Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ЗЕЛЁНОГО ТУРИЗМА'

ПОНЯТИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ЗЕЛЁНОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
142
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕЛЁНЫЙ ТУРИЗМ / УСТОЙЧИВЫЙ ТУРИЗМ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ЗЕЛЁНОГО ТУРИЗМА / ЗЕЛЁНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ ЗЕЛЁНОГО ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Слепченко В. А., Войнова Я. А.

В статье рассмотрены разнообразные теоретические подходы к определению понятия зелёного туризма как устойчивой формы развития туристско-рекреационной деятельности. Результатом проведённого анализа стал обоснованный вывод, согласно которому единого взгляда на понимание сущности зелёного туризма нет. В этой связи ключевой целью стал поиск критериев, которые были бы достаточными для выделения данного вида туризма в самостоятельный вид. Практическая ценность представленных материалов обусловлена сформулированным авторами определением зелёного туризма, раскрывающим такие его характеристики, как специфичность организации зелёных программ путешествий, экономические и социально-культурные эффекты его развития. Практическую ценность представляют сформулированные авторами необходимые условия развития зелёных видов туризма, которые во многом определяют организационные и экономические основы его развития: зелёные цели путешественников, наличие специфической «зелёной» ресурсной и материально-технической базы, внедрение зелёных технологий в процессы оказания туристских услуг, необходимость подготовки кадров для работы на предприятиях и в организациях зелёной туристской индустрии. Концептуальный взгляд на содержание принципов зелёной идеологии как основы формирования будущей модели глобального социально-экономического развития позволил соотнести понятия зелёного, устойчивого и экологического видов туризма, доказать её всеобъемлемость и фундаментальность в формировании методологического организационного базиса, лежащего в основе реализации упомянутых выше видов туристской деятельности. Для более объёмного понимания возможностей развития зелёного туризма на национальном уровне была составлена классификация, отражающая многообразие его видового состава, обусловленного многообразием туристской мотивации и целей путешествия. Приведённые в статье аналитические данные позволили сформулировать вывод о том, что зелёные формы туризма приобретают всё большую востребованность на рынке туристско-рекреационных услуг и имеют высокий потенциал долгосрочного развития. Были отмечены регионы, занимающие флагманские позиции в исследуемом сегменте туристского бизнеса. Совокупность представленных в статье выводов может служить основой принятия государственного решения о создании соответствующей стратегии развития зелёного туризма в Российской Федерации как наиболее перспективного вида с учётом глобальных угроз и национальных вызовов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AND BUSINESS SPECIFICS OF GREEN TOURISM

The article discusses a variety of theoretical approaches to determining the green tourism concept as a stable form of tourist and recreational activities development. As the result of the analysis was a reasonable conclusion, according to which there is no single view of understanding the essence of green tourism. In this regard, the key goal was the search for criteria that would be sufficient to highlight this type of tourism as an independent form. The practical value of the presented materials is the formulated by the authors definition of green tourism, revealing its characteristics such as the specificity of the organization of green travel programs, the economic and socio-cultural effects of its development. Practical value is represented by the necessary conditions for the development of green types of tourism formulated by the authors, which largely determine the organizational and economic foundations of its development: the green goals of travelers, the presence of a specific «green» resource, materials and technical base, the introduction of green technologies in the processes of tourist services, and the need to prepare personnel for enterprises and organizations of the Green Tourism Industry. The conceptual view of the content of the principles of green ideology as the basis for the formation of a future model of global socio-economic development made it possible to correlate the concepts of green, sustainable and environmental types of tourism, to prove its comprehensiveness and fundamental in the formation of a methodological organizational basis that underlies the implementation of those types of tourism activities. For a more voluminous understanding of the possibilities of developing green tourism at the national level, a classification was compiled, reflecting the variety of its species composition due to the variety of tourist motivation and the goals of travel. The given in the article analytical data made it possible to formulate the conclusion that the green forms of tourism are gaining more and more demand in the market of tourist and recreational services and have high potential for long-term development. Regions that occupy the flagship positions in the test segment of the tourism business were noted. The totality of conclusions presented in the article can serve as the basis for the adoption of a state decision to create an appropriate strategy for the development of green tourism in the Russian Federation as the most promising type, taking into account global threats and national challenges.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ЗЕЛЁНОГО ТУРИЗМА»

Заключение. Исходя из проведенного исследования дальнейшее развитие российского инновационного предпринимательства малых и средних предприятий, заключается в том, что его развитие необходимо на прямую связывать с внедрением новых цифровых не стандартных решений при осуществлении производств, и конечно с областью информационной безопасности.

Для эффективного внедрения инноваций в предприятия малого и среднего бизнеса, необходимо осуществить оптимизацию поддержки национального инновационного предпринимательства малого и среднего бизнеса. Успех использования инновационных технологий в малых предприятиях, зависит от управления и контролем инновационного замысла создающего стимулирующие внешние и внутренние условия в области информации и коммуникации, финансирования и оптимизации других условий.

В целом инновационная трансформация предполагает фундаментальное перераспределение системы функционирования малого бизнеса, и его взаимодействия с окружающей средой.

Источники:

1. Мернес М. Дефолт России - 2020. - М.: Издательские решения. 2020. 206 с.

2. Климанов, В.В. Зарубежный опыт новаций в межбюджетных отношениях / В.В. Климанов. - М.: АНО ИРОФ, 2019. - 152 с.

3. Огородникова Е.П. Эффективное управление налогообложением. Монография. г Волгоград, 2022. С.92.

4. Огородникова Е.П., Кузнецова А.В. Поддержка российских компаний со стороны государства в условиях пандемии // В сборнике: Цифровая экономика и информационные технологии. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Министерство науки и высшего образования РФ Южно-Уральский ГУ Кафедра цифровой экономики и информационных технологий. 2022. С. 11-16.

5. Гамидуллаева Л.А. Моделирование системы управления инновационным кластером // Креативная экономика. - 2015. - Том 9. - № 2. - С. 225-236. - doi: 10.18334/ce.9.2.122.

6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http:// www.gks.ru/.

7. Шевцова В. В. Развитие малого предпринимательства в России // Актуальные исследования. 2022. №5 (84). С. 83-87. URL: https://apni.ru/article/3675-razvitie-malogo-predprinimatelstva-v-rossii.

8. Прогноз, текущее значение и динамика ВВП России в 2022 году. Независимое интернет издание https://bankstoday.net/ last-articles/vvp-rossii-2022.

9. Адаменко, А. А. К вопросу о построении и функционировании системы управления развитием инновационной деятельности компании /

A. А. Адаменко, В. С. Солодкин, Д. В. Петров // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - N° 36(4). - С. 8-10. - DOI 10.24412/2309-4788-2021-11262. - EDN QQQMGL.

EDN: AZFBVM

B.А. Слепченко - м.н.с. лаборатории экономических исследований, Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук», Сочи, Россия, abc1111@bk.ru,

V.A. Slepchenko - junior researcher laboratory of economic research, Federal research center "Subtropical scientific center of the Russian academy of sciences", Sochi, Russia;

Я.А. Войнова - к.э.н., с.н.с. лаборатории экономических исследований, Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук», Сочи, Россия,yana-voynova@yandex.ru,

Ya.A. Voinova - candidate of economic sciences, senior researcher laboratory of economic research, Federal research center "Subtropical scientific center of the Russian academy of sciences", Sochi, Russia.

ПОНЯТИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ЗЕЛЁНОГО ТУРИЗМА THE CONCEPT AND BUSINESS SPECIFICS OF GREEN TOURISM

Аннотация. В статье рассмотрены разнообразные теоретические подходы к определению понятия зелёного туризма как устойчивой формы развития туристско-рекреационной деятельности. Результатом проведённого анализа стал обоснованный вывод, согласно которому единого взгляда на понимание сущности зелёного туризма нет. В этой связи ключевой целью стал поиск критериев, которые были бы достаточными для выделения данного вида туризма в самостоятельный вид. Практическая ценность представленных материалов обусловлена сформулированным авторами определением зелёного туризма, раскрывающим такие его характеристики, как специфичность организации зелёных программ путешествий, экономические и социально-культурные эффекты его развития. Практическую ценность представляют сформулированные авторами необходимые условия развития зелёных видов туризма, которые во многом определяют организационные и экономические основы его развития: зелёные цели путешественников, наличие специфической «зелёной» ресурсной и материально-технической базы, внедрение зелёных технологий в процессы оказания туристских услуг, необходимость подготовки кадров для работы на предприятиях и в организациях зелёной туристской индустрии. Концептуальный взгляд на содержание принципов зелёной идеологии как основы формирования будущей модели глобального социально-экономического развития позволил соотнести понятия зелёного, устойчивого и экологического видов туризма, доказать её всеобъемлемость и фундаментальность в формировании методологического организационного базиса, лежащего в основе реализации упомянутых выше видов туристской деятельности. Для более объёмного понимания возможностей развития зелёного туризма на национальном уровне была составлена классификация, отражающая многообразие его видового состава, обусловленного многообразием туристской мотивации и целей путешествия. Приведённые в статье аналитические данные позволили сформулировать вывод о том, что зелёные формы туризма приобретают всё большую востребованность на рынке туристско-рекреационных услуг и имеют высокий потенциал долгосрочного развития. Были отмечены регионы, занимающие флагманские позиции в исследуемом сегменте туристского бизнеса. Совокупность представленных в статье выводов может служить основой принятия государственного решения о создании соответствующей стратегии развития зелёного туризма в Российской Федерации как наиболее перспективного вида с учётом глобальных угроз и национальных вызовов.

Abstract. The article discusses a variety of theoretical approaches to determining the green tourism concept as a stable form of tourist and recreational activities development. As the result of the analysis was a reasonable conclusion, according to which there is no single view of understanding the essence of green tourism. In this regard, the key goal was the search for criteria that would be sufficient to highlight this type of tourism as an independent form. The practical value of the presented materials is the formulated by the authors definition of green tourism, revealing its characteristics such as the specificity of the organization of green travel programs, the economic and socio-cultural effects of its development. Practical value is represented by the necessary conditions for the development of green types of tour-

ism formulated by the authors, which largely determine the organizational and economic foundations of its development: the green goals of travelers, the presence of a specific «green» resource, materials and technical base, the introduction of green technologies in the processes of tourist services, and the need to prepare personnel for enterprises and organizations of the Green Tourism Industry. The conceptual view of the content of the principles of green ideology as the basis for the formation of a future model of global socio-economic development made it possible to correlate the concepts of green, sustainable and environmental types of tourism, to prove its comprehensiveness and fundamental in the formation of a methodological organizational basis that underlies the implementation of those types of tourism activities. For a more voluminous understanding of the possibilities of developing green tourism at the national level, a classification was compiled, reflecting the variety of its species composition due to the variety of tourist motivation and the goals of travel. The given in the article analytical data made it possible to formulate the conclusion that the green forms of tourism are gaining more and more demand in the market of tourist and recreational services and have high potential for long-term development. Regions that occupy the flagship positions in the test segment of the tourism business were noted. The totality of conclusions presented in the article can serve as the basis for the adoption of a state decision to create an appropriate strategy for the development of green tourism in the Russian Federation as the most promising type, taking into account global threats and national challenges.

Ключевые слова: зелёный туризм, устойчивый туризм, экологический туризм, сельский туризм, туристский продукт, потребитель, ресурсы развития зелёного туризма, зелёные технологии, кадровое обеспечение, классификация зелёного туризма.

Keywords: green tourism, sustainable tourism, environmental tourism, rural tourism, tourist product, consumer, green tourism development resources, green technologies, personnel support, classification of green tourism types.

Введение

Переход к зелёной модели экономики как единственно возможному пути сохранения планеты при растущем уровне антропогенной нагрузки влечёт за собой соответствующие положительно влияющие на состояние окружающей среды изменения в развитии туристской сферы, активно использующей в процессе обслуживания туристских потоков продукты и услуги, производство которых связано с отрицательным воздействием на экологию из-за выбросов углекислого газа и отходов. Согласно основополагающей идее зелёной устойчивой экономики, развитие туризма должно осуществляться таким образом, при котором обеспечивается сохранность окружающей среды путём следования положениям стратегии низкоуглеродного развития, политике ресурсосбережения и ресурсоэффективности.

Процесс развития туризма в условиях согласованности с «зелёными» принципами подлежит глубокому переосмыслению с последующей трансформацией подходов к использованию транспорта, технологиям энергоснабжения, потреблению водных ресурсов, используемым методам производства и переработки продуктов питания, моющих средств, средств личной гигиены и пр. Зелёный туризм предполагает значительное повышение уровня туристской осознанности, когда в процессе отдыха путешественник ответственно относится к выбору средств передвижения, размещения, питания, а его туристская активность не наносит ущерб природным ресурсам (почвам, ландшафтам, зелёным насаждениям).

В этой связи исследование организационно-экономических основ зелёного туризма с учётом тенденций к повышению ценности фактора экологии, постепенной трансформации модели туристского поведения, проявляющейся в росте осознанности, является актуальным. Представленные ниже результаты в виде выводов и предложений могут иметь практическую ценность для специалистов, вовлечённых в процесс разработки стратегических программ развития туризма и туристского пространства на всех уровнях государственной власти, а также для коммерческих структур и некоммерческих организаций сферы туристского бизнеса, занимающихся созданием туристских продуктов с последующим их продвижением и оказывающих основные и сопутствующие услуги туристам на основе соблюдения принципов экологизации.

Основная часть

В научной литературе зелёный туризм многими авторами рассматривается в качестве разновидности экологического туризма, в связи с чем трактуется как одна из форм устойчивого путешествия, обеспечивающего поддержку местной окружающей среды [1]. По нашему мнению, смешение данных понятий приводит к искажению самой сущности и содержания зелёного туризма как особой разновидности туристско-рекреационной деятельности, имеющей в своей основе специфические организационные, экономические и социальные аспекты.

Зелёный, устойчивый и экологический туризм, по нашему мнению, имеют существенные различия, которые можно рассматривать с позиций вкладываемой в них идеологии и социально-экономических способов организации процесса отдыха. Зелёный туризм является концептуальным фундаментом и служит катализатором достижения экологических, экономических и социальных целей устойчивого туризма. Экологический вид туризма в свою очередь становится производной формой нишевого предложения устойчивого туризма, то есть представляет собой готовый продукт, представляющий собой результат маркетинговой деятельности туроператоров в форме рыночного предложения, направленного на удовлетворение нишевого спроса.

Соотношение контекстов зелёного, устойчивого и экологического туризма представлено на рисунке 1. Дифференциация обозначенных видов туризма проведена авторами по критериям, определяющим основополагающую идеологию, специфику процесса оказания услуг, масштабу предложения, уровню реализации программных мероприятий стимулирующего развитие характера. Принципы зелёной экономики становятся гарантами сохранения планеты, интегрируясь в социально-экономическую модель реализации туристской деятельности, что ставит зелёный туризм на позицию фундаментальной первообразной, при этом устойчивый и экологический виды туризма становятся его производными формами, опирающимися в своей основе на его методологический аппарат.

КРИТЕРИИ ВИД ТУРИЗМА

Вид туризма ЗЕЛЁНЫЙ ТУРИЗМ Катализатор достижения целей УСТОЙЧИВЫЙ ТУРИЗМ Основа формирования туристского ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ

развития туризма продукта туризма

Основополагающая идеология Формулирование принципов зелёной экономики в туризме Сопряжение Адаптация принципов устойчивого развития туризма Обеспечение соблюдения Принципы ответственного путешествия

принципов принципов

Специфика процесса оказания туристских услуг Внедрение и использование зелёных технологий на всех этапах производства и распределения турпродукта Технологии энергосбережения и энергоэффеюпивности Технологии переработки и утилизации отходов Водоохранные мероприятия Сокращение экологических, социальных и экономических негативных последствий ДЛЯ принимающей туристов дестинации Создание институциональной среды экотуризма Оптимизация объёмов потребления и производства отходов Включение в программу путешествия природных объектов с условием обеспечения сохранности окружающей среды и культуры местных сообществ

Защита лесое, поче, ландшафтов Экостроительстео Производство продовольствия Подготовка кадров Сокращение углеродною следа Планирование развития экотуризма на региональном уровне Исследование, контроль и мониторинг

Масштаб предложения Массовый туризм Национальный Массовый туризм Региональный Индивидуальное (персонифицированное) туристское предложение

уровень Уровень

Уровень реализации Концептуальный Миссия Стратегический Оперативный

Рисунок 1 - Критерии дифференциации понятий зелёного, устойчивого и экологического видов туризма

(разработано авторами)

В отечественной научной литературе, посвящённой изучению организационно-экономических основ развития туристско-рекреационной деятельности, достаточно часто можно встретить разнообразные подходы к трактовке понятия зелёного туризма. Так, М.А.Рындач рассматривает зелёный туризм как составную часть экотуризма, отмечая высокую скорость его развития, соблюдение принципа охраны природы, экологического просвещения туристов и жителей принимающих дестинаций [2]. Е.А.Сергеева придерживается близкой позиции и рассматривает зелёный туризм как элемент экологического туризма, определяя его в качестве формы туризма, предусматривающей посещение относительно незатронутых антропогенным воздействием природных территорий, использование при передвижении экологичных транспортных средств (велосипеды, электромобили, верховые, упряжные и вьючные животные, перемещение пешком - треккинг, и т.д.); размещение в пределах специально оборудованных экостоянок на лесных кордонах, в палаточных лагерях, на турбазах, в усадьбах, на территории сельских хозяйств [3].

Ряд авторов, в числе которых А.А.Федулин, Н.А.Платонова, О.Е.Лебедева рассматривают зелёный туризм как самостоятельный вид, трактуя его в качестве хозяйственной деятельности в сфере туристских услуг, включающую в себя предоставление места для проживания или нахождения туриста в природной среде: лесу, горах, сельской местности [4]. Авторы отмечают отличие зелёного туризма от сельского, заключающееся в том, что последний вид туризма привязывает туриста к местонахождению в сельской местности. О.Л.Дариенко, Е.С.Попова определяют зелёный туризм, как отдельный вид туристкой деятельности, осуществляемый предприятиями на основании особой концепции деятельности, которая, с одной стороны, отличает их от конкурентов, а с другой - предполагает отдых на определенном расстоянии от населённых пунктов в экологически чистой природной среде [5]. С.И.Мишулина отмечает необходимость соблюдения туристами правил «зелёного» поведения, которые сводятся к осознанному выбору транспорта, экоотелей для размещения, форм отдыха и развлечений, не наносящих вреда окружающей среде [6]. Данные основания позволяют по её мнению определить зелёный туризм как туристскую деятельность, основанную на использовании «чистых», ресурсосберегающих технологий, минимизирующих количество поступающих в окружающую природную среду отходов и снижающих риски деградации природного капитала; обеспечивающих занятость и стабильные доходы населению.

Некоторые авторы, не акцентируя внимания на содержательной части понятия зелёного туризма, оценивают его потенциальный социально-экономический вклад в развитие сельских местностей. В частности, С.М.Имяреков, Л.А.Пониматкина, О.Е.Лебедева утверждают, что зелёный туризм является первой реальной альтернативой для перенаселённой сельской местности, источником доходов её жителей, способствует созданию рынка труда и повышения общего уровня жизни [7].

Проведённый анализ подходов к определению понятия зелёного туризма позволяет нам выявить несколько характеризующих его организационных и экономических аспектов:

1) Организационный аспект: зелёный туризм предъявляет особые требования к местам размещения, часто предполагая их расположение в пределах особо охраняемых природных территорий, при этом туристская деятельность осуществляется без нанесения вреда окружающей среде с использованием «чистых» технологий; экологическое просвещение туристов; использование безопасных для экологии транспортных средств, источников энергии.

2) Экономический аспект: зелёный туризм как доходоприносящий вид деятельности может служить источником повышения качества жизни местного населения.

Согласно приведённым выше трактовкам понятия зелёного туризма можно отметить частое его рассмотрение авторами в контексте пересечения либо сочетания признаков экологического и сельского видов, что можно представить в виде формулы:

Зелёный туризм = Экологический туризм + Сельский туризм

Данный подход, по нашему мнению, значительно ограничивает содержание и не раскрывает всю сущность зелёного туризма. Приведённые выше на рисунке 1 критерии дифференциации зелёного, устойчивого и экологического видов туризма дают возможность сформулировать ряд характеристик, которые в полной мере могут раскрыть понятие зелёного туризма как самостоятельного вида туристской деятельности.

1) Целевой сегмент потребителей представлен категорией зелёных туристов [8]. Приведём несколько портретов потребителей, поведение которых и туристская мотивация будут совпадать с зелёной туристской идеологией.

Искушённый турист. Имеет богатый туристский опыт за счёт достаточно высокого дохода и наличия свободного времени. Вектор путешествий меняется по мере того, как происходит насыщение туристского восприятия впечатлениями от посещения популярных, предлагающих высокий уровень комфорта, но вместе с тем не обладающих оригинальностью дестинаций. Многократное потребление подобных стандартных продуктов массового туризма перестаёт приносить ощущение новизны, создаётся чувство повторения предыдущего туристского опыта. Потребитель в поиске новых впечатлений начинает склоняться к индивидуализации туристской программы, проявляет больше интереса к тем дестинациям, где есть возможность окунуться в незнакомую культурную среду, побывать в природных условиях, значительно отличающихся от тех, что он привык видеть в повседневной жизни. Комфорт и разнообразие дополнительных услуг в шкале личностных ценностей начинает утрачивать свою главенствующую роль. Путешественник, напротив, преследует цель оказаться вдали от цивилизации. Потенциальный турист готов свести к минимуму комфортность пребывания, максимально поместить себя в те скромные, небогатые условия жизни, которые привычны местному населению. Так, интерес приобретает возможность переночевать в палатке в пустыне, в известковых пещерах, поселиться в хижинах, идентичных тем, где живёт местное население, шалашах, мусгум-толеках, чумах. При выборе еды турист также ориентируется на местные блюда, охотно принимает участие в процессе их приготовления совместно с местными жителями на одной кухне, принимает участие в коллективном употреблении пищи, часто располагаясь на лавках или на полу. Важным фактором в обеспечении безопасности подобного путешествия является наличие опытного проводника, знающего язык и диалекты, сопровождающего туриста на протяжении всего маршрута, знакомящего его с нормами поведения, общения с местными жителями, помогающего выбрать ту пищу, которая при всей её отличности от привычной кухни не нанесёт вред здоровью и не вызовет отравления. Часто проводниками становятся носители локальной культуры из числа местных жителей поселений.

Турист-идеолог. В концепции его взглядов на жизнь превалируют зелёные ценности, прочно интегрированные во все аспекты жизнедеятельности: выбор еды, одежды, обустройство жилища, планирование развития семьи, выстраивание графика активности, приближённого к световому дню. Образ повседневной жизни подчинён соблюдению принципов концепции устойчивого развития, которые транслируются и на программу отдыха. Такой потребитель выбирает программу путешествия, в ходе которого не наносится вред окружающей среде. Выбираемые средства размещения соответствуют экостандарту «листок жизни». Уделяется большое внимание выбору продуктов питания, которые должны производиться с соблюдением экологических требований. В походах используется биоразлагаемая посуда, средства личной гигиены. Мусор собирается и отправляется во вторичную переработку. Уровень любых отходов сводится к минимуму.

2) Ресурсная база зелёного туризма. Ресурсами развития зелёного туризма выступают: природно-климатические условия и экология региона; экологические средства размещения; экологическая транспортная система; культура, традиции, обычаи, народные ремесла и промыслы, кулинария местного населения; специально подготовленные трудовые ресурсы, разделяющие зелёную идеологию и расширяющие понимание зелёной концепции гостями дестинаций; информационные ресурсы, продвигающие зелёные идеи и продукты зелёного туризма.

3) Материально-техническая база зелёного туризма. Зелёная модель организации туристской деятельности предъявляет особые требования к зданиям, сооружениям, инвентарю, оборудованию, транспорту, используемым в процессе оказания услуг туристам, к способам их эксплуатации, а также требует соблюдение условия, согласно которому энергия и все расходуемые вещества должны быть получены с использованием зелёных экологически безопасных и чистых технологий. Как правило, коллективные средства размещения, позиционирующих себя в зелёном сегменте, осведомляют об этом посетителей посредством размещения информации о зелёных инициативах на корпоративном сайте или сайте-визитке.

4) Технологии оказания услуг зелёным туристам [9]. По многочисленным оценкам, в частности осуществлённым учёными Сиднейского университета, 8 % парниковых газов, выделяемых в атмосферу, продуцируются в процессе функционирования туристской индустрии воздушным, водным и наземным транспортом, предприятиями туристского размещения, общественного питания, сферы развлечений, досуга [10]. Таким образом, переход к зелёной концепции развития туризма предполагает постепенный переход к таким технологиям, которые бы позволили, с одной стороны, сократить углеродный след, а с другой стороны - достичь ресурсосберегающего эффекта на всех этапах производства и продвижения продукта зелёного туризма.

5) Кадровое обеспечение зелёного туризма [11]. Зелёная туристская индустрия нуждается в подготовке специализированных кадров, которые будут понимать его сущность, а не использовать модное название в целях рекламы и продвижения продукта. Менеджеры туристских фирм, по сути, должны стать проводниками зелёной идеологии, быть способными донести концепцию продвигаемого продукта потребителю. Принимающая дестинация также должна располагать специалистами, гидами, которые погружены в зелёную тематику и придерживаются данной

концепции оказания услуг на всем протяжении пребывания туриста в регионе. Большое значение имеет подготовка методических пособий, материалов, рекомендаций по технологии оказания услуг для поддержания целостности концепции от создания продукта зелёного туризма до его потребления и возвращения туриста домой.

Для обеспечения возможности формулирования авторского определения зелёного туризма необходимо дополнительно раскрыть специфику организационного, экономического и социально-культурного характера.

1. Организация зелёной программы путешествия. Формируются зелёные дестинации или кластеры, где сосредотачиваются средства размещения туристов, пользующиеся энергией, полученной экологически безопасными способами (солнечные батареи, ветряные станции и другие чистые источники электроэнергии). Большое значение приобретает процесс выбора поставщиков продовольствия. Для организации питания туристов используют органические продукты питания, без содержания генетически модифицированных элементов, консервантов, красителей, выращиваемые без химических удобрений. В технологиях обработки пищевой продукции внедряются способы минимизации пищевых отходов. Обязательным условием становится тщательная очистка сточных вод, часто с возможностью их повторного использования в технических нуждах. Экологические стандарты соблюдаются в процессе организации перевозки туристов, оборудовании пешеходных троп, маршрутов, терренкуров. Также они становятся основой формирования программ досуговой деятельности туриста. Особое внимание уделяется обустройству и эксплуатации туалетов в особо охраняемых природных территориях. К особенностям организации зелёных туров можно отнести и то, что традиционно формируются малые группы туристов, при этом программа отдыха насыщается большим разнообразием активности в условиях самых необычных и впечатляющих локаций.

2. Экономическая эффективность зелёного туризма. Создание зелёных туристских кластеров, ориентированных на обслуживание интенсивного турпотока, часто связано со значительными капитальными затратами на приобретение и внедрение дорогостоящих зелёных технологий. В этой связи необходимо провести оценку потенциального спроса на продукт и осуществить прогноз ожидаемых доходов, оценить возможный вклад зелёного туризма в региональную и локальную экономику, сроки окупаемости вложений. Процесс «озеленения» территорий в условиях Российской Федерации преимущественно происходит за счёт частной инициативы инвесторов, предвосхищающих повышение спроса на зелёные туры на фоне постепенного повышения уровня туристской осознанности, экологизации мышления, стремления отдохнуть от интенсивной информационной нагрузки городской среды и не исходит из идеи достижения коротких сроков окупаемости вложений. Инвестор, по сути, сегодня инвестирует в завтрашний день, предугадывая меняющиеся идеологические ценности путешествующих и ожидая постепенное, но вместе с тем устойчивое повышение спроса на зелёные туры.

Создание условий для обслуживания зелёных туристов в регионах с низким уровнем цивилизационной нагрузки не сопряжено с большими финансовыми вложениями. Наоборот аутентичность местности, её значительная отсталость и отличность от привычных условий проживания путешественника становится фактором привлечения его внимания и интереса, так как турист желает максимально погрузиться в местную среду и образ жизни сообщества, значительно расширяя при этом свой опыт восприятия окружающего мира. Основным бенефициаром повышения туристской активности становится местное население, для которого обслуживание туристов часто может служить единственным возможным источником дохода. Вместе с тем подобного рода дестинации ориентированы на обслуживание индивидуальных туристов или малые группы туристов.

3. Социально-культурные эффекты развития зелёного туризма. Для жителей зелёных дестинаций по мере нарастания числа приезжающих туристов и увеличения поступающей денежной массы появляется возможность наращивания потребительской активности и приобщения к благам современной европейской цивилизации. Накопление предметов масс-маркета в виде современных технических устройств, мобильных телефонов, использование распространённых на западе строительных и отделочных материалов, одежды, домашней утвари и прочих вещей повышает риск разрушения уникальной локальной среды. Более того, может повышаться число преступлений: кражи, занятие проституцией, распространение наркотических веществ и тому подобное. На локальном уровне возникает необходимость контроля за процессом приобщения местного населения к западной цивилизации, разработка программы сохранения местного быта, культуры и уклада. Для приезжающих в подобные дестинации туристов в качестве положительных эффектов выступают расширение кругозора, трансформация жизненных ценностных установок и мировоззрения. Риски сопрягаются с возможностью возникновения конфликтов на фоне отличности культуры коммуникации. Возможны риски криминального характера. В решении конфликтов между туристами и местными жителями значительная роль принадлежит сопровождающим гидам, проводникам. Как уже было сказано выше, формы взаимодействия местного населения и туристов должны предусматриваться на организационном этапе и соответствовать принципам устойчивого развития.

Итак, совокупность всего изложенного выше даёт нам возможность сформулировать комплексное многоаспектное определение зелёного туризма, согласно которому:

Зелёный туризм - это совокупность складывающихся в процессе туристкой деятельности организационно-экономических отношений, главенствующей идеологией которых является интеграция принципов зелёной экономики, принципов устойчивого развития туризма, зелёных технологий и технологий ресурсосбережения, направленных на сохранение экологии, биоразнообразия путём внедрения их в туристскую индустрию; содействующих экономическому росту принимающих регионов, развивающихся по пути соответствования требованиям зелёной экономики; защищающих уникальную культуру населения принимающей дестинации за счёт организации профессионального сопровождения туристов на всём протяжении программы путешествия.

Используя классификационный подход, основанный на сочетании цели и формы организации туризма, можно составить схему, которая позволит представить содержание и многообразие видов туристской деятельности, по своим признакам подлежащих включению в состав зелёного туризма (рисунок 2).

Рисунок 2 - Классификация видов зелёного туризма (разработано авторами)

Представленная на рисунке 2 классификация видов зелёного туризма даёт представление о многообразии форм туристской деятельности, которая может основываться на идее ответственного либо устойчивого туризма. Определение видового состава зелёного туризма, по нашему мнению, может упорядочить процесс создания туристского продукта, основывая его на оценке потребительских предпочтений и соблюдении совокупности организационно-экономических условий устойчивой зелёной туристской деятельности, повысить эффективность его маркетингового продвижения.

Практикам туристского бизнеса при принятии решения относительно освоения зелёных направлений необходимо отталкиваться от ресурсной обеспеченности дестинаций. Так, продукт зелёного ответственного органического агротуризма может реализовываться в условиях экоферм, производящих органические продукты. Зелёный устойчивый экологический познавательный туризм предполагает включение в программу интерактивного блока, содержащего информацию о том или ином объекте, предполагающего взаимодействие с ним туриста для достижения познавательного эффекта. Зелёный устойчивый экологический туризм в особо охраняемых природных территориях предполагает размещение и/или посещение подобных территорий. Приключенческий экотуризм исходит из включения в программу отдыха активных видов туристской деятельности: скалолазание, посещение пещер, полёты на параплане, бейсджампинг и т.п. Для проведения научных экотуров необходимо создание библиотек, музеев, лекционных помещений, лабораторий и другой подобного рода инфраструктуры для реализации научного блока. Как правило, такие туры организуются для учёных-исследователей, студентов, лаборантов, школьников. Зелёный устойчивый геотуризм предполагает включение в программу отдыха посещение геологических достопримечательностей: природных водопадов, каньонов, геологических разломов, гейзеров, вулканов, ледников, месторождений драгоценных и полудрагоценных камней и металлов и т.п. Зелёный устойчивый волонтёрский туризм преследует своей целью помочь волонтёрам принять участие в решении экологических проблем и в помощи природе: высадке лесов после пожаров или вырубки, спасении редких видов растений, животных после техногенных катастроф, сборе мусора на территории особо охраняемых природных территорий.

Первоначально создавать полностью зелёный туристский продукт на внутренних направлениях, согласно проведённому нами аналитическому исследованию, будет весьма сложно, так как в Российской Федерации на сегодняшний день элементы зелёной инфраструктуры встречаются фрагментарно. Вместе с тем предприниматели активно развивают эко- и агрофермы на юге России в Краснодарском, Ставропольском крае, в Ростовской области, в средней полосе на Волге: в Нижегородской, Ивановской, Московской, Волгоградской, Астраханской областях, республике Татарстан, ориентированные на обслуживание туристов и имеющие положительную оценку возможности включения в систему зелёного туризма. Функционирующие на территории российских регионов сельскохозяйственные холдинги активно взаимодействуют с туроператорами по вопросам включения развиваемых ими объектов в туристский оборот и продвижения продукта органического агротуризма. При этом используются заслуживающие внимания схемы передвижения туристов с использованием речной навигации по крупным рекам.

Продукты экологического туризма по экспертным оценкам в общей структуре продуцируемого туристского потока в мире занимают не менее 20 %. По данным Ростуризма в 2021 году федеральные заповедники и национальные парки посетили порядка 10,6 миллионов как туристов, так и однодневных экскурсантов [12]. Темпы роста популярности экологических программ в России характеризуются как высокие. В 2021 году по сравнению с постковидным 2020 годом число посетителей территорий особо охраняемых природных заповедников увеличилось на 58 %. В 2023 году ожидается принятие первого федерального закона об экотуризме, что можно будет считать новой вехой в развитии не только экологических, но и зелёных видов туризма.

На сегодняшний день получены ощутимые результаты в плане развития туристской инфраструктуры на территории особо охраняемых природных территорий в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», являющегося частью национального проекта «Экология» [13]. Лидерами по посещаемости в 2021 году стали такие особо охраняемые зоны, как национальный парк «Кисловодский» в Ставропольском крае, Кавказский заповедник и Сочинский национальный парк в Краснодарском крае, «Куршская коса» в Калининградской области [14]. В пределах особо охраняемых природных территорий оборудованы 531 экологическая тропа протяжённостью 58 тысяч километров, 733 маршрута, 319 смотровых площадок, 1570 туристских стоянок, 778 мест для отдыха, 115 мест скрытого

наблюдения за дикими животными. Растущий интерес к подобным экоориентированным программам отдыха свидетельствует о высоком потенциале развития зелёных турпродуктов, подкрепляемом повышением туристской осознанности российских граждан в постковидный период. Заключение

Результатом проведённого исследования теоретических и организационных подходов к определению понятия «зелёного» туризма стало выявление достаточного числа оснований для выделения данного вида туристской деятельности в самостоятельный вид, а именно: наличие целевого сегмента потребителей, туристская мотивация которых исходит из потребности отдыхать таким образом, при котором наносится минимальный ущерб окружающей среде либо он полностью исключается; необходимость наличия ресурсной базы зелёного туризма, включение «зелёных» ресурсов в туристский оборот; создание и развитие специализированной материально-технической базы зелёного туризма; необходимость использования зелёных технологий оказания услуг туристам; потребность в научно-практической подготовке кадров по особым образовательным программам и стандартам для обеспечения процесса обслуживания зелёных туристов.

Придерживаясь традиционного классификационного подхода, основанного на целевом признаке путешествия, стало возможным составить классификацию зелёных разновидностей туризма, которая по мере продолжения исследований в данном направлении может быть расширена. Представленная авторами классификация позволяет внести достаточную ясность в то, каким образом можно создавать тот или иной продукт, каким образом осуществлять его рыночное позиционирование, продвигать и популяризировать его на высококонкурентном рынке туристско-рекреационных услуг.

Для перехода к устойчивому развитию зелёного туризма в будущем необходима разработка соответствующей стратегии [15], которая бы стала инструментом объединения государственных и частных структур в решении общей задачи развития перспективного вида туристской деятельности, так как уже сейчас становится очевидным, что зелёная идеология по мере развития цивилизации, урбанизации, усиления риска экологических угроз и изменения климата в обозримом будущем обещает стать ключевым мотивом, обуславливающим туристский выбор.

Источники:

1. Гареев Р.Р., Романюк А.В. Особенности развития мирового зелёного туризма / Colloquium-Journal. 2019. №15-2(39). С.37-39.

2. Рындач М.А. Направления развития экологического туризма в России / Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. Т.7. №6В. С.231-242.

3. Сергеева Е.А., Павлова А.А. Актуальность и перспективы развития экологического туризма в республике Крым / Повышение конкурентоспособности социально-экономических систем в условиях трансграничного сотрудничества регионов. Сборник материалов VII международной научно-практической конференции. Симферополь, 2020. С.31-32.

4. Федулин А.А., Платонова Н.А., Лебедева О.Е. Предпринимательский фактор в системе развития зелёного туризма / Известия Байкальского государственного университета. 2016. Т.26. .№3. С.384-391.

5. Дариенко О.Л., Попова Е.С. Зелёный туризм как приоритетное направление формирования туристического продукта / Современные тенденции развития туризма и индустрии гостеприимства. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Донецк, ДНР, 2019. С.107-109.

6. Мишулина С.И. Сущность «зелёного» туризма / Регионы России в новых экономических условиях. Материалы научно-практической конференции. 13 октября 2016г. - Сочи: СНИЦ РАН, 2016. с. 75-84.

7. Имяреков С.М., Пониматкина Л.А., Лебедева О.Е. Перспективы развития зелёного туризма в современных условиях / Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. №9-1. С.64-68.

8. Матова Н.И. Социологическое исследование степени, перспектив и институциональных предпосылок развития «зелёного» туризма в нашей стране. Часть II: осознаваемые туристами экологические аспекты, факторы экологичности поведения / Системы контроля окружающей среды. 2018. № 13(31). с.125-132.

9. Ковальчук А.П., Милорадов К.А. Анализ проектов внедрения «зелёных» технологий в сфере гостеприимства и туризма / Вопросы инновационной экономики. 2020. Т.10 №>2. с. 1041-1048.

10. Хвостик Е. Туристический рынок отравляет атмосферу на 8%/ URL: https://www.kommersant.ru/doc/3623456 [заглавие с экрана, дата обращения 20.10.2022].

11. Смыслова О.Ю. Новые качества сельских трудовых ресурсов для развития зелёной экономики / в сборнике: Управление инновационным развитием агропродовольственных систем на национальном и региональном уровнях. Материалы II-ой международной научно-практической конференции. г. Липецк. 2020. с. 186-191.

12. Экологический туризм в России 2022 / URL: https://pagetravel.ru/ekologicheskij-turizm-v-rossii-2022 [заглавие с экрана, дата обращения 20.10.2022].

13. Паспорт федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма». - URL: https://xn-80aapampemcchlmo7a3c9ehj .xn--p 1 ai/proj ects/ ekologiya/natsionalnye_parki_i_zapovedniki [дата обращения 20.11.2022.

14. В Минприроды назвали самые посещаемые нацпарки России / URL: https://ria.ru/20220603/ekoturizm-1792649194.html [заглавие с экрана, дата обращения 20.10.2022].

15. Лукомская О.И. Стратегические аспекты развития зелёного туризма / Стратегическое планирование развития городов и регионов. Сборник научных трудов V Международной научно-практической конференции. г.Ровно, 2015. С. 118-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.