И.В. Борискова,
кандидат юридических наук, доцент
ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ЮРИСДИКЦИИ ПО РОССИЙСКОМУ ПРАВУ THE NOTION AND DESTINATION OF JURISDICTION IN THE RUSSIAN LAW
Рассматриваются проблемы определения и назначения юрисдикции по российскому праву.
This article is devoted to the problems of definition and use of the notion «jurisdiction» according to the law of Russia.
Существуют различные точки зрения ученых на понятие «юрисдикция».
Традиционно принято считать, что данный термин происходит от латинских слов «jus» — «право» и «dico» — «говорю» [1]. Различному определению понятия «юрисдикция» способствовал перевод этого термина с латинского языка («jurisdiction» — «судопроизводство»), хотя на этом языке данному понятию соответствует сло -во «justitio», а также толкование слов «jus», «disere» как разрешение конфликта или применение властью установленных правил [2].
Некоторые ученые под термином «юрисдикция» понимают установленную законом (или иным нормативным правовым актом) совокупность полномочий соответствующих государственных органов по разрешению правовых споров и решению дел о правонарушениях [3]. Другие подразумевают возможность со стороны суда, иного органа публичной власти оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности, применять к правонарушителям юридические санкции [4]. Понимая юрисдикцию как разрешение конфликта, ряд правоведов полагают, что юрисдикция в качестве государственно-властной деятельности полномочного органа (органа управления, органа правосудия) состоит в применении закона к юридическим конфликтам и принятии по ним правовых индивидуальных актов (актов юрисдикции) [5]. Этой же точки зрения придерживается и С. С. Алексеев, который считает, что юрисдикция означает деятельность компетентных органов, управомоченных на рассмотрение юридических дел и на вынесение по ним юридически обязательных решений [6].
Представляется справедливым мнение, согласно которому в основе юрисдикционной деятель-
ности лежат исследование и разрешение спорных вопросов применения материальных правовых норм, правовая оценка поведения тех или иных лиц, использование в необходимых случаях при негативной оценке их поведения предусмотренных действующим законодательством мер госу-
дарственного (юридического) принуждения [2].
В юридической литературе встречаются и модификации перечисленных определений. Под юрисдикцией подразумевают подведомственность, подсудность разрешаемых дел, полномочия разрешать дела и применять санкции, а также ее отождествляют с правоохранительной (праворазрешительной) деятельностью государства и общественности, отправлением правосудия, официальными полномочиями органов власти, сферой права, областью отношений, на которую распространяются полномочия данного государственного органа [1].
Можно согласиться с мнением авторов, утверждающих, что определение юрисдикции как круга полномочий суда или административных органов по правовой оценке конкретных фактов, рассмотрению и разрешению дел в соответствии с их компетенцией следует рассматривать в ши-роком смысле [2].
В некоторых словарях определение юрисдикции дается еще полнее, например как круг полномочий судебного или административного органа по правовой оценке конкретных фактов, в том числе по разрешению споров и применению предусмотренных законом санкций. Причем трактовка рассматриваемого понятия получает отраслевую окраску в зависимости от предмета исследования (уголовно-правовая, гражданско -правовая, административно-правовая и др.) [7]. Юрисдикция определяется в зависимости от вида и характера разрешаемых дел (преступления и
проступки, имущественные споры между хозяйственными организациями и отдельными лицами и т.д.), территориальной их принадлежности, от участвующих в деле лиц (подсудность военнослужащих военным трибуналам). Различают юрисдикцию арбитражных и общих судов, граж -данскую, уголовную, налоговую и др.
В научной литературе упоминаются ее разновидности. Например, юрисдикция государства над воздушными судами, космическими объектами, морскими судами, основной задачей которой является решение правовых вопросов, свя-занных с определенной государственной дея-тельностью и его полномочиями.
Иначе трактуется налоговая юрисдикция. Здесь прежде всего подразумевается территория, на которой действуют самостоятельные налоговые законы.
В международном праве различают консти-туционную, обязательную, параллельную, территориальную и личную (национальную) юрисдикцию международного суда и др.
Параллельная юрисдикция — институт международного уголовного права, согласно которому национальные и международные суды вправе осуществлять уголовное преследование лиц, совершивших международные преступления против международного гуманитарного права и во -енные преступления.
Обязательная юрисдикция — определенная международным договором совокупность правомочий международного судебного органа рассматривать и разрешать правовые споры, переданные ему на основании заранее взятого спорящими государствами обязательства.
Под территориальной понимается такая юрисдикция, которая осуществляется в пределах установленных границ. На своей территории государство реализует полную юрисдикцию, за исключением тех случаев, когда соответствующими международными соглашениями предусматривается иное. Ограниченная целевая юрисдикция ис -пользуется государством в пределах его конти-нентального шельфа и экономической зоны.
Личная (национальная) юрисдикция применяется государством в отношении своих граж -дан, находящихся за пределами его территории, например в открытом море, в Антарктике. В слу -чаях, предусмотренных национальным законода -тельством, юрисдикция государства может распространяться на граждан этого государства и тогда, когда они находятся на иностранной территории, но действовать эта юрисдикция может только на территории своего государства, если иное не предусмотрено международным соглашением. В случаях возникновения коллизии во -прос о применении юрисдикции того или иного государства решается на основании соответствующих международных договоров или между -народно-правовых обычаев.
В международном праве юрисдикция соответствует также понятию компетенции различных органов, например международная юрисдикция (арбитражная юрисдикция), консульская юрисдикция (Венская консульская конвенция 1963 г.) и др.
Анализ приведенных определений позволяет сделать вывод, что кроме таких значений юрисдикции, как подсудность, право судить, решать правовые вопросы, встречаются и иные. Например, данным термином обозначается также система соответствующих юрисдикционных органов, компетенция или совокупность полномочий, подведомственность или правовая сфера, на которую распространяются полномочия государственного органа.
Односторонние исследования юрисдикционной деятельности правоприменительных органов (в том числе и органов внутренних дел) в немалой степени способствовали отсутствию в науке общепризнанного понятия «юрисдикция». При -нудительная реализация права, равно как и юрис -дикция, немыслима без властной деятельности компетентных государственных органов.
С принятием Конституции РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, федеральных конституционных законов «О конституционном суде Российской Федерации», «О судебной системе», «О военных судах Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О мировых судьях в Российской Федерации» и других нормативных правовых актов система юрисдикционных органов и направление их деятельности обозначены четко. Правосудие остается наиболее совершенным способом юрисдикционной защиты интересов государства и личности. КоАП РФ наряду с судьями наделяет квазисудебной компетенцией 65 органов исполнительной власти по рассмотрению дел об адми-нистр атив ных пр авонару шениях
Несмотря на имеющиеся пробелы и недочеты в законах, можно с уверенностью констатировать, что юрисдикционными полномочиями, как уже отмечалось, обладают исключительно государственные органы. Действующим законодательством аналогичная компетенция общественных организаций отменена. В настоящее время к органам юрисдикции относятся: суды (арбитражные, общей юрисдикции), уполномоченные административные органы, коллегиальные органы административной юрисдикции. Специфика деятельности этих субъектов разная, вместе с тем она имеет общую направленность — рассмотрение дела по существу и принятие решения.
Нетрудно заметить, что в большинстве случаев определение юрисдикции связано с термином «полномочие», который в науке управления, а также административной и некоторых других отраслях права рассматривается как составная часть компетенции (совокупность полномочий, прав, обязанностей) и статус органа, должностного ли-
ца, лица, выполняющего управленческие функции в организации, а также некоторых иных лиц, реализующих функции, предусмотренные для них законодательством. В данном случае органы власти от имени государства получают полномочия на реализацию государственной власти, правоприменительную деятельность, правосудие.
Чаще всего юрисдикция определяется в зави -симости от вида и характера разрешаемых дел, их территориальной принадлежности, участвующих в деле лиц и подведомственности, т.е. распространенности на определенную правовую сферу — государственную, конституционную, международную и т.д.
На основании вышесказанного можно предположить , что в широком смысле юрисдикция — это основанная на законе или иных нормативных правовых актах совокупность полномочий государственного органа (должностного лица) по регулированию общественных отношений в определенной правовой сфере государственного или международного характера, осуществлению за -конодательной, судебной, исполнительно -распорядительной деятельности.
Для понимания смысла и содержания этого определения необходимо более четко его разграничить на две составные части: а) юрисдикцию и б) юрисдикционную деятельность.
С учетом кардинально изменившегося за последние годы законодательства и появившихся в праве новых определений доктринальное толкование термина «юрисдикция» как деятельности по разрешению споров и конфликтов и принятию решения по существу дела требует своего совершенствования. Полагаем, что более точным термином, подпадающим под это определение, будет «юрисдикционная деятельность». Справедлива точка зрения А. П. Шергина: «Следуя системному подходу, важно не только констатировать общность юрисдикции с иными формами правоприменения, но и вычленить ее. Как правило, правоприменительная деятельность обусловлена обстоятельствами положительного характера, когда властные действия компетентных органов направлены на организацию общественных отношений, реализацию субъективных прав граждан (прием на работу, назначение пенсии, выдача разрешения на осуществление какой-либо деятельности и т. д.)» [11]. Однако в реальной жизни общественное отношение может быть спорно, отклоняется от установленного в норме правила или же прямо нарушает норму. Здесь необходимы применение государственного принуждения, правоохранительная деятельность, составными частями которой являются: а) надзорно-контрольная деятельность; б) дея -тельность по обеспечению исполнения норм права; в) деятельность по разбирательству правовых споров и дел о правонарушениях; г) деятельность по исполнению государственного принужде-
ния и др. Возникает вопрос: «Надо ли юрисдикцию всегда отождествлять с деятельностью по разрешению споров и конфликтов, применению наказания?» Полагаем, что в широком смысле перечисленные выше государственные функции следует понимать прежде всего как позитивную, регулятивную юрисдикционную деятельность. В узком же понимании юрисдикция — самостоятельный вид правоохранительной деятельности. Юрисдикционный способ защиты общественных интересов обоснованно рассматривается как антипод самоуправства.
Принимая во внимание, что юрисдикционная деятельность уполномоченных органов (долж-ностных лиц) тесно связана с правоприменитель -ной, правоохранительной, государственно-властной, квазисудебной деятельностью, полагаем, что понятие «юрисдикционная деятельность» следует отграничить от термина «юрисдикция». С учетом смысла и содержания сказанного счи -таем, что под юрисдикционной деятельностью следует подразумевать осуществление исполни -тель но -р аспорядитель ной, правопр именитель -
ной, правоохранительной, квазисудебной дея -тельности уполномоченными на то органами (должностными лицами) в определенной правовой сфере в соответствии с установленной дей -ствующим законодательством и иными нормативными правовыми актами компетенцией.
Рассмотрим основные признаки и функции юрисдикционной деятельности. Исходя из анализа указанных определений, необходимо сделать вывод о том, что для такого важного феномена характерны не только признаки, к которым относят наличие правового спора (правонарушения), состязательную процедуру разрешения дела, издание юрисдикционного акта в установленной законом форме, но и некоторые другие черты, например наличие юрисдикционного органа, подведомственность ему дел, его компетенцию или полномочия, наличие правовой основы реализации этих полномочий; возможность воздействия на общественные отношения в определенной сфере, установленной законом; закрепление результатов в процессуальных документах
Правоохранительные и иные органы исполнительной власти в основном «обслуживают» юрисдикцию. Без уполномоченного компетентного государственного органа не может быть осуществлена правоохранительная деятельность государства, каждая из составных частей которой имеет свои признаки и делится на надзорную, юрисдикционную, исполнительную и др. Не секрет, что суды, а также органы прокуратуры, внутренних дел (милиции), исполнения наказания и иные уполномоченные органы исполнительной власти несут основную нагрузку в правоприменительной деятельности. Это позволяет сделать вывод о том, что одним из обязательных признаков юрисдикционной деятельности является наличие государ-
ственного органа, наделенного специальной ком -петенцией или полномочиями.
Вряд ли можно согласиться с выводами о том, что юрисдикционная деятельность связана с разрешением юридических дел и применением государственного принуждения, а рассмотрение вопросов, обусловленных позитивными обстоятельствами, она не охватывает.
На наш взгляд, именно с позитивных позиций в большинстве случаев она осуществляется в нашем обществе. Характерная черта юрисдикции — прежде всего применение не мер принуждения, а установленных законом государственных полномочий по реализации государственно-властной, исполнительно -р аспорядительно й деятельно сти.
Необходимость применения принуждения может возникать и для решения позитивных государственных задач, сопряженных с экстремальными социальными условиями, в интересах государственной безопасности, охраны прав граждан и др., т.е. не связанной с нарушением нормы права.
К позитивной сфере можно также отнести рассмотрение судом дел об установлении юридических фактов, регистрацию в установленном административном порядке оружия, транспортных средств, запись актов гражданского состояния и т.д. В большинстве случаев она связана с полномочиями по властному разрешению компетентными органами различных правовых вопросов, возникающих в определенной сфере государственного управления. Что же касается споров и разрешения дел, связанных с правонарушениями, то они занимают в юрисдикционной деятельности небольшой удельный вес. Таким образом, не оспаривая устоявшейся точки зрения о правовом споре (правонарушении) как одном из характерных признаков юрисдикционной деятельности, считаем, что наличие у государственного органа совокупности дискреционных, властных полномочий, т. е. компетенции, целесообразно также рассматривать в качестве основного признака юрисдикции.
Для реализации специальной компетенции или полномочий органы государственного управления наделяются в законодательном порядке подведомственностью или правовой сферой деятельности, в которой они реализуются. В КоАП РФ определено более 60 субъектов различных ведомств, которые наделены соответствующими полномочиями осуществлять юрисдикционную деятельность. Этим же законом оговорено правовое поле деятельности судей арбитражных судов, судов общей юрисдикции, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных уполномоченных органов, исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ
или Правительства РФ. Наличие правовой сферы деятельности (конституционной, государственной, международной и др.) или подведомственности является одним из основных признаков, характеризующих юрисдикционную деятельность.
Не требует особых доказательств, что реали -зация властных полномочий невозможна без должной правовой основы, механизма правового регулирования, т.е. системы правовых средств, которые воздействуют на общественные отноше -ния, организуя их в соответствии с задачами государства и общества. Присутствие правовой основы реализации этих полномочий, возможность регулирования общественных отношений в определенной сфере также выступают основными признаками юрисдикционной деятельности.
Наличие государственного юрисдикционного органа, наделение его специальной компетенцией или совокупностью полномочий в определенной правовой сфере, подведомственность, закрепление правовой основы реализации этих полномочий, возможность регулирования общественных отношений — основные, но не единственные признаки юрисдикционной деятельности. Анализ действующего законодательства, регламентирующего исполнительно-распорядительную, правопримени-
тельную и правоохранительную деятельность органов внутренних дел, прокуратуры, рассмотрение и разрешение дел судами общей юрисдикции, арбитражными судами и другими уполномоченными органами, свидетельствует о том, что юрисдикционная деятельность в установленном порядке реализуется в рамках обязательной процессуальной формы. Установление и доказывание событий, их юридическая оценка в соответствии с законом, а главное, оформление процессуальных документов представляют собой обязательный признак юрисдикционной деятельности, которая наиболее четко регламентирована в уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном, арбитражном, административном , налоговом, бюджетном, таможенном , семейном, жилищном, трудовом, природоохранном и другом законодательстве. Итогом юрисдикционной деятельности может быть принятие в форме предписания запрета, дозволения или иного правового процессуального документа.
Рассматривая юрисдикционную деятель -ность в узком смысле, необходимо также подчеркнуть, что ей присущи такие важные признаки, как состязательная процедура разрешения дела, издание юрисдикционного акта. Не оспа -ривая данных выводов, полагаем, что эти при -знаки несколько условны, так как принятие правового акта, состязательность сторон предусмотрены прежде всего процессуальными нормами и в установленных законом случаях оформляются в определенной процессуальной форме (решение, постановление или протокол заседания).
Таким образом, юрисдикционной деятельности как исполнительно-распорядительной, правоприменительной, правоохранительной, квазисудебной деятельности присущи основные признаки:
- наличие государственного или муниципального юрисдикционного органа;
- подведомственность ему дел;
- компетенция или специальные полномочия;
- правовая основа реализации этих полномочий;
- возможность воздействия на общественные отношения в определенной правовой сфере;
- принятие постановлений, решений в уста -новленной законом процессуальной форме.
Для исследования феномена юрисдикции важно не только понять определение, раскрыть характерные признаки, но и выяснить назначение, его функции, которые являются производными от функций права. Проблема функций права в теоретической юриспруденции исследова-лась многими учеными. К числу недостаточно исследованных относятся и функции юрисдикции, которые тесно связаны как с регулятивной, так и с охранительной функциями права.
Можно сказать, что охранительная функция права — это направление правового воздействия, нацеленное на охрану наиболее важных экономических, политических, государственных, лич -ных отношений, а также искоренение отноше -ний, чуждых обществу, причем это — вторичный результат действия права, которое выступает как средство охраны отношений, нуждающихся в охране. Основное назначение охранительной функции заключается в предотвращении нарушений норм права. Юрисдикционная деятельность реализует охранительную функцию права. Но эта деятельность в то же время связана и с регу -лятивной функцией права. Реализация каждой из этих функций имеет свою специфику. Охрани -тельная функция юрисдикции имеет место прежде всего при разрешении дел о правонарушениях, юридической защите оспариваемых прав, за -конных интересов. В процессе ее реализации применяются правовые санкции, восстанавлива -ются нарушенные права граждан, должностных лиц, организаций. Особенность охранительной функции юрисдикции состоит в предупреждении рецидива и в общем профилактическом воздей -ствии на членов общества, в сдерживании преступности, иных правонарушений, в выявлении причин и условий правонарушений, в обеспечении законности и правопорядка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь I А.Б Барихин. — М.: Наука, 2005. — С. 710.
2. Денисенко В. В Административная юрисдикция органов внутренних дел! В.В. Денисенко,
А.Н Позднышов, А.А. Михайлов. — М.: Юрист, 2002. — С. 5.
3. Юридический энциклопедический словарь. — М.: Наука, 1987, С. 414.
4. Юридическая энциклопедия. М.: Наука, 1998. — С. 504.
5. Административная юрисдикция: курс лекций / В. В. Власенков [и др.]. — М.: Наука, 1994.
— С. 14.
6. Алексеев С. С. Государство и право. Начальный курс / С.С. Алексеев. — М.: Юрист, 1994. — С. 148.
7. Шергин А.П. Административная юрисдикция / А.П. Шергин. — М.: Наука, 1979. — С. 9.