Научная статья на тему 'Понятие и особенности земельного сервитута по законодательству Республики Узбекистан'

Понятие и особенности земельного сервитута по законодательству Республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
351
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРВИТУТ / СЕРВИТУТНОЕ ПРАВО / ЗЕМЕЛЬНЫЙ СЕРВИТУТ / ОСОБЕННОСТЬ ЗЕМЕЛЬНЫХ СЕРВИТУТОВ / СЕЛЬСКИЕ И ГОРОДСКИЕ СЕРВИТУТЫ / УСТАНОВЛЕНИЯ СЕРВИТУТА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ СЕРВИТУТА / ДЕЙСТВИЯ СЕРВИТУТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Холмуминов О.Ж.

В статье рассматриваются понятие и особенности земельного сервитута по законодательству Республики Узбекистан. Также анализируется международно-правовой опыт, значение и содержание земельного сервитута, применение и имплементация в национальное законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие и особенности земельного сервитута по законодательству Республики Узбекистан»

на средства индивидуализации, по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, если законом не предусмотрено их обращение в доход Российской Федерации.

Суд может наложить арест на такие материальные носители, оборудование и материалы.

Ч. 4 Гражданского кодекса РФ ввела новую меру ответственности за нарушение исключительных прав. В соответствии с этой нормой юридическое лицо неоднократно или грубо нарушающее исключительные права может быть ликвидировано судом по требованию прокурора [4]. Также по решению или приговору суда может быть прекращена деятельность гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, допустившего указанные правонарушения.

Список литературы:

1. Мингалева Ж.А., Мирских И.Ю. Развитие инфраструктуры инновационной деятельности в условиях глобализации // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11-2. - С. 140-142.

2. Мингалева Ж.А., Мирских И.Ю. Мотивация участников научно-исследовательской и инновационной деятельности: правовые аспекты финансового стимулирования коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 6. -С. 805-807.

3. Мингалева Ж.А., Мирских И.Ю. Новеллы в области правового регулирования результатов интеллектуальной деятельности // Вестник Пермского университета. Сер: Юридические науки. - 2014. - Вып. 4 (26). - С. 156-164.

4. Мирских И.Ю. Охрана и защита авторских прав // Актуальные теоретические и практические вопросы развития юридической науки: общегосударственный и региональный аспекты: материалы Всеросс. с междунар. участием науч.-практ. конф. - Пермь, 2014. - С. 310-318.

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО СЕРВИТУТА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

© Холмуминов О.Ж.*

Академия МВД Республики Узбекистан, Республика Узбекистан, г. Ташкент

В статье рассматриваются понятие и особенности земельного сервитута по законодательству Республики Узбекистан. Также анализирует-

* Преподаватель кафедры Гражданско-правовых дисциплин.

ся международно-правовой опыт, значение и содержание земельного сервитута, применение и имплементация в национальное законодательство.

Ключевые слова: сервитут, сервитутное право, земельный сервитут, особенность земельных сервитутов, сельские и городские сервитуты, установления сервитута, государственная регистрация сервитута, действия сервитута.

Сервитут это вещное право пользования чужой вещью в одном или нескольких отношениях. По содержанию сервитутное право было весьма ограниченным. Римское право регламентировало соседские отношения между собственниками земельных наделов весьма скрупулезно и подробно. Сервитуты устанавливались, как правило, на право пользования чужой землей (или иной вещью) лишь в каком-то одном отношении (право проезда, провоза грузов, прохода пешком, прогона скота, право взять воды, и т.д.), а именно в том, недостаток которого испытывает господствующий земельный надел (например, недостаток или отсутствие воды, пастбища, дороги, иных необходимых в сельскохозяйственном производстве выгод). Поэтому характерная особенность римского сервитутного права выражена в следующем афоризме: servitus in faciendo consistere non potest, т.е. сервитут не может состоять в совершении каких-либо положительных действий. Собственник обслуживающего участка обязан лишь терпеть действия субъекта сервитут-ного права, не препятствовать их осуществлению, а в некоторых случаях даже создавать благоприятные условия для этого [1].

Как уже отмечалось выше, первоначально сервитуты как право на чужую вещь возникли из отношений землепользования. Затем, когда они распространились и на другие (кроме земли) вещи, их стали делить на земельные (предиальные) и личные.

Исходя из этого, главной особенностью земельных сервитутов было то, что их предметом являлась земля. По существу, это право пользования чужой землей. Земля могла быть сельской или городской. Отсюда деление земельных сервитутов на сельские и городские. Если предметом сервитута была земля сельскохозяйственного назначения, то и сервитут был сельский. Если право пользования чужой землей обращалось на городскую землю, то и сервитут был земельным городским [2].

Основная цель земельных сервитутов восполнять недостатки одного земельного участка за счет другого. Между тем почти каждый земельный надел (наряду с определенными преимуществами и выгодами) имел и какие-то недостатки. Многообразие недостатков породило такое же множество земельных сельских и городских сервитутов. Все соседские взаимоотношения земельных собственников, вытекающие из землепользования, регулировались сервитутами.

Среди вещных прав на землю особое место занимает земельный сервитут право ограниченного пользования чужим земельным участком. Можно полно-

стью согласиться с А.В. Копыловым, утверждающим, что «земельные сервитута самое старое и первоначально единственное право на чужую вещь» [3].

В соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 30.04.1998 г. Земельный кодекс Республики Узбекистан, правовые нормы которого содействуют дальнейшему развитию земельных отношений [4].

Хотя понятие сервитута введено в оборот с момента принятия первой части Гражданского кодекса и принятия некоторых других нормативных актов, о серьезном начале действия этого института в национальном законодательстве можно говорить только с момента введения в действие Земельного кодекса.

Поэтому в статье 30 Земельного кодекса, отражено понятие и сущность право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

Сервитут может устанавливаться в целях:

- прохода или проезда через чужой земельный участок;

- проведения дренажных работ на чужом земельном участке;

- прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, ирригационных, инженерных и других линий и сети на чужом земельном участке;

- забора воды и водопоя на чужом земельном участке;

- прогона скота через чужой земельный участок;

- временного пользования чужим земельным участком для производства изыскательских, исследовательских и других работ;

- создания на чужом земельном участке защитных лесных насаждений и иных природоохранных объектов.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицами, требующими установления сервитута, и владельцем, пользователем, арендатором, собственником чужого земельного участка, а при недостижении соглашения по решению суда.

Соглашение о сервитуте подлежит государственной регистрации и сохраняется при переходе земельного участка к другому лицу. Соглашение о сервитуте может быть прекращено в случаях прекращения основания, по которому он был установлен.

Сервитут может быть прекращен по требованию владельца земельного участка, на который был установлен сервитут, при условии отпадения оснований, по которым он был установлен.

Согласно ст. 173 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитутом).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через чужой земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником чужого земельного участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лица, в интересах которого установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

В юридической литературе правильно указывается, что сервитут устанавливается по соглашению между субъектом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае отсутствия согласия (соглашения) об установлении или условиях сервитута спор подлежит разрешению судом по иску лица, требующего установления сервитута. Сам сервитут должен во всех случаях устанавливаться способом наименее обременительным для владельца обременяемого участка. И это обременение не лишает собственника участка прав собственности на него [5].

Также, согласно статье 30 Земельного кодекса, статье 56 Гражданского кодекса, пункт 5 положения об охранных зонах и охране геодезических пунктов на территории Республики Узбекистан, утвержденного Постановлением Кабинета Минстров от 16.02.1998 г. № 69, при предоставлении земель, расположенных в охранных зонах, органами местного самоуправления (при наличии согласия предприятий, в ведении которых находятся данные объекта коммуникаций) в выдаваемых документах о правах на земельные участки в обязательном порядке делаются записи о наличии на участках зон с особыми условиями использования, что является снованием для установления и государственной регистрации сервитута.

Сведения о регистрации сервитутов заносятся в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Если в отношении земельного участка установлено несколько сервитутов, каждый из них подлежит регистрации с внесением соответствующей записи в Единый государственный реестр.

Фиксация сведений о наличии сервитутов на земельном участке имеет существенное значение для осуществления собственниками земли, земле-

владельцами, землепользователями, арендаторами своих прав, защиты их законных интересов. Эти сведения важны и в случае совершения сделок с землей, поскольку сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, обремененный сервитутом, к другому лицу. Причем это правило имеет силу, даже если в договоре о переходе участка на этот счет ничего не говорится. Проведение государственной регистрации сервитута дает возможность приобретателю узнать о его наличии.

Государственная регистрация сервитута проводится на основании заявления собственника земли (землевладельца, землепользователя, арендатора) или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав. В записях о сервитутах указывается содержание обременения, срок его действия, лицо, в пользу которого установлен сервитут.

В документах об установлении сервитута указывается его наименование и содержание, площадь распространения сервитута, кадастровый номер участка, в пользу которого определен сервитут, и кадастровый номер участка, на котором он установлен, дата начала сервитута, срок, на который он вводится (при временном сервитуте), плата за пользование чужим участком (если она установлена). Документы, представленные на регистрацию, должны быть заверены сторонами.

Регистрация сервитутов производится после государственной регистрации одного из вещных прав правообладателя на обременяемый объект недвижимости [6].

Для государственной регистрации сервитута заявитель обязан представить соответствующие необходимые документы.

Например:

- заявление о государственной регистрации сервитута, которое может быть подано как самим правообладателем, так и лицом, в пользу которого устанавливается сервитут, а также уполномоченным органом местного самоуправления (в случае регистрации публичного сервитута);

- документ, подтверждающий оплату государственной регистрации сервитута;

- документы, подтверждающие личность заявителя;

- учредительные документы юридического лица;

- доверенность на имя представителя юридического лица, если представителем выступает не руководитель юридического лица;

- свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

- свидетельство о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества (при подаче заявления правообладателем);

- правоустанавливающие документы;

- при регистрации публичных сервитутов копия решения органа государственной власти субъекта Республики Узбекистан, либо органа местного самоуправления об установлении сервитута на земельный участок;

- при регистрации частных сервитутов договор об установлении сервитута либо вступившее в законную силу решение суда;

- документы технического (кадастрового) учета, описывающие объект недвижимого имущества;

- план земельных участков с указанием сферы действия сервитута, выданный Узгеоземкадастром и другие.

Таким образом, изучение вопросов особенностей земельного сервитута имеет большое значение в гражданском и земельном праве.

Список литературы:

1. Подопригора А.А. Основы римского гражданского права. - К., 1990. -С. 151.

2. Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. - М., 1972. -С. 127-128.

3. Копылов А.В. Вещные права на землю. - М., 1999. - С. 59.

4. Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. - 1998. - № 5-6. -Ст. 82.

5. Крашенинников П.В. Право собственности и иные вещные права на жилые помещения. - М., 2000. - С. 171.

6. Крашенинников П.В. Право собственности и иные вещные права на жилые помещения. - М., 2000. - С. 173.

ПРИРОДА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

© Щербачева Л.В.*

Московский университет МВД России, г. Москва

Анализ законодательства позволяет сделать вывод, что гражданского законодательство использует термин «интеллектуальные права» как обозначение обобщающей юридико-технической и классификационной категории. Автор также отмечает, что нет необходимости называть в законе интеллектуальными правами те субъективные права, на результаты интеллектуальной деятельности за которыми достаточно определенно закрепились сложившиеся в доктрине и в праве иные обобщающие наименования.

* Доцент кафедры Гражданского права и процесса, кандидат юридических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.