ПОНЯТИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
Ю.Н. Галицкая, канд. экон. наук, доцент
Кубанский государственный технологический университет
(Россия, г. Краснодар)
DOI:10.24411/2411-0450-2020-10018
Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности организации и построения системы внутреннего контроля хозяйствующих субъектов в современных условиях. Охарактеризованы основные элементы системы внутреннего контроля организации. Затронуты вопросы разработки стандартов внутреннего аудита и определена их роль в повышении эффективности деятельности хозяйствующего субъекта. Приведены условия для эффективного функционирования системы внутреннего контроля.
Ключевые слова: внутренний контроль, система, аудит, информация, стандарты, контрольная среда, мониторинг, эффективность.
Проблемы организации и построения системы внутреннего контроля с каждым годом становятся все более актуальными, что объясняется содержанием статьи 19 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», предусматривающей обязанность организации и осуществления внутреннего контроля за фактами хозяйственной деятельности для всех субъектов, подпадающих под действие указанного закона [1].
Кроме того, для субъектов хозяйствования, подлежащих обязательной проверке, объектом контроля должен быть не только учет и составление финансовой отчетности, но и факты хозяйственной деятельности экономического субъекта. Исключение составляют случаи, когда функции ведения бухгалтерского учета взял на себя руководитель организации.
Несмотря на все это, внедрение системы внутреннего контроля субъектами хозяйствования в большинстве случаев либо игнорируется, либо осуществляется формально. Поэтому изучение практики организации внутреннего контроля в настоящее время возможно только на основе опыта зарубежных компаний.
Система внутреннего контроля представляет собой сложный процесс, неотъ-
емлемой частью которого являются абсолютно все структурные подразделения организации по направлению ее деятельности, а также индивидуально каждый сотрудник организации.
Внутренний контроль - это процесс, направленный, главным образом, на достижение основных целей сохранения имущества организации. Это результат планового управления, организации мониторинга во всех видах деятельности компании в целом и ее структурных подразделений. Контроль определяет законность хозяйственной деятельности и ее экономическую целесообразность.
На законодательном уровне не уточняется, в какой форме должны осуществляться такие меры контроля. На основании установившейся практики контроля было установлено, что система внутреннего контроля может иметь три компонента: служба внутреннего контроля; служба внутреннего аудита;
контрольно-ревизионная служба.
Международный стандарт аудита 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения» называет следующие компоненты системы внутреннего контроля (рис. 1) [2].
Рис. 1. Элементы системы внутреннего контроля
Работа отдела внутреннего аудита должна базироваться на: Положении об отделе внутреннего аудита; рабочей политике отдела внутреннего аудита; стандартах внутреннего аудита; должностных инструкциях.
Создание Положения об отделе внутреннего аудита можно рассматривать как этап организации работы отдела внутреннего аудита, который включает определение обязанностей отдела, общих целей и задач, полномочий его сотрудников и подотчетности отдел и его персонал. Очевидно, что чем детальнее положение о службе внутреннего аудита, тем легче организовать ее работу, консолидировать ответственность сотрудников и добиться реального управления качеством. На данном этапе целесообразно, чтобы хозяйствующие субъекты со сложной и географически удаленной организационной структурой выделяли подсистемы внутреннего аудита. Для систем внутреннего аудита логично выделить следующие подсистемы внутреннего аудита:
- сбор контрольной информации;
- анализ информации для целей управления;
- генерация информации о результатах;
- хранение полученной информации.
Некоторые эксперты считают, что измененные стандарты внутреннего аудита могут использоваться в качестве стандартов внутреннего аудита. Другие считают, что для внутреннего аудитора должны быть разработаны конкретные стандарты.
Следует отметить, что специфика функции внутреннего аудита требует разработки ряда стандартов, не имеющих аналогов среди стандартов внешнего аудита. Один из этих документов должен стать стандартом для средств внутреннего аудита. Если внешний обязательный аудит предопределяется целью выражения мнения о достоверности отчетности коммерческой организации, то каждая из целей внутреннего аудита требует определения информационной базы, которая в этой ситуации будет служить объектом аудита.
Система внутреннего контроля имеет некоторые ограничения на практике [3]:
- требование экономичности - затраты на осуществление контрольных мероприятий должны быть меньше экономических выгод, которые обеспечивает контроль;
- большинство мер контроля предназначены для выявления нежелательных деловых операций, в отличие от необычных. Это означает, что процедуры внутреннего контроля предназначены для предотвращения нарушений, которые могут либо подозреваться, либо уже произошли;
- нарушения, совершенные лицом, знакомым со всеми процедурами контроля, применяемыми на предприятии, не будут обнаруживаться с использованием этих процедур;
- способность человека совершать ошибки по неосторожности, отвлечению внимания, неправильному толкованию или неправильному пониманию инструкций;
- умышленное нарушение системы контроля заговором работников субъекта хо-
зяйствования друг с другом и с третьими лицами;
- нарушение системы контроля в результате злоупотреблений со стороны представителей руководства, ответственных за определенные процедуры контроля;
- изменение условий ведения бизнеса или правил бухгалтерского учета, которое не сопровождается изменениями в составе и содержании контрольных процедур.
Таким образом, система внутреннего контроля будет считаться эффективной, если она не только продемонстрирует способность выявлять ошибки и отклонения, но и вносить изменения с целью снижения вероятности таких ошибок и отклонений в будущем.
Система внутреннего контроля признается эффективной, если она соответствует следующим критериям:
- наличие положений, формализующих систему внутреннего контроля в организации, их эффективность и своевременность пересмотра;
- структурная организация внутреннего контроля основана на принципах и прак-
Библиографический список
1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О бухгалтерском учете». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 10.01.2020)
2. Международный стандарт аудита 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 10.01.2020)
3. Гукасян З.О., Толмачева О.И., Вайкок М.А., Мартынова Т.А., Тишковская С.В., Бжассо А.А., Черминская Л.Г., Рыбянцева М.С., Тхагапсо М.Б., Халяпина О.Г., Галиц-кая Ю.Н., Арутюнова А.А., Пивень И.Г., Галата Л.В. Оценка эффективности корпоративного управления: теоретические и методические аспекты. - Краснодар, ФГБОУ ВО «Куб-ГТУ», 2019. - 171 с.
CONCEPT AND ORGANIZATION OF THE INTERNAL CONTROL SYSTEM
Y.N. Galitskaya, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State Technological University (Russia, Krasnodar)
Abstract. In this article the peculiarities of organization and construction of internal control system of economic entities in modern conditions are considered. The main elements of the internal control system of the organization are described. The questions of developing standards of internal audit are touched upon. Conditions for effective functioning of the internal control system are given.
Keywords: internal control, system, audit, information, control environment, monitoring, standards, efficiency.
тике построения риск-ориентированной системы;
- наличие инфраструктуры, обеспечивающей реальность и эффективность контроля;
- используемые процедуры контроля риска адекватны и эффективны;
- информационные потоки, обеспечивающие безопасность их каналов передачи;
- наличие и функционирование системы мониторинга эффективности СВК.
Достижение цели системы внутреннего контроля напрямую зависит от операций и действий, выполняемых персоналом, то есть предлагается осуществлять внутренний контроль посредством функции контроля, выполняемой каждым сотрудником в рамках их функциональных обязанностей. Чтобы система внутреннего контроля стала оперативной и самосовершенствующейся, необходимо установить взаимосвязь между эффективностью функции контроля и мотивацией персонала.