Научная статья на тему 'Понятие и правовые свойства системы принципов финансового права'

Понятие и правовые свойства системы принципов финансового права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1014
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО / ПРИНЦИП / СИСТЕМА / СВОЙСТВА СИСТЕМЫ ПРИНЦИПОВ / ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПА ФИНАНСОВОГО ПРАВА / ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРИНЦИПОВ ФИНАНСОВОГО ПРАВА / THE CONCEPT OF THE FINANCIAL LAW'S PRINCIPLE / THE CONCEPT OF THE FINANCIAL LAW''S PRINCIPLES SYSTEM / FINANCIAL LAW / PRINCIPLE / SYSTEM / PROPERTY OF THE PRINCIPLES SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Подшибякин Александр Сергеевич, Пилипенко Анастасия Александровна

В данной статье исследуется понятие системы принципов финансового права, предлагается система принципов финансового права. Уделено внимание характеристике правовых свойств системы принципов финансового права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept and legal properties of system of the principles of the financial right

This article explores the concept of principles of financial law, a system of principles of financial law. Attention is given to the characteristic properties of the system of legal principles of financial law.

Текст научной работы на тему «Понятие и правовые свойства системы принципов финансового права»

УДК 347.73

А. С. Подшибякин, А. А. Пилипенко

Понятие и правовые свойства системы принципов финансового права

В данной статье исследуется понятие системы принципов финансового права, предлагается система принципов финансового права. Уделено внимание характеристике правовых свойств системы принципов финансового права.

This article explores the concept of principles of financial law, a system of principles of financial law. Attention is given to the characteristic properties of the system of legal principles of financial law.

Ключевые слова: финансовое право, принцип, система, свойства системы принципов, понятие принципа финансового права, понятие системы принципов финансового права.

Key words: financial law, principle, system, property of the principles system, the concept of the financial law’s principle, the concept of the financial law's principles system.

Принципы финансового права тесно взаимосвязаны друг с другом. Это закономерное явление, поскольку любые правовые нормы, созданные и функционирующие в рамках той либо иной отрасли права, взаимодействуют между собой, причем такое взаимодействие проявляется как при их создании, так и в процессе правоприменения. В особой степени эта взаимосвязь проявляется при исследовании принципов финансового права, так как в действительности они создаются и действуют не обособленно, а в настолько взаимосвязанном и взаимообусловленном виде, что порождают новое правовое образование, которое в теории именуется системой принципов финансового права.

Будучи образованной по общим правилам правотворчества, с учетом правил логики и философии, система принципов финансового права обладает общими признаками, характерными для системных образований1.

© Подшибякин А.С., Пилипенко А.А., 2013

1 См.: Общая теория систем. М.: Мир, 1966. 188 с.; Системный подход и современная наука. Новосибирск: СО АН СССР, 1971. 282 с.; Общая теория систем и интеграция знаний. М.: МДНТП, 1976. 155 с.; АфанасьевВ.Г. Системность и общество. М.: ИПЛ, 1980.

265

Наряду с этим для системы принципов финансового права характерны и иные признаки и связи, которые обусловлены спецификой правового регулирования финансовых отношений, а также характеристиками участвующих в них субъектов.

При этом описание системных связей, существующих между принципами финансового права, не является самоцелью. Это необходимо, чтобы использовать результаты системного исследования для последующего разрешения теоретических и практических проблем, имеющих место в финансово-правовой сфере. В научном и практическом плане системный анализ, примененный в отношении принципов финансового права, позволяет разрешить следующие задачи: объяснить наиболее значимые свойства (признаки) принципов финансового права и осуществить научное прогнозирование дальнейшего совершенствования их системы; выяснить, каким образом принципы оказывают взаимное влияние друг на друга в рамках их единой системы; закрепить в законе оптимальное содержание каждого отдельного принципа и единой их системы2.

В научной литературе встречается точка зрения, согласно которой под системой принципов следует понимать их совокупность и порядок расположения. По нашему мнению, такое понятие системы принципов является несколько упрощенным. Оно представляет собой общую структуру принципов и порядок взаимосвязи между отдельными принципами. Более того, что касается взаимосвязи между ними, то и здесь нельзя вести речь об их простом объединении. Принципы объединяются в общую систему на основе их интеграции, порождающей новое качество как каждого отдельного принципа, так и системы принципов в целом. В рамках общей системы принципы финансового права, находясь во взаимодействии друг с другом, взаимно передают часть своих свойств, чем создается общая основа для оптимального регулирования соответствующих правоотношений. Наряду с этим каждый из принципов финансового права, даже будучи включенным в общую систему, все равно обладает своим собственным специфическим содержанием.

Собственные системные свойства принципов финансового права состоят в том, что каждый из них может быть представлен в виде определенного массива информации, имеющей нормативный характер для

368 с.; КеримовД.А. Философские основания политико-правовых исследований. М.: Мысль, 1986. 330 с. и др.

2 См.: Акоф Р. Общая теория систем и исследование систем как противоположные концепции науки о системах // Общая теория систем. М.: Мир, 1966. С. 76.

266

последующего правоприменения. Эта информация, будучи специфической для каждого принципа, вместе с тем настолько тесно взаимосвязана и взаимозависима с остальными информационными множествами - принципами, что зачастую при разрешении конкретной ситуации трудно установить, какой принцип (принципы) из числа их общей системы должен быть задействован для ее разрешения.

По общим правилам, действующим в различных отраслях права, принципы, являющиеся составными элементами общей системы, могут быть объединены в эту систему при соблюдении ряда условий. Они должны быть связаны общей целью; недопустимы противоречия внутри отдельных элементов, а также между ними. При этом, по словам Т.Н. Добровольской, содержание какого-либо одного принципа не может полностью сводиться к содержанию другого элемента либо полностью поглощаться им3.

По нашему мнению, именно описание системы принципов финансового права в качестве особого правового образования предоставляет возможность создать теоретический механизм реализации каждого принципа и их системы в целом в ходе возникновения и развития финансовых правоотношений.

От собственно системы принципов финансового права следует отличать процесс ее реализации. По мнению Ю.А. Урманцева, с которым мы вполне можем согласиться, следует выделать абстрактную и конкретную системы. Под абстрактной автор понимает систему, по отношению к которой все остальные являются различными ее интерпретациями .

Из этого можно сделать вывод, что в абстрактном плане система принципов представляет собой совокупность правовых норм, а в плане реализации - воплощается в поведение тех либо иных субъектов финансовых правоотношений. В каждом конкретном случае это может происходить по-разному (отличаться по продолжительности, по кругу субъектов, по конкретным правоотношениям, принятым решениям и т. п.). Однако в любой ситуации система принципов финансового права как совокупность правовых предписаний остается неизменной, поскольку порядок реализации права на содержание правовых норм не влияет.

3 Данную характеристику применительно к системе принципов уголовного судопроизводства предложила Т.Н. Добровольская. См.: Добровольская Т.Н. Принципы советского уголовного процесса. М.: Юрид. лит., 1971. С. 33.

4 См.: Урманцев Ю.А. Начала общей теории систем // Системный анализ и научное знание. М.: Наука, 1978. С. 10.

Общенаучное определение системы предложил Д.А. Керимов5. Взяв его за основу, мы можем сформулировать понятие системы принципов финансового права в качестве интеграционного множества нормативных предписаний, которые обладают собственной стройной структурой, являются относительно самостоятельными, стабильными, взаимодействуют между собой внутри единой системы и с иными правовыми образованиями российского законодательства в целях обеспечения наиболее полного и эффективного нормативно-правового регулирования соответствующих социальных отношений.

Большое значение для формирования научного представления о системе принципов финансового права занимает вопрос о значимости каждого отдельно взятого принципа в рамках их общей системы. Среди ученых по этому вопросу единство взглядов отсутствует. Одни авторы полагают, что принципы финансового права равнозначны, другие - что они находятся в определенной иерархической зависимости.

Исследование содержания принципов, определение их места и роли среди иных финансово-правовых норм позволило сделать вывод, что принципы, действительно, имеют определенную иерархию, однако она связана не с большей или меньшей значимостью того либо иного принципа, а с тем, на каком уровне правового регулирования они реализуются.

Высшее место в иерархии занимают принципы права, закрепленные на

6

международно-правовом уровне , затем следуют конституционные принципы, межотраслевые общеправовые принципы, которые находят свое проявление не только в финансовом, но и в иных отраслях права7, затем -отраслевые принципы8, а лишь затем - подсистема принципов подотраслей

5 См.: Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М.: Мысль, 1986. С. 218.

6 К ним, в частности, относятся принципы международного права: неприменения силы и угрозы силой; разрешения международных споров мирными средствами; невмешательства во внутренние дела государств; обязанности государств сотрудничать друг с другом; равноправия и самоопределения народов; суверенного равенства государств; добросовестного выполнения обязательств на международной арене; нерушимости государственных границ; принцип территориальной целостности государств; принцип уважения прав человека и основных свобод. См.: Международное право: учеб. / отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М.: Междунар. отношения, 2005. С. 63-93; Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учеб. 3-е изд. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 296-323.

7 К ним относится, например, общеправовой принцип законности. См.: Финансовое право: учеб. 2-е изд. / отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. С. 25-26.

8 Например, это принцип плановости финансового права. См.: Финансовое право: учеб. 2-е изд. / отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. С. 25-26.

268

отрасли финансового права9. Из последних работ, исследующих эту проблему, хотелось бы обратить внимание на статью Р.А. Шепенко «Международные налоговые правила». Указанный в работе подход к проблеме вызывает интерес и одобрение, в том числе и положение о том, что принципы права желательно формулировать в узком значении и их следует отделять от иных категорий, например от принципов международного экономического права10.

Наибольшую сложность представляет характеристика принципов международно-правового уровня. Применительно к праву и теме работы выделяют принципы международного права11, международного экономического права12, налогового права13 и т. д. Таким образом, нет единства среди ученых как по поводу конкретных принципов, относящихся к сформировавшимся отраслям, так и по поводу принципов права вообще.

Обращая внимание на данную сторону вопроса, французский правовед Жан-Луи Бержель писал, что, несмотря на достаточно частое и повсеместное использование понятия «принципы права», их правовая природа и социально-правовое значение были и остаются весьма неопределенными14.

Именно поэтому остаются до настоящего времени не разрешенными многие вопросы, связанные с определением понятия принципов права и определения их общей системы. В частности, не исследован механизм превращение принципов-идей в нормативно выраженные принципы права, которые во многих случаях именуются принципами-нормами^.

Для целей нашего исследования принципы-идеи, составляющие основу правовой науки, представляются не вполне применимыми, поскольку

9 Например, к ним относятся принципы таможенного права, налогового права, которые являются подотраслями финансового права. См.: Таможенное право: учеб. / отв. ред. Б.Н. Габричидзе. М.: БЕК, 1995. С. 74-80; Таможенное право: курс лекций / под ред. В.Г. Драганова. Т. 1. М.: Экономика, 1999. С. 114-117; Демин А.В. Нормы налогового права. Красноярск: СФУ, 2010. С. 213.

10 См.: Шепенко Р.А. Международные налоговые правила: диалог о принципах права // Финанс. право. 2011. № 5. С. 26. Его же: Международные налоговые правила. Ч. 2. М.: Юрлитинформ, 2012, С. 5-11.

11 См.: Богуславский М.М. Международное экономическое право. М.: Междунар. отношения. 1986. С. 102-119.

12 См.: БогуславскийМ.М. Указ. соч. С. 102-119.

13 Там же. С. 102-119.

14 БержельЖ.-Л. Общая теория права. М., 2000. С. 163.

15 См., например: Лукашева Е.А. Принципы социалистического права // Сов. гос-во и право. 1970. № 6. С. 21-29; Вопленко Н.Н. Сущность, принципы и функции права. Волгоград, 1998. С. 34-44; Ведяхин В.М., Ревина С.Н. О принципах правового регулирования рыночных отношений. Самара, 2005. С. 79-104 и др.

269

они чаще всего либо находят отражение только в процессе теоретических изысканий при этом в весьма неопределенной форме, либо интегрированы в законодательство со значительным сужением объема.

Принципы же, закрепленные в законодательстве, строго структурированы и составляют основу отраслевого регулирования.

Конституционные принципы необходимо рассматривать в связи с тем, что многие отрасли права, несмотря на закрепление таких принципов в Конституции РФ, дублируют их в отраслевом законодательстве. При этом недопустимость такого подхода очевидна, поскольку закрепление в отраслевом законодательстве конституционно закрепленного принципа снижает его роль до отраслевого. Ситуация в значительной мере осложняется, если законодатель не просто дублирует принцип, но снабжает его разного рода дополнениями, фактически извращающими существо самого принципа.

Следует пояснить, что эти принципы составляют иерархию в зависимости от сферы регулирования тех либо иных правоотношений. Что же касается юридической силы, то в этом плане все принципы, закрепленные в законе, равны, поскольку они равным образом охраняются от нарушений мерами государственного воздействия. Если то либо иное положение принципа будет нарушено, то конкретные правила и процедуры признаются не имеющими юридической силы независимо от того, к какой подсистеме (в рамках их единой системы) относится принцип финансового права.

Несмотря на то что принципы финансового права представляют собой равновеликие категории, в той либо иной правоприменительной ситуации проявление отдельных принципов может выглядеть как менее (или более) значимое по отношению к другим. Мы полагаем, что это зависит не от юридической силы самих принципов финансового права (как было обосновано выше, все принципы равны), а от степени задействования каждого конкретного принципа или определенной их группы в конкретной ситуации. Дополнительно отметим, что это может иметь место только в рамках конкретной ситуации, возникшей в сфере финансовых правоотношений, а в других случаях ситуация может быть совершенно отличной от предыдущей.

Естественно, исследование структуры системы финансово-правовых принципов не должно довлеть над характеристикой самого нормативного наполнения принципов, и лишь органическая связь обеих сторон общего объекта позволит добиться философского единства формы и содержания.

Поскольку принцип финансового права представляет собой совокупность правовых норм, имеющих определенное содержание, при описании связей между принципами их можно условно представить в виде постоянного обмена информацией между принципами - структурными элементами общей системы. При этом связь между отдельными принципами осуществляется при помощи информационных потоков, которые обладают той либо иной плотностью. Что касается плотности информационного потока, то она зависит от изначальной связанности тех либо иных принципов друг с другом, а также от конкретной правоприменительной ситуации, которую требуется разрешить при помощи принципов финансового права. Такая большая (или меньшая) плотность информационного взаимодействия зачастую воспринимается как более значительная важность отдельного принципа финансового права среди остальных. Вместе с тем такое представление является несколько субъективным, так как один и тот же принцип в зависимости от конкретной ситуации может выглядеть как более значимый или, наоборот, подчиненный по отношению к другому.

Кроме того, принципы финансового права, будучи объединенными в общую систему, столь тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, что такая связь по своей природе является интегративной и образует качественно новое образование.

Позиции ученых относительно интегративного правопонимания достаточно полно обобщил Н.В. Лисицын. По мнению автора, основанному на изучении взглядов представителей классических научных школ, становление и развитие теории интегративного правопонимания продиктовано следующими обстоятельствами: во-первых, прогрессивным развитием общей теории права, иных отраслевых дисциплин, других гуманитарных областей и сфер научного знания, во-вторых, насущной необходимостью совершенствования системы права современного Российского государства. В-третьих, теория интегративного правопонимания предоставляет достаточные основания для перехода от жесткого разграничения международного и национального права к построению гибкой и целостной системы форм международного и национального права. В-четвертых, рассматриваемый тип правопонимания позволяет использовать большее разнообразие теоретических и практических средств для раскрытия действительной сущности современного права в России16.

16 См.: Лисицин Н.В. Обычаи российского права: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. М., 2010. С. 15-16.

Реализация системы принципов финансового права заключается в том, что нормы, составляющие содержание принципов, используются применительно к конкретным ситуациям, требующим своего разрешения. При этом пространством для реализации системы принципов является совокупность финансовых правоотношений в целом, или более узко - правоотношений, которые требуется урегулировать в том либо ином случае. Временные рамки реализации системы принципов устанавливаются с момента начала и до момента окончания финансовых правоотношений.

При этом обнаруживается следующая закономерность. Поскольку в содержании принципов заложены наиболее важные аспекты финансовоправового регулирования, любое нарушение правоположений, входящих в содержание того либо иного принципа финансового права, означает существенное нарушение имеющихся норм финансового права. С другой же стороны, имеет место и обратная связь. Если произошло существенное нарушение финансово-правовых норм, то в любом случае такое нарушение может быть сведено к нарушению положений того либо иного принципа финансового права, нескольких принципов, а в особо сложных случаях - к нарушению правил, отражающих содержание всей системы принципов.

Если положения системы принципов финансового права были нарушены, то соответствующее правоотношение не было осуществлено, т. е. осталось без реализации или было реализовано неверно. В этом случае возможно двоякое развитие событий. Во-первых, это повторное вступление в правоотношения, которые ранее не были осуществлены. Во-вторых, возможен полный отказ от правоотношений (если они не носят обязывающего характера). Но в любом случае следует помнить, что нарушения требований, входящих в содержание системы принципов финансового права, вызывают неправильное применение всех последующих правовых норм, которые задействуются в конкретном юридическом процессе.

Естественно, в законе нецелесообразно да и невозможно предусмотреть все нарушения, при которых реализация принципов финансового права приобретает негативный характер. Однако, по нашему мнению, вполне возможно закрепить общее указание на то, что любые нарушения принципов финансового права являются недопустимыми.

С учетом того, что законодательство, регламентирующее финансовые правоотношения, имеет иерархическую структуру, система принципов финансового права оказывает воздействие на все элементы этой структуры. Вместе с тем непосредственное воздействие со стороны системы принципов оказывается не на все без исключения нормы и правоотношения, а

272

лишь на наиболее значимые из них. Во всех остальных случаях система принципов финансового права также реализуется, но опосредованно, путем воздействия на наиболее значимые нормы, а те, в свою очередь, вовлечены в регулирование конкретных правоотношений.

При этом отображение системы принципов финансового права не является идентичным во всех случаях. Это зависит от того, какое место в общей иерархии норм занимают те правоположения, которые подлежат задействованию в конкретной ситуации, подлежащей урегулированию.

Система принципов финансового права оказывает регулятивное и охранительное воздействие по отношению к иным финансово-правовым нормам и порождаемым этими нормами правоотношениям. Такое воздействие зависит от конкретной ситуации, а также от этапа, на котором находится развитие правоотношений.

Регулятивное воздействие системы принципов финансового права состоит в том, что перед началом какого-либо правоотношения лицо сверяет нормы, которые будут при этом задействованы, конкретную модель будущего поведения субъектов правоотношений с требованиями этих норм, а также системы принципов финансового права. Если будет установлено полное соответствие, то финансово-правовые нормы переходят в стадию реализации с последующим положительным результатом.

Охранительное (правовосстановительное) воздействие системы принципов финансового права заключается в том, что уже после того, как состоялся процесс реализации конкретного правоотношения, его результаты оцениваются на предмет соответствия требованиям системы принципов. Если соответствие будет установлено, то в этом случае признается, что правовые нормы получили позитивную реализацию, а имевшее место правоотношение осуществлено надлежащим образом. Если же будет обнаружено несоответствие, то правоприменение также считается состоявшимся, однако задействованные правовые нормы получили негативную реализацию. В этом случае все правоотношения, реализованные с нарушением требований системы принципов финансового права, признаются не имеющими юридической силы и правовых последствий не порождают.

Система принципов финансового права обладает и определенной стабильностью, т. е. способностью сохранять свою целостность при наличии внутренних и внешних воздействий.

Внутренние воздействия состоят в том, что на систему принципов оказывают определенное влияние те противоречия, которые заложены в самой ее структуре или в нормативном содержании тех либо иных принци-

273

пов. Если такие недостатки являются несущественными, то они не вызывают негативной реализации системы принципов в целом. В дальнейшем такие недостатки могут быть устранены или минимизированы путем внесения изменений в нормативное содержание принципов, т. е. посредством нормотворчества.

Внешняя устойчивость - это способность системы принципов финансового права иметь позитивную реализацию при наличии таких нарушений в реализации правовых норм, которые, хотя и вызывают определенные меры реагирования, но не являются существенными. Впоследствии эти нарушения могут быть восполнены без отмены общего результата реализации финансовых правоотношений.

Как известно, в финансовом праве процесс правоприменения связан с решением об участии той либо иной правовой нормы в регулировании общественных отношений. В конкретных ситуациях это позволяет сделать вывод о возможности использования правовых норм независимо от того, осуществлялось ли при этом углубленное исследование задействованных правовых норм и процесса реализации на предмет их соответствия требованиям принципов финансового права. Р. Дреник считает, что это дает такие же хорошие результаты, как и изучение самой системы, и это можно объяснить тем, что данные о характере изменений несут большое количество информации о системе, вызывающей такое изменение. Практически эти данные содержат всю необходимую информацию17.

Другими словами, в самих правовых нормах содержатся положения, которые составляют часть принципов финансового права, что позволяет достигать позитивного результата и без прямого задействования требований системы принципов.

Вместе с тем это не снимает с правоприменителей обязанности знать и применять требования системы принципов финансового права в процессе реализации правоотношений. Наиболее значимым такое использование является в процессе правотворчества, когда при создании новых норм в их содержание внедряются положения, составляющие систему принципов финансового права. Такое использование, несомненно, придает дополнительную устойчивость как нормам финансового права, так и возникающим на их основе финансовым правоотношениям.

17 Дреник Р. Принцип причинности и прогнозируемость сигналов // Общая теория систем. М.: Мир, 1966. С. 161.

Таким образом, исследование системы принципов финансового права позволяет сделать вывод о том, что она представляет собой особое правовое образование, которое позволят обеспечивать надлежащую реализа-реализацию всех возникающих финансовых правоотношений.

Содержание системы принципов финансового права неразрывно связано с их нормативным выражением. В свою очередь, финансово-правовые нормы находят свое документальное закрепление в нормативных правовых актах, изучение которых позволит глубже познать сущность и социальноправовое назначение принципов финансового права.

Список литературы

1. Акоф Р. Общая теория систем и исследование систем как противоположные концепции науки о системах // Общая теория систем. - М.: Мир, 1966. - С. 76.

2. БержельЖ.-Л. Общая теория права. - М., 2000. - С. 163.

3. Богуславский М.М. Международное экономическое право. - М.: Между-нар. отношения. 1986. - С. 102-119.

4. Ведяхин В.М., Ревина С.Н. О принципах правового регулирования рыночных отношений. - Самара, 2005. - С. 79-104 и др.

5. Вопленко Н.Н. Сущность, принципы и функции права. - Волгоград, 1998. - С. 34-44.

6. Добровольская Т.Н. Принципы советского уголовного процесса. - М.: Юрид. лит., 1971. - С. 33.

7. Дреник Р. Принцип причинности и прогнозируемость сигналов // Общая теория систем. - М.: Мир, 1966. - С. 161.

8. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. - М.: Мысль, 1986. - С. 218.

9. Лисицин Н.В. Обычаи российского права: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. - М., 2010. - С. 15-16.

10. Лукашева Е.А. Принципы социалистического права // Сов. гос-во и право. 1970. № 6. - С. 21-29.

11. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учеб. 3-е изд. - М.: Волтерс Клувер, 2007. - С. 296-323.

12. Международное право: учеб. / отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М.: Междунар. отношения, 2005. - С. 63-93.

13. Общая теория систем. - М.: Мир, 1966. - 188 с.; Системный подход и современная наука. - Новосибирск: СО АН СССР, 1971. - 282 с.; Общая теория систем и интеграция знаний. - М.: МДНТП, 1976. - 155 с.; Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М.: ИПЛ, 1980. - 368 с.; Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. - М.: Мысль, 1986. - 330 с. и др.

14. Таможенное право: учеб. / отв. ред. Б.Н. Габричидзе. - М.: БЕК, 1995. -С. 74-80; Таможенное право: курс лекций / под ред. В.Г. Драганова. - Т. 1. - М.: Экономика, 1999. - С. 114-117; Демин А.В. Нормы налогового права. - Красноярск: СФУ, 2010. - С. 213.

15. Урманцев Ю.А. Начала общей теории систем // Системный анализ и научное знание. - М.: Наука, 1978. - С. 10.

16. Финансовое право: учеб. 2-е изд. / отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толсто-пятенко. - С. 25-26.

17. Шепенко Р.А. Международные налоговые правила. - Ч. 2. - М.: Юрли-тинформ, 2012. - С. 5-11.

18. Шепенко Р.А. Международные налоговые правила: диалог о принципах права // Финанс. право. - 2011. - № 5. - С. 26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.