Научная статья на тему 'Понятие и классификация наркотических средств в легальном обороте'

Понятие и классификация наркотических средств в легальном обороте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5440
482
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / CONCEPT OF NARCOTIC DRUGS / ПРИЗНАКИ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / SIGNS OF NARCOTIC DRUGS / КЛАССИФИКАЦИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / CLASSIFICATION OF DRUGS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Невирко Артем Дмитриевич

В статье рассмотрены признаки наркотических средств как объекта легального оборота. Проанализированы критерии отграничения наркотиков от иных лекарственных средств. Предложено понятие наркотиков, которое отражает все необходимые признаки, и дана краткая классификация наркотиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Невирко Артем Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AND CLASSIFICATION OF NARCOTIC DRUGS IN LEGAL TURNOVER

The article considers the signs of narcotic drugs as an object of the legal turnover. The criteria of differentiation between narcotic drugs and other medicines is analyzed. The concept of narcotic drugs reflecting all the necessary signs is suggested. The brief classification of drugs is given.

Текст научной работы на тему «Понятие и классификация наркотических средств в легальном обороте»

УДК 343.2/7

Артем Дмитриевич НЕВИРКО,

преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск)

nevirko@mail.ru

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

В ЛЕГАЛЬНОМ ОБОРОТЕ

THE CONCEPT AND CLASSIFICATION OF NARCOTIC DRUGS

IN LEGAL TURNOVER

В статье рассмотрены признаки наркотических средств как объекта легального оборота. Проанализированы критерии отграничения наркотиков от иных лекарственных средств. Предложено понятие наркотиков, которое отражает все необходимые признаки, и дана краткая классификация наркотиков.

The article considers the signs of narcotic drugs as an object of the legal turnover. The criteria of differentiation between narcotic drugs and other medicines is analyzed. The concept of narcotic drugs reflecting all the necessary signs is suggested. The brief classification of drugs is given.

Ключевые слова: понятие наркотических средств, признаки наркотических средств, классификация наркотических средств.

Keywords: concept of narcotic drugs, signs of narcotic drugs, classification of drugs.

Категория "наркотики" не получила однозначного толкования ни в обыденном словоупотреблении, ни в науке. К сожалению, не наблюдается и единообразной терминологии.

В повседневном обиходе наиболее распространенным является представление о наркотиках как о сильнодействующих веществах, потребление которых вызывает у человека умиротворение, эйфорию или возбуждение. С философской точки зрения наркотики рассматриваются в качестве одной из форм материи, представленной вещами, предметами материального мира, обладающими относительной независимостью и устойчивостью существования.

Применительно к предмету исследования отдельных отраслей общественных наук указанной категории придается собст-

венное значение. Так, в медицине, сочетающей теоретические положения с практической деятельностью, направленной на сохранение и укрепление здоровья человека, продление его жизни, предупреждение и лечение болезней, наркотики преимущественно рассматриваются как группа лекарственных веществ, оказывающих болеутоляющее и снотворное действие, злоупотребление которыми или потребление которых без назначения врача приводит к наркомании. [14] По определению Всемирной организации здравоохранения, наркотик - "это любое вещество (субстанция), которое, будучи введенным в живой организм, способно изменить одну или ряд его функций, может вызвать психическую или соматическую зависимость" [16, с. 53].

В юриспруденции и в отдельных ее отраслях наркотики исследуются прежде всего как объект (предмет) правоотношений. При этом они, как и любая иная материя в ее философском понимании, обладают всеми теми же свойствами, которые характерны для последней. Но вместе с тем данным веществам присущи и такие признаки, которые свойственны им как объектам социально-правовых связей. Это обусловлено тем, что наркотики как объекты того или иного, в том числе гражданского, правоотношения должны обладать независимостью и устойчивостью на всех этапах развития соответствующей правовой связи.

Как объектам правоотношений анализируемым веществам присущи следующие черты. Во-первых, они являются предметами реального материального мира, существуют в определенной объективированной форме вещей, а не являются плодом нашего сознания и воображения. Во-вторых, подобно другим вещам исследуемые субстанции обладают теми или иными мерами измерения, в частности массой, объемом. В-третьих, наркотики как предметы материального окружающего мира включают в себя как результаты человеческого труда, так и предметы природы, используемые людьми в своем интересе. Наконец, в четвертых, рассматриваемые вещества обладают естественными специфическими свойствами, в силу которых их потребление человеком обуславливает психические и соматические изменения в его организме.

С точки зрения теории гражданского права и законодательства наркотики относятся к таким объектам гражданских прав, как вещи (ст. 128 ГК РФ).

В философском понимании вещью является отдельный предмет материального мира, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования. Определенность вещи задается ее структурными, функциональными, количественными и качественными характеристиками, ее телесностью. Наиболее общим выражением собственных характеристик вещи, как отмечает В.А. Лапач, являются ее свой-

ства, а место и роль данной вещи в определенной системе выражаются через ее отношения с другими вещами. [9]

В отечественной юриспруденции достаточно четко проводится различие между понятием вещи в философском, физическом и правовом смысле. Так, Д.И. Мейер, характеризуя гражданско-правовую сделку, писал, что ее предмет должен иметь юридическое значение, представлять собой некий имущественный интерес в плане юридического отношения человека к материальному миру, допускать физическую возможность совершения в отношении него действий, быть оборотоспособным, быть не противен законам и нравственности. [11, c. 181-182] Относительно сущности вещей Е.Н. Трубецкой отмечал: "Под вещами в юридическом смысле следует понимать все предметы внешнего несвободного мира, уже существующие или ожидаемые в будущем, которые могут быть подчинены господству лиц, признаваемых субъектами права... и могут служить в качестве средств его целям" [18, с. 180-182].

В современной науке гражданского права под вещами понимаются данные природой или созданные человеком ценности материального мира, выступающие в качестве объектов гражданских прав. [6, c. 196] По мнению Е.А. Суханова, вещами признаются материальные, физически осязаемые объекты, имеющие экономическую форму товара.

P.O. Авакян определяет наркотические средства как лекарственные препараты, сырье, растения и их составляющие, содержащие такие вещества, потребление которых без назначения врача вызывает болезненную зависимость от них, в связи с чем они запрещены законом для использования в немедицинских и научных целях. [3, c. 14] Следует отметить, что Единая конвенция о наркотических веществах 1961 г. предусматривает ряд наркотических средств, запрещенных для использования в медицинских и научных целях. По мнению Д. А. Газизова, под наркотическими средствами следует понимать вещества (жидкости) синтетического или природного

происхождения, лекарственные препараты, растения (или части этих растений), оказывающие воздействие на центральную нервную систему (галлюциногенное, возбуждающее и пр.), вызывающие при регулярном их потреблении стойкую психическую и физическую зависимость (наркоманию) с последующим развитием абстиненции при прекращении приема и формированием потребности продолжения приема все возрастающих доз (толерантности), над которыми в соответствии с нормативно-правовыми актами установлен контроль на международном или внутригосударственном уровне. [5, с. 39] С.П. Дидовская связывает понятие наркотических средств с двумя критериями: содержательным и формально-правовым. С точки зрения содержательного критерия наркотические средства - это такие вещества, которые обладают способностью вызывать при потреблении состояние эйфории, а при систематическом потреблении - психическую и физическую зависимость от наркотического средства (наркоманию). Формально-правовой критерий предполагает, что конкретные наркотические средства должны быть указаны в списках, содержащихся в международно-правовых или внутригосударственных документах нормативного характера, в противном случае то или иное средство не может быть признано наркотическим. Содержательный критерий - ориентир для включения того или иного вещества в список наркотических средств, а формально-правовой - для органов, реализующих предписания в рассматриваемой сфере. [7, с. 69]

Подобно другим вещам наркотические средства по тем или иным признакам могут быть отнесены к отдельным группам, в отношении которых установлены определенные особенности правового регулирования соответствующих имущественных отношений. Наркотики являются делимыми вещами, т. к. в результате раздела не меняют своих свойств и первоначального хозяйственного назначения. Далее, они относятся к потребляемым вещам, поскольку полностью утрачивают свои потребительские

качества и свой первоначальный вид в процессе однократного использования (употребления). Наркотические средства относятся к вещам, определяемым родовыми признаками, ибо их индивидуализация в гражданском обороте осуществляется путем указания на их родовую принадлежность, качественное состояние и количественную меру.

С учетом указанного предварительно можно сделать вывод о том, что наркотики представляют собой предметы окружающего материального мира, характеризующиеся специфическими свойствами и способные удовлетворять потребности субъектов права, контролироваться ими и быть в их обладании.

В юридической литературе выделяют три критерия, характеризующих особенности лекарственных средств: целевой (использование в медицине с целью диагностики, профилактики, лечения болезней, а также предотвращения нежелательной беременности); социальный (общественная значимость лекарств и наличие потенциальной угрозы для здоровья граждан); правовой (система мер, средств, органов, посредством которых обеспечиваются надлежащий контроль качества и безопасность лекарств). [12, с. 54]

Мы полностью разделяем обозначенную позицию и предлагаем по аналогии применять эти признаки и к наркотическим средствам. Целевой критерий состоит в том, что вещество должно оказывать специфическое (стимулирующее, седативное, галлюциногенное и др.) действие на центральную нервную систему, и это является причиной его немедицинского применения.

Социальный критерий подразумевает, что немедицинское потребление рассматриваемого вещества приобретает такие масштабы, что становится социально значимым.

Юридический критерий исходит из обеих вышеуказанных предпосылок и требует, чтобы соответствующая инстанция, на то уполномоченная, признала данное вещество требующим специального правового регулирования и включила его в список

наркотических средств и психотропных веществ.

А.А. Мохов, исследуя лекарственные средства, приходит к выводу, что по степени выраженности вредоносных свойств можно выделить лекарственные препараты, являющиеся источником повышенной опасности (обладающие высокой вредоносностью) и не являющиеся источником повышенной опасности (не обладающие высокой вредоносностью). [12, с. 2-5]

Соглашаясь с данным утверждением, добавим, что наркотические средства, безусловно, следует относить к источникам повышенной опасности.

Но можно ли ограничиваться подобной дефиницией рассматриваемого вещества применительно к правовой регламентации общественных отношений? Безусловно, нет. Дело в том, что категория "наркотики" является собирательным понятием, включающим в себя самые разнообразные вещества и средства, потребление которых в той или иной степени влечет проявление психических или соматических изменений в организме индивидуума. Поэтому подобная ее трактовка является неопределенной, слишком широкой и неприемлемой для права. Исходя лишь из медицинских (фармакологических) последствий потребления человеком данных веществ, вряд ли уместно вести разговор о правовой регламентации формирующихся социальных связей по поводу наркотиков.

Нельзя также согласиться с предлагаемыми отдельными юристами дефиницией "наркотики", в которой внимание акцентируется на психико-физиологических последствиях изменения личности гражданина, который их потребляет, и сохраняется неопределенность относительно самих наркотических средств. Примером подобного подхода к формулировке анализируемого понятия может служить позиция Ф.С. Ра-заренова, по мнению которого наркотическими средствами признаются "такие вещества растительного или синтетического происхождения, которые при их потреблении имеют одурманивающее воздействие или вызывают эйфорию" [4, с. 87].

Устранение отмеченного недостатка названной дефиниции возможно путем указания на конкретные субстанции, обладающие соответствующими наркотическими свойствами. Именно подобным образом и формируется международное и национальное законодательство о наркотиках. Следовательно, наркотики - это не любое вещество или средство, обладающее указанными свойствами, а только то, которое тем или иным способом отнесено законодателем к категории таковых. В зависимости от функционально-целевой направленности правового регулирования это достигается путем составления перечня (списка) таких средств, как это установлено Единой конвенцией о наркотических средствах от 30 марта 1961 г., Венской конвенцией о психотропных веществах от 21 февраля 1971 г. и Федеральным законом от 8 января 1998 г. № З-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" [1]. Только сообразно этому и могут формироваться правовые связи либо в отношении наркотиков в целом, либо по поводу отдельных, конкретных их видов (разновидностей) или наркосодержащих веществ.

На международном уровне правового регулирования оборота наркотиков их перечень дан в приложениях к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. и Венской конвенции о психотропных веществах 1971 г. [15], участницей которых является Российская Федерация. Конвенции содержат 4 списка наркотиков, распределенных в зависимости от применяемого к ним режима контроля. Цель этих Конвенций - кодификация универсально применимых мер контроля и обеспечение необходимого количества наркотических средств и психотропных веществ, используемых в медицинских и научных целях, а также недопущение их утечки из законных источников в незаконные каналы. Венской конвенцией о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1 988 г. [15] установлены дополнительные меры борьбы с незаконным оборотом наркотиков и формы международного сотрудничества в этой области.

Аналогичным образом этот вопрос решается и в национальном законодательстве. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее - Перечень). В зависимости от применяемых государством мер контроля в пределах Перечня они сгруппированы в отдельные списки.

В соответствии с п. 2 ст. 2 названного Федерального закона такой Перечень утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения и федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел. Вследствие этого было устранено принципиальное для правоприменительной практики противоречие, состоявшее в том, что ранее Перечень, а вместе с ним и вопрос о привлечении к уголовной ответственности, формировался на основании рекомендаций Постоянного комитета по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, который не обладает статусом государственного органа.

Действующий Перечень был утвержден постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 [2] и состоит из четырех списков.

Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и в зависимости от применяемых государством мер контроля вносятся в следующие списки:

Список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список I);

Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список II);

Список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее -Список III);

Список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список IV), включающий несколько таблиц прекурсоров.

Последний был составлен впервые, поскольку ранее Постоянный комитет по контролю наркотиков не давал перечня прекурсоров. В него вошли отдельные катализаторы и растворители, используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ.

На первый взгляд может сложиться впечатление, что критерием для включения наркотиков в тот или иной Список является степень их опасности (влияние на организм человека, скорость возникновения физической зависимости и др.). Но это не так. Известно, что наркотики, изготовленные на основе опийного мака, наиболее опасны (физическая зависимость возникает после 6-8 раз, средняя продолжительность жизни лиц, постоянно употребляющих героин, составляет 5-7 лет). Совершенно по-иному обстоит дело с марихуаной. Существует мнение, что конопля и ее производные (гашиш) являются гораздо менее опасными, чем табак, [8, с. 22] тем не менее они находятся в одном списке с героином.

На основании анализа Перечня можно сделать вывод, что при включении вещества в тот или иной список в первую очередь учитывалась его медицинская (фармакологическая) ценность, то есть возможность его использования для профилактики, диагностики и лечения болезней. В связи с этим наркотики первоначально были поделены на две группы: запрещенные для применения на людях и наркотические лекарственные средства, то есть препараты, разрешенные Министерством здравохранения Российской Федерации для применения. В Список I вошли наркотические средства и психотропные вещества, запрещенные для посевов, выращивания и для применения на людях. А наркотические лекарственные средства были включены в Списки II и III.

При включении наркотиков в Список II или Список III учитывалась опасность их немедицинского потребления, то есть быстрота возникновения физической зависимости, действие на центральную нервную систему и влияние на организм человека в целом. Исходя из данных критериев, в Список II вошли наиболее опасные по своему действию наркотические средства и психотропные вещества, и поэтому за ними установлены строгие меры контроля. В Список III вошли наркотические средства и психотропные вещества, являющиеся менее опасными, вследствие чего допускаются исключения некоторых мер контроля за ними.

Согласно ст. 25 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" отпуск наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов физическим лицам производится только в аптечных организациях либо в медицинских организациях или обособленных подразделениях медицинских организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и удаленных от населенных пунктов местностях, в которых отсутствуют аптечные организации, при наличии у аптечных организаций, медицинских организаций, их обособленных подразделений лицензии на указанный вид деятельности. Перечень медицинских

организаций и обособленных подразделений медицинских организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и удаленных от населенных пунктов местностях, в которых отсутствуют аптечные организации, и перечень наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов, отпуск которых физическим лицам может осуществляться указанными медицинскими организациями и их обособленными подразделениями, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перечни должностей фармацевтических и медицинских работников в организациях, которым предоставлено право отпуска наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов физическим лицам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в Списки II и Список III, отпускаются в медицинских целях по рецепту.

Рецепт на лекарственный препарат -письменное назначение лекарственного препарата по установленной форме, выданное медицинским или ветеринарным работником, имеющим на это право, в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска. [10, с. 268]

Резюмируя вышеизложенное, представляется возможным предложить следующее понятие. Наркотики в легальном обороте - это включенные в установленном законом порядке в специальный перечень средства и вещества (предметы) материального мира естественного или синтетического происхождения, которые могут быть в обладании человека, способны удовлетворять потребности субъектов права, неоднократное потребление которых человеком в силу их свойств обуславливает психические или соматические изменения в его организме, отпускаемых в медицинских целях по рецепту.

В юриспруденции и практике применения права дифференциация наркотиков на отдельные виды проводится по самым различным критериям. Так, по признаку происхождения принято выделять естественные и синтетические виды наркотиков. К естественным наркотическим средствам относятся такие вещества, которые даны природой. Наркотические средства синтетического происхождения получаются путем реакций из химических веществ, в том числе имеющих широкое обращение.

Поскольку естественные виды наркотиков получают преимущественно из растений, то на практике они довольно часто именуются наркотическими средствами растительного происхождения. К их числу, в частности, относят такие, которые получают из наркосодержащих растений, например из опийного мака. Думается, что подобный подход не оправдан, поскольку способствует искусственному сужению естественных видов наркотиков.

Дифференциация наркотиков на отдельные виды проводится также в зависимости от особенностей влияния на организм человека и проявления их психоактивных свойств в организме человека. С учетом этого их принято подразделять на наркотические средства и психотропные вещества. Следует однако отметить, что ни в правоведении, ни в законодательстве подобная дифференциация рассматриваемой субстанции не получила стабильной устойчивости.

Довольно часто законодатель, как на международном, так и на национальном уровне, в процессе формирования правовых норм использует существительные "средство" или "вещество" с прилагательным "наркотическое" или "психотропное" в самых различных, порой произвольных сочетаниях.

По большому счету это обстоятельство не влияет на эффективность правового регулирования отношений по поводу наркотиков, поскольку речь может идти только о таких веществах, которые поименованы в соответствующем перечне наркотических средств. Тем не менее терминоло-

гическое разнообразие в рассматриваемой области правового регулирования не способствует выработке четкого понятийно-категориального аппарата правового регулирования оборота наркотиков.

Очевидно, желая устранить подобные явления, законодатель предпринял попытку сформулировать легальное определение основных видов (групп) наркотиков, а также их разновидностей. Согласно ст. 1 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" в качестве таковых являются:

наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.;

психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г.;

прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ (далее - прекурсоры) - вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.;

аналоги наркотических средств и психотропных веществ - запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.

По своему правовому режиму наркотики, подобно иным объектам гражданских

прав, могут быть отнесены к той или иной группе вещей (ст. 129 ГК РФ). В частности, наркотики, включенные в Список I, относятся к категории вещей, изъятых из оборота, а указанные в Списках П^У являются ограниченными в обороте. Вместе с тем наркотики как объекты гражданских прав в силу своих свойств и последствий потребления человеком занимают особое место среди вещей. Это обстоятельство обуславливает своеобразие их оборотоспо-собности, которая нуждаются в самостоятельном исследовании.

Библиографический список

1. О наркотических средствах и психотропных веществах : Федеральный закон от 8.01.1998 № З-ФЗ.

2. Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их пре-кур-соров, подлежащих контролю в Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 № 681.

3. Авакян, Р.О. Наркомания и методы борьбы с нею / Р.О. Авакян. - Ереван, 1990.

4. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная : учебник / под ред. А.П. Коренева. - М., 1998.

5. Газизов, Д.А. Административно-правовые основы предупреждения и пресечения милицией правонарушений в сфере оборота наркотических средств : дис. ... канд. юрид. наук / Д.А. Газизов. - Омск, 1998.

6. Гражданское право : учебник / под ред. А. П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - 2-е изд. - М., 1996. - Ч. I.

7. Дидовская, С.П. Наркомания (уголовно-правовые и медицинские проблемы) / С.П. Дидовская, Е.В. Фесенко, С.П. Гарницкий. - Киев, 1989.

8. Кузнецов, Д.О. Наркотики как социальная проблема и пути ее решения в России / Д.О. Кузнецов // Теория и практика противодействия наркомании в Уральском регионе. Выпуск 2. - Екатеринбург, 1998.

9. Лапач, В.А. Система объектов гражданского права: теория и судебная практика / В.А Лапач. - СПб., 2002.

10. Медицинское право России : учебник для бакалавров / отв. ред. А.А. Мохов. -М., 2015.

11. Мейер, Д.И. Русское гражданское право / Д.И. Мейер. - М., 2003. - Ч. 1.

12. Мохов, А. А. Лекарственные средства как объекты гражданских прав / А.А. Мо-хов // Юрист. - 2004. - № 12.

13. Мохов, А.А. Некачественное медицинское обслуживание как источник повышенной опасности для окружающих / А.А. Мохов // Современное право. - 2004. - № 10. -

14. Популярная медицинская энциклопедия / гл. ред. В.И. Покровский. - 3-е изд. -М., 1991.

15. Правовая основа организации борьбы с незаконным оборотом наркотиков : сборник нормативных актов и методических материалов / под ред. Н.В. Меньших. - М., 1998.

16. Сердюк, Л.В. Вопросы совершенствования борьбы с наркоманией и токсикоманией / Л.В. Сердюк // Актуальные проблемы совершенствования уголовного законодательства : межвузовский сборник научных трудов. - Хабаровск, 1988.

17. Трубецкой, Е.Н. Энциклопедия права / Е.Н. Трубецкой. - СПб., 1998.

С. 2-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.