УДК 316.4
Социологические науки
Ильина Ирина Александровна, магистрантка кафедры социальной работы ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»,
e - mail: stekljannikva.irina@rambler.ru
Пантилейкина Екатерина Михайловна, магистрантка кафедры социальной работы ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»
e - mail: katerina.pantileikina@yandex.ru
ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Аннотация: В статье представлено понятие «здоровье», «здоровый образ жизни» и «культура здорового образа жизни». Авторы также анализируют основные структурные компоненты здорового образа жизни и критерии формирования культуры здорового образа жизни.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, компоненты, культура, формирование.
Abstract: The article presents the concept of «health», «healthy lifestyle» and «culture of healthy lifestyle». The authors also analyze the main structural components of a healthy lifestyle and criteria of formation of culture of healthy lifestyle.
Key words: health, healthy lifestyle, components, culture, formation.
Образ жизни - это совокупность форм жизнедеятельности людей, обусловленных данным способом производства. Проявляется в труде, быту, социально-политической жизни, культуре, в поведении людей и служит важнейшим показателем уровня развития общества [6, 79].
Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» (Всемирной организации здравоохранения).
Здоровье населения — это: во-первых, факторы биологического воспроизводства общества и условие сохранения его жизнеспособности как социальной системы; во-вторых, своеобразный результат и показатель социального эффекта тех изменений и процессов, которые происходят в обществе (изменения в образе жизни, усиление социальной дифференциации, возникновение социальных конфликтов), так как состояние здоровья населения всегда зависит от социальной социальной политики, от глубины происходящих стратификационных процессов. Здоровье выступает в качестве одного из необходимых и важнейших условий активной, творческой и полноценной жизни человека в обществе [5, 195].
Основными элементами «основ культуры здорового образа жизни» в понимании Пестовой Т. Г. являются: организация режима питания, сна, пребывания на свежем воздухе, отвечающих требованиям санитарно-гигиенических норм; организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности; содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность; преодоление вредных привычек; культура сексуального поведения, межличностного поведения в коллективе, самоутверждение и самоорганизации [4, 18].
На наш взгляд, интегральное выражение взаимосвязи образа жизни и здоровья человека выступает понятие «здорового образа жизни». Оно объединяет все, что способствует выполнению человека профессиональных, общественных, бытовых функций в наиболее оптимальных условиях для здоровья и развития человека.
По мнению А. В. Мартыненко, культура здорового образа жизни - один из результатов социализации личности в обществе, состоящий из здорового отношения личности к себе; из жизнедеятельности, направленной на такие виды здоровья, как психическое, физическое, нравственное; из поддержки
внутренних факторов здоровья (соблюдение режима дня и режима питания, полезные привычки и двигательная активность и пр.) [3, 56].
Э. Н. Вайнер отмечает, что в формировании здорового образа жизни для каждого человека необходимо учитывать как его типологические особенности (тип высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной нервной регуляции и т. д.), так и возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материального обеспечения, быта и т. д.). Важное место в исходных посылках должны занимать личностно-мотивационные особенности данного человека, его жизненные ориентиры, которые сами по себе могут быть серьезным стимулом к здоровому образу жизни и к формированию его содержания и особенностей [2, 189].
Выделяют следующие критерии формирования культуры здорового образа жизни: аксиологический (интериоризированность ценности здоровья и здорового образа жизни), мотивационный (потребность в сохранении и укреплении здоровья, характер мотивации включения в деятельность по овладению культурой здорового образа жизни), когнитивный (наличие знаний о сущности здоровья, о смысле и назначении здорового образа жизни, о методах овладения культурой здорового образа жизни), деятельностный (владение умениями здоровьесберегающей деятельности как системы деятельностей по сохранению и укреплению физического, психического и нравственного здоровья, умениями самоконтроля состояния здоровья), социкультурные (наличие знаний о культуре здорового образа жизни и т.д.) [1, 15].
В рамках магистерской диссертации Ильиной И. А. на тему «Институциональное взаимодействие субъектов социальной работы при формировании здорового образа жизни детей и подростков в Республике Мордовия», в ходе которого были опрошены эксперты по изучаемой теме (объем выборочной совокупности - 40 человек) были получены следующие данные. Так, 73 % опрошенных считают, что на здоровье детей и подростков
условия жизни влияют частично, а 27 % опрошенных считают, что на здоровье человека условия жизни сильно влияют. 14 % опрошенных считают, что на здоровье детей и подростков физическая культура влияет частично, а 66 % опрошенных считают, что на здоровье детей и подростков физическая культура влияет сильно. 7 % экспертов отмечают, что на здоровье детей и подростков медицинское обслуживание влияет частично, а 83 % опрошенных считают, что на их здоровье медицинское обслуживание сильно влияет. 100 % опрошенных считают, что на здоровье детей и подростков условия окружающей среды сильно влияет.
Эксперты также отметили, что основная ответственность по формированию здорового образа жизни детей и подростков лежит на семье (75 %) и государстве (70 %) (эксперты должны были оценить по пятибалльной шкале каждый из предложенных социальных институтов) (табл. 1).
Социальный институт Шкала измерения
1 2 3 4 5
Школа 35 % 35 % 30 %
Семья 15 % 10 % 75 %
Государство (власть) 5 % 10 % 15 % 70 %
Учреждения социальной защиты 10 % 10 % 30 % 35 % 15 %
Общественные организации 60 % 30 % 10 %
Учреждения системы здравоохранения 30 % 35 % 25 % 5 % 5 %
Таблица 1 - Распределение ответов экспертов на вопрос: «В какой мере несут ответственность по формированию здорового образа жизни детей и подростков следующие социальные институты в
РМ?»
Анализируя данные таблицы 1, можно сделать вывод, что все перечисленные социальные институты ответственны за формирование здорового образа жизни детей и подростков. Представляя собой социальную
систему, они только в совокупности и в согласованности своих действий смогут изменить состояние культуры здорового образа жизни детей и подростков в положительную сторону. Однако следует также обратить внимание на то, что «реконструкция» должна начинаться с работы с самой семьей, ведь именно родители в большинстве случаев определяют судьбу ребенка.
На вопрос «Какова роль институционального взаимодействия при формировании здорового образа жизни детей и подростков в РМ?» были получены следующие варианты ответов: 90,0 % экспертов ответили, что «роль велика», «это очень важно», «нужно развивать перспективные направления», «огромная роль», а 10,0 % ответили: «все зависит от человека», «незначительна», «необходим контроль», «все зависит от воспитания» и т.д.
Анализ вопроса «Каковы перспективные направления деятельности социальных институтов в формировании здорового образа жизни детей и подростков в Республике Мордовия?» позволяет сделать вывод о том, что необходимо: «активно проводить пропаганду здорового образа жизни», «совершенствовать методы работы», «организовывать просветительскую работу», «не лениться родителям и заниматься спортом», «улучшать законы в данной сфере», «ужесточить контроль», «формировать правильный образ жизни в школах», «улучшать спортивные площадки и стадионы», «формировать мотивы занятия спортом» и т.д.
Исследование позволило сделать вывод о том, что при формировании здорового образа жизни важное значение имеет институциональное взаимодействие различных субъектов, так как оно является важным специфическим фактором реализации системного подхода в контексте предупреждения и решения проблем формирования здорового образа жизни населения. Так, например, Министерство спорта и физической культуры РМ взаимодействует с Министерством социальной защиты населения РМ в рамках разработки единой стратегии развития спорта и физической культуры в Республике Мордовия. В рамках данной стратегии, важным направлением
является - пропаганда здорового образа жизни и ее формирование у населения. Также в Республики Мордовия реализуется Государственная программа Республики Мордовия «Развитие физической культуры и спорта» на 2014-2020 годы. Основной целью программы является создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом. Задачами данной программы является: -повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни; - развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и т.д.
Таким образом, состояние здоровья населения в значительной мере детерминировано его образом жизни, то есть социальными факторами. Поэтому в сохранении и укреплении здоровья населения значимыми являются пропаганда и внедрение культуры здорового образа жизни. Формирование культуры здорового образа жизни населения современной России чрезвычайно важно для сохранения и развития демографического, социального, экономического потенциала страны.
Библиографический список:
1. Андреева Т. Н. Формирование культуры здорового образа жизни у младших школьников на основе системно-деятельностного подхода :
автореферат дисс.....канд. педагог. наук / Т. Н. Андреева. - Чебоксары, 2013. -
24 с.
2. Вайнер Э. Н. Валеология : учебник для вузов / Э. Н. Вайнер. - М. : Флинта, 2001. - 416 с.
3. Мартыненко А. В. Формирование здорового образа жизни молодежи / А. В. Мартыненко, Ю. В. Валентик, В. А. Полесский. - М. : Медицина, 2008. - 192 с.
4. Пестова Т. Г. Физическая культура как фактор социализации личности студента : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. Г. Пестова. -Карачаевск, 2004. - 22с.
5. Соловьева Т. В. Многообразие подходов к понятию «здоровье» как социальной ценности : сборник статей международной конференции «Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки» / Т. В. Соловьева, И. А. Ильина. - Екатеринбург, 15 декабря 2016 г. - Уфа : АЭТЕРНА, 2016. - С. 193-195.
6. Терехина Р. Н. Компоненты основ здорового образа жизни // Ученые записки / Р. Н. Терехина, П. Теодорос. - № 12 (46). - С. 78-82 .