Научная статья на тему 'Понятие и общая характеристика субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации'

Понятие и общая характеристика субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3798
485
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ноев С. В.

В статье автор, касаясь темы развития малого и среднего предпринимательства, раскрывает понятие и дает общую характеристику субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с действующим российским законодательством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept and overall performance of subjects of small and medium sized enterprises in the Russian Federation

In the present article, concerning a theme of small and medium sized enterprises in the Russian Federation, gives the author concept and overall performance of subjects of small and medium sized enterprises according Russian legislation.

Текст научной работы на тему «Понятие и общая характеристика субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С.В. Ноев

Кафедра гражданского и трудового права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье автор, касаясь темы развития малого и среднего предпринимательства, раскрывает понятие и дает общую характеристику субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с действующим российским законодательством.

Малое и среднее предпринимательство признано одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики России, целями которой являются обеспечение стабильного экономического развития, создание рациональной структуры экономики, повышение благосостояния населения страны.

Законодательная база, регулирующая развитие данного института в РФ, в настоящее время претерпевает существенные изменения. С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ) и прекратил свое действие прежний Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Предложения об изменении и обновлении законодательства в данной сфере имеются в современной юридической литературе. Так, Л.Т. Ибадова, касаясь данной проблемы, отмечала, что действующее законодательство было не только неэффективно, но и не регулировало многие отношения. По ее мнению и высказываниям других исследователей, дальнейшее развитие малого бизнеса в нашей стране невозможно без совершенствования его нормативной базы [3, с. 24]. Т.М. Гандилов также считает, что проблемы становления малого предпринимательства в Российской Федерации коренятся в самом законодательстве, которое нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании [1, с. 76]. С данными тезисами трудно не согласиться.

Действительно, многие нормы Закона № 88-ФЗ либо устарели, либо носили декларативный, ни к чему не обязывающий характер. Так, к концу срока действия Закона № 88-ФЗ семь из двадцати трех его статей потеряли юридическую силу, хотя касались вопросов, имеющих существенное значение для малого бизнеса, в частности предоставления льгот по налогообложению, амортизационных отчислений, размещения определенной доли государственных заказов у малых предприятий и др. Такое положение дел отрицательно сказывалось на правовом регулировании деятельности субъектов малого предпринимательства в целом [1, с. 51].

Таким образом, обновление законодательной базы относительно малого предпринимательства было необходимым.

Какова же общая характеристика и понятие субъектов малого и среднего предпринимательства с точки зрения реалий сегодняшнего дня?

Прежде всего, необходимо начать с определения. Статья 3 Закона № 209-ФЗ признает субъектами малого и среднего предпринимательства хозяйствующие субъекты (юридические лица, индивидуальные предприниматели), которые в соответствии с условиями, установленными Законом № 209-ФЗ, относятся к малым, средним и микропредприятиям.

Следует отметить, что современная юридическая доктрина при освещении комплексного понятия — субъект предпринимательства — использует более весомые критерии. Наиболее полное определение дает С.Э. Жилинский, который под субъектом предпринимательского права (предпринимательской деятельности), понимает «субъект гражданского права, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке» [2, с. 131].

К субъектам малого и среднего предпринимательства Закон № 209-ФЗ отнес внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Из вышеприведенного перечня видно, что законодатель отнес к субъектам, которые могут получить статус малого или среднего предпринимательства, потребительские кооперативы, которые, как известно, являются некоммерческими организациями. Это является новеллой законодательства, так как Закон № 88-ФЗ относил к субъектам малого предпринимательства только коммерческие организации. О том насколько правомерно относить к субъектам малого предпринимательства некоммерческие организации в современной юридической литературе развернулась широкая дискуссия. Одни авторы полагают, что относить к субъектам малого предпринимательства некоммерческие организации нецелесообразно по той причине, что придание им статуса субъекта малого предпринимательства будет неизбежно приводить к доминированию предпринимательской деятельности над деятельностью некоммерческого характера [4, с. 266]. Другие авторы, наоборот, считают, что относить к субъектам малого предпринимательства некоммерческие организации целесообразно, но только один их вид, а именно — потребительские кооперативы [7, с. 160]. Данное предложение в итоге и было принято законодателем.

На наш взгляд, наиболее объективную позицию по данному вопросу занимает М.А. Супатаев, который считает, что действие законодательства о малом предпринимательстве необходимо распространять на некоммерческие организации только в том случае, если это будет служить целям, ради которых они созданы [6, с. 24]. Однако законодатель, как уже было сказано выше, придерживается на данный счет иной точки зрения.

Для того чтобы обладать статусом малого или среднего предприятия, указанные субъекты, по замыслу законодателя, должны соответствовать трем критериям:

1) критерий участия в уставном капитале малых и средних предприятий некоторых видов учредителей (касается только юридических лиц) — согласно правилам, установленным Законом № 209-ФЗ, суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, ино-

странных граждан и юридических лиц, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) критерий численности — согласно правилам, установленным Законом № 209-ФЗ, средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;

3) критерий выручки — согласно правилам, установленным Законом № 209-ФЗ, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти значения будут вводиться раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений, начиная с 1 января 2010 г. До этого времени будут действовать временные критерии по выручке или по выручке стоимости активов. Указанные временные критерии также должно установить Правительство Российской Федерации.

Первый критерий в общем виде уже существовал в Законе № 88-ФЗ. Второй, в том виде, в котором он изложен в Законе № 209-ФЗ, а также третий критерий являются новеллами законодательства о малых, а теперь и средних предприятиях.

Согласно второму критерию субъекты малого и среднего бизнеса разделены на две группы, соответственно малые и средние. Среди малых Закон № 209-ФЗ выделяет одну подгруппу — микропредпредприятия. Для каждой группы установлена предельная численность работников. Определение численности работников является приоритетным количественным критерием для отнесения субъектов предпринимательской деятельности к малым и средним предприятиям. В научной литературе среди его преимуществ традиционно называют следующие: простота и понятность использования; доступность для исследований (по нему легко получить данные с предприятий); инфляционная устойчивость (на данный критерий, в отличие от критерия выручки, не влияет покупательная способность национальной валюты). К недостаткам же традиционно относят отсутствие теоретической базы, определяющей выбор границы численности, устанавливаемой для малых и средних предприятий. Необходимо отметить, что российский законодатель, учитывая данный недостаток, при разработке рассматриваемого критерия взял за основу опыт Европейского Союза, посвященный малому и среднему предпринимательству [8].

Третий критерий также является количественным. Целесообразность его введения, в условиях нестабильной экономической ситуации и незавершенности реформ ценообразования в России, некоторым авторам представлялась сомнительной [5, с. 273]. Однако, по нашему мнению, о целесообразности его введения, а равно о целесообразности применения опыта Европейского Союза при определении количественных дефиниций второго критерия, можно будет судить по прошествии определенного периода времени.

На этом исчерпываются нормы Закона № 209-ФЗ, направленные на законодательное закрепление правового положения малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Остальные нормы Закона № 209-ФЗ посвящены правовому регулированию развития малого и среднего предпринимательства. Они, в частности, определяют меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, разграничивают полномочия органов федеральной, субъектов Федерации и муниципальной власти по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Словом, остальные нормы Закона № 209-ФЗ полностью корреспондируют его названию и направлены на определение вектора развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Гандилов Т.М. Некоторые проблемы развития законодательства о малом и среднем предпринимательстве // Проблемы развития законодательства о малом и среднем предпринимательстве. — М., 2007. — С. 49-76.

[2] Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовые основы предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. — М., 2007.

[3] Ибадова Л. Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: Правовые аспекты. — М., 2006.

[4] Пахалкова А.Ю. Проблемы гармонизации законодательства Российской Федерации и Европейского Союза о малом предпринимательстве // Предпринимательское право в рыночной экономике. — М., 2004. — С. 259-270.

[5] Пахалкова А. Ю. Проблемы гармонизации законодательства Российской Федерации и Европейского Союза о малом предпринимательстве // Проблемы развития законодательства о малом и среднем предпринимательстве. — М., 2007. — С.260-287.

[6] Супатаев М.А. К проблеме понятия субъекта малого предпринимательства// Правовые проблемы малого предпринимательства: Сборник статей. — М., 2003. — С. 6-28.

[7] Устюкова В.В. Малое предпринимательство в сельском хозяйстве // Правовые проблемы малого предпринимательства: Сборник статей. — М., 2003. — С.157-180.

[8] Comission Recommendation of 6 May 2003 concerning the definition of micro, small and medium-sized enterprises (notified under document number C(2003) 1422) № 2003/361/EC // Official Journal of the European Union.

CONCEPT AND OVERALL PERFORMANCE OF SUBJECTS OF SMALL AND MEDIUM SIZED ENTERPRISES IN THE RUSSIAN FEDERATION

S.V. Noev

The Department of Civil and Labor Law Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya st., 6, Moscow, Russia, 117198

In the present article, concerning a theme of small and medium sized enterprises in the Russian Federation, gives the author concept and overall performance of subjects of small and medium sized enterprises according Russian legislation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.