Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ МЕДИАМЕНЕДЖЕРА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ МЕДИАМЕНЕДЖЕРА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
175
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАМЕНЕДЖМЕНТ / ЖУРНАЛИСТИКА / РЕДАКЦИЯ / МЕДИАРЫНОК / КОНВЕРГЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Важина Евгения Алексеевна

В результате технологических изменений в медиапространстве, работа в современной редакции кардинально меняется. Чтобы организовать эффективный выпуск медиапродукта, медиаменеджеру необходимо обладать определенными профессиональными и личностными качествами и навыками. В результате исследования, проведенного на основе фокусированных интервью с российскими медиаменеджерами, делается вывод о том, как трансформируются роль и функции главного редактора в условиях конвергентной редакции и цифровизации контента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AND FUNCTIONS OF A MEDIA MANAGER IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

Today, we are living in the times of the media revolution, when the media needs to change along with the immediate demands of the audience and quickly respond to a changing agenda. As a result of technological changes in society, economy, culture, the working process in the modern editorial offices is changing dramatically. Innovative forms of communication are appearing as well as new roles and professions especially in social media and communication platforms. In addition, the way people consume content also has changed. Media simultaneously tries to fulfill the auditorium’s needs and get the profit.To organize an effective release of a media product, a media manager needs to have certain professional and personal qualities and skills. As a result of a study conducted on the basis of in-depth interviews with Russian media managers, a conclusion is made about how the role and functions of the editor-in-chief are being transformed in the context of convergent editorial and content digitization.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ МЕДИАМЕНЕДЖЕРА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА PROFESSIONAL CULTURE OF A JOURNALIST

Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 4 (46). С. 133-138. elSSN2949-3641; ISSN2070-0695 (print). Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2022;4(46): 133-138. elSSN2949-3641; ISSN2070-0695 (print).

Научная статья УДК 37:070

DOI 10.47475/2070-0695-2022-10417

ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ МЕДИАМЕНЕДЖЕРА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Евгения Алексеевна Важина

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, evernevera@gmail.com

Аннотация. В результате технологических изменений в медиапространстве, работа в современной редакции кардинально меняется. Чтобы организовать эффективный выпуск медиапродукта, медиаменеджеру необходимо обладать определенными профессиональными и личностными качествами и навыками. В результате исследования, проведенного на основе фокусированных интервью с российскими медиаменеджерами, делается вывод о том, как трансформируются роль и функции главного редактора в условиях конвергентной редакции и цифровизации контента.

Ключевые слова: медиаменеджмент, журналистика, редакция, медиарынок, конвергенция

Для цитирования: Важина Е. А. Понятие и функции медиаменеджера в условиях цифровой трансформации // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 4 (46). C. 133-138. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10417.

Original article

THE CONCEPT AND FUNCTIONS OF A MEDIA MANAGER IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

Evgeniia A. Vazhina

Saint Petersburg State University. Saint Petersburg, Russia evernevera@gmail.com

Annotation. Today, we are living in the times of the media revolution, when the media needs to change along with the immediate demands of the audience and quickly respond to a changing agenda. As a result of technological changes in society, economy, culture, the working process in the modern editorial offices is changing dramatically. Innovative forms of communication are appearing as well as new roles and professions especially in social media and communication platforms. In addition, the way people consume content also has changed. Media simultaneously tries to fulfill the auditorium's needs and get the profit.

To organize an effective release of a media product, a media manager needs to have certain professional and personal qualities and skills. As a result of a study conducted on the basis of in-depth interviews with Russian media managers, a conclusion is made about how the role and functions of the editor-in-chief are being transformed in the context of convergent editorial and content digitization.

Key words: media management, journalism, editorial, media market, convergence

For citation: Vazhina E. A. The concept and functions of a media manager in the context of digital transformation. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2022; 4(46): 133-138. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10417. (In Russ.).

Радикальная трансформация медиаиндустрии - в частности, повсеместная цифровизация и переход на рыночную экономику - повлекла за собой изменения в структуре редакции. В новой реальности методы управления изданием должны соответствовать экономическим вызовам времени, обеспечивать бесперебойную работу внутри редакции, контролировать выпуск медийного продукта и оперативно реагировать на происходящие в информационном поле события. © Важина Е. А., 2022

Прежде всего, отметим проблему дефиниций понятий «главный редактор» и «медиаменеджер» в российском научном дискурсе. Несмотря на то, что в последние годы появляется все больше научных работ о менеджменте СМИ и редакционном медиаменеджменте, проблема дефиниции термина «медиаменеджер» все еще остается не раскрытой. Исследовательская работа над трактовками вышеописанных терминов ведется относительно недолгое время.

В частности, понятие «медиаменеджер» впервые начинает появляться в научных публикациях в середине 1990-х годов - как следствие реформ на рынке СМИ и в социальной сфере в целом. В своих работах о профессиональных качествах медиаменеджера рассуждают Е. В. Вартанова [2], С. Г. Гуревич [5], Е. Б. Зиновьева [7]. Изначально трактовка основных терминов опиралась на концепции классического менеджмента.

«Менеджер - это тот, кто направляет других на достижение целей с использованием средств, которые оба (и цели, и средства) определяет он сам», - пишут Акофф и Пурдехнад [1. С. 192].

С подобным определением из классического менеджмента согласна Е. Б. Зиновьева, которая попыталась перенести его основные положения в сферу управления медиапредприятием. Медиаменеджер - это «субъект управления», который «определяет художественную или информационную политику дирекции, студии или редакции», пишет Е.Б. Зиновьева [7. С. 107]. По ее мнению, медиаменеджер решает разнообразные задачи, поставленные перед ним: как творческие, так и организационно-технические, а также плотно взаимодействует с сотрудниками редакции, координирует их деятельность, мотивирует, общается с партнерами и рекламодателями.

Следовательно, медиаменеджер - субъект, который наделен организаторскими обязанностями, определяющий информационную и идейную политику издания.

Теперь обратимся к термину «главный редактор», который закреплен в законе РФ о СМИ. Согласно ему, главный редактор - это лицо, возглавляющее редакцию и принимающее окончательное решение в отношении производства и выпуска средства массовой информации [6].

Базовые обязанности главного редактора связаны с «формированием идейно-тематической линии издания, со стратегическим и текущим планированием, руководством журналистским коллективом, представительскими функциями, редакторской работой над текстами журналистов» [8. C. 108].

Собственно, нельзя не заметить, что вышеописанные обязанности медиаменеджера, предложенные Е. Б. Зиновьевой, практически идентичны с перечнем основных задач главного редактора, которые определены в Законе РФ о СМИ. Причем оба этих определения подчеркивают один существенный момент: в деятельности главного редактора сочетаются, как организационный, так и административный и даже творческий аспекты.

Поэтому подчеркнем равнозначность понятий «главный редактор» и «медиаменеджер» в нашем исследовании. На наш взгляд, эти два термина обладают синонимичным значением, различия между ними несущественны и не значительно повлияют на ход и результаты исследования.

Отметим, что некоторые исследователи понимают под медиаменеджером не только главного, но и шеф-редактора, учредителя СМИ и даже генерального директора издательского дома. На наш взгляд такая трактовка является не совсем корректной. Обязанности шеф-редактора различаются в зависимости от размера редакции (в некоторых небольших редакциях должность может быть вообще упразднена -особенно это касается так называемых small media) [9. С. 57].

Шеф-редактор практически лишен административных обязанностей и сосредоточен на работе с контентом: работе с авторами, непосредственной редактуре текстов и выходе материалов на сайт. Разумеется, только работой с текстом его должность не ограничивается - шеф-редактор принимает участие в составлении редакционного плана и его обсуждении с главным редактором. В небольших редакциях шеф-редактор может выступать как заместитель главного редактора, когда тот, к примеру, уходит в отпуск.

В свою очередь, учредитель издания иногда выступает в роли медиаменеджера, однако в последние годы подобная тенденция теряет свою актуальность. Тем не менее, отметим, что учредитель издания четко представляет идейно-тематическую наполненность ресурса и может принимать участие в стратегическом планировании издания. Среди успешных примеров того, как учредитель издания может быть и медиаменеджером, можно выделить П. Гусева, владельца и главного редактора «Московского комсомольца», а также В. Яковлева, генерального директора ИД «Коммерсант» и главного редактора газеты. Тем не менее, отметим, что подобный «совместительский» опыт случился в начале 90-х, на волне экономических и социальных реформ, и в настоящих реалиях такое совместительство представить трудно.

Почти идентичная ситуация с главой издательского дома: во-первых, у одного издательского дома может быть большое количество изданий (например - Conde Nast, Hearst Shkulev Media, где в одной структуре находятся более пяти-шести интернет-сайтов и печатных изданий) и даже несколько телеканалов. Во-вторых, контроль за происходящими внутриредакционными событиями, административная работа, планирование материалов в этом контексте просто невозможна. Глава издательского дома может назначать

134

Evgeniia A. Vazhina

Понятие и функции медиаменеджера в условиях цифровой трансформации

главного редактора и контролировать вопросы, связанные с финансированием, РЯ и рекламными событиями.

Многие исследователи приписывают медиаменеджеру роль лидера - из российских авторов роль главного редактора в издании и его профессиональные качества изучали, в частности, С.М. Гуревич [5], М.Н. Ким [8], Л.Г. Свитич [13]. Из зарубежных теоретиков структуру медиапредприятия и роль главного редактора описывали Л. Кюнг [19], М. Дезе [18], Б. Виртц [20]. Тем не менее, стоит отметить, что комплексных работ, посвященных роли лидера в медиапредприятии, довольно немного.

В классическом менеджменте существует множество определений лидерства. Большинство исследователей описывают лидера как субъекта, который способен «направлять деятельность группы в определенное русло... он пользуется авторитетом в конкретной группе, обладает на нее влиянием и тем самым способен осуществить влияние на поведение группы в интересах компании» [2. С. 21].

К началу ХХ1 века сформировались 3 основные концепции лидерства:

1) теория лидерских качеств;

2) поведенческие концепции лидерства;

3) ситуационная теория лидерства.

Тем не менее, сейчас теория лидерства вызывает споры. Некоторые исследователи отмечают, что традиционное лидерство в управлении компании уже неактуально: снижается уважение к авторитарному стилю управления [16]. Другие считают, что наличие в команде ярко выраженного лидера - залог успешной работы предприятия в условиях растущей роли командной работы [17].

Отметим, что трактовки понятия «лидер», которые предлагают теоретики менеджмента, можно применить и к медиаиндустрии. Подчеркнем, что несмотря на множество подходов, выделять одну модель лидерства кажется нецелесообразным, поскольку одна модель лидера в принципе невозможна - в зависимости от системы управления, существуют несколько моделей (стилей) лидерства. Среди распространенных моделей управления стиль «автократичного» и

«демократичного» руководства, когда в первом случае лидер концентрирует всю власть у себя в руках, а во втором делится ей в организации. Еще один вариант классификации руководства - одна модель управления, в которой лидер, сосредоточен на работе и, другая, где лидер обращает больше внимание на совершенствование отношений в коллективе [10. С. 350]. Зачастую лидер не ограничивается одним типом руководства и меняет модели, исходя из задач и целей, стоящих перед ним, а также ориентируясь на внешние и внутренние факторы.

Роль лидера в медиа обычно приписывают главному редактору. О. В. Хлопунова и А. А. Цаканян считают, что сейчас у главного редактора изменились функции, усложнились задачи и он исполняет несколько ролей: в том числе, учится быть менеджером, маркетологом, психологом и журналистом.

Они выделяют три типа лидера-главного редактора [15. С. 165].

1. «Великий диктатор» - авторитарный лидер с «четким чувством направления», который не оставляет команде возможности проявить инициативу. Его стилем управления недовольны работники, которые испытывают к такому руководству «пассивное сопротивление или активное противоборство».

2. «Нерешающий» - лидер, который отдает инициативу управления предприятия сотрудникам. «Если сотрудники мотивированы и точно чувствуют направление журнала, все идет хорошо», - отмечают исследователи. Но в некоторых ситуациях такая модель неоправданна, например, когда лидеру нужно быстро принять решение в одиночку.

3. «Общий друг» - лидер, который «стремится развивать команду, вовлекая ее в практически каждый аспект работы». Из-за этого страдает выпуск продукта, а сам процесс управления редакционным коллективом становится важнее, чем результат.

Отметим, что как подбор наименований для обозначения типов лидеров, так и - что важнее - оценки эффективности моделей отмечены субъективным подходом авторов. Очевидно, чтобы судить об успешности того или иного типа необходимо репрезентативное эмпирическое исследование.

О. И. Молчанова полагает, что в конвергентной редакции главный редактор должен играть роль не только лидера, но и менеджера, и выстраивать отношения с подчиненными. И если в традиционных редакциях демократический стиль управления более приемлем, то в конвергентной редакции, уверена Молчанова, необходимо практиковать авторитарный стиль управления из-за того, что многие процессы в редакции «увязаны в единый технологический узел, с жесткими дедлайнами, требуют оперативности и точности». Тем не менее, признает Молчанова, такой стиль управления будет менее эффективным для сотрудников, привыкших к другому, более мягкому стилю управления [11. С. 52].

Тем не менее, не все исследователи считают, что лидер может быть успешным менеджером и разделяют эти два понятия. М. Мескон и М. Альберт отмечают, что главная задача менеджера - управление, «умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют предписанные им официальные поручения и решают определенные задачи». Лидер же оказывает влияние на членов

The concept and junctions of a media manager in the context of digital transformation

135

группы и воздействует на них с психологической точки зрения [10. С. 330]. Психологический фактор в лидерстве считается наиболее важным и ключевым, считают Р. Акофф и Дж. Пурдехнад - лидер имеет влияние над командой и это помогает ему управлять командой, побуждая и направляя ее [1. С. 93]. У менеджера подход к управлению иной: основное внимание делается на его умении руководить людьми.

«Менеджеры руководят подчиненными им людьми, и им необходимо иметь и развивать в себе качества и умения, которые позволяют создавать продуктивную культуру - сотрудничество. Лидер - это тот, кто побуждает и направляет других в их добровольном стремлении к достижению цели с помощью средств, которые оба (и цели, и средства) сами последователи лидера выбирают или одобряют», - пишут Р. Акофф и Дж. Пурдехнад [1. С. 93].

Однако подчеркнем, что подобные предположения были сделаны несколько десятилетий назад, когда положение СМИ на рынке разительно отличалось от сегодняшней ситуации. В последние годы все больше исследователей утверждают, что современный управленец может быть и лидером, и менеджером. Об этом, в частности, пишут В. Б. Сергеева и А. А. Токарева [14. С. 84]. Они считают, что сейчас лидеру необходимо обладать умением формировать управленческую команду и стратегическим видением развития бизнеса, а также способностью принимать решения в условиях неопределенности, делегировать полномочия и выстраивать конструктивные отношения внутри коллектива. Отметим, что все эти качества в классическом менеджменте обычно приписывают управленцу, а не лидеру.

Некоторые исследователи также подчеркивают, что граница между двумя этими понятиями практически отсутствует. Об этом, в частности, пишет А. В. Вырковский. По его словам, современный лидер «может и должен сочетать использование формальных и неформальных рычагов влияния на подчиненных» [4. С. 320].

Современному главному редактору для эффективной работы редакции и бесперебойного выпуска медиапродукта действительно необходимо совмещать качества и лидера, и классического менеджера. Управленец в мультиконвергентной редакции обладает как и административными функциями, так и организаторскими - под ними мы как раз понимаем контроль исполнительских процессов в редакции, коммуникация с другими департаментами, а также работа с сотрудниками редакции, в том числе мотивационная.

О том, что главный редактор может одновременно быть и лидером, и менеджером, можно сделать вывод из анализа его профессиональных качеств, которые в последнее время тщательно анализируются как практиками, так и теоретиками журналистики.

На наш взгляд, руководитель современного медиапредприятия - специалист, обладающий как качествами лидера, так и управленца, принимающий участие в различных процессах, происходящих в редакции - от составления редакционного плана до оформления больничного листа для сотрудников.

Наше предположение подтвердили главные редакторы российских изданий, которые в ходе фокусированного интервью перечислили главные качества, необходимые главному редактору для управления командой сотрудников и выпуска медиапродукта.

Чтобы узнать, какие качества необходимы современному медиаменеджеру, в апреле-мае 2022 года были проведены фокусированные интервью с 10 медиаменеджерами изданий Москвы и Санкт-Петербурга различной жанровой и тематической направленности, - Sports.ru, Parents.ru, Letidor.ru, «Санкт-Петербургский дневник», «Вокруг света», «Лайфхакер», Л&Б, Food.ru, Lenta.ru, Psychologies.ru. Выборка была случайной и неконтролируемой. В данной работе при цитировании респондентов мы опустим названия изданий и имена и фамилии медиаменеджеров, чтобы у нас была возможность предоставить их цитаты в авторской редакции.

По мнению российских медиаменеджеров, управленцу необходимо оперативно реагировать на события, происходящие в стране и мире, уметь концентрироваться на конечной задаче и профессионально работать с текстом - сюда входят все редакционные процессы, так или иначе затрагивающие создание контента: проверка фактов, работа с источниками, создание материалов с нуля. Любопытно, что не все медиаменеджеры считают работу с текстом важным навыком для главного редактора, однако некоторые уверены, что главный редактор - это прежде всего редактор, который должен уметь работать с текстом, видеть его недостатки, искать авторов, «подгонять» материалы под необходимый формат и даже иметь навыки корректора. Об этом в своих интервью сообщили около 30% медиаменеджеров.

Тем не менее, отмечают некоторые медиаменеджеры, можно быть хорошим управленцем и при этом не посвящать работе с текстом большое количество времени. Вычиткой и корректурой текста в этом случае могут заниматься другие члены команды - выпускающий редактор и корректор. Особенно это касается крупных редакций, где за день могут выходить десятки материалов. «Я могу пропустить опечатки. Не очень чистый текст меня не беспокоит. Я осознаю, что это не моя сильная черта. Я могу улучшить текст, если надо, но если его можно не улучшать, я оставлю его как есть и не буду переживать по этому поводу», -говорит главный редактор одного из порталов.

Еще одно важное качество медиаменеджера - его умение выстраивать команду и находить нужных сотрудников. Поэтому управленцу необходимо разбираться в людях, доверять им, поддерживать и

136

Evgeniia А. Уагкта

Понятие и функции медиаменеджера в условиях цифровой трансформации

давать развиваться. При этом важно учитывать формат издания и его стилистику - к примеру, некоторые журналисты не могут работать в новостных редакциях и агентствах, где приходится управлять быстрым и плотным информационным потоком.

Специфической задачей медиаменеджера является выстраивание работы в творческом коллективе. Во-первых, ему необходимо рационально подходить к индивидуальному рабочему плану сотрудника редакции и не превышать его возможности. Во-вторых, управлять командой журналистов и редакторов нужно так, чтобы избежать их профессионального выгорания. Для этого важно поддерживать так называемый work-life balance - это актуально для всех сотрудников, но особенно для тех, кто работает в удаленном режиме, когда рабочий график размыт и приходится самостоятельно контролировать поток ежедневных задач.

Важным навыком управленца, по мнению большинства медиаменеджеров, является его присутствие в моменте - понимание трендов и желание погружаться в новое. Особенно это важно для главных редакторов интернет-изданий. «Хотя бы по верхам, но тебе важно знать, кто есть кто. На кого хорошо кликают, кто может собрать [трафик]. Важно ежедневно актуализироваться», - считает главный редактор одного из российских интернет-изданий.

Таким образом, стоит отметить не устоявшуюся в российской науке терминологическую систему понятий «медиапредприятие», «медиаменеджер», «лидер», «главный редактор». Этому есть объяснение -теоретические осмысления данных терминов начались только в 90-х годах вследствие экономических и социальных реформ. Тем не менее, отметим важность четкого разграничения между вышеприведенными понятиями, поскольку все больше и больше работ посвящаются управлению редакциями и экономической стороне функционирования СМИ.

Роль руководителя медиапредприятия - главного редактора или медиаменеджера - также претерпевает изменения. Об этом говорят и управленцы российских СМИ - они подчеркивают, что в последние годы вследствие изменений структуры редакции, технологических нововведений, у главного редактора стало намного больше обязанностей, требующих важных личностных, так и профессиональных качеств. Многие медиаменеджеры отмечают, что главный редактор СМИ должен быть внимательным, ответственным и инициативным, уметь выстраивать командную работу и внедрять новые методы в рабочий процесс.

Список источников

1. Акофф Р. Л., Пурдехнад Дж. Полезно различать менеджера и лидера // ПУСС. 2009. № 1. С. 92-94

2. Быков В. М., Быкова А. В. Способы управления группой и лидерство в системе менеджмента // МНИЖ. 2015. № 5-3 (36). С. 21-22.

3. Вартанова Е. Л. Меняющаяся российская медиаиндустрия: теоретические подходы. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2018. № 2. С. 186-196.

4. Вырковский А. В. Редакционный менеджмент в печатных и онлайновых массмедиа: процессный подход. М.: МедиаМир, 2016. 384 с.

5. Гуревич С. М. Кадровый потенциал медиаиндустрии в России: признаки кризиса // Медиа-Альманах. 2008. № 1. С. 6-8.

6. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 01.07.2021) «О средствах массовой информации». Ст. 2

7. Зиновьева Е. Б. Изучение особенностей формирования личности медиаменеджера в условиях изменения внешней и внутренней среды. Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2016. № 4 (13). С. 105-113.

8. Ким М. Н. Организационно-управленческие аспекты деятельности конвергентной редакции // Управленческое консультирование. 2014. № 2 (62). С. 108-115.

9. Лозовский Б. Н., Нохрина Я. С. Small media как опыт дискурсивного медиасопротивления // Известия УрФУ Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2021. Т. 27. № 1. С. 49-60.

10. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. М.: Изд-во «ДЕЛО», 1997. 492 с.

11. Молчанова О. И. Аспекты социального управления процессами коммуникации в современной редакции // Векторы благополучия: экономика и социум. 2018. № 1 (28). С. 51-63.

12. Образцова А. Ю. Особенности оценки качества журналистского материала редакторами и журналистами информационных и информационно-разговорных радиостанций // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. № 1 . С. 96-110.

13. Свитич Л. Г. Изменение журналистской профессии в процессах медиаконвергенции // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). С. 406-414.

14. Сергеева В. Б., Токарева А. А. Лидерство в менеджменте // Вестник НГИЭИ. 2012. № 9. С. 81-102.

15. Хлопунова О. В., Цаканян А. А. Профессиональные компетенции современного редактора: лидер или менеджер // Вестник ВУиТ. 2019. № 4. С. 159-167.

16. Bjugstad K., Thach E., Thompson K., Morris A. A. Fresh Look at Followership: A Model for Matching Followership and Leadership Styles. Journal of Behavioral and Applied Management. 2006. Vol. 7. № 3. Рр. 304-319.

17. Chaleff I. The Courageous Follower: Standing Up to and for Our Leaders. 2nd ed. San-Francisco: Berrett-Koehler Publishers, 2003. 112 p.

18. Deuze M. Media work. Cambridge: Polity Press, 2007. 278 p.

19. Küng L. Strategic management in the media: Theory to practice. London: SAGE, 2008. 248 p.

20. Wirtz B. W. Media and Internet Management. Wiesbaden, Germany, Gabler Verlag, 2011. 574 p.

References

1. Akoff, R. L. & Purdekhnad, D. (2009). Polezno razlichat' menedzhera i lidera [It is useful to distinguish between a manager and a leader]. PUSS [Problems of Governance], 1, pp. 92-94 (in Russ.).

The concept and functions of a media manager in the context of digital transformation

137

2. Bykov, V. M. & Bykova, A. V. (2015). Sposoby upravleniya gruppoj i liderstvo v sisteme menedzhmenta [Methods of control personal and leadership in management]. MNIZH [International Research Journal], 5-3 (36), pp. 21-22 (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Vartanova, E. L. (2018). Menyayushchayasya rossijskaya mediaindustriya: teoreticheskie podhody [Changing Russian media industry: Theoretical approaches]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Yazyk i literatura [Vestnik of Saint Petersburg University. Language and Literature], 2, pp. 186-196 (in Russ.).

4. Vyrkovskij, A. V. (2016). Redakcionnyj menedzhment v pechatnyh i onlajnovyh massmedia: processnyj podhod [Editorial management in printed and online media]. Akademicheskie monografii [Academic monographs], Moscow: MediaWorld, 384 p. (in Russ.).

5. Gurevich, S. M. (2008). Kadrovyj potencial mediaindustrii v Rossii: priznaki krizisa [Staff Potential of Media Industry in Russia: Factors of Crisis]. Media-Almanah [The MediaAlmanah], 1. pp. 6-8 (in Russ.).

6. Zakon RF ot 27.12.1991 N 2124-1 (red. ot 01.07.2021) «O sredstvah massovoj informacii» [Law on Mass Media from 27.12.1991] St. 2 [Article 2] (in Russ.).

7. Zinovyeva, E. B. (2016). Izuchenie osobennostej formirovaniya lichnosti mediamenedzhera v usloviyah izmeneniya vneshnej i vnutrennej sredy [The research of specifics of forming media manager personality in the conditions of changing external and internal environment]. VestnikRGGU. Seriya: Literaturovedenie. YAzykoznanie. Kulturologiya [RSUH/RGGU Bulletin: "Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies], 4 (13), pp. 105-113 (in Russ.).

8. Kim, M. N. (2014). Organizacionno-upravlencheskie aspekty deyatelnosti konvergentnoj redakcii [Organizational and Administrative Activities of a convergent Editorial Office]. Upravlencheskoe konsultirovanie [Administrative Consulting], 2 (62), pp. 108-115 (in Russ.).

9. Lozovskij, B. N. & Nohrina, Y.S. (2021). Small media kak opyt diskursivnogo mediasoprotivleniya [Small Media as an Experience of Discursive Media Resistance]. Izvestiya UrFU. Ser. 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kultury [Izvestia Ural Federal University Journal. Series 1. Issues in Education, science and culture], T. 27, № 1, pp. 49-60 (in Russ.).

10. Meskon, M., Albert, M., Khedouri, F. (1997). Osnovy menedzhmenta [Management]. Akademiya narodnogo hozyajstva priPravitel'stveRossijskojFederacii [The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration]. Moscow: Izd-vo «DELO». 492 p. (in Russ.).

11. Molchanova, O. I. (2018). Aspekty socialnogo upravleniya processami kommunikacii v sovremennoj redakcii [Aspects of social control of communication in modern mass media]. Vektory blagopoluchiya: ekonomika i socium [Journal of Wellbeing Technologies], 1 (28), pp. 51-63 (in Russ.).

12. Obrazcova, A. Y. (2019). Osobennosti ocenki kachestva zhurnalistskogo materiala redaktorami i zhurnalistami informacionnyh i informacionno-razgovornyh radiostancij [Perception of the quality of news reports by editors and journalists of all news and news talk radio stations]. Voprosy teorii ipraktikizhurnalistiki [Theoretical and Practical Issues of Journalism], 1, pp. 96-110 (in Russ.).

13. Svitich, L. G. (2015). Izmenenie zhurnalistskoj professii v processah mediakonvergencii [Change the journalistic profession in media convergence]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 5 (360), pp. 406-414. (in Russ.).

14. Sergeeva, V. B., Tokareva, A. A. (2012). Liderstvo v menedzhmente [Leadership in management]. VestnikNGIEI [Bulletin NGIEI], 9, pp. 81-102 (in Russ.).

15. Hlopunova, O. V. & Tsakanyan, A. A. (2019). Professionalnye kompetencii sovremennogo redaktora: lider ili menedzher [Professional competencies of modern chief editor: the leader or the manager]. Vestnik VUiT [Bulletin of Volzhsky University after V.N. Tatischev], 4, pp. 159-167 (in Russ.).

16. Bjugstad, K., Thach, E., Thompson, K. & Morris, A. (2006). A Fresh Look at Followership: A Model for Matching Followership and Leadership. Styles Journal of Behavioral and Applied Management. Vol. 7. N 3, pp. 304-319.

17. Chaleff, I. (2003). The Courageous Follower: Standing Up to and for Our Leaders. 2nd ed. San-Francisco: Berrett-Koehler Publishers. 112 p.

18. Deuze, M. (2007). Media work. Cambridge: Polity Press. 278 p.

19. Küng, L. (2008). Strategic management in the media: Theory to practice. London: SAGE. 248 p.

20. Wirtz, B. W. (2011). Media and Internet Management. Wiesbaden, Germany, Gabler Verlag. 574 p.

Информация об авторе

Е. А. Важина - аспирантка кафедры менеджмента массовых коммуникаций Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций.

Information about the author Evgeniia A. Vazhina - postgraduate student, Department of Mass Communications' Management, High School of Journalism and Mass Communications.

Статья поступила в редакцию 16.06.2022; одобрена после рецензирования 14.08.2022;

принята к публикации 20.08.2022. The article was submitted 16.06.2022; approved after reviewing 14.08.2022; accepted for publication 20.08.2022.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

138

Evgeniia A. Vazhina

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.