Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА'

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политическое лидерство / история лидерства / функции лидера / инструменты власти / СМИ / политическая компетентность / харизма / ситуационные факторы. / political leadership / leadership history / leadership functions / tools of power / media / political competence / charisma / situational factors.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Глотов Сергей Александрович

В статье исследуется понятие «политическое лидерство» в историческом и современном контекстах. Автор прослеживает эволюцию идеи лидерства от античности до наших дней, анализируя взгляды таких мыслителей, как Платон, Макиавелли, Ницше, Тард. Особое внимание уделяется современным трактовкам политического лидерства, его роли в обществе, факторам формирования лидерской стратегии и инструментам осуществления власти. В статье рассматриваются функции политического лидера, выделяются личностные качества, компетенции и ситуационные факторы, влияющие на эффективность лидерства. Анализируются механизмы взаимодействия лидера с обществом, включая использование СМИ и других инструментов коммуникации. В заключении подчеркивается важность гибкости и адаптивности политического лидера в условиях динамично меняющегося мира и отмечается необходимость дальнейшего исследования феномена лидерства с учетом современных реалий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Глотов Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AND MAIN APPROACHES TO THE STUDY OF POLITICAL LEADERSHIP

The article explores the concept of «political leadership» in historical and modern contexts. The author traces the evolution of the idea of leadership from antiquity to the present day, analyzing the views of such thinkers as Plato, Machiavelli, Nietzsche, Tard. Special attention is paid to modern interpretations of political leadership, its role in society, factors of formation of leadership strategy and tools for the exercise of power. The article examines the functions of a political leader, highlights personal qualities, competencies and situational factors that affect the effectiveness of leadership. The mechanisms of the leader’s interaction with society, including the use of mass media and other communication tools, are analyzed. In conclusion, the importance of flexibility and adaptability of a political leader in a dynamically changing world is emphasized and the need for further research on the phenomenon of leadership is noted, taking into account modern realities.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА»

Сергеи Александрович ГЛОТОВ - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин Международного юридического института Россия, г. Москва; e-mail: glotov_rgsu@mail.ru

УДК 32.019.5

Для цитирования: Глотов С.А. Понятие и основные подходы к исследованию политического лидерства // Общество и государство. - 2024. - № 2 (46). - С. 39-46. - DOI: 10.24412/2224-9125-2024-2-39-46.

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА

АННОТАЦИЯ

В статье исследуется понятие «политическое лидерство» в историческом и современном контекстах. Автор прослеживает эволюцию идеи лидерства от античности до наших дней, анализируя взгляды таких мыслителей, как Платон, Макиавелли, Ницше, Тард. Особое внимание уделяется современным трактовкам политического лидерства, его роли в обществе, факторам формирования лидерской стратегии и инструментам осуществления власти.

В статье рассматриваются функции политического лидера, выделяются личностные качества, компетенции и ситуационные факторы, влияющие на эффективность лидерства. Анализируются механизмы взаимодействия лидера с обществом, включая использование СМИ и других инструментов коммуникации.

В заключении подчеркивается важность гибкости и адаптивности политического лидера в условиях динамично меняющегося мира и отмечается необходимость дальнейшего исследования феномена лидерства с учетом современных реалий.

Ключевые слова: политическое лидерство, история лидерства, функции лидера, инструменты власти, СМИ, политическая компетентность, харизма, ситуационные факторы.

Sergey Alexandrovich GLOTOV - Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Theory of Law and Public Law Disciplines of the International Law Institute Russia, Moscow; e-mail: glotov_rgsu@mail.ru

THE CONCEPT AND MAIN APPROACHES TO THE STUDY OF

POLITICAL LEADERSHIP

ANNOTATION

The article explores the concept of «political leadership» in historical and modern contexts. The author traces the evolution of the idea of leadership from antiquity to the present day, analyzing the views of such thinkers as Plato, Machiavelli, Nietzsche, Tard. Special attention is paid to modern interpretations of political leadership, its role in society, factors of formation of leadership strategy and tools for the exercise of power.

The article examines thefunctions of a political leader, highlights personal qualities, competencies and situational factors that affect the effectiveness of leadership. The mechanisms of the leader's interaction with society, including the use of mass media and other communication tools, are analyzed.

In conclusion, the importance of flexibility and adaptability of a political leader in a dynamically changing world is emphasized and the need for further research on the phenomenon of leadership is noted, taking into account modern realities.

Keywords: political leadership, leadership history, leadership functions, tools of power, media, political competence, charisma, situationalfactors.

Понятие «лидер» в переводе с английского языка буквально означает «ведущий», «идущий впереди», «указывающий путь». Интерес к изучению понятия лидерства уходит корнями к древности: важнейшей потребностью общества в древние

времена являлось формирование особенных качеств у мальчиков, таких как мужество, чувство долга, понятие о чести, отваге.

Понятие о лидере, вожде, формируется с самого раннего периода, например, в поэме Гомера

«Илиада» представлены разные типы лидеров с различным поведением, но обладающими схожими чертами — главные герои Ахиллес и Гектор доблестно сражаются за свои ценности, проявляя отвагу и храбрость.

Для софистов идеальным лидером являлся человек, обладающий высоким интеллектом, который завоевывал внимание и доверие публики с помощью слова. Сократ утверждал, что лидер обязан обладать высокоморальными качествами, так как в политическом лидерстве главное — победа «добра» над «злом». Платон был одним из первых мыслителей, который затронул проблему лидерства. В своем труде «Государство» он выделил три типа лидеров: философ-государственный деятель, который руководит республикой, опираясь на разум и справедливость; военачальник, отвечающий за защиту государства и подчинение других своей воле; и деловой человек (современное понимание — бизнесмен), который занимается обеспечением материальных потребностей [1]. Согласно Платону, у части людей природно заложены возможности быть философами и правителями государства, а всей оставшейся части стоит заниматься не этим, а следовать за теми, кто руководит.

Большой вклад в исследование политического лидерства внес Н. Макиавелли, утверждая, что лидер должен сплачивать государство, представлять его интересы и использовать любые методы и средства в целях поддержания и обеспечения общественного порядка. Понятие лидера также разрабатывал Ф.

Ницше, считая, что необходимо формировать высший биологический тип человека-лидера, то есть сверхчеловека. Французский социолог Г. Тард также работал над концепцией лидерства, он пытался доказать идею о том, что основной закон социальной жизни — подражание последователей лидеру. Данные рассуждения привели автора к мысли, что большая часть населения не способна к самостоятельному социальному творчеству, поэтому открытия, созданные инициативными и оригинальными личностями, являются единственным и основным источником прогресса общества [2].

Если обратиться к современным источникам, то можно найти большое количество различных определений понятия «политическое лидерство»:

1) разновидность власти, в которой спецификой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц. Политическое лидерство — это власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами с тем, чтобы побудить членов нации к действиям [3];

2) способ организации власти в гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех или большинства его социальных слоев, базирующийся на признании авторитета и компетентности лидера, а также доверия к нему [4];

3) постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию

или группу [5];

4) механизм осуществления политической власти, в основе которого лежат отношения взаимовлияния между лидером, выражающим интересы и потребности социальной общности/общества, и последователями, делегирующими ему свои полномочия для осуществления представительства и реализации их интересов [6].

Следует отметить, что понятие «лидерства» многогранно и формируется исходя из специфических потребностей сложно организованных систем. Основной потребностью выступает потребность в самоорганизации, то есть упорядочение поведения элементов системы для обеспечения жизнеспособности и функционирования системы. Упорядочивание осуществляется с помощью вертикального и горизонтального распределения функций и ролей, таким образом формируется иерархическая организация, сверху которой находится лидер.

Невозможность вывода единого определения также обусловлена большим количеством влияющих факторов: исторические условия, менталитет конкретного общества, политическая ситуация в данном обществе, личные качества лидера, а также влияние и авторитет сил, которые поддерживают его.

Г. Лебон утверждал, что вождь структурирует отношения в обществе по типу «власть-подчинение», с помощью использования гипнотического воздействия, однако, он сам также загипнотизирован данной идеей и выступает всего лишь в качестве ее апостола. Он подчеркивает, что лидер обладает огромной властью, способной на сильнейшие разрушительные действия для народов и стран, но его влияние распространяется только до тех пор, пока оно соответствует потребностям окружения. «В политике настоящие великие люди — те, которые предвидят зарождающиеся потребности, события, подготовленные прошлым, и указывают путь, которого следует держаться» [7]. Автор считает, что массы не способы к самоорганизации, саморуководству и формированию собственного мнения, поэтому им необходима деспотичная власть, которой масса покоряется инстинктивно. По Г. Лебону настоящий лидер — истинный фанатик с твердыми убеждениями, он может быть психически неуравновешен, в то время как инстинкт самосохранения у него отсутствует, однако, такой лидер несет простую и четкую идею, которую толпа мгновенно подхватывает, а затем происходит ее многократное повторение.

В XIX в. французский социолог Э. А. Дюркгейм выдвинул идею о том, что роль личностных компонентов власти уменьшается с течением времени, уступая место структурам и институтам. Известно, для современного мира и сложноорга-низованного государства характерным является более высокое доверие общества к находящимся во власти личностям, а не анонимным структурам. Основной целью политической власти является достижение общественного согласия и

обеспечение безопасности и развития общества, причем политический лидер является одним из главных элементов данной системы.

Лидер является элементом поддержки отношений «верхов» и «низов», отвечает за их институ-циализацию в целях самосохранения общности и реализацию ею своих интересов. То есть, лидер представляет из себя институт, который связан отношением ответственности перед гражданами [8]. На основе данного утверждения можно сделать вывод о том, что политический лидер имеет особые социальные отношения с обществом, в которых общество может оказывать как формальную, так и неформальную поддержку.

Таким образом с помощью формальной поддержки обществом обеспечивается легитимность влияния лидера на принятие тех или иных решений, управления процессами и обладания властью. Лидеры могут быть успешными только при условии, что они готовы изменяться, учитывать окружающие условия, обладают знаниями и высокой квалификацией, проявляют ответственность и честность, заслуживают доверие и уважение со стороны своих последователей. Кроме того, помимо доверия и уважения со стороны последователей, для политического лидера ключевое значение имеет его способность адаптироваться к изменениям и принимать инновационные решения. В течение определенного периода лидеру необходимо получить «кредиты доверия» от своих последователей, в решении стоящих перед ним задач необходимо доказать свою компетентность и заслужить одобрение и доверие своих последователей. Далее лидер путем отхода от некоторых привычных и принятых норм в обществе может способствовать образованию новых, более эффективных решений. Кроме того, важным фактом является то, что влияние лидера должно обладать определенным постоянством, распространяться на всю группу, лидер должен обладать значимым авторитетом, а его признание должно быть строго легитимным[9]. Немаловажную роль в данном процессе для политического лидера занимают его личные качества. М. Вебер выделяет харизматический тип политического лидерства утверждая, что «харизма — это великая революционная сила в связанные традициями эпохи. В отличие от также революционизирующей силы ratio, которая действует извне (либо путем изменения жизненных обстоятельств и проблем и в силу этого — отношения к ним, либо путем интеллектуализации), харизма может стать трансформацией изнутри, происходящей из беды или восторга и ведущей к резкой смене всего направления мысли и действия, к полной перемене всех установок как на отдельные формы жизни, так и на мир вообще» [10]. Эффективность политического лидерства может определяться наличием и влиянием его личных качеств на общество. Политическое лидерство, особенно «перед вызовами современности», представляет собой особенный способ осуществления власти, основанный преимущественно на поддержке лидера последователями, а также на возможности

мобилизовать общество для достижения общих целей, а не на принуждении [11]. Примером харизматических лидеров могут быть такие «знаковые» политики как, Ф.Д. Рузвельт, У. Черчилль, И.В. Сталин, Ф. Кастро.

Для выявления наиболее точных границ понятия «политический лидер» стоит рассмотреть основные факторы данного понятия: 1) личностные качества лидера; 2) инструменты осуществления власти; 3) ситуации, с которыми сталкивается лидер [12].

Исследователь Р. Зиллер разработал типологию личности политических лидеров на основе исследования самооценки и сложности Я-концепции:

1) «аполитичные» политики. Включены деятели, имеющие высокую самооценку и сложную модель Я-концепции, они ассимилируют новую информацию, касающуюся их, без угрозы для их Я-концепции, но при этом для их реактивности существуют серьезные ограничения;

2) «прагматики». Включены политики, имеющие низкую самооценку и высокой сложности Я-концепцию, они отвечают на широкий круг социальных стимулов, а также прислушиваются к мнениям других людей и модифицируют свое политическое поведение на основе обратной связи;

3) «идеологи». Включены политические лидеры, имеющие высокую самооценку и низкой сложности Я-концепцию, они не реагируют на мнения других, а их познавательные процессы и поведение очень жестки и самооценка чрезвычайно стабильна;

4) «недетерминированные». Включены деятели, имеющие низкую самооценку и низкой сложности Я-концепцию, они интенсивно реагируют на узкий круг социальных стимулов [13].

Говоря об инструментах осуществления власти, надо учитывать, как механизмы, используемые лидерами для контакта с обществом (СМИ, бюрократический аппарат и др.), так и механизмы, используемые для завоевания власти. На формирование лидерской стратегии влияет множество факторов, таких как политическая ситуация в стране, уровень развития политической культуры, наличие гражданского общества и др. С помощью такого средства, как СМИ, политический лидер может оказывать влияние на общество, получать «обратную связь» и повышать рейтинги лояльности и узнаваемости. Если говорить про механизмы, используемые для достижения власти, то можно привести в пример контрагитационное подавление противника в предвыборной гонке. Ярким примером могут служить президентские выборы США 1964 года: предвыборная гонка между Л. Джонсоном и Б. Голдуотером окончилась после того, как организаторы кампании Л. Джонсона создали предвыборный ролик, в котором гипертрофированно подчеркнули непредсказуемость и радикальности Б. Голдуотера, показав обществу, что их ждет ядерная война с СССР при выборе соперника. Важно отметить, что в современном мире для политического лидера очень важным качеством является гибкость в использовании различных механизмов и возможность быстро адаптироваться под изменения

технологий и создание новых инструментов, таких, как социальные сети. «В нашу эпоху, назовем ее постиндустриальной или информационной, все еще высока динамика общественных изменений. Существует вероятность, что к середине XXI века речь должна будет уже идти о совсем иных факторах избирательных побед» [14].

Также необходимо учесть и функции политического лидера. По мнению англо-американской политической науки, политические лидеры выполняют четыре функции:

1) конструктивная функция — заключается в выражении интересов общества в конкретной программе;

2) организационная функция — выражается в создании кадров и системы управления, сплочении сторонников, планировании политических процессов и действий, а также практических аспектов политической работы;

3) координационная функция — выражается в согласовании действий институтов власти, учреждений, направлений их деятельности. Здесь лидер необходимо создавать их решения и политический выбор в соответствие с общественным мнением, то есть основываясь на системе ценностей, принятой в обществе;

4) интегративная функция — выражается в сплочении единомышленников, окружения, общества вокруг программы лидера [15].

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что политическое лидерство является механизмом осуществления политической власти, в основе которого лежит процесс взаимоотношения лидера, который выражает интересы и потребности общества, с последователями, делегирующими свои полномочия в целях реализации своих интересов и организации представительства. Данный механизм реализуется исходя из личностных качеств лидера, характеристик последователей лидера и ситуационных составляющих данного общества. Кроме того, также важна компетентность лидера. Компетентность в политическом поведении становится все более необходимой по мере усложнения самих его форм. «Лидер должен быть гораздо компетентнее, чем рядовой исполнитель тойили иной политической роли» [16].

Выделяют следующие основные концептуальные подходы к исследованию политического лидерства, в рамках которых данный феномен изучается под разными углами зрения:

1. Исторический подход. «Любопытно, что история повлияла на изучение лидерства в незначительной степени, хотя политологи постоянно обращались к ней, не имея зачастую иных источников информации, кроме исторических. Однако в самих исторических исследованиях феномен лидерства сыграл довольно значительную роль [17]». Интерес к феномену лидерства и попытки его осмыслить уходят корнями в глубокую древность. Такие античные мыслители, как Плутарх или Аристотель уделяли теме лидерства большое значение и внимание, они пытались осмыслить влияние лидера

на исторические события. Н. Макиавелли создал практические советы для правителей по наиболее эффективному управлению, которые высоко ценились Наполеоном и многими другими известными политическими деятелями. Т. Карлейль и Р. Уолдо являются представителями волюнтаристской теории, согласно которой история — результат творчества выдающихся личностей. Таким образом, исторический подход основывается на идее о том, что появление ярких и талантливых политических лидеров в значительной степени повлияло на историю мира и все исторические процессы.

В начале XX века Ф. Гальтон выдвинул идею о наследственности таланта лидерства, в которой говорилось о необходимости определенного набора биосоциальных черт для того, чтобы стать лидером.

Существует теория черт, одним из основателей которой является Э. Богардус, согласно которой превосходящие интеллектуальные способности обеспечивают личности особенное выдающееся положение, соответственно, приводящее рано или поздно к лидерству [18]. В последствии анализ и исследования, проведенные Р. Стогдиллом показали, что данную теорию нельзя подтвердить. «Несмотря на то, что можно сделать заключение о некотором превосходстве «средних» лидеров (руководителей) над «средними» последователями (подчиненными) в сравнении таких характеристик, как интеллект, эрудиция, способность к пониманию ситуаций, красноречие, приспособляемость, надежность, активность, социальность, популярность, тем не менее различия были невелики в количественном соотношении, а взаимозависимости лидерства с описанными чертами показывали значительный разброс в различных исследованиях» [19]. Позже стало принято считать, что есть определенная взаимосвязь между личностными характеристиками лидера и эффективностью его действий. Влияние какой-либо черты в лидере носит вероятностный характер, так как оно обусловлено конкретной ситуацией. Далее произошел сдвиг фокуса исследования в сторону восприятия последователями лидерами. Е. Холландер и Л. Офферман сделали выводы о важности и особенностях перцептивной активности — последователи наделяли лидера особенными качествами на основе своих предположений и наблюдении за деятельностью лидера. В результате чего исследователи уделяли особенное внимание исследованию харизме лидера и стилям лидерства. В рамках исторического подхода сформировалась большая эмпирическая база накопленного материала для исследований, однако, на его основе нельзя вывести универсальную модель политического лидерства. Таким образом, на основе факторно-аналитической концепции в теорию лидерства введено понятие целей и задач, при них определенно существует связь с определенной конкретной ситуацией. В результате взаимодействия индивидуальных качеств лидера и стоящих перед ним целей и условий их осуществления происходит выработка стиля его поведения, составляющая его «вторую природу» [20].

2. Институциональный подход. Политические лидеры занимают определенное положение в иерархической структуре, которое наделяет их правами и привилегиями, обеспечивающими престиж и власть. Сложность институционального подхода заключается в том, что необходимо измерить не только влияние личностных характеристик на лидерство, но и влияние занимаемого положения. Для анализа всей ситуации, определяющей положение лидера, разумно рассматривать четыре основных аспекта:

1) Статус или престиж, связанный с положением лидера, подвержен изменениям;

2) Различия в возможностях лидера формировать и контролировать правительство и свое ближайшее окружение;

3) Бюрократические структуры, включая совещательную и исполнительную деятельность, подчинены лидеру в большей или меньшей степени;

4) Наличие средств влияния у лидера на граждан, обеспечивающих различную степень поддержки, такие как политические партии [21].

Структурированная система предоставляет возможности лидеру заранее предвидеть результат от тех или иных действий, а также предоставляет возможность контролировать деятельность лидеров путем сдержек и противодействий. Функции лидеров ограничены законодательной, исполнительной и судебной властями, СМИ, а также конституцией и другими законодательными актами. Также лидеров со своей стороны контролирует их политическая партия, оппозиционные деятели, общество. Фактически, политик в настоящее время стал экспертом в сфере общественных коммуникаций. Его обязанности включают в себя четкую формулировку требований населения, установление необходимых контактов для принятия коллективных решений и их осуществления, взаимодействие с парламентскими и правительственными структурами, СМИ, общественными организациями и отдельными гражданами, а также разрешение конфликтов и нахождение общего согласия [22]. По некоторым наблюдениям обществоведов с середины XX столетия в странах с демократическим политическим режимом исполнительная власть трансформируется во все более организующий центр всей политической системы как таковой.

Существует понятие формального и неформального лидера: формальный лидер оказывает влияние на членов организации, так как имеет формальную власть над ними, закрепленную законодательно, неформальный лидер оказывает влияние на основе признания другими членами организации его авторитета, благодаря его личностным качествам. В политике формальный лидер является основным, так как самоорганизация людей строится на основе легитимного влияния, а не на основе личностных качеств кого-либо.

3. Политико-психологический подход. Впервые систему психоаналитической методологии политического лидерства предложил З. Фрейд. Он утверждал, что в истории цивилизации происходит

чередование двух типов властных сущностей: первого, авторитарной власти вождя над массой и второго, «коллективного руководства» его наследников, наступающее после акта отцеубийства. Помимо этого, согласно автору, привязанности к лидеру и к желанию обладать властью основана на либидоз-ной энергии, а природа лидера связана с особыми качествами, которые близки к гипнотическим [23]. Его работы подтолкнули ученых к исследованию личности невротического типа и личности диктатора. После чего Г. Лассуэлл создал психоаналитическую теорию, где подробно описывал инфантилизм «политического типа». Политическое поведение обусловлено бессознательными мотивами, которые сформировались во время воспитания родителями, а во взрослом возрасте человек переносит свои личные мотивации на объекты общества. Г. Лассуэлл, трактовав методы З. Фрейда, предлагал обучать политических лидеров определять истинную природу их персональных действий и помочь избавиться от влияния неосознанных мотивов, которые доминируют в их сознании [24]. К. Хорни развила теорию невроза, согласно которой навязчивое желание к доминированию у невротика обязательно приводит его к лидерству, а неврозы рождаются из ощущения беспомощности, тревоги и страха, враждебности. Невротическая личность имеет особенную ориентацию на политическое поведение, в связи с чем ее называют «авторитарный характер». В. Райх и Э. Фромм создали коллективную работу «Авторитарная личность», в которой дали психологическое объяснение феномена Гитлера и нацизма. После чего Э. Фромм в работе «Бегство от свободы» выводит учение о характере личности, где подробно описывает каждый тип характера и делает выводы о специфике авторитарного типа. Авторитарная личность отличается особым отношением к власти: данный человек одновременно восхищается властью и подчиняется ей, в то же время, он сам хочет быть властью. Автор указывает, что такой склад характера и заключает в себе «человеческую базу» фашизма [25]. Э. Эриксон создает концепт инфантильности личности лидера, изучая личности Гитлера, Ганди и Лютера. Согласно Э. Эриксону, процесс идентичности формируется с помощью преодоления различных психосоциальных кризисов. Так как основной период кризисов приходится на подростковый период, то при удачном преодолении кризиса происходит самоидентификация, а при неудачном возникает ощущение неуверенности в себе, потеря «своего места» в обществе, конфликт поколений. В системе идеалов, являющейся для молодежи в качестве идеологии, существуют некие «технологии подчинения лидерам», которые выступают в качестве сверхчеловека или «старших братьев» и находятся над амбивалентностью дет-ско-родительских отношений [26]. Часто невротик — лидер воплощает в политическом процессе свои юношеские фантазии или собственные детские проблемы.

С. Московичи классифицирует вождей современного типа по двум категориям: вожди типа

Моисея и вожди тотемические. Первый тип является пророками, основателями республик, авторами общественных и религиозных течений, стремящихся идентифицировать массу с идеей. Второй тип включает в себя тиранов и демагогов, стремящихся идентифицировать массу с собой. Автор подчеркивает, что, с точки зрения психологии масс, любовь к жестокому тирану — лидеру вполне объяснима и логична: «оправдание верой этих безмерных преувеличений, типичных для рекламы, замыкает массы в мире иллюзии, обилия утопий или безграничной справедливости, который как раз и является миром магическим [27]».

4. Ситуационный подход. Исследователи Р. Стогдилл, Т. Хилтон, А. Голдиер развивают концепцию ситуационного подхода, согласно которой лидерство зависит от определенных социальных условий. Связь, образующаяся между людьми в условиях какой-то конкретной определенной ситуации, и люди, ставшие лидерами в определенной ситуации, не обязательно будут в такой же роли в иных ситуациях [28]. Лидерские качества относительны и складываются из сложившейся ситуации и конкретных обстоятельств, которые детерминируют поведение лидера.

Едиными и неотъемлемыми качествами лидера являются ответственность, компетентность и целеустремленность. На основе данной концепции Э. Фромм и Д. Рисмен сделали вывод о том, что в современном западном обществе беспринципный человек имеет большие шансы на лидерство, ему не стоит задумываться о нравственности своих действий ради достижения цели. Данный подход не отрицает важности индивидуальных личностных качеств лидера, однако и не абсолютизирует их как самые значимые, а качественным дополнением и развитием концепции является теория конституентов.

5. Конституентный подход. Ф. Стэнфорд утверждает, что главная роль в становлении лидера принадлежит последователям, так как именно они способны воспринять ситуацию и самого лидера, сделать выводы и принять, либо отвергнуть рассматриваемую фигуру. Один из главных плюсов этого подхода заключается в том, что он позволяет рассматривать лидерство как особый вид взаимоотношений между руководителем и его последователями, которые можно представить в виде сложной цепи взаимосвязанных элементов: консти-туенты — последователи — активисты — лидер [29]. Анализ конституентов помогает предвидеть стратегию поведения политического лидера, так как часто она формируется исходя из сложившейся ситуации, вопреки принципам и привычкам поведения самого лидера. Исходя из характера политического строя, уровня политической культуры общества, степени концентрации власти лидера формируется самостоятельность лидера по отношению к конституентам.

6. Ценностный подход. С. Кучмарски и Т. Кучмарски разработали два базовых положения данного подхода. На основании первого положения

влияние на развитие ценностей и норм отдельных членов и организации в целом оказывает именно политические лидер. Согласно второму, лидерству, основанному на ценностях, можно и нужно обучаться в процессе деятельности [30].

Исследование феномена политического лидерства, от античных философов до современных теоретиков, демонстрирует его непреходящую актуальность и сложность. Лидер — это не просто «идущий впереди», это фигура, наделяемая обществом особыми полномочиями, способная оказывать существенное влияние на политические процессы, мобилизовывать массы и вести их к достижению определенных целей.

Современный политический лидер действует в условиях информационного общества, где на первый план выходят гибкость, адаптивность, умение работать с новейшими технологиями и инструментами коммуникации. Успех лидера зависит не только от его личностных качеств, но и от грамотного использования механизмов власти, от способности откликаться на изменения в обществе и адекватно оценивать политическую ситуацию.

В целом, политическое лидерство представляет собой сложный, многофакторный процесс, основанный на взаимодействии лидера, его последователей и конкретных исторических обстоятельств. Дальнейшее изучение этого феномена, с учетом динамики современного мира, является необходимым условием для построения эффективных политических систем и обеспечения устойчивого развития общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Российской Федерации // Информационно-правовой портал ГАРАНТ. РУ. — URL: https://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения: 20.01.2024).

2. Абашкина, Е. и др. Имидж лидера. — М. : НикколоМедиа, 1999. — 201 с.

3. Алмонд, Г. Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах / Г. Алмонд, С. Верба. — М, 2014. — 535 с.

4. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для вузов. — М. : Аспект Пресс, 2004. — 432 с.

5. Бендас, Т. В. Психология лидерства. — СПб. : Питер, 2009. — 740 с.

6. Блондель, Ж. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу. — М.: Российская академия управления, 1992. — 135 с.

7. Бурдье, П. Социология политики. — М., 1993. — 336 с.

8. Бутырина, М.В. Политология : учебно-методическое пособие. — Иваново: ГЭУ им. В. И. Ленина, 2007. — 252 с.

9. Вебер, М. Политические работы, 1895— 1919. Gesammelte Politische Schriften, 1895—1919 / пер. с нем. Б. М. Скуратова; послесл. Т. А. Дмитриевой. — М. : Праксис, 2003. — 252 с.

10.Вебер, М. Хозяйство и общество. Очерки

понимающей социологии в 4-х т. Т. 1. Социология / М. Вебер; [Пер. с нем.]; Сост., общ. ред. и предисл. Л. Г. Ионина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. - 445 с.

11. Гозман, Л. Я. Политическая психология / Л. Я. Гозман, Е. Б. Шестопал . — Рн/Д: Феникс, 1996. - 448 с.

12.Дюверже, М. Политические партии. — М., 2000.- 538с.

13.Егорова, Е. В. Личностный фактор во внешней политике США: дис. ... д-ра политол. наук: 23.00.02. — М, 1992. - 382с.

14.Егорова, Е. В. Психологические методики исследования личности политических лидеров капиталистических государств. — М., 1988. - 116 с.

15.Кравченко, В. И. Политология: курс лекций для иностранных студентов : учебное пособие / В. И. Кравченко, И.Ю. Робак, А. А. Громов. - М. : ХНМУ, 2012. - 154 с.

16.Кричевский, Р. Л. Психология лидерства: учебное пособие. - М. : Статут, 2007. - 536 с.

17.Куликов, Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. 2-е изд.-СПб. : Питер, 2009. - 464 с.

18.Лебон, Г. Психология народов и масс. -СПб. : Макет, 1995. - 311 с.

19.Лукьянов, В. Ю. Политология: учеб. пособие. -СПб: СПбГУИТМО, 2007. - 231 с.

20.Мельвиль, А.Ю. Политология:учеб. для вузов. -М. : Проспект, 2008. - 618 с.

21.Московичи, С. Век толп: пер. с фр. - М. : Институт психологии РАН, 1998. - 478 с.

22.Мухаев, Р. Т. Основы социологии и политологии : учебник. - М. : Юнити, 2007. - 490 с.

23. Осипов, Г. В. История социологии в Западной Европе и США. - М. : Норма, 2001. - 576 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24.Платонов, К.К. Структура и развитие личности /К. К. Платонов; отв. ред. А. Д. Глоточкин; АН СССР, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1986. - 256с.

25.Пугачев, В. П. Введение в политологию: учебник для студентов вузов / В. П. Пугачев, А. И. Соловьев; 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 479 с.

26.Синяков, Л.К., Никитин В. П., Кравченко В. И. Политология: конспект лекций. / Л.К. Синяков, В. П. Никитин, В. И. Кравченко. - Минск : БГУИР, 2004. - 139 с.

27. Соловьев, А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учеб. для студентов вузов. - М. : Аспект пресс, 2003. - 559 с.

28.Стаут, Л. Лидерство: от загадок к практике. - М.: Добрая книга, 2002. - 320 с.

29. Уинтер, Д. Дистантное изучение личностей Дж. Буша и М. Горбачева: развитие предсказаний. Политическая психология : хрестоматия под ред. Е. Б. Шестопал. - М., ИНФРА-М, 2002. - 304 с.

30.Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого Я / З. Фрейд; [пер. с нем. Я. Коган]. - М. : Издательство «Э», 2016. - 96 с.

31.Хейвуд, Э. Функционирование политической системы. Политология: учебник. - М., 2005. - 841 с.

32.Шаблинский, И. Г. Эволюция политического режима в России: Конституционные основы и неформальные практики/И. Г. Шаблинский. - М.: ТЭИС, 2014. - 126 с.

SPISOK LITERATURY:

1. Konstituciya Rossjskoj Federacii//Informacionno-pravovoj portal GARANT.RU. - URL: https://base.garant. ru/10103000/(data obrashheniya: 20.01.2024).

2. Abashkina, E. i dr. Imidzh lidera. — M. : NikkoloMedia, 1999. - 201 s.

3. Almond, G. Grazhdanskaya kul'tura: politicheskie ustanovki i demokratiya v pyati stranax / G. Almond, S. Verba. - M., 2014. - 535 s.

4. Andreeva, G. M. Socialnayapsixologiya : uchebnik dlya vuzov. — M. : Aspekt Press, 2004. — 432 s.

5. Bendas, T. V. Psixologiya liderstva. — SPb. : Piter, 2009. - 740 s.

6. BlondeV, Zh. Politicheskoe liderstvo: Put' k vseob"emlyushhemu analizu. - M. : Rossijskaya akademiya upravleniya, 1992. - 135 s.

7. Burde, P. Sociologiya politiki. - M., 1993. - 336s.

8. Butyrina, M. V. Politologiya: uchebno-metodicheskoe posobie. - Ivanovo: GEUim. V. I. Lenina, 2007. - 252s.

9. Veber, M. Politicheskie raboty\ 1895-1919. Gesammelte Politische Schriften, 1895-1919/per. s nem. B. M. Skuratova;poslesl. T. A. Dmitrievoj. - M.: Praksis, 2003. - 252 s.

10. Veber, M. Xozyajstvo i obshhestvo. Ocherki ponimayushhej sociologii v 4-x t. T. 1. Sociologiya / M. Veber; [Per. s nem.]; Sost., obshh. red. i predisl. L. G. Ionina; Nacz. issled. un-t«Vy'sshaya shkola ekonomiki». - M.:Izd. dom Vy'sshejshkoly'ekonomiki, 2016. - 445s.

11. Gozman, L. Ya. Politicheskayapsixologiya/L. Ya. Gozman, E. B. Shestopal. — Rn/D: Feniks, 1996. - 448s.

12.Dyuverzhe, M. Politicheskie partii. — M., 2000.538 s.

13.Egorova, E. V. Lichnostnyj faktor vo vneshnej politike SShA: dis.... d-rapolitol. nauk: 23.00.02. — M., 1992. - 382 s.

14.Egorova, E. V. Psixologicheskiemetodikiissledovaniya lichnosti politicheskix liderov kapitalisticheskix gosu-darstv. - M., 1988. - 116s.

15.Kravchenko, V. I. Politologiya: kurs lekcj dlya inostrannyx studentov: ucheb.posobie/ V. I. Kravchenko, I.Yu. Robak, A. A. Gromov. - M.: XNMU, 2012. - 154s.

16.Krichevskj, R. L. Psixologiya liderstva: uchebnoe posobie. - M. : Statut, 2007. - 536 s.

17.Kulikov, L. V. Psixologiya lichnosti v trudax otechestvennyxpsixologov:Xrestomatiya. 2-e izd.- SPb. : Piter, 2009. - 464 s.

18.Lebon, G. Psixologiya narodov i mass. - SPb. : Maket, 1995. - 311 s.

19.Lukyanov, V. Yu. Politologiya: ucheb. posobie. -SPb : SPbGUITMO, 2007. - 231 s.

20.Melvir, A.Yu. Politologiya: ucheb. dlya vuzov. -M. : Prospekt, 2008. - 618 s.

21.Moskovichi, S. Vek tolp: per. s fr. - M. : Institut psixologii RAN, 1998. - 478 s.

22.Muxaev, R.T. Osnovy' sociologii i politologii :

uchebnik. - M. : Yuniti, 2007. - 490 s.

23.Osipov, G. V. Istoriya sociologii v Zapadnoj Evrope i SShA. - M. : Norma, 2001. - 576s.

24.Platonov, K.K. Struktura i razvitie lichnosti/ K. K. Platonov ; otv. red. A. D. Glotochkin ; ANSSSR, In-t psixologii. - M. : Nauka, 1986. - 256 s.

25.Pugachev, V. P. Vvedenie v politologiyu: uchebnik dlya studentov vuzov/ V. P. Pugachev, A. I. Solovev; 4-e izd., pererab. i dop. - M. : Aspekt Press, 2004. - 479 s.

26.Sinyakov, L.K., Nikitin V. P., Kravchenko V. I. Politologiya: konspekt lekcij. / L.K. Sinyakov, V. P. Nikitin, V. I. Kravchenko. - Minsk : BGUIR, 2004. -139 s.

27.Solovev, A. I. Politologiya: Politicheskaya teoriya, politicheskie texnologii: ucheb. dlya studentov vuzov. -

M. : Aspekt press, 2003. - 559 s.

28.Staut, L. Liderstvo: ot zagadok k praktike. — M.: Dobraya kniga, 2002. — 320 s.

29. Uinter, D. Distantnoe izuchenie lichnostejDzh. Busha i M. Gorbacheva: razvitie predskazanij. Politicheskaya psixologiya: xrestomatiya pod red. E. B. Shestopal. — M., INFRA-M, 2002. — 304 s.

30.Frejd, Z. Psixologiya mass i analiz chelovecheskogo Ya /Z. Frejd; [per. s nem. Ya. Kogan]. — M.: IzdateVstvo «E», 2016. — 96s.

31.Xejvud, E\ Funkcionirovaniepoliticheskoj sistemy\ Politologiya : uchebnik. — M., 2005. — 841 s.

32.Shablinskj, I.G. Evolyuciyapoliticheskogo rezhima v Rossii: Konstitucionny e osnovy' i neformalnye praktiki /1. G. Shablinskj. — M. : TE'IS, 2014. — 126s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.