Научная статья на тему 'Понятие и особенности института саморегулирования в Российской Федерации'

Понятие и особенности института саморегулирования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
387
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / SELF-REGULATION / КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / CONTROL FUNCTION / УЧАСТНИКИ РЫНКА / MARKET PARTICIPANTS / ПРЕДПРИЯТИЕ / COMPANY / ДЕЛЕГАЦИЯ ПОЛНОМОЧИЙ / DELEGATION OF AUTHORITY / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / SELF-REGULATORY ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жарова Анастасия Галустовна

В данной статье рассматриваются подходы к пониманию института саморегулирования в современном обществе, понятию саморегулирования и вариации классификаций саморегулируемых организаций. Поставлена проблема «зрелости» участников рынка для успешного и эффективного функционирования саморегулируемых организаций. Отмечены несовершенства законодательного регулирования деятельности саморегулируемых организаций. Помимо этого, автором выявлено нарушение принципа добросовестной конкуренции, путем императивного вовлечения в определенные сферы деятельности саморегулируемых организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие и особенности института саморегулирования в Российской Федерации»

LEGAL SCIENCES

THE CONCEPT AND CHARACTERISTICS OF SELF-REGULATION INSTITUTE IN RUSSIAN FEDERATION Zharova A.G. (Russian Federation) Email: [email protected]

Zharova Anastasia Galustovna - Bachelor in Jurisprudence, LOMONOSOV MOSCOW STATE UNIVERSITY, MOSCOW

Abstract: this article discusses approaches to understanding institute of self-regulation in modern society, the concept of self-regulation and variations of classifications of self-regulatory organizations. The issue of «maturity» of the market participants for the successful and efficient functioning of self-regulatory organizations. Improvement of the legislative regulation of self-regulatory organizations are marked in this article. In addition, the author reveals a violation of the principle of fair competition through mandatory involvement in certain spheres of self-regulatory organizations.

Keywords: self-regulation, the control function, market participants, the company, delegation of authority, self-regulatory organization.

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Жарова А.Г. (Российская Федерация)

Жарова Анастасия Галустовна - бакалавр юриспруденции, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва

Аннотация: в данной статье рассматриваются подходы к пониманию института саморегулирования в современном обществе, понятию саморегулирования и вариации классификаций саморегулируемых организаций. Поставлена проблема «зрелости» участников рынка для успешного и эффективного функционирования саморегулируемых организаций. Отмечены несовершенства законодательного регулирования деятельности

саморегулируемых организаций. Помимо этого, автором выявлено нарушение принципа добросовестной конкуренции, путем императивного вовлечения в определенные сферы деятельности саморегулируемых организаций. Ключевые слова: саморегулирование, контрольная функция, участники рынка, предприятие, делегация полномочий, саморегулируемые организации.

Саморегулирование провозглашается как основной принцип демократических реформ и трансформаций, мыслится посредством наделения самостоятельности субъектов, берущих на себя ответственность за собственные действия. В широком ключе саморегулирование понимается как противопоставление внешнему регулированию. Однако, саморегулирование это в первую очередь такое понятие, которое является базовым свойством системы регулирования, которое способствует сохранению жизнеспособности права. На данный момент существует два основных подхода понимания данного термина.

Первый подход заключается в специфическом понимании саморегулирования, а именно как регулирование, которое не зависит от стороннего внешнего регулирования. Примером может служить модель рыночной экономики, когда в роли «внешнего регулятора» выступает государство. Саморегулирование здесь - это множество вариантов упорядочивания отношений хозяйствующих субъектов,

European science № 10(32) ■ 48

основанных на договорных отношениях, индивидуальном регулировании, саморегулируемых организациях. Иными словами, саморегулирование в рамках этого подхода выступает в качестве оппозиции к публичному регулированию.

Второй подход к пониманию саморегулирования подразумевает под собой способность объекта регулирования сохранять свойства своей системы и целостность. В этом случае саморегулирование рассматривается как свойство права, а не противопоставляется ему. Причиной саморегулирования в данном подходе можно найти в самой системе, а не во внешней среде, в силу свойства автономности.

Российский законодатель в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О саморегулируемых организациях» определяет саморегулирование как самостоятельную и инициативную деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил [1]. Из данного определения можно сделать вывод о том, что саморегулирование по своей правовой природе является институтом, то есть предусматривает установление правил, регулирующих хозяйственную деятельность экономических субъектов в определенной сфере предпринимательства, а также создание механизмов, направленных на обеспечение соблюдения этих правил. Иными словами, саморегулирование реализуется посредством создания участниками рынка специальных структур и делегирование им части полномочий.

Исходя из нормы п. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида[1]. Чаще всего органы саморегулирования представляют собой бизнес-ассоциации с фиксированным членством, осуществляющих свою хозяйственную деятельность в рамках установленным ими правил.

Однако не каждое бизнес сообщество является саморегулируемой организацией. Основным элементом в данном вопросе является процесс делегирования прав и полномочий, так как именно это является основой механизма управления сделками. При отсутствии у сообщества такого рода полномочий оно может считаться лишь клубом интересов, группой давления или лоббирования, но не организацией саморегулирования. Основной целью такой организации является представительство и защита интересов. Отличительными чертами саморегулируемой организации является осуществление ею следующих функций:

• Разработка правил и стандартов деловой практики;

• Мониторинг за соблюдением этих правил и стандартов;

• Выработка системы санкций за нарушение правил;

• Формирование собственной процедуры внесудебного разрешения споров между членами сообщества и потребителями. СРО образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров;

Главной задачей саморегулируемых организаций становится объединение юридических лиц и предпринимателей, которые действуют в той или иной отрасли экономики. Такое объединение дает возможность компаниям обмениваться опытом и знаниями, самостоятельно решать многие вопросы, связанные с профессиональной деятельностью. Кроме того, к задачам СРО также относятся:

49 ■ European science № 10(32)

• формирование инструкций и составление правил осуществления хозяйственной деятельности;

• контроль над выполнением участниками СРО своих обязательств перед клиентами и заказчиками;

• контроль над уровнем профессиональной подготовки сотрудников компаний, входящих в саморегулируемые организации;

• формирование компенсационного фонда из взносов новых участников СРО, который в дальнейшем будет использоваться для выплаты издержек, связанных с ущербом, нанесенным ненадлежащим выполнением обязанностей компаниями-членами СРО;

• выдача допусков к работе и свидетельств, которые становятся для предприятий -участников саморегулируемых объединений весомым доказательством профессионализма и высокого качества оказываемых услуг.

Что касается классификации СРО как организаций, основанных на принципе добровольного членства, то в зависимости от особенностей законодательного закрепления можно выделить две разновидности СРО:

• саморегулируемые организации с обязательным членством, возможность создания которых прямо предусмотрена федеральным законодательством. К данной группе относятся, например, саморегулируемые организации в сфере строительства, проектирования, страхования;

• саморегулируемые организации с добровольным членством, возможность создания которых федеральным законодательством прямо не предусмотрена, но и не запрещена.

Кроме того, исходя из функций и задач СРО, представленных выше, представляется возможным классифицировать такие организации в зависимости от наличия либо отсутствия в них различного рода контрольных и распорядительных полномочий [2]. Например, существуют:

• саморегулируемые организации, которые наделяются государством полномочиями по лицензированию, некоторому контролю за участниками рынка, как, например, в сфере оценки недвижимости. Для получения возможности частному лицу или организации осуществлять оценку недвижимого имущества, необходимо состоять в специально созданных СРО, а также отвечать требованиям выбранного СРО;

• саморегулируемые организации, не наделяемые государством публичными функциями, а созданные исключительно в рамках объединения участников рынка определенной сферы для лоббирования интересов, обмена опытом.

Исходя из федеративного устройства Российской Федерации [3] и современной практики образования СРО, такие организации можно классифицировать исходя из уровня объединения ее членов:

• СРО субъектного уровня, состоящие из региональных и межрегиональных саморегулируемых организаций и объединяющие субъекты предпринимательской или профессиональной деятельности;

• СРО федерального уровня представляют собой союзы СРО, которые состоят из организаций межрегионального уровня первого уровня.

На сегодняшний день в России действуют саморегулируемые организации во многих сферах хозяйствующей деятельности: строительство, капитальный ремонт и реконструкция; архитектурно-строительное проектирование; инженерные изыскания; пожарная безопасность; арбитражное управление; аудит; экспертная оценка; рынок ценных бумаг; туристические услуги; медицина; автомобильные перевозки и другие виды деятельности.

Как уже было упомянуто выше, участие в большинстве СРО является добровольным, но для компаний, действующих в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий, вступление в саморегулируемые

Еигореап Баепсе № 10(32) ■ 50

организации, согласно законодательству, стало обязательным. Без допуска к работе, которые выдают СРО своим членам, принимать участие в тендерах и выполнять заказы в строительстве и составлении архитектурных проектов компании не имеют права.

Но если обратиться к закону «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», то согласно пункту 21 статьи 47, пункту 41 статьи 48, пунктам 21, 22 статьи 52, не требуется членство в саморегулируемой организации в строительной сфере следующего вида организациям [4]:

1) государственным и муниципальным унитарным предприятиям, в том числе государственным и муниципальным казенным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям в случае заключения ими договора подряда на выполнением проектных и изыскательских работ, договора строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно -правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых они находятся, или в случае выполнения ими функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

2) коммерческими организациями, доля государственный или муниципальных унитарных предприятий, государственных автономных учреждений в уставных (складочных) капиталах которых составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения ими договоров на выполнения проектных и изыскательских работ, договоров строительного подряда с указанными предприятиями и учреждениями;

Таким образом, государство исключает участие в СРО организаций и предприятий строительной сферы с государственной долей участия в них и разделяет хозяйствующие субъекты на субъекты с государственной долей участия, давая им определенные преимущества. Таким образом, нарушается один из основных принципов функционирования рыночной экономики -принцип конкуренции.

Исходя из действующего законодательства и фактического положения дел, саморегулируемая организация занимает некое промежуточное положение между государством и предприятиями, представляя, с одной стороны, интересы российских предприятий, с другой - выполняя часть государственных функций по контролю и защите прав третьих лиц.

Институт саморегулируемой организации, являясь посредником между российскими предприятиями и государством, выполняет так же функцию «обратной связи», что крайне важно для установления доверительных отношений. При этом, данный институт предполагает исключение чрезмерного участия государства в экономической жизни предприятий. Но полноценное, свободное и эффективное функционирование такого иснтитута возможен только при осущетсвлении всеми участниками рынка своей профессиональной деятельности на основании прицнипов добросоветстности и с учетом баланса частных, общественных и публичных интересов.

СРО сегодня приводит к большей активности предприятий, позволяет им более четко регулировать известные им общественные отношения, а также сокращает бюрократический аппарат государства и затраты на его содержание. Подобная «делегация правомочий» является определенной попыткой достичь золотой середины между «кейнсианством» и «монетаризмом» в вопросе о роли государства на рынке. Кроме того, саморегулируемые орагнизации являются неким отборным этапом для успешного функционирования компании на рынке.

51 ■ Еигореап Баепсе № 10(32)

Список литературы /References

1. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О саморегулируемых организациях» // Собрание законодательства РФ, 03.12.2007. № 49. Ст. 6076.

2. Петров Д.А. К вопросу о публично-правовой природе деятельности членов саморегулируемых организаций // Гражданское право, 2013. № 1. С. 15-21.

3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета, 1993. № 237.

4. Федеральный закон от 22.07.2008 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 28.07.2008. № 30 (ч. 1). Ст. 3604.

5. Крючкова П.В. Саморегулирование хозяйственной деятельности как альтернатива избыточному государственному регулированию. ИИФ «СПРОС» КонфОП, 2001. С. 95.

Список литературы на английском языке /References in English

1. Federalnyi zakon ot 01.12.2007 № 315-FZ (red. ot 03.07.2016) «O samoreguliruemykh organizatciiakh» [The law on self-regulated organisations] // Sobranie zakonodatelstva RF [collected legislation of the Russian Federation]. 03.12.2007. № 49. St. 6076 [in Russian].

2. Petrov D.A. K voprosu o publichno-pravovoi prirode deiatelnosti chlenov samoreguliruemykh organizatcii [To the question of public-law nature of the activities of members of self-regulatory organizations] // Grazhdanskoe pravo [Civil law], 2013. № 1. P. 15-21 [in Russian].

3. Konstitutciia Rossiiskoi Federatcii ot 12 dekabria 1993 g. [The Constitution of the Russian Federation of 12 December 1993] // Rossiiskaia gazeta [Russian paper], 1993. № 237 [in Russian].

4. Federalnyi zakon ot 22.07.2008 № 148-FZ «O vnesenii izmenenii v Gradostroitelnyi kodeks Rossiiskoi Federatcii i otdelnye zakonodatelnye akty Rossiiskoi Federatcii» [The law on amendments to the town planning code of the Russian Federation and certain legislative acts of the Russian Federation] // Sobranie zakonodatelstva RF [collected legislation of the Russian Federation], 28.07.2008. № 30 (ch. 1). St. 3604 [in Russian].

5. Kriuchkova P.V. Samoregulirovanie khoziaistvennoi deiatelnosti kak alternativa izbytochnomu gosudarstvennomu regulirovaniiu. [Self-regulation of economic activity as an alternative to excessive government regulation]. IIF «SPROS» KonfOP, 2001. P. 95 [in Russian].

European science № 10(32) ■ 52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.