проблемы защиты прав и законных интересов граждан и организаций: Материалы международной научно-практической конференции. Краснодар-Сочи, 23 мая 2002 г. Краснодар, 2002. С. 60-70.
4 По мнению А.В. Малько, «правовой стимул есть правовое побуждение к законопослушному деянию, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования» [6].