УДК 347 A.V. KOROBKIN
ББК 67.404 К68
THE CONCEPT AND PRINCIPLES OF CIVIL MEDIATION
Аннотация: в статье поднимаются вопросы определения понятия гражданско-правовой медиации и ее принципов, а также развития законодательствао внесудебныхспособах урегулированиячастноправо-вых конфликтовв России.
Ключевые слова: гражданское право, гражданско-правовые конфликты, альтернативные способы разрешения споров (АРС), понятие гражданско-правовой медиации, законодательство в сфере АРС, принципы медиации.
АЛЕКСЕЙ
ВИКТОРОВИЧ
КОРОБКИН*
ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ МЕДИАЦИИ
* Адъюнкт кафедры гражданского права и процесса (Академия ФСИН России).
E-mail: [email protected].
Annotation'. This article raises questions of the definition of civil and law mediation and its principles, as well as the development of legislation on non-judicial means of private law conflicts resolving in Russia.
Key words: civil law, civil and conflicts, alternative dispute resolutions (ADR), the concept of law and civil mediation, legislation in the field of ADR, the principles of mediation.
Экономическая деятельность физических и юридических лиц служит основой благосостояния любой страны. Ее участники вступают в общественные, в том числе правовые, отношения. Трудно представить себе, чтобы эти отношения всегда носили стабильный характер, потому что возможное столкновение экономических и личных интересов их участников порождает конфликтные ситуации. Именно конфликт; как правило, лежит в основе любого спора, в том числе правового.
Российские суды загружены множеством дел, в которых нет спора о праве, а есть бесспорные обязательства ответчика перед истцом. По каким-то причинам эти обязательства не выполняются, например из-за нехватки денег у спорящих сторон. Государственный суд после проведенных судебных заседаний во всех инстанциях может удовлетворить требования истца и признать вину ответчика, вынести решение по выполнению обязательства, применить штрафные санкции, но это не гарантирует исполнения судебногорешения. В результате -потеря времени, денежных средств и деловых отношений с другой стороной конфликта.
Выходом из этой ситуации, кроме необходимости совершенствования законодательства в части освобождения судов от разрешения бесспорных дел и использования упрощенных форм судопроизводства по небольшим спорам и несложным делам, может стать широкое применение альтернативных способов разрешения споров, в частности процедур медиации (посредничества).
Медиация возникла как способ урегулирования разногласий в международных отноше-
Гражданское право
Гражданское право
ниях. В рамках ООН в 2002 г. был принят Типовой закон о международной коммерческой согласительной процедуре (UNCITRAL Model Law on International Commercial Conciliation1).
В 2004 г. Еврокомиссия поддержала Кодекс поведения для медиаторов (European Code of Conduct for Mediators), который был разработан инициативной группой практикующих медиаторов (посредников) из более чем 30 европейских организаций, имеющих дело с альтернативными способами разрешения споров. В мае 2008 г. была принята Директива Европейского Парламента и Совета № 2008/52/ЕС относительно некоторыхаспектов медиации в гражданских и коммерческихделах2, направленная на совершенствование правовых условий вне-судебногоурегулирования частноправовых споров и использования с этой целью процедур медиации.
Концепция Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 4 августа 2006 г. № 1082-р, также указывает на необходимость совершенствования судоустройства путем внедрения примирительных процедур, что будет способствовать снижению нагрузки судов и, как следствие, экономии бюджетных ресурсов.
В России применение медиации как способа разрешения коммерческих споров впервые было закреплено в нормах Арбитражного процессуального кодекса РФ. Несмотря на это, легального определения медиации (посредничества) российское законодательство не содержит. В научных работах, исследующих проблемы, связанные с этими понятиями, приводятся авторские дефиниции. Специалисты в области конфликтологии под медиацией понимают содействие посредничающего внешнего третьего - медиатора - в выработке совместно всеми участниками разгоревшегося конфликта, готовыми принять на себя ответственность, специфичного для данного конкретного случая или проблемы варианта его урегулирования либо решения, стабильного в будущем и выгодного для сторон3 .
Юристы определяют посредничество иначе. Так, Е.И. Носырева рассматривает посредничество как процесс урегулирования разногласий между сторонами при помощи третьего независимого участника - посредника (медиа-тора)4. А.Ю. Коннов понимает посредничество как переговоры5 (при этом необходимо учитывать основное отличие переговоров от посредничества - участие независимого третьего лица
с целью разрешения возникшего спора). Ю.С. Ко-лясникова считает, что медиация - это добровольная процедура урегулирования конфликта спорящими сторонами при участии нейтрального и независимого лица (посредника), оказывающего им помощь в урегулировании конфликта6 . По определению М. А. Калдиной, медиация - это основанный на соглашении конфиденциальный процесс, в ходе которогостороны конфликта добровольно пытаются с помощью нейтрального третьего лица найти точки соприкосновения, которые позволят им выработать решение и урегулировать спор7.
В гражданско-правовых отношениях медиация возможна и необходима Под гражданско-правовой медиацией следует понимать альтернативную судебной процедуру конфиденциального разрешения гражданско-правового спора и примирения сторон конфликта, в ходе которой они добровольно пытаются с помощью заранее выбранного нейтрального третьего лица -медиатора - самостоятельно выработать и принять решение, максимально выгодно удовлетворяющее интересам обеих спорящих сторон, вследствие чего разрешить возникший спор.
В России вопрос о принятии закона о примирительной процедуре (медиации) назрел уже достаточно давно. Первым проектом, внесенным на рассмотрение в ГосударственнуюДуму РФ 12 декабря 2006 г., был законопроект «О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)» (Закон о медиации). Однако рассмотрение этого и последующих измененных законопроектов о медиации было отложено на более поздний срок.
11 марта 2010 г. Президент РФ Д. А. Медведев внес на обсуждение в Государственную Думу два новых законопроекта: проект Федерального закона № 341071-5 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» и проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи в принятием Федерального закона “ Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”»8. Последний был разработан в целях создания правовых условий для развития в Российской Федерации альтернативных (неюрисдикционных) способов урегулирования споров при участии независимых лиц - медиаторов, осуществляющих свою деятельность в том числе профессионально, а также в целях снижения нагрузки на судебную систему Российской Федерации9.
7 июля 2010 г. федеральные законы N° 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» и № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”» были одобрены Государственной Думой РФ и уже 26 июля 2010 г. подписаны Президентом РФ10.
Нельзя забывать, что процедура медиации -это структурированный процесс, а медиация -междисциплинарная область, совместившая в себе такие отрасли знания, как право, психология, социология, лингвистика, конфликтология11 .
По мнению Ц. Шамликашвили, президента Научно-методическогоцентра медиации и права, сегодня в странах с развитой правовой системой медиация достаточно широко применяется при разрешении гражданско-правовых, семейных, коммерческих конфликтов и даже административных и публичных споров. Статистика в разных странах отличается, но там, где медиация имеет наиболее длительную историю, можно говорить о том, что от 60 до 80 % споров и конфликтов успешно разрешаются с помощью этого метода12.
Как уже отмечалось, развитие примирительных процедур в России находится на начальной стадии, поэтому представляется необходимой проработка конкретных положений на теоретическом уровне. Так, отграничению медиации от иных способов разрешения споров способствует выявление ее основных принципов, руководящих для субъектов медиации идей.
Принцип добровольности: стороны выражают согласие на урегулирование конфликта посредством медиации, самостоятельно определяют ход процедуры, возможность выхода из нее в любой момент, выражают согласие с предложенными условиями и порядком урегулирования конфликта.
Принцип конфиденциальности: отсутствие публичности при проведении процедуры медиации, недопустимость разглашения информации, полученной в ходе примирительной процедуры, недопущение истребования такой информации, запрет на вызов и допрос в качестве свидетеля лица, способствующегопримирению,
об обстоятельствах, ставших ему известными в ходе процедуры.
Принцип равноправия субъектов: стороны конфликта имеют равные права на обращение к процедуре медиации, отказ от участия в
ней, раскрытие информации, на выбор лица, способствующего примирению, и др.
Принцип сотрудничества: субъекты конфликта не состязаются друг с другом в ходе примирительной процедуры, а с учетом имеющейся у них информации стремятся к достижению соглашения, устраивающего обоих.
Принцип независимости и беспристрастности лица, способствующего урегулированию конфликта: третье лицо должно быть самостоятельным и не находиться в зависимости или подчинении у одной из сторон конфликта, а также быть способным к справедливым суждениям, не иметь предубежденияв отношении сторон (одной или обеих) и предмета спора.
Таким образом, выдвинутые нами принципы будут согласовываться с основными началами гражданского законодательства, где также первостепенным признается равенство участников регулируемых правоотношений и добровольность осуществления их деятельности (ст. 1 Гражданского кодекса РФ).
Дифференцировать все области, в которых медиация наиболее востребована, пока рано, но особо можно выделить гражданско-правовую сферу. Методы альтернативного разрешения споров, особенно медиация, наиболее приме ни-мы в случаях, когда в центре внимания находятся следующие споры (конфликты), возникающие:
- при основании, преобразовании или разделе компаний, а именно товариществ или зависимых от частных лиц акционерных компаний, включая объединения представителей свободных профессий;
- между компаниями и их управляющими, а также вообще между лицами, занимающими на предприятии ведущие должности;
- между наследниками, совокупно владеющими наследством, при составлении завещаний предпринимателями, что обычно происходит при продолжении предприятием своей деятельности после смены владельца (наследование предприятия);
- в области патентного и авторского права;
- в ходе дополнительных переговоров при длительных контрактах, например между фир-мой-производителем, фирмой-поставщиком и сбытовой фирмой;
- при требовании возмещения убытков, в том числе в случае ответственности производителя;
- при урегулировании страховых случаев, особенно если пострадало много людей;
- с участием представителей разных стран, включая конфликты с межкультурнойподоплекой,
Гражданское право
Гражданское право
а также связанные с персоналом и организацией производства в международных концернах;
- на совместных предприятиях (отправной точкой этих конфликтов часто становится разное понимание основных моментов производства, обусловленное культурнымиразличиями);
- после слияния и при санации неплатежеспособных предприятий, то есть при их банкротстве;
- в процессе реализации крупных строительных проектов13 .
Нам импонирует позиция А.Ю. Гудковой которая считает, что для закрепления норм о посредничестве в российском законодательстве, успешного развития и применения посредничества в России следует прежде всего разработать понятие посредничества (медиации), определить механизм реализации процедуры посредничества, виды споров, по которым возмож-
но рассмотрение спора путем посредничества, статус соответствующих организаций, осуществляющих функции медиации, регламент (процедуру) их работы, выработать требования к лицам, осуществляющим медиацию, а также формы и методы контроля, решить вопросы ответственности посредников и ряд других14.
Таким образом, сфера применения гражданского законодательства и Закона о медиации во многом идентична, что позволяет прийти к выводу о целесообразности исследования института гражданско-правовой медиации при регулировании гражданско-правовых отношений с использованием необходимыхпринципов ее применения, ибо их наличие в законодательнойбазе, предусматривающей регулирование этого института, даст возможность более четко и правильно применять институт медиации при регулировании гражданско-правовых споров.
1 См.: http://www.mediacia.com/files/Documents/2002 UNCITRAL Model Law rus.pdf
2 См.: Directive 2008/52/ЕС of the European Parliament and of the Council of 21 May 2008 on certain aspects of mediation in civil and commercial matters // Official Journal of the European Union. 24.05.2008. L. 136/3-136/8.
3 См.: ХесльГ. Посредничество в разрешении конфликтов Теория и технология СПб., 2004. С. 15.
4 См.: НосыреваЕ.И. Посредничество в урегулированииправовых споров: опыт США // Гос-во и право. 1997. № 5. С. 109.
5 См.: Коннов А.Ю. Понятие, классификация и основные виды альтернативных способов разрешения спора [Электронный ресурс] // Журн рос. права. 2004. СПС «КонсультантПлюо.
6 См.: КолясниковаЮ.С. Примирительные процедуры в арбитражном процессе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2009. С. 22.
7 См.: Калдина М.А. Медиация как инструмент корпоративного управления // Национальный совет по корпоративномууправлению 2007. № 3. С. 73-77.
8 См.: http://www.mediacia.com/ruszakon.htm.
9 См.: Пояснительная записка Государственноправового управления к Федеральному закону «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». URL: http:// kremlin.ru/news/7080.
10 См.: Об альтернативной процедуре урегулированияспоров с участием посредника (процедуре медиации): Федер. закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ; О внесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуреурегулиро-вания споров с участием посредника (процедуре медиации)»: Федер. закон от 27 июля 2010 г. № 194-ФЗ // Рос. газ. 2010. 30 июля.
11 См.: ТаймазовВ. Медиация в России: первые шаги // Расчет. 2008. № 12. С. 16-17.
12 См.: Там же.
13 См.: Аллахвердова О.В., Карпенко А.Д. Медиация: пособие для посредников-медиаторов СПб., 1999. С. 4.
14 См.: Гудкова А.Ю. Посредничество при разрешении гражданско-правовых споров [Электронный ресурс] / Северо-Кавказский государственныйтехнический университет; г. Ставрополь. URL: http://law.edu.ru/ doc/document.asp?docID= 1251168.