КУЗНЕЦОВ Роман Александрович,
Аспирант, Российская таможенная академия, e-mail: [email protected]
ПОНЯТИЕ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ
Аннотация. В настоящей научной работе автор кратко анализирует особенности сущности и общественной опасности киберпреступлений, совершаемых в сфере таможенной деятельности. Для этого автор рассматривает основные свойства киберпреступлений в современной российской практике, анализирует актуальную статистическую информацию. Далее автор исследует признаки киберпреступлений данной категории, приводит примеры из практики судебных и правоохранительных органов, анализирует данные материалы. В заключении автор акцентирует внимание на том, что, несмотря на относительную стабильность и устойчивость ситуации в части обеспечения кибербезопасности деятельности таможенных органов, данное направление требует постоянного развития и регулярного технологического, кадрового обновления. Объектом данного научного исследования являются особенности принятия стратегических и операционных маркетинговых решений в современных условиях в России и за рубежом. Целью данного научного исследования является комплексный, последовательный анализ особенностей сущности и общественной опасности киберпреступлений, совершаемых в сфере таможенной деятельности. Методы данного научного исследования: формально-юридический, сравнительный анализ, диалектический, статистический, математический, обобщение, конкретизация, систематизация, дедукция, иные методы теоретического и практического уровней научного познания. Научная новизна данного научного исследования заключается в подготовке комплексного исследования, формировании авторских выводов относительно особенностей сущности и общественной опасности киберпреступлений, совершаемых в сфере таможенной деятельности. Данная научная статья будет полезна теоретикам, практикам, обучающимся и профессорско-преподавательскому составу экономических и юридических направлений подготовки, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами сущности и общественной опасности киберпреступлений, совершаемых в сфере таможенной деятельности.
Ключевые слова: кибербезопасность, киберпреступления, киберпреступность, актуальные проблема, таможенные органы, уголовная ответственность, общественная опасность.
KUZNETSOV Roman Alexandrovich,
PhD student, Russian Customs Academy
THE CONCEPT AND PUBLIC DANGER OF CYBER CRIME IN THE CUSTOMS SECTOR
Annotation. In this scientific work, the author briefly analyzes the features of the essence and social danger of cybercrimes committed in the field of customs activities. To do this, the author examines the main properties of cybercrime in modern Russian practice and analyzes current statistical information. Next, the author examines the signs of cybercrime in this category, gives examples from the practice of judicial and law enforcement agencies, and analyzes these materials. In conclusion, the author focuses on the fact that, despite the relative stability and stability of the situation in terms of ensuring cybersecurity of the activities of customs authorities, this area requires constant development and regular technological and personnel renewal. The object of this scientific research is the peculiarities of making strategic and operational marketing decisions in modern conditions in Russia and abroad. The purpose of this scientific research is a comprehensive, consistent analysis of the nature and social danger of cybercrimes committed in the field of customs activities. Methods of this scientific research: formal legal, comparative analysis, dialectical, statistical, mathematical, generalization, specification, systematization, deduction, other methods of theoretical and practical levels of scientific knowledge. The scientific novelty of this scientific research lies in the preparation of a comprehensive study, the formation of the author's conclusions regarding the characteristics of the essence and social danger of cybercrimes committed in the field of customs activities. This scientific article will be useful to theorists, practitioners, students and teaching staff of economic and
legal areas of training, as well as a wide range of readers interested in the problems of the essence and social danger of cybercrimes committed in the field of customs activities.
Key words; cybersecurity, cybercrime, cybercrime, current problem, customs authorities, criminal liability, public danger.
Для любого современного развитого государства киберпреступность представляет серьезную общественную опасность и составляет довольно высокий процент от общего уровня преступности. Это довольно очевидно объясняется значительным уровнем развития информационных технологий сегодня, что при этом продолжается постоянно и не теряет своей актуальности. Актуальная проблема и для российской практики, где, например, по данным за 2023 год каждое 4-е совершаемое преступление - это именно преступление, в котором так или иначе имеет значимость сеть Интернет. В свою очередь, среди преступлений в области ИКТ наиболее распространенными являются разного
рода утечки - персональных данных, коммерческой и иной охраняемой законом тайны, конфиденциальной информации, и т.д. Согласно материалам статистики, к таковым относится каждое 3-е совершаемое преступление [7].
Исключением в данном отношении не будут и таможенные правоотношения, где процент совершаемых киберпреступлений также остается достаточно высоким, что дополнительно характеризуется значительной общественной опасностью [2]. Перечень объектов в сфере таможенной деятельности, подлежащих защите в части информационной безопасности, довольно широк и включает элементы разнообразных категорий (схема 1).
Схема 1. Объекты обеспечения информационной безопасности (кибербезопасности) в системе
таможенных органов России
Итак, обозначим, что же понимается под киберпреступлением в таможенной сфере. Очевидно, что это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания, которое совершается с тем или иным вариантом использования сети Интернет и, при этом, имеет прямое или косвенное отношение к объектам таможенных правоотношений [3]. Из данного понятия можно выделить следующие характерные признаки.
Во-первых, виновность. Это общий признак для любого преступления, в т.ч. и совершаемого с использованием сети Интернет. Как известно из
основ уголовного права, для признания лица виновным в совершении того или иного преступления обязательно должна быть доказана его вина. Это только физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, - в части совершения киберпре-ступлений в области таможенных правоотношений, по общему правилу, не предусматривается снижение возрастной планки привлечения к уголовной ответственности [5; 7].
Во-вторых, санкционированность уголовно-правовым законом. Также общий признак для киберпреступления любой разновидности, и не только для него. К примеру, современный Уголовный кодекс (далее - УК РФ), вступивший в юриди-
ческую силу в 1996 году, предусматривает следующие виды киберпреступлений в таможенной сфере:
- Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и (или) компенсационных пошлин, взимаемых с организации или физического лица;
- Статья 200.1. Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;
- иные [10].
Существуют также другие статьи УК РФ, возможные к применению в рамках квалификации киберпреступлений в таможенной сфере -например, это нормы статьи 159 УК РФ, устанавливающая уголовную ответственность за разные виды мошенничества. Аналогичных примеров в рамках УК РФ достаточно много [10].
В-третьих, очевидно, что киберпреступле-ния так или иначе связаны с использованием ИКТ, сети Интернет, других современных технологий. Что касается именно таможенных правоотноше-
ний, то здесь вероятность совершения киберпре-ступлений остается довольно высокой ввиду широкой информатизации деятельности таможенных органов. Таможенные органы активно применяют ИКТ не только во внешних взаимодействиях, но также и во внутренних. К примеру, для реализации правоотношений между субъектами системы таможенных органов как таковыми используется собственная ЕАИС, которая предусматривает максимально возможный охват различных участников как в центральном аппарате, так и на местах, в регионах страны. К ЕАИС имеет доступ каждый таможенный пост, каждая таможня, таможенные пункты приграничного и внутреннего назначения, а также ряд других субъектов [8]. С таким охватом ЕАИС выступает достаточно привлекательным объектом для взлома, ведь объем находящейся внутри нее информации крайне масштабен, разнообразен, характеризуется комплексностью, что можно наблюдать на представленной далее по тексту схеме 2.
Схема 2. Механизм реализации правоотношений между таможенными органами через ЕАИС
Кроме того, в качестве практического примера можно привести и другие информационные системы, в разной степени применяемые в деятельности современных российских таможенных органов. Данная система ресурсов также характеризуется своей масштабностью, многогранностью, реализацией как на внутреннем, так и на
внешнем уровне. Например, для обеспечения реализации таможенных правоотношений на уровне Таможенного Союза применяется специальная ИС, название которой звучит как «Автоматизированная подсистема «Транзит Таможенного Союза», аналогично существуют и другие различные информационные системы (схема 3) [9].
международный научный вестник
№ 7 - 2024
Схема 3. Информационные системы, применяемые в деятельности таможенных органов России
В-четвертых, киберпреступления в таможенной сфере так или иначе связаны с участием субъектов в таможенных правоотношениях. Как неоднократно отмечалось выше, это могут быть внешние или внутренние виды правоотношений, характеризующиеся различными объектами, свойствами и целевой направленностью. В любом случае один из участников таких правоотношений - это субъект таможенной деятельности в разных его формах.
В-пятых, остановимся более детально на такой характеристике киберпреступлений в таможенной сфере как общественная опасность. Несмотря на то, что данная разновидность кибер-преступлений не причиняет прямые последствия, например, в виде смерти человека или нанесения каких-либо тяжких последствий для него, тем не менее, общественная опасность при их совершении довольно высока [6]. Это объясняется особой категорией объектов таможенных правоотношений, их тесной и непосредственной связью с обеспечением национальной безопасностью российского государства как такового.
Эксперты также обращают внимание на то, что совершение киберпреступлений данной категории довольно часто наносят значительный ущерб экономического свойства, что актуализирует вопрос об их общественной опасности. Кроме того, необходимо говорить о высоком проценте латентности подобного рода киберпресту-плений, что делает их своеобразными «невидимыми» и в части предполагаемых последствий
совершения, и в части степени общественной опасности как таковой [3; 5].
В конечном итоге, характеризуя общие свойства киберпреступлений в таможенной сфере, следует отметить два логичных вывода. Во-первых, это стандартное понимание сущности и признаком преступления, установленных современным УК РФ, применяемых и к преступлениям данной категории. Во-вторых, определенные особенности данная группа преступлений все же несет, и отличительные признаки таможенных правоотношений как таковых налагают на нее значительный эффект.
Проанализируем некоторые примеры из актуальной практики судебных и правоохранительных органов по теме. Так, в апреле 2023 года сразу по всей территории страны наблюдались активные хакерские атаки в отношении применяемой таможенными органами Единой информационной системы. Негативный эффект оказался насколько серьезным, что несколько дней таможенные органы в самых разных регионах страны осуществляли документооборот в традиционном бумажном виде, однако впоследствии безопасное функционирование системы удалось восстановить довольно быстро. Экспертами отмечается, что данный сбой был одним из самых масштабных за всю историю реализации ИКТ в сфере таможенной деятельности России [7].
Чуть ранее, в феврале 2023 года, серьезной ООов-атаке подверглись внешние таможенные действия, осуществляемые российскими тамо-
женными органами. Информация об этом появилась на официальных ресурсах Федеральной таможенной службы (далее - ФТС). Как отмечается в материалах ведомства, возникли значительные проблемы в виде атак на деятельность информоператоров, реализующих функции в части передачи информации участниками внешнеэкономической деятельности как таковой. Однако оперативное реагирование и использование специальных инструментов блокирования позволило быстро предотвратить оказание негативного эффекта, и в результате нормальное функционирование таможенных органов оказалось оперативно восстановлено. В материалах ведомства отмечается, что достичь такого эффекта удалось благодаря использованию отечественных технологий и обновленной инфраструктуры отрасли [7].
В контексте непосредственно судебной практики можно привести в пример приговор Таганского районного суда Москвы, вынесенный в 2021 году в отношении бывшего сотрудника Центральной акцизной таможни. Отмечается, что данное лицо было признано виновным в совершении киберпреступления, предусмотренного нормами части 4 статьи 247.1 УК РФ («Неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру РФ») и приговорено к отбыванию условного срока. Как следует из материалов дела, экс-главный государственный таможенный инспектор одного из отделов одной из служб Центральной акцизной таможни использовал специальную вредоносную компьютерную программу, чтобы скопировать информацию и данные, входящие в состав ЕАИС. Экс-сотрудник таможенных органов признал свою вину и раскаялся в содеянном преступлении, поэтому в результате был приговорен не к 3 годам лишения свободы, как запрашивал прокурор, а к условному сроку отбывания наказания [1; 7].
Киберпреступления на практике встречаются и достаточно нестандартные. К примеру, осенью 2023 года к 9,5 годам колонии строгого режима и запрету работать на государственной службе в течении 10 лет был приговорен глава 1Т-управления ФТС Д. Васильев. Также ему был назначен штраф в размере 10 млн рублей. Как следует из материалов уголовного дела, рассмотренного Дорогомиловским судом Москвы, глава Центрального информационно-технического таможенного управления ФТС РФ оказался при-частен к получению взятки в размере 25 млн рублей, хищению бюджетных средств, выделенных на реализацию проектов и программ в области цифровизации деятельности ФТС. К примеру, это правоотношения, касающиеся разработки и лицензирования новых программных продуктов.
Согласно оценкам экспертов, такой размер взятки относится к числу самых крупных в современной российской практике. Насколько значительно пострадала инфраструктура информационной безопасности ФТС от подобного рода противоправных действий, неизвестно, однако несколько госконтрактов оказались полностью невыполненными [7].
Подобных примеров в судебной и правоохранительной практике довольно много, и здесь, как видно из проанализированных выше примеров, актуальность имеет степень оперативности реагирования на возникшие угрозы [7]. Это необходимо для своевременного устранения доступа к объектам информационной безопасности в области деятельности таможенных органов, а также быстрого восстановления данной системы. Как видно из проанализированных практических ситуаций, в настоящее время инфраструктура отечественных таможенных органов, несмотря на ряд проблемных аспектов, связанных с проблемами в поставке оборудования и материалов из-за рубежа, тем не менее, остается достаточно стабильной и устойчивой, готовой к реагированию на разного рода внешние и внутренние риски [9].
Подведем итоги изложенному в настоящем научном исследовании материалу.
Итак, предметом настоящей работы были понятие и общественная опасность совершения киберпреступлений в таможенной сфере. В частности, автором более детально были рассмотрены следующие характерные признаки преступлений данной категории:
- виновность;
- санкционированность уголовно-правовым законом;
- связаны с использованием ИКТ, сети Интернет, других современных технологий;
- связаны с участием субъектов в таможенных правоотношениях;
- общественная опасность.
Таким образом, как логично сделан вывод, с одной стороны преступления данной категории характеризуются общими для всех преступлений свойствами, однако усложнены отличительными для таможенных правоотношений признаками. Всегда одной стороной в подобных правоотношениях выступают субъекты таможенной деятельности - например, это таможенные посты, таможенные пункты, таможни и другие участники [6]. Степень общественной опасности при совершении подобного рода преступлений довольно значительна, поскольку таможенная деятельность имеет прямую и непосредственную связь с обеспечением национальной безопасности государства.
В работе также были проанализированы несколько примеров из правоохранительной и судебной практики, подтверждающие, что в настоящее время периодически деятельность таможенных органов России в той или иной степени подвергается разного рода кибератакам и иным ИКТ-воздействиям. Тем не менее, как видно из представленных примеров, отечественная инфраструктура сегодня довольно эффективна в части предотвращения совершения подобных преступлений, а также в реализации профилактической работы [2; 4].
Сегодня вопросы обеспечения кибербезо-пасности функционирования таможенных органов продолжают оставаться актуальными ввиду постоянного развития ИКТ и необходимости «следовать в ногу со временем», регулярно актуализировать не только инфраструктуру в данной области, но и повышать квалификацию сотрудников, выполняющих функционал в рассматриваемой сфере.
Список литературы:
[1] Байрамов, Р.Р., Пасат, В.А. Анализ кибер-преступлений и мер по их предупреждению // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2022. - № 13. - С. 89-102.
[2] Дерягин, И.А. Методы расследования компьютерных преступлений в таможенной сфере https://alley-science.ru/domains_data/ files/91June2018/METODY%20 RASSLEDOVANIYa%20KOMPYuTERNYH%20 PRESTUPLENIY%20V%20TAM0ZhENN0Y%20 SFERE.pdf
[3] Ионина, М.В. Экосистема кибербезопас-ности как ключевой элемент устойчивого развития таможенных органов Российской Федерации // Бюллетень инновационных технологий. - 2023. - № 13. - С. 121-126.
[4] Киберпреступность: риски и угрозы: материалы Всероссийского студенческого круглого научно-практического стола с международным участием (Северо-Западный филиал ФГБО-УВО «Российский государственный университет правосудия» (Санкт-Петербург, 11 февраля 2021 г.) / Под ред. д-ра юрид. наук, доцента Е. Н. Рахмановой. - СанктПетербург: Астерион, 2021. -236 с.
[5] Мавринская, Т.В. К вопросу об обеспечении информационной безопасности в деятельности таможенных органов Российской Федерации // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2020. - № 2-2 (41). - С. 144-148.
[6] Мошкина, Н.А. Информационная безопасность таможенных органов и особенности ее
обеспечения в условиях функционирования ЕАЭС [Электронный ресурс] - Режим доступа: -URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/ 237533/1/84-88.pdf
[7] Официальный сайт Федеральной таможенной службы России [Электронный ресурс] -Режим доступа: - URL: https://customs.gov.ru/
[8] Попов, А.Н. Преступления в сфере компьютерной информации: учебное пособие / А. Н. Попов. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2018.
- 68 с.
[9] Простосердов, М.А. Экономические преступления, совершаемые в киберпространстве, и меры противодействия им: дисс. к.ю.н.: 12.00.08 / Прососердов, Михаил Александрович. - М., 2016.
- 232 с.
[10] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 12.06.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.07.2024). Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
[11] Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 26.02.2024) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Собрание законодао тельства РФ. 06.08.2018. № 32 (часть I). Ст. 5082.
Spisok literatury:
[1] Bayramov, R.R., Pasat, V.A. Analysis of cybercrimes and measures to prevent them//Scien-tific notes of the St. Petersburg named after V.B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy. -2022. - № 13. - S. 89-102.
[2] Deryagin, I.A. Methods of investigating computer crimes in the customs sphere https://alley-science.ru/domains_data/files/91June2018/ MET0DY%20RASSLED0VANIYa%20 K0MPYuTERNYH%20PRESTUPLENIY%20V%20 TAM0ZhENN0Y%20SFERE.pdf
[3] Ionina, M.V. Cybersecurity ecosystem as a key element of sustainable development of the customs authorities of the Russian Federation//Bulletin of innovative technologies. - 2023. - № 13. - S. 121126.
[4] Cybercrime: risks and threats: materials of the All-Russian student round scientific and practical table with international participation (North-West branch of the Federal State Budgetary Institution "Russian State University of Justice" (St. Petersburg, February 11, 2021 )/Ed. Dr. Jurid. Sciences, Associate Professor E.N. Rakhmanova. - St. Petersburg: Asterion, 2021. - 236 s.
[5] Mavrinskaya, T.V. 0n the issue of ensuring information security in the activities of the customs
authorities of the Russian Federation//! nternational Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2020.
- № 2-2 (41). - S. 144-148.
[6] Moshkina, N.A. Information security of customs authorities and peculiarities of its provision in conditions of EAEU functioning [Electronic resource]
- Access mode: - URL: https://elib.bsu.by/bit-stream/123456789/237533/1/84-88.pdf
[7] Official website of the Federal Customs Service of Russia [Electronic resource] - Access mode:
- URL: https://customs.gov.ru/
[8] Popov, A.N. Crimes in the field of computer information: a textbook/A.N. Popov. - St. Petersburg: St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, 2018. - 68 s.
[9] Prostoserdov, M.A. Economic crimes committed in cyberspace and countermeasures against them: diss. Ph.D.: 12.00.08/Prososerdov, Mikhail Alexandrovich. - M., 2016. - 232 s.
[10] The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 N 63-FZ (as amended 12.06.2024) (with amendments and additions, entry by virtue of 06.07.2024). Collection of legislation of the Russian Federation. 17.06.1996. № 25. Art. 2954.
[11] Federal Law of 03.08.2018 N 289-FZ (rev. of 26.02.2024) "On Customs Regulation in the Russian Federation and on Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation." Collection of legislation of the Russian Federation. 06.08.2018. No. 32 (Part !). Art. 5082.