Научная статья на тему 'Понятие и классификация искусственных дорожных сооружений'

Понятие и классификация искусственных дорожных сооружений Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
3238
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВЕННОЕ СООРУЖЕНИЕ / ИСКУССТВЕННОЕ ДОРОЖНОЕ СООРУЖЕНИЕ / МОСТОВОЕ СООРУЖЕНИЕ / ПУТЕПРОВОД / ЭСТАКАДА / ТОННЕЛЬ / ARTIFICIAL CONSTRUCTION / ARTIFICIAL ROAD CONSTRUCTION / BRIDGE CONSTRUCTION / OVERPASS / OVERPASSES / TUNNELS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Болеев Александр Александрович

В данной статье рассмотрены понятие и классификация искусственных дорожных сооружений. Автор обращает внимание на системы контроля за состоянием эксплуатации искусственных дорожных сооружений и нормативно-правовое регулирование проектирования, реконструкции данных сооружений. Кроме того, в статье предложено авторское определение понятия «искусственное дорожное сооружение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Болеев Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept and classification of artificial road constructions

This article describes the concept and classification of artificial road constructions. The author draws attention to the control of the state of operation of artificial road constructions and legal regulation of the design, reconstruction data structures. In addition, the article offers the author’s definition of the concept «artificial road construction».

Текст научной работы на тему «Понятие и классификация искусственных дорожных сооружений»

Болеев Александр Александрович

Краснодарский университет МВД России (тел.: +79649074236)

Понятие и классификация искусственных дорожных сооружений

В данной статье рассмотрены понятие и классификация искусственных дорожных сооружений. Автор обращает внимание на системы контроля за состоянием эксплуатации искусственных дорожных сооружений и нормативно-правовое регулирование проектирования, реконструкции данных сооружений. Кроме того, в статье предложено авторское определение понятия «искусственное дорожное сооружение».

Ключевые слова: искусственное сооружение, искусственное дорожное сооружение, мостовое сооружение, путепровод, эстакада, тоннель.

A.A. Boleev, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation; tel.: +79649074236.

The concept and classification of artificial road constructions

This article describes the concept and classification of artificial road constructions. The author draws attention to the control of the state of operation of artificial road constructions and legal regulation of the design, reconstruction data structures. In addition, the article offers the author's definition of the concept «artificial road construction».

Key words: artificial construction, artificial road construction, bridge construction, overpass, overpasses, tunnels.

Правительство Российской Федерации в целях совершенствования условий безопасности дорожного движения предпринимает ряд мер, направленных на снижение рисков возникновения дорожно-транспортных происшествий. Одной из них является улучшение дорожных условий эксплуатации автотранспортных средств. В первую очередь это касается строительства искусственных дорожных сооружений, позволяющих улучшить движение транспортных средств. Сооружаются новые дороги, путепроводы, виадуки, мосты, и общая протяженность этих сооружений в мире постоянно увеличивается. Однако увеличение количества и общей протяженности искусственных дорожных сооружений, к сожалению, не оказывает положительного влияния на снижение количества дорожно-транспортных происшествий.

Следует отметить, что происшествия на данных сооружениях отличаются особой спецификой и тяжелыми последствиями, что необходимо учитывать при проведении расследования. Однако в криминалистике недостаточно научной информации по организации и проведению раскрытия, расследования и предупреждения дорожно-транспортных происшествий на участках искусственных дорожных сооружений. Так, «проблема обеспечения безопасности дорожного движения на участках

искусственных дорожных сооружений на сегодняшний день очень актуальна и практически не изучена» [1]. Кроме того, в науке недостаточно изучены не только вопросы обеспечения безопасности на участках данных искусственных сооружений, но и само понятие таковых, а также их классификация. Полагаем, что сотрудники, проводящие расследование по факту ДТП на участках искусственных дорожных сооружений, должны владеть основной информацией о них для четкого понимания механизма ДТП на данном участке. Поэтому в данной статье рассмотрим понятие «искусственные дорожные сооружения», а также их классификацию.

Согласно СТО НОСТРОЙ 2.29.113-2013 искусственным сооружением признается «сооружение, предназначенное для перевода транспортного пути или водоотвода через препятствие» [2]. Согласно СНиП 3.06.03-85 искусственные сооружения - это «сооружения, устраиваемые на дорогах при пересечении рек, оврагов, горных хребтов, дорог и других препятствий, снегозащитные, противообвальные. Основные искусственные сооружения: мосты, путепроводы, тоннели, эстакады, трубы и др.» [3]. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные

110

акты Российской Федерации», к искусственным дорожным сооружениям следует относить «сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения)» [4]. Отметим, что искусственные дорожные сооружения - это конструктивные элементы дороги, являющиеся ее технически сложной частью.

ФГУП «РОСДОРНИИ» разработана классификация искусственных дорожных сооружений [5], проанализировав которую, полагаем целесообразным выделить следующие основные виды сооружений:

мостовые сооружения (мосты, путепроводы, эстакады);

скотопрогоны (мостовые, тоннельные); тоннельные сооружения (автодорожные, пешеходные, горные, городские, подводные);

биопереходы (подразделяются на следующие типы: мостовой, тоннельный, трубный).

Кроме того, следует выделять искусственные дорожные сооружения по типу назначения, а именно:

защитные, основной их функцией является обеспечение безопасности на том или ином участке (подпорные, одевающие стены, про-тиволавинные, противокамнепадные сооружения и т.д.);

пропускные, служат для обеспечения движения над или под каким-либо препятствием, (мосты, путепроводы, тоннели и т.д.).

Рассмотрим наиболее распространенные виды искусственных дорожных сооружений на примере мостовых сооружений и тоннелей. В соответствии с отраслевым дорожным методическим документом мостом является «мостовое сооружение, служащее для пропуска транспортных средств или пешеходов над водным препятствием, имеющим естественное дно в пределах мостового сооружения» [6]. Мосты следует классифицировать в зависимости от их назначения, материала, из которого они изготовлены, статической схемы, уровня езды, длины, срока службы. Таким образом, возможно представить классификацию мостов следующим образом:

по назначению: трубопроводные, метромо-сты, городские, совмещенные;

по материалу: каменные, деревянные, бетонные, железобетонные, металлические;

по статистической схеме: неразрезная балка, разрезная балка, арка, рама, комбинированная конструкция, вантовая система, висячая система;

по уровню езды: с ездой по верху пролетного строения; с комбинированной ездой, с ездой по середине пролетного строения, с ездой по низу пролетного строения;

по длине: малые мосты длиной менее 25 м, средние мосты длиной 25-100 м, большие мосты длиной до 500 м и внеклассные мосты, длина которых превышает 500 м;

по сроку службы: капитальные со сроком службы от 80 до 100 лет, временные, где время эксплуатации составляет 5-10 лет, и краткосрочные, рассчитанные на крайне малый срок, в пределах от одного дня до недели.

Однако, учитывая тот факт, что мосты являются сложными инженерными системами с различными механизмами, следует подразделять их и по принципу работы:

обычные, являющиеся жесткой конструкцией, исключающей возможность изменения параметров;

разводные, с подвижной пролетной частью для возможности прохождения судоходного транспорта;

разборные, предусматривающие возможность как демонтажа, так и монтажа в довольно быстрые сроки;

наплавные, с плавучей опорой-понтоном. Отметим, что неудовлетворительное состояние мостов негативно влияет на функционирование автодорожной сети. Так, О.И. Нига-матова, И.Г. Овчинников среди показателей неудовлетворительного состояния мостовых сооружений выделяют: «низкий уровень безопасности дорожного движения (в частности, из-за повреждения покрытия мостового полотна и расстройства конструкций ограждений безопасности), прохода пешеходов» [7]. Решить данную проблему возможно благодаря повышению уровня качества систем эксплуатации данных искусственных дорожных сооружений с применением современных научных разработок автоматизированной оценки и прогноза состояния автодорожных мостов. К таким системам относят: АИС ИССО (автоматизированная информационная система по искусственным сооружениям на федеральных и территориальных автомобильных дорогах России), АБДМ (автоматизированная база данных мостов).

Путепроводы также относятся к мостовым сооружениям, которые, как правило, сооружают в местах пересечения железнодорожных линий между собой, с автомобильными доро-

111

гами 1-й и 2-й категории, автомобильных дорог 1-й категории между собой и с другими дорогами, с дорогами 2-й и 4-й категории при общей интенсивности дорожного движения свыше 4000 автомобилей в сутки, а также при ответвлениях данных дорог. В целом путепроводы следует классифицировать следующим образом: по материалу (железобетонные, металлические, деревянные); от угла пересечения (прямые под углом 90 градусов и косые при меньших углах).

Эстакада также относится к мостовым сооружениям, предназначенным для пропуска автомобильного транспорта, расположенным выше уровня земли или воды, состоящим из ряда однотипных опор и пролетов. Отметим, что эстакады в целом подразделяют на надземные и надводные. Кроме того, в зависимости от расположения выделяют прямолинейные, криволинейные, разветвляющиеся, спиральные и кольцевые эстакады. В зависимости от срока эксплуатации данные сооружения подразделяются на временные и постоянные.

Следующим распространенным искусственным сооружением являются тоннели. Отметим, что в соответствии с назначениями по путям сообщения следует выделять тоннели: железнодорожные, автомобильные, судоходные, пешеходные, тоннели метрополитенов. Для нас научный интерес представляют автодорожные (автомобильные) тоннели, необходимость в которых возникает, когда на участках дорог встречаются природные препятствия, которые успешно преодолеваются с помощью данных искусственных сооружений. Так, автодорожным тоннелем является искусственное дорожное сооружение, предназначенное для пропуска автомобильного транспорта через высотное или контурное препятствие.

Автодорожные тоннели подразделяются на горные (для движения в горах), подводные и городские (для упорядочения движения транспорта на городских улицах и дорогах). Отметим, что горные тоннели сооружают в горной местности для преодоления автотранспортом высотных препятствий. Так, в связи с проводимой Олимпиадой-2014 было построено три горных тоннеля общей площадью 6,866 км: Ма-цестинский, Мамайский и Новагинский. Подводные же тоннели эффективно используются для обеспечения движения автомобильного транспорта под водными препятствиями. Так, в 2001 г. в Москве был построен тоннель под каналом им. Москвы общей протяженностью 400 м. Как отмечают Л.В. Маковский, В.В. Кравченко, «в Санкт-Петербурге под судоходным

каналом защитной дамбы в Финском заливе (в устье р. Невы) в 2011 г. открытым способом был построен 6-полосный автодорожный подводный тоннель длиной 1,961 км» [8].

Следующим видом искусственных сооружений является городской автотранспортный тоннель, являющийся подземным искусственным дорожным сооружением, предназначенным для пропуска автомобильного транспорта в административных пределах города. Отметим, что данные конструкции предназначены для беспрепятственного дорожного движения на разных уровнях в местах пересечения с железнодорожными полотнами и автомобильными дорогами, трамвайными путями и линями метрополитена. Среди городских автотранспортных тоннелей выделяют путепроводы тоннельного типа, характеризующиеся короткой закрытой частью длиной от 30-150 м до 300 м. Также сооружения чаще всего строят в местах пересечения с автомобильными и железнодорожными дорогами небольшой ширины.

В соответствии с межгосударственным стандартом «Дороги автомобильные общего пользования» существует следующая классификация автодорожных тоннелей в зависимости от «расположения по отношению к рельефу (горные, подводные и равнинные); глубины заложения (мелкого и глубокого заложения); способа строительства (закрытым, открытым и специальным способом); схемы организации дорожного движения (тоннели с односторонним и двусторонним движением); длины (короткие и длинные); формы поперечного сечения (тоннели сводчатого, кругового, эллиптического или овального и прямоугольного очертания); вида обделки (тоннели с монолитной бетонной, монолитной железобетонной, сборной железобетонной, сталебетонной композитной, тюбинговой, блочной, набрызг-бетонной, анкерной, решетчатой арочной, комбинированной отделками и без отделки); ярусов (одно-, двух- и многоярусные); количества полос движения (двух-, трех-, четырех-, шести- и восьмиполосные); ширины полосы движения (с шириной полосы 3 м, 3,5 м, 3,75 м); очертания профиля в плане (тоннель прямой и криволинейный в плане трассы)» [9].

Ввиду того, что искусственные дорожные сооружения являются технически сложными сооружениями, в целях повышения уровня безопасности дорожного движения, а также передвижения пешеходов данные конструкции строятся в соответствии с разработанными сводами правил, содержащих нормы по проектированию и реконструкции существующих со-

112

оружений (например: мосты - СНиП 2.05.03 -84, тоннели железнодорожные и автодорожные -СНиП 32-04-97, подпорные стены - СНиП 2.06.07-87 и т.д.). Отметим, что строгое следование данным нормам при строительстве и реконструкции искусственных дорожных сооружений серьезно влияет на уровень дорожной безопасности на данных участках и, соответственно, обязательно должно учитываться при определении механизма дорожно-транспортного происшествия.

В связи с вышеизложенным полагаем целесообразным понимать под искусственным дорожным сооружением технически сложные и дорогостоящие дорожные конструкции, предназначенные либо для обеспечения движения над (или под) каким-либо препятствием, либо выполняющие защитную функцию на факти-

чески (либо потенциально) опасных участках дорожного полотна.

В заключение отметим, что вопросы организации безопасности на искусственных дорожных сооружениях и по сегодняшний день остаются крайне проблемными и актуальными. Считаем, что к решению этих вопросов следует подходить комплексно, не ограничиваясь либо только строительными нормами, либо правилами дорожного движения. Законодательство, регламентирующее работу сотрудников ОВД по организации дорожного движения и проведению расследования по фактам дорожно-транспортных происшествий на участках искусственных дорожных сооружений, нуждается в доработке с учетом всех технических норм, особенностей и классификации данных искусственных сооружений.

1. Болеев А. А. Криминалистическая классификация механизма дорожно-транспортных происшествий на участках искусственных дорожных сооружений // Вестн. Краснодар. унта МВД России. 2016. № 4(34).

2. URL: http://megafonorm. ru/Data2/1/4293772/ 4293772390.htm

3. Министерство регионального развития РФ. СП 78.13330.2012. «СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги». М., 2012.

4. Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: фе-дер. закон от 8 нояб. 2007 г. № 257-ФЗ (в ред. от 7 февр. 2017 г.). Парламентская газета. 2007. № 156-157.

5. О принятии и введении в действие методических рекомендаций «Классификация конструктивных элементов искусственных дорожных сооружений» ОДМ 218.2.012-2011: распоряжение Федерального дорожного агенства Мин. транспорта России от 13 сент. 2011 г. № 731-Р.

6. Классификация конструктивных элементов искусственных дорожных сооружений: отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.2.012-2011. URL: http://docs. cntd.ru/document/1200087632

7. Нигаматова О.И., Овчинников И.Г. Системы управления состоянием мостовых сооружений // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7. № 3(28).

8. Маковский Л.В., Кравченко В.В., Сула Н.А. Автодорожные и городские тоннели России: учеб. пособие. М., 2016.

9. ГОСТ 33152-2014. Дороги автомобильные общего пользования. Классификация тоннелей. Введ. 2015-12-01. URL: http: internet-law.ru/gost/go472

1. Boleev A.A. Criminalistic classification of the mechanism of road accident at artifical road constuction // Bull. of Krasnodar University of Russian MIA. 2016. № 4(34).

2. URL:http://megafonorm.rU/Data2/1/4293772/ 4293772390.htm

3. Ministry of Regional Development of the Ruassian Federation. SP 78.13330.2012. «SNIP 3.06.03-85 highways». Moscow, 2012.

4. On the roads and road activities in the Russian Federation and on amending certain legislative acts of the Russian Federation: fed. law d.d. Nov. 8, 2007 № 257-FL (as amended on Febr. 7, 2017). Parliamentary newspaper. 2007. № 156-157.

5. Adoption and Implementation of the guidelines «Classification of structural elements of artificial road constructions» ODM 218.2.0122011: order of the Federal Road Agency of the Ministry of Transport of Russia on Sept. 13, 2011. № 731-P.

6. Classification of structural elements of artificial road constructions: industrial road methodical document ODM 218.2.012-2011. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200087632

7. Nigamatova O.I., Ovchinnikov I.G. Control system state bridges // Internet journal «Sciencemaking». 2015. Vol. 7. № 3 (28).

8. Makovsky L.V., Kravchenko V.V, Sula N.A. Road and city tunnels Russia: study aid. Moscow, 2016.

9. GOST 33152-2014. Highway public. Classification of tunnels. Introduced. 2015-12-01. URL: http: internet-law.ru/gost/go472

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.