Научная статья на тему 'Понятие и отличительные признаки административного мандата сотрудников ГИБДД МВД России'

Понятие и отличительные признаки административного мандата сотрудников ГИБДД МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
497
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административный мандат сотрудников ГИБДД МВД России / административно-правовые отношения / ГИБДД МВД России / адміністративний мандат співробітників ДІБДР МВС Росії / адміністративноправові відносини / ДІБДР МВС Росії / administrative mandate of Russian Traffic Police officers / administrative legal relations / Russian Traffic Police

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жадан Александр Владимирович

Статья посвящена относительно новой для науки административного права категории – «административный мандат». В частности, автор анализирует сущности и специфические признаки административного мандата сотрудников ГИБДД МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жадан Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept and the features of administrative mandate of Russian Traffic Police officers

This article is devoted to quite a new category of administrative law ─ «administrative mandate». The author analyzes the features of administrative mandate of Russian Traffic Police officers.

Текст научной работы на тему «Понятие и отличительные признаки административного мандата сотрудников ГИБДД МВД России»

ние. Если имеется несколько постановлений в отношении одного и того же несовершеннолетнего - каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно [8, с. 76].

Постановление о назначении несовершеннолетнему административного наказания в виде штрафа, по которому производство исполнено полностью, с отметкой об исполнении возвращается в комиссию и дело комиссией снимается с контроля

Возможны возвращения неисполненных постановлений по причине неверно указанных данных о жительстве, учебе, работе лица, подвергнутого административному наказанию, либо родителей или иных законных представителей, или отсутствия у них имущества, на которое может быть обращено взыскание. Это не может служить препятствием для нового обращения к исполнению постановления в пределах сроков давности исполнения постановления (ст. 31. 9 КоАП РФ).

Список литературы 1 . Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности. Социологический и юридический аспекты / Ю.А. Денисов . - Л .: Изд-во Ленингр . ун-та, 1983. - 142 с

2. Шергин А. П. Административная юрисдикция / А. П. Шергин. - М. : Юрид. лит , 1979 - 144 с

3. Колибаба Г. Н . Современное административное право России: пути его познания . Учебное пособие / Г.Н. Колибаба. - М .: РИО ВЮЗИ, 2007. - 77 с.

4. Арсеньева М . Ц. Изучение преступности несовершеннолетних и деятельности по ее предупреждению / М Ц Арсеньева, В Д Ермаков, В В Панкратов - М : ВНИИ-ПУЗиП, 1990. - 188 с.

5. Кустова М. В. Проблемы совершенствования производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних: Дисс . ... канд . юрид . наук / М В Кустова - СПб : Санкт-Петербургский гос ун-т, 1991 - 219 с

6 Кустова М В Обеспечение прав несовершеннолетних в административном производстве / М В Кустова // Вестник ЛГУ! Сер . 6, право . - 1991. - № 2. - С . 105-108.

7. Кустова М. В. Проблемы совершенствования производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних: Автореф .... дисс. канд . юрид . наук / М В Кустова - С -Пб , 1991 - 19 с

8 Абдуллаев Э И Административные правонарушения несовершеннолетних: ав-тореф . дис. ... канд. юрид . наук / Э . И. Абдуллаев - М , 2001 - 18 с

9. Бельский К .С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура / К .С . Бельский // Государство и право . - М . : Наука, 1999. - № 12. - С . 12-20 .

УДК 34. 07

А.В. Жадан*

ПОНЯТИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО МАНДАТА СОТРУДНИКОВ ГИБДД

МВД РОССИИ

Жадан А.В. Понятие и отличительные признаки административного мандата сотрудников ГИБДД МВД России. - Статья .

* Жадан Александр Владимирович - преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России, г. Уссурийск, Приморский край, Россия.

Статья посвящена относительно новой для науки административного права категории - «административный мандат». В частности, автор анализирует сущности и специфические признаки административного мандата сотрудников ГИБДД МВД России .

Ключевые слова: административный мандат сотрудников ГИБДД МВД России,

административно-правовые отношения, ГИБДД МВД России .

Zhadan A.V. The concept and the features of administrative mandate of Russian Traffic Police officers. - Article .

This article is devoted to quite a new category of administrative law — «administrative mandate» . The author analyzes the features of administrative mandate of Russian Traffic Police officers .

Keywords: administrative mandate of Russian Traffic Police officers, administrative legal relations, Russian Traffic Police

Жадан А.В. Поняття та відмінні ознаки адміністративного мандата співробітників ДІБДР МВС Росії. - Стаття .

Статтю присвячено відносно новій для науки адміністративного права категорії -«адміністративний мандат». Зокрема, автор аналізує сутності та специфічні ознаки адміністративного мандата співробітників ДІБДР МВС Росії.

Ключові слова: адміністративний мандат співробітників ДІБДР МВС Росії, адміністративно-правові відносини, ДІБДР МВС Росії

Термин «мандат» достаточно давно используется в юридической литературе, однако его применение преимущественно связано с отношениями в рамках избирательного права. Так, авторы Большого юридического словаря дают следующее определение: «Мандат (лат. Mandatum -поручение) - юридическое отношение представительства, а также документ, удостоверяющий законность этого представительства. Депутатский мандат - документ, удостоверяющий законность и объем полномочий депутата, а также публичная функция, которая возлагается на депутата парламента или иного представительного органа власти выборами и содержание которой определяется конституцией и иными конституционно-правовыми актами» [1, с . 774].

Относительно недавно в науке административного права стал применяться термин «административный мандат». Применение его ограничено рамками «хабаровской» школы административного права, поскольку проведенное нами исследование показало, что все диссертационные работы, где использовался данный термин, были защищены в г. Хабаровск .

Н .С . Махарадзе, характеризуя рассматриваемое понятие, применительно к предмету своего исследования отмечает, что административный мандат - это система функций и полномочий государственных органов и иных субъектов в рассматриваемой сфере Формулируя определение административного мандата, автор пишет, что это совокупность прав, обязанностей и ответственности субъектов административно-правовой деятельности и иных организующих субъектов и организаций, наделенных полномочиями в определенной сфере [2, с. 14].

М. И. Поротников, исследуя административно-правовую организацию механизма управления лесозаготовками на Дальнем Востоке России, дает определение административного мандата, предполагающего наличие полномочий должностного лица по обеспечению законности в сфере лесозаготовок с правом применения санкций на всех стадиях их осуществления лесопользователями [3, с 15]

Сходные определения содержатся в ряде иных работ [4, с. 18; 5, с. 16-17].

Таким образом, взаимосвязь понятий государственное управление, испол-

нительная власть и административноправовые отношения позволяют говорить о новой научной категории - административный мандат органа исполнительной власти, должностного лица

Рассмотрение понятия административного мандата следует начать с общей характеристики формирующих его структуру понятий

Проблема административных отношений всегда была остродискуссионной, причем переход системы государственного управления к условиям рыночных отношений в еще большей степени усиливает это ее качество Поэтому она имеет принципиальное значение для понимания существа средств административноправового регулирования

Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам . Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т. п.

Однако следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основой для отграничения административноправовых отношений от других видов правоотношений К таким особенностям относятся: права и обязанности сторон данных связаны с деятельностью исполнительных органов государства и других субъектов исполнительной власти; всегда одной из сторон в таких отношениях выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, наде-

ленные государственно-властными полномочиями); если произошло нарушение административно-правовой нормы, то нарушитель несет ответственность перед государством; разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке

Административно-правовые отношения напрямую связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности. Эта их особенность накладывает определенный отпечаток на поведение любых участников такого рода правовых отношений; их обязанности и права непременно связаны с практической реализацией исполнительной власти в центре и на местах. Интересы другого рода, небезразличные для государства и общества, обеспечиваются, если у них имеется четко выраженная специфика, в рамках иных правоотношений Поэтому определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни - в сфере государственного управления

Вертикальный характер административно-правовых отношений в наибольшей степени выражают суть административно-правового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления Это и есть то, что обычно называют вла-стеотношениями Возникают они между соподчиненными сторонами, что свидетельствует об отсутствии в них, в отличие от гражданско-правовых отношений, равенства сторон Фактически вертикальность означает, что у одной стороны есть юридически-властные полномочия, которых либо нет у другой стороны (например, у участника дорожного движения), либо их объем меньше (например, у нижестоящего подразделения) Властной стороной при

этом выступает соответствующий субъект исполнительной власти (исполнительный орган, должностное лицо)

Административно-правовые отношения, в которых принимают участие сотрудники ГИБДД в качестве носителей властных полномочий, складываются в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и характеризуются именно вертикальным управленческим воздействием Понятие обеспечения безопасности дорожного движения дается в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» [5] - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий В этом же законе раскрывается понятие дорожного движения, как совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог

Понятие «государственное управление» характеризует область научного знания и вид социального управления - сферу практической деятельности, связанную с решением проблем государственной организации и регулирования общественной жизни

Система государственного управления образуется подсистемами целей и принципов осуществления государственновластного воздействия на общественную жизнедеятельность Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения, согласно ст 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества

и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программноцелевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения Данное воздействие выражается в правовых формах Оно реализуется посредством организационных структур государственного аппарата (ГИБДД МВД РФ) и должностных лиц подразделений ГИБДД МВД РФ, совокупности реализуемых ими функций, используемых методов, средств и ресурсов, включая прямые и обратные взаимосвязи между субъектами и объектами управления, необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т. п .

Процесс государственного управления представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность, связанную с реализацией государственно-властных полномочий субъектами публичной власти и регламентированную юридическими нормами, вследствие чего происходит непосредственная смена общественных состояний, событий и явлений . Иными словами, в процессе государственного управления выполняется определенная совокупность действий, приводящая к желаемой динамике управленческих результатов . В частности, проводятся в жизнь принятые законы и политика, провозглашаемая высшей публичной властью

В частности, содержание государственной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения отражено в федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» [6]. Целью реализации данной программы является сокращение смертности от дорожнотранспортных происшествий к 2020 году на 8 тыс. человек (28,82 процента) по сравнению с 2012 годом Задачами программы являются: создание системы пропаганды с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения; формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах;

повышение культуры вождения; развитие современной системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; повышение требований к подготовке водителей на получение права на управление транспортными средствами и требований к автошколам, осуществляющим такую подготовку

Таким образом, рассмотрение содержания понятий государственного управления, административно-правового отношения, его структуры позволяет определить административный мандат органа исполнительной власти как совокупность прав и обязанностей субъекта административноправовых отношений, которые он реализует в сфере государственного управления На основании Указа Президента РФ от 15.06.1998 г. № 711 [7]. Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения

Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожнотранспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо

от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан

Основными формами дорожно-патрульной службы являются: контроль за дорожным движением; регулирование дорожного движения; осуществление контрольных функций на стационарных постах ДПС; сопровождение транспортных средств Кроме того, сотрудники ГИБДД, в зависимости от должностного положения осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, учетно-регистрационные функции, прием экзаменов на право управления транспортным средством, выдачу водительских удостоверений и ряд иных функций направленных на обеспечение безопасности дорожного движения Также следует иметь в виду, что сотрудники ГИБДД являются сотрудниками полиции, и, следовательно, круг административно-правовых отношений, участниками которых они становятся, не ограничивается только обеспечением безопасности дорожного движения, в частности, сотрудники ГИБДД принимают активное участие в охране общественного порядка

Таким образом, в качестве административного мандата сотрудников ГИБДД мы предлагаем рассматривать совокупность контрольных, надзорных, разрешительных и иных законодательно закрепленных полномочий, которыми наделены должностные лица Госавтоинспекции в сфере административно-правовых отношений Отличительными признаками административного мандата сотрудников ГИБДД являются:

Во-первых, сфера административноправовых отношений - преимущественно связанная с обеспечением безопасности дорожного движения

Во-вторых, сложносоставной административно-правовой статус сотрудника ГИБДД, который в качестве сотрудника полиции наделен общеполицейскими административными полномочиями, а в ка-

честве сотрудника подразделения ГИБДД -специальными (отраженными в должностной инструкции, составленной на основе действующего законодательства)

В-третьих, сотрудники ГИБДД преимущественно являются участниками административных отношений правоохранительного характера. Хотя ряд должностных лиц подразделений ГИБДД участвует и в отношениях регулятивного характера Например, должностные лица, возглавляющие территориальные органы ГИБДД МВД России участвуют в согласовании маршрутов движения общественного транспорта, учебной езды и др

Список литературы

1. Большой юридический словарь . / Под ред. В. Н . Додонова, В . Д . Ермакова, В .А. Крылова -М : Инфра-М, 2011 - 790 с

2. Махарадзе Н.С. Незаконное потребление наркотических средств как состояние административной противоправности Автореф дис канд юрид наук / Н С Ма-хардзе - Хабаровск, 2006 - 19 с

3. Поротников М . И . Административноправовая организация механизма управления лесозаготовками на Дальнем Востоке России Автореф дис канд юрид наук / М . И . Поротников . - Хабаровск, 2003. - 19 с.

4. Моргунова Н. В. Административноправовая организация механизма управления железнодорожным транспортом Авто-реф дис канд юрид наук / Н В Моргунова - Хабаровск, 2003 - 19 с

5 Лончаков В А Административноправовая организация лицензирования оружия органами исполнительной власти: автореф дис канд юрид наук / В А Лончаков . - Хабаровск, 2001. - 19 с

6 . Федеральный закон от 10. 12. 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ -

11.12. 1995. - № 50 . - Ст. 4873.

7. Постановление Правительства РФ от 03 10 2013 г № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» // Собрание законодательства РФ -14.10 . 2013. - № 41. - Ст. 5183.

8 Указ Президента РФ от 15 06 1998 г № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации») // Собрание законодательства РФ - № 25 - 22 06 1998 -Ст 2897

□ □ □

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.