Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ КОМПАНИИ'

ПОНЯТИЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА БИЗНЕСА / ОЦЕНКА СТОИМОСТИ / ДОХОДНЫЙ ПОДХОД / ЗАТРАТНЫХ ПОДХОД / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД / BUSINESS VALUATION / VALUATION / INCOME APPROACH / COST APPROACH / COMPARATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никуленко А.В.

Статья посвящена рассмотрению сущности оценки стоимости компании. Оценка стоимости компании раскрывается с точки зрения необходимости её проведения. Здесь раскрываются основные черты оценки стоимости компании, а также этапы проведения оценки. Дана характеристика основных подходов к оценке стоимости компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AND NECESSITY TO ASSESS THE VALUE OF A COMPANY

The article is devoted to the consideration of the essence of the valuation of the company. The valuation of the company is disclosed in terms of the need for it. Here the main features of the valuation of the company, as well as the stages of the assessment. The characteristic of the main approaches to the valuation of the company.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ КОМПАНИИ»

УДК 336

Никуленко А.В.

студент департамента магистратуры (бизнес-программ) Тольяттинский государственный университет

Россия, г. Тольятти

ПОНЯТИЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ

КОМПАНИИ

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению сущности оценки стоимости компании. Оценка стоимости компании раскрывается с точки зрения необходимости её проведения. Здесь раскрываются основные черты оценки стоимости компании, а также этапы проведения оценки. Дана характеристика основных подходов к оценке стоимости компании.

Ключевые слова: оценка бизнеса, оценка стоимости, доходный подход, затратных подход, сравнительный подход.

Nikulenko A V student

Department of Magistracy (business programs)

Tolyatti State University Russia, Tolyatti

CONCEPT AND NECESSITY TO ASSESS THE VALUE OF A COMPANY

Abstract: The article is devoted to the consideration of the essence of the valuation of the company. The valuation of the company is disclosed in terms of the need for it. Here the main features of the valuation of the company, as well as the stages of the assessment. The characteristic of the main approaches to the valuation of the company.

Keywords: business valuation, valuation, income approach, cost approach, comparative approach.

Оценка стоимости компании представляет собой комплексный анализ, рассматривающий различные аспекты деятельности бизнеса, который помогает укрепить доверие инвесторов и полноценно оценить достоинства и реальные преимущества компании.

На сегодняшний день оценка бизнеса является необходимой в ряде случаев, которые определены в законе. Например, при приватизации предприятия необходимо предоставить анализ рыночной стоимости предприятия. То же самое нужно и при сделках купли-продажи, сдачи в аренду, в ряде случае судебных разбирательств, при выкупе акций, определении дополнительной эмиссии. Также оценка компании важна при её реструктуризации. Важное значение оценка бизнеса имеет для банковской сферы. Она необходима при принятии решения о платежеспособности предприятия, берущего кредит. Также позволяет выяснить возможность предоставления фирмы в качестве залога. Страховщики, в свою очередь, тоже заинтересованы в объективной оценке предприятия. Это позволяет определить сумму выплат при возможном возникновении страхового случая.

Фондовый рынок также нуждается в информации о стоимости предприятий. На основе результатов оценки определяется внутренняя стоимость его акций.

Как отмечает А. Дамодаран, оценка полезна при решении широкого круга задач. Тем не менее роль, которую она играет, зависит от той области, где она применяется. А. Дамодаран рассматривает использование оценки в таких областях, как: управление портфелем активов, анализ с целью приобретения и корпоративные финансы. «Оценка играет ключевую роль во многих сегментах финансовой сферы: в корпоративных финансах, при слиянии и приобретении фирм, а также при управлении портфелями» [2].

В целом следует отметить, что понятие стоимости бизнеса - это, во-первых, показатель, который определяет эффективность и успешность функционирования бизнеса, так как оценка стоимости позволяет определить тенденции развития бизнеса, его нынешнее положение на рынке. Во -вторых, это комплексный анализ финансового состояния предприятия, анализ организации в различных сферах деятельности, анализ технического оснащения и т.д. В-третьих, это показатель, демонстрирующий, насколько предприятие выгодно для вложений инвесторов, какие у бизнеса дальнейшие перспективы и возможности [1].

Основные (сущностные) черты, которые присущи процессу оценки стоимости предприятия, заключаются в следующем:

- оценка стоимости предприятия представляет собой процесс, т.е., чтобы получить результат, оценщик должен произвести последовательность операций, на содержание которых влияют цели оценки, характеристики объекта и выбранные методы;

- этот процесс является упорядоченным, т.е. все действия производятся в определенном порядке;

- оценка стоимости является процессом целенаправленным, и оценщик в своей деятельности всегда следует конкретным целям;

- это процесс количественной оценки, таким образом, все стоимостные характеристики должны быть выражены количественно;

- процесс оценки стоимости предприятия имеет рыночный характер.

Процесс оценки состоит из четырех этапов:

1. Подготовительного (определяются объект, задачи и цели оценки, составляется план оценки, решаются организационные вопросы).

2. Аналитического (заключается в сборе, проверке, корректировке и анализе информации, оценке воздействия экзо- и эндогенных факторов на объект оценки).

3. Методического (выбираются подходы и методы оценки, рассчитывается стоимость).

4. Результирующего (вносятся поправки, определяется итоговая величина стоимости, составляется отчет об оценке, защищается отчет) [3].

Рассмотрим основные подходы и методы оценки стоимости предприятия.

Подход к оценке - это разработанная на основании некоторой экономической модели совокупность методов и методик оценки с конкретным способом расчетов. В настоящее время в сфере практического менеджмента успешно применяются следующие базовые подходы к оценке стоимости предприятия - доходный, затратный (имущественный) и рыночный (сравнительный). Применяемыми подходами определяются содержание и результаты как предыдущих (предварительного планирования и составления программы оценки, сбора и анализа полученных данных), так и последующих (согласования результатов и составления отчета об оценке) этапов оценки. Каждый из этих вышеперечисленных подходов обладает рядом методологических основ, учитывающих те или иные особенности объекта оценки и целей оценки.

Доходный подход к оценке стоимости бизнеса основывается на оценке рыночной стоимости предприятия, исходя из ожидаемых доходов в будущем. Данный подход базируется на оценке будущих поступлений, то есть на определении будущих доходов, которые предприятие может принести собственнику. При этом оценка предусматривает приведение будущих денежных потоков в текущему моменту времени.

Затратный (имущественный) подход к оценке стоимости бизнеса базируется на определении стоимости активов предприятия за вычетом обязательств предприятия.

Рыночный (сравнительный) подход к оценке стоимости бизнеса основывается на методе замещения. Главной концепцией данного подхода является позиция о том, что покупатель не приобретет компанию при условии наличия схожего по своим характеристикам объекта, требующего при приобретении меньшего количества затрат. Основным условием сравнительного подхода является наличие полной информации о совершаемых сделках купли-продажи объектов бизнеса, а также наличие достоверной финансовой информации. Аналогами для сравнения и оценки объекта признаются предприятия, имеющие сходные характеристики, определяющие стоимость объекта, то есть экономические, технические, материальные [3].

Каждый подход предполагает применение своего индивидуального метода оценки при наличии достоверных факторов. Информация, которая используется в конкретном методе, отражает положение предприятия. Так, если применяется сравнительный подход к оценке бизнеса, то должны отражаться данные настоящего положения фирмы, если затратный подход, то прошлые достижения и если доходный подход, то непосредственно будущие результаты организации. При оценке стоимости бизнеса можно выбрать любой из методов, но если нужно произвести обобщенный и объективный анализ, то необходимо применить все три.

Каждый из подходов включают в себя определенные методы, которые дополняют друг друга. Поэтому в практической деятельности часто применяют несколько методических подходов, которые дают полный ответ на

поставленные вопросы и отвечают целям оценки стоимости предприятия, наличию и достоверности информационных источников для ее проведения.

Использованные источники:

1. Битюцких, В. Т. Формула стоимости. Оценка стоимости компаний: учебник / В. Т. Битюцких. - М.: Олимп-Бизнес, 2015. - 216 с.

2. Дамодаран, А. Инвестиционная оценка [Электронный ресурс] : инструменты и методы оценки любых активов / Дамодаран Асват. — Электрон. текстовые данные. — М. : Альпина Паблишер, 2017. — 1339 с.

3. Соколова, А.А. Оценка стоимости бизнеса [Электронный ресурс] : практикум / А.А. Соколова, В.В. Гарибов. — Электрон. текстовые данные. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. — 106 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.