Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ГЛАСНОСТИ КАК ПРАВОВОГО ПРИНЦИПА'

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ГЛАСНОСТИ КАК ПРАВОВОГО ПРИНЦИПА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
395
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
принцип гласности / гласность / сущность / концепция / правовая природа / правовой принцип / теоретические источники / теоретико-методологические подходы.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хайров А.Д.

В настоящее время существует множество мнений и подходов к пониманию основополагающего принципа гласности, а также всеобщее его признание как одного из важнейших условий легитимности государственной власти в обществе. Однако гласность как правовой принцип до сих пор не стал предметом всеобъемлющего исследования, включающего анализ различных теоретических подходов, связанных с пониманием его сущности. В связи с чем, через призму разнообразных теоретико-методологических подходов, используемых различными авторами при характеристике принципа гласности, автор пытается выстроить собственное понимание сущности рассматриваемого фундаментального принципа, пронизывающего различные сферы общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ГЛАСНОСТИ КАК ПРАВОВОГО ПРИНЦИПА»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-8-162-166 ХАЙРОВ Айрат Дамирович,

NIION: 2018-0076-8/22-906 аспирант кафедры конституционного и

MOSURED: 77/27-023-2022-8-1104 административного права

юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета, e-mail: ajrathajrov@gmail.com

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ГЛАСНОСТИ КАК ПРАВОВОГО ПРИНЦИПА

Аннотация. В настоящее время существует множество мнений и подходов к пониманию основополагающего принципа гласности, а также всеобщее его признание как одного из важнейших условий легитимности государственной власти в обществе. Однако гласность как правовой принцип до сих пор не стал предметом всеобъемлющего исследования, включающего анализ различных теоретических подходов, связанных с пониманием его сущности.

В связи с чем, через призму разнообразных теоретико-методологических подходов, используемых различными авторами при характеристике принципа гласности, автор пытается выстроить собственное понимание сущности рассматриваемого фундаментального принципа, пронизывающего различные сферы общественных отношений.

Ключевые слова: принцип гласности, гласность, сущность, концепция, правовая природа, правовой принцип, теоретические источники, теоретико-методологические подходы.

KHAYROV Ayrat D,

graduate student of the Department of Constitutional and Administrative Law, the Faculty of Law, Kazan (Volga Region) Federal University

CONCEPT AND MAIN THEORETICAL APPROACHES TO THE UNDERSTANDING OF PUBLICITY AS A LEGAL PRINCIPLE

Annotation. Nowadays there are many views and approaches to understanding the fundamental principle of transparency, as well as its universal acceptance as an essential condition for the legitimacy of State authority in society. However, transparency as a legal principle has not been the subject of a comprehensive study yet, including the analysis of various theoretical approaches involved in understanding its essence.

In this connection, in the light of various theoretical and methodological approaches used by various authors in characterizing the principle of publicity, the author tries to build his own understanding the essence of the fundamental principle, which affects public relations.

Key words: principle of publicity, publicity, essence, concept, legal nature, legal principle, theoretical sources, theoretical and methodological approaches.

Как показывает анализ теоретических источников, при характеристике гласности в качестве правового принципа преобладают представления о его сущности как одном из руководящих начал конкретной сферы юридической деятельности и (или) юридической технологии.

В частности, гласность в осуществлении государственного управления относится к числу тех фундаментальных принципов, которые выражают внутреннюю природу и согласованность

структурных элементов системы государственного управления[1].

Гласность также рассматривается в качестве основополагающей идеи, имеющей правовое закрепление, положения, на которых основано построение государственных органов, включая структурную организацию, к примеру, прокуратуры, а также всю ее деятельность в рамках реализации надзорных и ненадзорных функций [2].

Руководящее положение принципа гласности также признается и в сфере правосудия как

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

особого вида государственной деятельности, реализуемого, по мнению Е.В. Марьиной, в рамках строгих процессуальных правил, предусмотренных законодательством, заключающегося в рассмотрении гражданских, административных и уголовных дел и направленный на защиту интересов личности и государства [3]. В частности, по мнению А.А. Данилевича и О.В. Петровой, принцип гласности осуществления правосудия реализуется в различных взаимосвязанных формах, включая доступ в зал судебного заседания, возможность фиксировать ход судебного разбирательства, публичное оглашение судебных постановлений, распространение информации о деятельности судебной системы в целом [4].

Таким образом, общетеоретическая характеристика принципа гласности в юридической науке базируется преимущественно на деятель-ностном подходе, который рассматривается в качестве философско-социологического принципа, выступающего методологическим основанием при исследовании различных социальных процессов и социальных структур [5].

Однако юридическая наука при выявлении сущности принципа гласности обращается и к другим методологическим приемам исследования для определения его качественных особенностей.

К примеру, С.В. Праскова использует социологический и информационный метод в исследовании принципа гласности, который позволил ей сделать вывод о том, что гласность является общесоциальным явлением, характеризующим информационную избыточность в виде предоставления гражданскому обществу информации, связанной с государственным управлением, однако отсеянной в процессе оптимизации управленческой информации [6].

Для Е.И. Вдовиной гласность через призму информационного подхода применительно к сфере гражданского судопроизводства выступает в виде основополагающей идеи, нормативно закрепленной и обеспечивающей своевременное предоставление достоверной и достаточной информации по делу любому лицу в зависимости от его процессуального статуса [7].

С точки зрения междисциплинарного подхода, который, как отмечает Т.В. Крепс, ориентирует на выявление объектов познания, общих для двух и более смежных научных дисциплин [8], внутренняя природа принципа гласности отражается в разнообразных трактовках его сущностного содержания в отраслевых юридических науках.

Например, в административно-правовой науке принцип гласности в административном праве рассматривается в качестве отраслевого принципа [9], входящего либо в подгруппу принципов, регулирующих отношения между обществом

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

как целостной системой и государством как ее основной управляющей подсистемой (принцип гласности и общественного мнения) [10], либо организационных принципов, определяющих механизм формирования и функционирования исполнительной власти и государственного управления, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективной административной деятельности в государственных органах (принцип гласности в осуществлении государственного управления) [11].

Д.С. Михеев считает, что принцип гласности имеет комплексный характер, проявляющийся в том, что он выступает, с одной стороны, как необходимый (ключевой) элемент общеправового принципа демократизма, а с другой - гласность выступает самостоятельным отраслевым принципом муниципального права, а именно принципом гласности местного самоуправления [12].

Л.С. Аносова полагает, что правовая природа названного принципа выражается в том, что гласность есть одновременно общеправовой принцип и принцип судопроизводства [13].

Для А.Н. Володиной гласность выступает и правовым требованием, характеризующим демократичность уголовного судопроизводства, предполагающим право общества на определённую информацию, и правовой гарантией реализации конституционных прав и свобод в уголовном судопроизводстве [14].

Таким образом, междисциплинарный научный подход показывает, что правовая природа принципа гласности многовекторная, поскольку рассматривается в качестве общеправового, межотраслевого и (или) отраслевого начала, назначением которого выступает урегулирование отношений, складывающихся между обществом, личностью и государством, вертикальными и горизонтальными звеньями системы органов исполнительной и судебной власти. Кроме того, гласность характеризуется в качестве общей и одновременно специальной конституционно-правовой гарантии, коллективного и индивидуального основного права, имеющего информационное содержание.

Еще одним научным методологическим приемом, позволяющим уяснить сущность принципа гласности, можно считать феноменологический подход, специфика которого выражается в выявлении всех смыслов и значений, которые придаются гласности в социуме.

В частности, в конституционно-правовом смысле гласность рассматривается как требование к максимальной открытости процедур деятельности высших органов государственной власти, организации и проведению народных голосо-

ваний, обсуждению законопроектов и разрешению возникающих конституционно-правовых споров [15].

В политологии концепт принципа гласности подразумевает создание условий для возникновения политической информации и политических коммуникаций, инструменты гласности (средства массовой информации) [16], установление эффективных каналов связи с народными массами, публичное общение партийных и иных функционеров с народом, а также его включение в парадигму средств и форм демократизации общества [17].

В социальной философии гласность трактуется, с одной стороны, в качестве социально-политического принципа, реализация которого предполагает демократический, публичный характер деятельности органов управления, открытое информирование граждан, учет общественного мнения, а с другой - как социально-организационный принцип, позволяющий через эффективную постановку информационной работы регулировать управление экономическими, социальными, идеологическими и иными процессами [18].

Возвращаясь к особенностям проявления гласности в правовой сфере, то каждый правовой принцип, как отмечает Г.Р. Хабибуллина, осмысляется не только в научно-теоретическом (доктри-нальном) направлении, но и в практико-приклад-ном, причем последнее соединяет в себе законодательное, правоприменительное и юрисдикцион-ное направления [19]. Ю.Г. Колянова также полагает, что основные теоретические подходы в исследовании каждого социально-правового явления, к числу которых относится гласность, подразделяются на доктринальный, субъективно-законодательный, субъективный исполнительно-распорядительный и судебно-интерпретацион-ный [20].

Таким образом, осмысление принципа гласности осуществляется и с учетом позитивистского подхода, а также особенностей его закрепления в правовых источниках.

К примеру, субъективно-законодательный подход к пониманию принципа гласности воплощается в его официальном закреплении в качестве одного из основных принципов деятельности федеральных и (или) региональных органов государственной власти. Федеральный законодатель может по-разному излагать наименование принципа гласности, называя его принципом гласности разбирательства дел (Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»), гласности в деятельности судов (Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской

Федерации»), гласности и открытости судебного разбирательства (Кодекс административного судопроизводства РФ от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ), гласности в деятельности органов публичной власти, в т.ч. посредством предоставления доступа к информации о деятельности органов публичной власти (Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»).

В правовых позициях Конституционного Суда РФ: а) гласность предстает как принцип в судопроизводстве, который, как известно, в данном аспекте проявляет межотраслевой характер; б) правосудие выступает гарантией реализации принципа гласности; в) действие принципа гласности в судопроизводстве может быть ограничено в зависимости от режима судебной информации.

Таким образом, основными теоретико-методологическими подходами, определяющими содержание понятия принципа гласности в деятельности органов государственной власти (федеральных, региональных), выступают: деятель-ностный, информационный, социологический в сочетании с информационным, междисциплинарный, феноменологический и практико-приклад-ной, который подразделяется на законодательный, исполнительно-распорядительный и юрис-дикционный (судебно-интерпретационный).

В связи с чем, в контексте используемых теоретико-методологических подходов, гласность предстает как интегральный принцип, обеспечивающий открытый, публичный и доступный для гражданского общества характер деятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти, организацию в них информационно-справочного процесса, связанного с поиском, получением, передачей, производством и распространением официальной информации, а также формирование на его основе механизма общественного контроля как гарантии ее достоверности и доведения до сведения заинтересованных субъектов как объектов информирования, включающего в себя совокупность способов, средств и каналов его осуществления.

Список литературы:

[1] Братановский С.Н., Деменчук Д.В. Принципы государственного управления // Научно-практический журнал «Гуманизация образования». - 2018. - № 6. - С. 20 - 21.

[2] Потапова Л.В. К вопросу о значении законности, гласности и независимости в качестве ключевых принципов организации и деятельности российской прокуратуры // Юридическая наука. - 2021. - № 3. - С. 95.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

[3] Марьина Е.В. Судебная система Российской Федерации: учебное пособие / Е.В. Марьина.

- Самара: Изд-во Самарского ун-та, 2020. -С. 16.

[4] Данилевич А.А., Петрова О.В. Реализация принципа гласности в уголовном процессе Республики Беларусь. - С. 283.

[5] Науменко Т.В. Деятельностный подход как объяснительный принцип современной социальной философии // Журнальный клуб «Интелрос CredoNew». - 2013. - № 1.

[6] Праскова С.В. Теоретические основы гласности правосудия: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004. - С. 10.

[7] Вдовина Е.И. Принцип гласности в гражданском судопроизводстве: автореф. дис. . канд. юрид. наук. - М., 2011. - С. 7.

[8] Крепс Т.В. Междисциплинарный подход в исследованиях и преподавании: преимущества и проблемы применения // Научный вестник ЮИМ.

- 2019. - № 1. - С. 117.

[9] Беше-Головко К. Принцип гласности в России // Lexrussica. - 2016. - № 1 (Т. 25-С^. -С. 90.

[10] Мицкевич Л.А. Очерки теории административного права: современное наполнение. -М., 2017. - С. 62.

[11] Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: в 3-х т. Т. 1: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. - М., 2002. - 728 с.

[12] Михеев Д.С. Сущность и содержание принципа гласности местного самоуправления: теоретико-правовые аспекты // Марийский юридический вестник. - 2013. Вып. 10. - С. 113; Михеев Д.С. Понятие принципа гласности местного самоуправления // Вестник Российского университета кооперации. - 2013. - № 3(13). - С. 92.

[13] Аносова Л.С. Конституционный принцип гласности судопроизводства: правовое регулирование и практика реализации: автореф. дис. . канд. юрид. наук. - М., 2012. - С. 13.

[14] Володина А.Н. Гласность уголовного судопроизводства. Правовая природа, содержание и проблемы реализации: автореф. дис. . канд. юрид. наук. - М., 2009. - С. 9.

[15] Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь / С.А. Авакьян. - М.: Юстицинформ, 2015. - С. 186.

[16] Устинкин С., Ульмаева Л. Перестройка и гласность (об источниках формирования современной политической коммуникации власти и общества в России) // Власть. - 2009. - № 10. - С. 24-25.

[17] Головченко В.Г. Политика гласности в концепции перестройки советского общества // Базис. - 2018. - № 1 (3). - С. 65, 66.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

[18] Полторак В.А. Роль принципа гласности в демократизации управления трудовыми коллективами и организации соревнования: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Киев, 1988. - С. 8.

[19] Хабибуллина Г.Р. Общеправовые и межотраслевые конституционные принципы в региональном конституционном (уставном) правосудии: теория, методология и практика: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Казань, 2021. - С. 17.

[20] Колянова Ю.Г. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области организации местного самоуправления (конституционно-правовое исследование): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2021.- С. 11.

Spisok literatury:

[1] Bratanovskij S.N., Demenchuk D.V. Principy gosudarstvennogo upravleniya // Nauchno-praktich-eskij zhurnal «Gumanizaciya obrazovaniya». - 2018.

- № 6. - S. 20 - 21.

[2] Potapova L.V. K voprosu o znachenii zakon-nosti, glasnosti i nezavisimosti v kachestve kly-uchevyh principov organizacii i deyatel'nosti rossi-jskoj prokuratury // Yuridicheskaya nauka. - 2021. - № 3. - S. 95.

[3] Mar'inaE.V. SudebnayasistemaRossijsko-jFederacii: uchebnoeposobie / E.V. Mar'ina. - Samara: Izd-voSamarskogoun-ta, 2020. S.16;

[4] DanilevichA.A., PetrovaO.V. Realizaci-yaprincipaglasnostivugolovnomprocesseRespubliki-Belarus'. - S. 283.

[5] NaumenkoT.V. Deyatel'nostnyjpodhod-kakob»yasnitel'nyjprincipsovremennojsocial'nojfilo-sofii // Zhurnal'nyjklub «IntelrosCredoNew». - 2013. -№ 1.

[6] PraskovaS.V. Teoreticheskieosnovyglas-nostipravosudiya: avtoref. dis ... kand. yurid. nauk. -M., 2004. - S. 10.

[7] VdovinaE.I. Principglasnostivgrazhdan-skomsudoproizvodstve: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2011. - S. 7.

[8] KrepsT.V. Mezhdisciplinarnyjpodhodvissle-dovaniyahiprepodavanii: preimushchestvaiproble-myprimeneniya // NauchnyjvestnikYUIM. - 2019. - № 1. - S. 117.

[9] Beshe-Golovko K. Princip glasnosti v Rossii // Lex russica. - 2016. - № 1 (T. 25-CV). - S. 90.

[10] Mickevich L.A. Ocherki teorii administra-tivnogo prava: sovremennoe napolnenie. - M., 2017.

- S. 62.

[11] Starilov Yu. N. Kurs obshchego administra-tivnogo prava: v 3 t. T. 1: Istoriya. Nauka. Predmet. Normy. Sub"ekty. - M., 2002. - 728 s.

[12] Miheev D.S. Sushchnost' i soderzhanie principa glasnosti mestnogo samoupravleniya: teore-

tiko-pravovye aspekty // Marijskij yuridicheskij vest-nik. - 2013. - Vyp. 10. - S. 113; Miheev D.S. Ponyatie principa glasnosti mestnogo samoupravleniya // Vest-nik Rossijskogo universiteta kooperacii. - 2013. - № 3 (13). - S. 92.

[13] Anosova L.S. Konstitucionnyj princip glasnosti sudoproizvodstva: pravovoe regulirovanie i praktika realizacii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2012. - S. 13.

[14] Volodina A.N. Glasnost' ugolovnogo sudoproizvodstva. Pravovaya priroda, soderzhanie i prob-lemy realizacii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2009. - S. 9.

[15] Avak'yan S.A. Konstitucionnyj leksikon: Gosudarstvenno-pravovoj terminologicheskij slovar' / S.A. Avak'yan. - M.: Yusticinform, 2015. - S. 186.

[16] Ustinkin S., Ul'maeva L. Perestrojka i glasnost' (ob istochnikah formirovaniya sovremennoj

politicheskoj kommunikacii vlasti i obshchestva v Rossii) // Vlast'. - 2009. - № 10. - S. 24 - 25.

[17] Golovchenko V.G. Politika glasnosti v kon-cepcii perestrojki sovetskogo obshchestva // Bazis. -2018. - № 1 (3). - S. 65, 66.

[18] Poltorak V.A. Rol' principa glasnosti v demokratizacii upravleniya trudovymi kollektivami i organizacii sorevnovaniya: avtoref. dis. ... d-ra filo-sof. nauk. - Kiev, 1988. - S. 8.

[19] Habibullina G.R. Obshchepravovye i mezhotraslevye konstitucionnye principy v region-al'nom konstitucionnom (ustavnom) pravosudii: teor-iya, metodologiya i praktika: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. - Kazan', 2021. - S. 17.

[20] Kolyanova Yu. G. Polnomochiya organov gosudarstvennoj vlasti sub"ektov Rossijskoj Feder-acii v oblasti organizacii mestnogo samoupravleniya (konstitucionno-pravovoe issledovanie): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - Kazan', 2021. - S. 11.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.