ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
Концептуальные основы сравнительного права
ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ СИСТЕМ
Аннотация. Статья посвящена взаимодействию политической и правовой систем. Автор рассматривает понятия данных социальных систем. Также сопоставляются составы политической и правовой систем. В процессе исследования выявлена взаимосвязь между функциями данных систем. Автор использует отечественный и зарубежный правовой опыт.
Ключевые слова: правовая система, правовая норма, политическая система, функция правовой системы, взаимодействие систем, политическая культура.
DOI: 10.17803/2311-5998.2019.56.4.091-100
A. R. GUBAYDULLIN,
associate professor of the chair of theory and history of state and law» of Kazan (Volga region) Federal University, candidate of law sciences, associate professor
[email protected] 420008, Republic of Tatarstan, Kazan, ul. Kremlyovskaya, 18
THE CONCEPT AND PECULIARITIES OF THE INTERACTION OF POLITICAL AND LEGAL SYSTEMS
Abstract. The article is devoted to the interaction of political and legal systems. The author considers the concepts of these social systems. The compositions of political and legal systems are also compared. In the process of the research the interrelationship between functions of these systems is discovered. The author uses national and foreign legal experience. Keywords: legal system, legal norm, political system, the function of legal system, interaction of systems, political culture.
Айдар Рушанович ГУБАЙДУЛЛИН,
доцент кафедры теории и истории государства и права Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат юридических наук aidargubaiduШ[email protected] 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18
В процессе развития и функционирования правовая система общества активно взаимодействует с иными социальными системами, среди которых необходимо отметить политическую систему общества. Характеристики подобной взаимосвязи зависят от многих факторов, в том числе и от того, о какой правовой семье идет речь. Так, в социалистических © А. Р. Губайдуллин, 2019
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
правовых системах они будут отличаться от тех, что существуют в романо-гер-манской правовой семье.
Поэтому исследование правовой карты мира будет неполным без учета роли политической составляющей. При этом речь идет не только о публично-правовой, но и о частноправовой материи. Генеральной функцией и назначением политической системы является управление, в то время как у правовой системы это прежде всего регулирование. Обе функции воплощаются в правовой политике, реализуемой в различных сферах существования правовой реальности.
Необходимость учета роли политического фактора также обусловливается развитием современных интеграционных процессов. Политические образования эволюционируют на качественно новых уровнях, что воздействует на соответствующее развитие правовых систем.
Наконец, роль политической системы сложно переоценить в историческом контексте. Понимание особенностей эволюции правовой системы неизбежно требует учета политического фактора. В противном случае сложно объяснить некоторые исторические закономерности правового развития. Например, при изучении общего права необходимо учитывать политическую централизацию средневековой Англии.
Целью данного исследования является выявление понятия и особенностей взаимодействия политической и правовой систем.
Основные задачи заключаются в следующем: определение категорий «политическая система» и «правовая система»; выявление взаимосвязи данных социальных систем на уровне их составов; раскрытие функционального взаимодействия политической и правовой систем.
Основой методологии проведения подобного исследования является системная диалектика, благодаря которой возможно использование данных юридических, политических, исторических и иных наук. Поэтому в данном случае реализуются структурно-функциональный, исторический, сравнительно-правовой и другие методы научного познания.
В литературе существуют различные подходы к определению политической системы. Понимание любого системного явления призвано не просто отражать существующую реальность, но и нести определенную методологическую нагрузку. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства.
Во-первых, не стоит использовать слишком общее определение. Другими словами, предложенная дефиниция должна быть связана именно с политической системой, а не с социальными системами в целом.
Во-вторых, при определении политической системы необходимо избегать подробного перечисления ее компонентов и направлений функционального воздействия. Раскрытие данных сторон рассматриваемой системы уместно проводить при изучении ее состава и функций.
Некоторые авторы рассматривают политическую систему через призму ее институциональных компонентов. Например, порой она определяется как «комплекс институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества»1. Несмотря на использование категории «комплекс»,
1 Гаджиев К. С. Введение в политическую философию : учебное пособие. М. : Логос, 2004. С. 69.
в
ЕСТНИК Губайдуллин а р.
УНИВЕРСИТЕТА Понятие и особенности взаимодействия имени O.E. Кутафина(МГЮА) политической и правовой систем
системные связи здесь выражены абстрактно. Не упоминается государственная власть, являющаяся одной из сущностных характеристик политической системы. Указание на институты и организации подчеркивает институциональные компоненты, оставляя в тени нормативные, коммуникативные и ценностные политические явления.
Существуют и другие подходы, отличающиеся большей широтой. В частности, в литературе отмечается, что политическая система интегрирует политические учреждения и процессы в структурно упорядоченное, самостоятельное, устойчивое, автономно функционирующее целостное единство, которое взаимодействует с внешней средой для достижения политических целей2.
Обратим внимание, что здесь описывается именно системное явление, обладающее интегративным характером. Нельзя не заметить, что помимо учреждений речь также идет о политических процессах, придающих данной системе динамический характер.
Безусловно, можно приводить различные подходы к пониманию политической системы общества, но все-таки необходимо отметить следующее. Определение раскрывает понятие в его существенных признаках. При этом оно не должно быть слишком громоздким. Поэтому стоит привести позицию П. К. Гончарова, который отмечает целесообразность выделения онтологических и гносеологических видов определений систем3. Данный подход позволяет сформировать необходимую дефиницию в зависимости от стоящих перед исследованием целей и задач.
В гносеологической плоскости политическая система трактуется как часть социальной системы, охватывающая совокупность социальных субъектов и институтов, связанных участием в политической жизни, различных форм политических связей и отношений, в которых она осуществляется, и ядром которых являются отношения по поводу государственной власти и результатов политической деятельности4.
Подобное определение целесообразно рассматривать как результат обобщения научных знаний о данной системе. Оно избавлено как от чрезмерной абстрактности, так и от излишней детализации.
Что касается онтологической плоскости, то здесь определение политической системы связано с такими характеристиками, как состав, структура, функции политической системы5. В данном случае отражено более детальное рассмотрение политической системы.
Далее следует предложить определение правовой системы. При этом не- Н
обходимо учитывать, что искомая дефиниция не может охватывать негативные Е
правовые явления. Также она должна отражать динамический характер данной системы, выраженный в процессах правотворчества и правореализации. Пони- п<
РЬ
ш и
2 См.: Васецкий А. А. Системные конфликты в процессе становления современной по- 11 литической системы России : автореф. дис. ... д-ра полит. наук. СПб., 2008. С. 11. Т Е
3 См.: Гэнчаров П. К. Политическая система российского общества в условиях постсо- Щ О
— П
ветского транзита (социологический анализ) : автореф. дис. ... д-ра соц. наук. М., 2009. j j
С. 17. ГВ
4 Гончаров П. К. Указ. соч. С. 19. □ Г
5 См.: Гэнчаров П. К. Указ. соч. ПРАВА
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
мание правовой системы изложено в трудах многих ученых. Среди них следует отметить Н. И. Матузова, Р. В. Шагиеву, В. Н. Карташова, В. В. Сорокина и др. Перечисление и анализ различных точек зрения — тема отдельного исследования.
Поэтому в данном случае целесообразно сформулировать следующее определение. Правовая система общества — это комплекс, включающий позитивное право и взаимодействующие с ним статические и динамические правовые явления, воздействующий на различные сферы жизни общества в целях его гармоничного развития.
Что же собой представляет взаимодействие данных систем? Безусловно, оно носит сложный характер и может быть рассмотрено в структурном, функциональном, генетическом, географическом и иных срезах.
В философии категория «взаимодействие» раскрывается как «всеобщая форма связи тел и явлений, выражающаяся в их взаимном влиянии друг на друга и изменении»6. В контексте двух рассматриваемых социальных систем эти процессы проявляют себя на различных уровнях. Так, уместно говорить о взаимодействии различных политических и правовых явлений, охватываемых составами данных систем. Также следует подчеркнуть функциональную взаимозависимость политической и правовой систем. Выделение данных уровней не умаляет иных аспектов взаимодействия данных систем, их раскрытие требует отдельного исследования.
Таким образом, дальнейшее изучение политической и правовой систем предполагает выявление взаимосвязи данных социальных систем на уровне их составов. При этом необходимо учитывать следующее. Во-первых, речь идет о национальных политических и правовых системах. Международный уровень требует отдельного изучения. Во-вторых, целесообразно сопоставлять политические и правовые явления, но при этом не стоит уходить в анализ сравнения структуры и организации данных систем.
Рассуждая о составе политической системы, необходимо отметить следующее. Зарубежные исследователи Г. Алмонд и С. Верба при рассмотрении состава политической системы выделяют три класса объектов. К ним относятся: конкретные роли и структуры (законодательные органы, органы исполнительной власти); исполнители возложенных на них ролей (монархи, законодатели); конкретные публичные политические действия, решения или их реализация7-
Подобное понимание состава выглядит объемным и предельно обобщенным, однако в нем прямо не выделяются социальные нормы, политическая наука, политическое сознание. Вместе с тем сопоставление составов политической и правовой систем предполагает необходимость учета данных компонентов.
Более предпочтительным является подход, согласно которому в составе политической системы выделяются: политические институты и организации (институциональная подсистема); политические отношения (коммуникативная подсистема); политические принципы и правовые нормы (нормативная подсистема);
6 Краткий словарь по философии / под общ. ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина. 3-е изд., дораб. и доп. М. : Политиздат, 1979. С. 38.
7 См.: Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах / пер. с англ. Е. Генделя. М. : Мысль, 2014. С. 31.
в
ЕСТНИК Губайдуллин А. Р. Q С
УНИВЕРСИТЕТА Понятие и особенности взаимодействия имени O.E. Кутафина(МГЮА) политической и правовой систем
политическое сознание и политическая культура (культурно-идеологическая подсистема)8-
В целом соглашаясь с подобным набором компонентов, стоит отметить необходимость выделения в рамках последней подсистемы политической науки.
Сходный в некоторой степени состав необходимо выделить и в рамках правовой системы. Во-первых, речь идет о системе позитивного права. Стоит учесть, что в ряде правовых систем существует дуализм, иллюстрирующий наличие позитивного права и права религиозной группы. Во-вторых, необходимо сказать о внешней форме права, связанной с системой позитивного права. В-третьих, нельзя не учитывать существование правовой науки. В-четвертых, в составе рассматриваемой системы выделяются процессы правообразования и реализации норм права. В-пятых, в качестве компонента правовой системы выделяются ценностно-психологические явления.
Стоит обратить внимание, что, несмотря на функциональные отличия рассматриваемых систем, их компонентные составы достаточно близки. Во многом это и позволяет проводить необходимое сопоставление. При этом необходимо учитывать самостоятельность данных систем.
Речь идет об институциональной составляющей. Если в политической системе все очевидно, то в отношении правовой системы этот вопрос приобретает дискуссионный характер. С одной стороны, сравнительно-правовые исследования предполагают изучение в той или иной степени государства, политических партий и иных субъектов. Например, раскрытие доктрины судебного прецедента в общем праве требует обращения к особенностям организации судебной системы. С другой стороны, неизбежно возникает проблема определения границ включения институциональных компонентов в состав правовой системы. Ведь так можно охватить всю данную составляющую, что повлечет частичное смешение составов изучаемых систем. Думается, что в данном случае необходимо рассматривать институциональные компоненты в рамках политической системы, что даст возможность избежать перегруженности состава правовой системы.
При сопоставлении составов политической и правовой систем также необходимо учитывать смешанные правовые системы, представляющие собой «полиядерные социальные феномены»9- Степень правового смешения может быть различной, но наиболее ярко она проявляется в рамках правового сознания и правовой культуры, развивающихся в недрах самого общества.
Ключевым компонентом правовой системы является система права. В поли- 1
тической системе также выделяются политические нормы. Связь между данными явлениями хорошо известна науке: политические нормы часто сосуществуют и взаимодействуют с правовыми нормами. Однако с точки зрения сравнительного правоведения необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство. А
В социалистических правовых системах границы между политическими и пра-
II
вовыми нормами были выражены нечетко. Цель права была переплетена с целью
__Ла
п
8 См.: Политология : учебник / под ред. М. Х. Фарукшина. Казань : Изд-во Казанского ун- I1
та, 1999. С. 97. О О
1 Ш
9 См.: Захарова М. В. Конвергенция и конкуренция правовых систем мира // Вестник Ни- □ IX жегородской академии МВД России. 2018. № 4 (44). С. 22. ПРАВА
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
политики10, при этом в ряде случаев не прослеживалась грань между правовым актом и политической директивой11. По существу, имело место частичное замещение политическими нормами правовых норм, что можно рассматривать как особенность данных систем.
Рассматриваемые нормы реализуются в политических и правовых отношениях, которые, как правило, соотносятся как содержание и форма. Однако развитие отдельных правовых систем показывает, что порой присутствует автономность политической эволюции, в рамках которой политические отношения какое-то время существуют без надлежащего правового оформления. В частности, складывавшаяся в Великобритании в XVIII в. политическая практика привела к развитию конституционных обычаев12. Незавершенный характер английской буржуазной революции, отсутствие писаной конституции привели к ведущей роли политической сферы, опередившей свое правовое оформление. Это подчеркивает роль конституции, на основе которой определяется правовая политика и которая является исходной основой для регламентации самых различных общественных отношений.
Сопоставляя компоненты рассматриваемых социальных систем, нельзя обойти вниманием научный срез. Взаимодействие политической и правовой наук очевидно уже потому, что они находятся в однородном спектре. Характер их взаимодействия также зависит от того, о какой правовой системе идет речь. В частности, в советской правовой системе присутствовала наука и учебная дисциплина «история политических и правовых учений», сейчас же необходимо говорить об истории учений о праве и государстве. Подобные изменения носят позитивный характер. Науки должны обладать самостоятельным статусом, не поглощая полностью или частично содержание других научных направлений.
Связь обеих социальных систем прослеживается и на уровне ценностно-психологической составляющей. Речь идет о политической и правовой формах общественного сознания, представляющих в генеральном смысле отношение субъектов к политической и правовой материи. Такие ценности, как права и свободы человека, законность, демократия, присутствуют в политическом и в правовом сознании. Их усвоение происходит в рамках социализации, поэтому в процессах правового воспитания важно уделять внимание формированию уважительного отношения к праву13-
Данные формы общественного сознания обладают некоторыми сходными особенностями существования. В отличие от позитивного права и даже правовой науки, правовое сознание обладает большим плюрализмом, так как его носителями являются отдельные индивиды. Также стоит учитывать феномен сме-
10 См.: Давид Р, Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности / пер. с фр. В. А. Туманова. М. : Международные отношения, 2009. С. 150.
11 См.: Правовые системы стран мира : энциклопедический справочник / отв. ред.
А. Я. Сухарев. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Норма, 2003. С. 378.
12 См.: История государства и права зарубежных стран / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Норма, 2006. Т. 2. С. 33.
13 См.: Rostami S. Juridical study of crimes committed with computer // Asian Social Science. Vol. 12. Is. 11. 14 October 2016. P. 84.
в
ЕСТНИК Губайдуллин А. Р. I—>—У
УНИВЕРСИТЕТА Понятие и особенности взаимодействия 9Э.7
имени O.E. Кутафина(МГЮА) политической и правовой систем
шанных правовых систем, в рамках которых порой присутствуют представители различных правовых традиций. Отчасти похожая ситуация наблюдается и в политической системе, однако политический плюрализм может быть реализован только в условиях законности и демократии.
Далее необходимо раскрыть функциональное взаимодействие политической и правовой систем. При этом необходимо дать краткую характеристику функциям обеих систем.
Что касается политической системы, то здесь нельзя не упомянуть ставшую уже классической модель Г. Алмонда. Она предполагает выделение четырех функций ввода (политическая социализация и рекрутирование сторонников различных партий; артикуляция социальных интересов; агрегирование интересов; политическая коммуникация), а также трех функций вывода (разработка норм (законов); их применение; контроль над их соблюдением)14-
Данная модель, основывающаяся на использовании структурно-функционального метода, привлекает четким размежеванием входящих и исходящих импульсов политической системы. Нельзя не отметить и то, что функции вывода связаны с правовой сферой жизнедеятельности общества.
Порой функции политической системы выделяют в целом, не прибегая к их разделению по группам. Некоторые авторы при таком подходе выделяют: выявление, представительство, координацию и интеграцию интересов субъектов политических отношений; выбор и детализацию политического курса, целей и задач общества и самой политической системы; мобилизацию средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей; политическую социализацию и привлечение к участию в политической системе членов общества; легитимацию, включающую достижение определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам15-
Обратим внимание, что в последнем примере перечень функций выглядит шире. Так, речь идет о мобилизации средств, используемых для достижения целей политической системы.
Можно освещать и другие подходы к выделению функций политической системы. Подобный плюрализм во многом носит методологический характер. Различные позиции дополняют друг друга, и все же здесь необходимо отметить одно обстоятельство. Генеральное функциональное назначение политической системы отражается в управлении. Все остальные направления воздействия дополняют и усиливают его эффективность. 1
Функции правовой системы общества раскрывались в предыдущих исследова- Е
ниях, поэтому в данном случае необходимо ограничиться их перечислением. К ним относятся интегративная, регулятивная, охранительная, информационная, ценност-но-ориентирующая функции, а также функция правовой социализации16. Ключе- А
вым функциональным направлением правовой системы является регулирование.
14
Ш0~ II ИЫ
чт
См.: Панарин А. С. Философия политики : учебное пособие для политологических фа- Щ О
— П
культетов и гуманитарных вузов. М. : Наука, 1994. С. 331. 11
15 См.: Политология : учебник / под ред. М. Х. Фарукшина. С. 105. О О
16 См.: Губайдуллин А. Р. Функции права и правовой системы общества // Ученые записки 0 Ы Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2013. Т. 155. Кн. 4. С. 34—36. ПРАВА
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Как же выглядит функциональное взаимодействие двух социальных систем? Безусловно, можно сопоставлять близкие по содержанию функции. В частности, речь идет о функциях политической и правовой социализации. Но подобный подход уязвим: он не позволяет линейно сравнить все функции.
Также можно говорить о том, что функции политической системы получают правовое оформление в рамках правовой системы. Но подобная позиция освещает лишь часть данной проблематики.
Более конструктивным выглядит другой подход, согласно которому необходимо выявлять зависимость между изменениями функционального воздействия политической и правовой систем. Здесь можно привести несколько примеров, иллюстрирующих подобную зависимость. Некоторые ранние правовые памятники Древнего мира или Средневековья (Кодекс Хаммурапи, Салическая правда) не включали в себя обширные пласты административно-правовых норм, публично-правовое регулирование было больше представлено уголовно-правовыми и процессуальными нормами. Архаичность публично-правовой материи была вызвана относительной неразвитостью системы государственного управления.
Пример подобной зависимости можно найти и в рамках современной эпохи. Хорошо известно, что правовые системы стран Латинской Америки испытали влияние со стороны правовой системы США, что отразилось на их публично-правовом регулировании. Очевидно, что подобные процессы имели место в силу заимствования латиноамериканскими государствами модели политического управления США.
Рассматривая взаимодействие политической и правовой систем, нельзя не отметить феномен политико-правовой культуры, которую целесообразно рассматривать в аксиологическом контексте. Подобный подход позволяет говорить о ней как об определенном показателе, иллюстрирующем направление и уровень взаимодействия рассматриваемых социальных систем. В связи с этим интересно выделение в литературе трех типов политико-правовой культуры: традиционного, утилитарного и креативного17. В рамках первого типа наблюдается доминирование государства над позитивным правом, второй тип отражает роль государства и права как механизмов, обеспечивающих комфортную жизнь индивидов, третий тип связан с созиданием и коммуникацией18.
Завершая данное исследование, необходимо сделать итоговые выводы.
Политическую систему целесообразно рассматривать в гносеологической и в онтологической плоскостях. При этом во втором случае предполагается ее более детальная характеристика в контексте состава и функций политической системы.
Правовая система общества представляет собой воздействующий на различные сферы жизни общества комплекс, включающий позитивное право и взаимодействующие с ним статические и динамические правовые явления.
Взаимодействие политической и правовой систем раскрывается в контексте составов и функций данных систем.
17 См.: Яркова Е. Н. Политико-правовая культура: опыт ценностно-смысловой реконструкции // Ценности и смыслы. 2013. 1 (23). С. 101.
18 См.: Яркова Е. Н. Указ. соч. С. 104—105, 110.
в
ЕСТНИК Губайдуллин а. р.
УНИВЕРСИТЕТА Понятие и особенности взаимодействия имени O.E. Кутафина(МГЮА) политической и правовой систем
Выявляя взаимосвязь политической и правовой систем на уровне их составов, не следует уходить в анализ сравнения их структуры и организации. При этом институциональные компоненты необходимо рассматривать в рамках состава политической системы.
Политические и правовые нормы традиционно сосуществуют и взаимно дополняют друг друга. В социалистических правовых системах политические нормы частично замещают правовые нормы.
Политические и правовые отношения в основном соотносятся как содержание и форма. Однако это не исключает автономности политической сферы, которая может самостоятельно вырабатывать отдельные нормы, регулирующие политические отношения.
Взаимодействие политических и правовых наук подразумевает их самостоятельность. Это не умаляет значимость междисциплинарных исследований, речь идет о том, что одна наука не должна поглощать предмет другой.
Политическое и правовое сознание связаны общими ценностями. Также они обладают некоторыми сходными особенностями. При исследовании функционального взаимодействия двух социальных систем не стоит ограничиваться сопоставлением близких по содержанию функций или сводить функциональную роль правовой системы к правовому оформлению функций политической системы. Необходимо выявлять зависимость между изменениями функционального воздействия политической и правовой систем.
Направление и уровень взаимодействия двух социальных систем выявляются с помощью определенного типа политико-правовой культуры.
БИБЛИОГРАФИЯ
1- Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах / пер. с англ. Е. Генделя. — М. : Мысль, 2014. — 499 с.
2- Васецкий А. А. Системные конфликты в процессе становления современной политической системы России : автореф. дис. ... д-ра полит. наук. — СПб., 2008. — 43 с.
3- Гаджиев К. С. Введение в политическую философию : учебное пособие. —
М. : Логос, 2004. — 334 с. К
4- Гончаров П. К. Политическая система российского общества в условиях пост- 1 советского транзита (социологический анализ) : автореф. дис. ... д-ра соц. Е наук. — М., 2009. — 52 с.
5- Губайдуллин А. Р. Функции права и правовой системы общества // Ученые
записки Казанского университета. — Серия «Гуманитарные науки. — 2013. — ащ
Т. 155. — Кн. 4. — С. 27—36.
6- Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности / Т Ч пер. с фр. В. А. Туманова. — М. : Международные отношения, 2009. — 456 с. л °
7- Захарова М. В. Конвергенция и конкуренция правовых систем мира // Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2018. — № 4 (44). — С. 19—27. 0 О
8. История государства и права зарубежных стран / отв. ред. Н. А. Крашенин- 0Ы
никова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма, 2006. — Т. 2. — 816 с. права
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
9. Краткий словарь по философии / под общ. ред. И. В. Блауберга, И. К. Панти-на. — 3-е изд., доработ. и доп. — М. : Политиздат, 1979. — 413 с.
10. Панарин А. С. Философия политики : учебное пособие для политологических факультетов и гуманитарных вузов. — М. : Наука, 1994. — 367 с.
11. Политология : учебник / под ред. М. Х. Фарукшина. — Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1999. — 266 с.
12. Правовые системы стран мира : энциклопедический справочник / отв. ред. А. Я. Сухарев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма, 2003. — 976 с.
13. Яркова Е. Н. Политико-правовая культура: опыт ценностно-смысловой реконструкции // Ценности и смыслы. — 2013. — № 1 (23). — С. 100—115.
14. Rostami S. Juridical study of crimes committed with computer // Asian Social Science. — Vol. 12. — Is. 11. — 14 October 2016. — P. 79—85.