Научная статья на тему 'Понятие и этапы развития корпора тивного управления'

Понятие и этапы развития корпора тивного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
334
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБСТВЕННИКИ / КАПИТАЛ / CAPITAL / АКЦИОНЕРЫ / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ИНВЕСТОРЫ / МЕНЕДЖЕРЫ / ИНТЕРЕСЫ / INTERESTS / OWNER / SHAREHOLDER / INVESTOR / OWNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджиева Динара Сабировна

В данной статье подчеркивается актуальность темы исследования; определены основные преимущества корпоративной структуры; рассматриваются этапы развития корпоративного управления. На основе анализа подходов различных отечественных и зарубежных авторов, было сформулировано определение корпоративного управления. Оно было определено как «система отношений, складывающихся в процессе формирования стратегий и их реализаций на тактическом уровне между собственниками (акционерами) компании, руководителями высшего звена (директорами), менеджерами нижестоящих уровней».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept and corporate governance stages

The urgency of a theme of research is underlined In given article; the basic advantages of corporate structure are defined; stages of development of a corporate governance are considered. Definition of corporate governance has been formulated on the basis of the analysis of approaches of various domestic and foreign authors. It has been defined as «system of the relations developing in the course of formation of strategy and their realisations at tactical level between proprietors (shareholders) of the company, heads of the top echelon (directors), managers of subordinate levels».

Текст научной работы на тему «Понятие и этапы развития корпора тивного управления»

Вестник ДГТУ. Технические науки. № 15, 2009. -\-

ББК 65.290-2 Д.С. Гаджиева

ПОНЯТИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОРПОРА ТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

В данной статье подчеркивается актуальность темы исследования; определены основные преимущества корпоративной структуры; рассматриваются этапы развития корпоративного управления. На основе анализа подходов различных отечественных и зарубежных авторов, было сформулировано определение корпоративного управления. Оно было определено как «система отношений, складывающихся в процессе формирования стратегий и их реализаций на тактическом уровне между собственниками (акционерами) компании, руководителями высшего звена (директорами), менеджерами нижестоящих уровней».

Ключевые слова: собственники, капитал, акционеры, управление, инвесторы, менеджеры, интересы.

Вопросы корпоративного управления активно обсуждаются во всем мире. Для успешного развития корпоративного сектора в любой экономике необходимо создание эффективно функционирующих механизмов. Низкий уровень корпоративного управления - одна из важнейших причин тех сложностей, которые возникают у российских компаний с привлечением инвестиционных ресурсов и одна из стратегических задач развития бизнеса. Именно по этой причине в последние годы проблеме улучшения корпоративного управления уделяется большее внимание, как со стороны государства, так и самими участниками рынка.

Основными предпосылками развития корпоративной структуры являются:

• получение более широкого доступа к капиталу;

• улучшение надзора за работой менеджеров посредством повышения качества корпоративного управления;

• совершенствование процесса принятия решений советом директоров благодаря получению достоверной и своевременной информации и повышение финансовой прозрачности;

создание благоприятных условий для планирования преемственности руководителей и устойчивого долгосрочного развития компании;

• участие инвесторов в решении управленческих и финансовых вопросах корпораций;

соблюдение законов, стандартов, правил, прав и обязанностей компаний как результат качественного корпоративного управления;

• улучшение урегулирования корпоративных конфликтов между моноритарными и контролирующими акционерами, между менеджерами и акционерами.

Исторически первой формой собственности была семейная собственность. В ее рамках владельцами средств производства, находившихся на том или ином организационном, техническом уровне развития, являлись члены одной семьи, которые одновременно выступали и как управляющие, обеспечивающие функционирования этих средств производства. Собственники не могли лично управлять всеми компонентами своего бизнеса, особенно когда он вырастал в объемах и расширялся территориально. Однако, те лица, которых владелец привлекал для того, чтобы сделать функционирование своего бизнеса более эффективным, как правило, выполняли технические функции: они работали над реализацией конкретных задач, поставленных владельцем под его постоянным и непосредственным контролем. В подавляющем большинстве стран и

-\-

сегодня такие компании играют очень важную роль в экономике. Так, например, в

Германии, 2,5 млн. малых и средних компаний, 40% которых являются семейными компаниями, производят две трети валового национального продукта. (1)

Следующим этапом стало появление компаний, капитал которых принадлежит не одному, а группе собственников. Во-первых, семейная компания на определенном этапе развития проходила к выводу, что собственного капитала, а также капитала привлеченного от кредитных институтов, недостаточно для того, чтобы обеспечить ее успешное развитие, и что необходимо привлечь ресурсы других лиц или структур в обмен на передачу им в том или ином объеме части прав собственности на компанию и на часть прибыли, которая получается в процессе ее работы. Во-вторых, несколько владельцев капиталов договаривались об объединении части своих средств для создания бизнеса, который становился их совместной деятельностью. Распределение прав собственности между несколькими владельцами поставило вопрос: как обеспечить, чтобы внесенные ими средства использовались эффективно и приносили максимальную выгоду всем совладельцам в равной степени? В ситуации, когда число совладельцев (акционеров) было невелико и приобретенные ими доли собственности были достаточно крупными, эта проблема решалась достаточно легко - путем личных переговоров и заключения соответствующих соглашений между акционерами и их личным контролем над деятельностью компании. Дальнейший процесс экономического развития, сопровождающийся отделением владения от непосредственного управления собственностью, сделал эту проблему гораздо более сложной.

Во-первых, происходило увеличение общего числа акционеров в компаниях. В разных странах этот процесс развивался неодинаковыми темпами и масштабами. Однако общая тенденция заключалась в увеличении числа мелких и снижении веса крупных акционеров.

Во-вторых, появились такие крупные акционеры, которые отказывались от личного участия в процессе текущего управления собственностью, совладельцами которой они явились (институциональные инвесторы, такие как инвестиционные фонды, пенсионные фонды, и пр.).

В-третьих, все большую роль в управлении собственностью играли наемные менеджеры.

В-четвертых, постепенно все более активное влияние на процесс использования собственности стремились играть лица и институты, не являвшиеся ее совладельцами, но тем или иным образом связанные с ней (персонал компании, власти территории, на которой действовала данная компания, и пр.).

В 90-е годы мы стали свидетелями многократного увеличения числа акционеров, подавляющее большинство которых являются собственниками очень небольших долей собственности. Стали развиваться механизмы, делающие возможными перемещение в глобальных масштабах очень крупных инвестиционных ресурсов, сформированных из долей, внесенных большим числом мелких частных инвесторов. Стал обычным переход управления подавляющего объема собственности в руки наемных менеджеров, в очень небольшой степени или вообще не связанных отношениями собственности на капитал, управление которым им доверено. Широкое признание получила идея о том, что компании имеют определенные обязательства не только перед своими собственниками, но и перед более широким кругом заинтересованных групп.

В новых условиях особенно остро стала проблема выработки системы взаимоотношений между менеджерами компании и их владельцами (акционерами/инвесторами), а также другими заинтересованными сторонами, которая направлена на обеспечение эффективности деятельности компании, интересов владельцев и других заинтересованных сторон. Такая система и получила название системы корпоративного управления.

-\-

Система корпоративных отношений определяет не только размер текущих

дивидендов, выплачиваемых акционерам, и текущий уровень котировки акций компании, но и перспективы ее долгосрочного развития, возможности привлечения дополнительных инвестиций, как из внутренних, так и внешних источников, степень позитивного воздействия деятельности каждой конкретной компании на экономику страны в целом, общую эффективность использования привлеченных финансовых ресурсов. Таким образом, состояние корпоративного управления является очень важным интегральным показателем, характеризующим состояние инвестиционного процесса в стране в целом.

Сегодня компания, в которой отсутствует система корпоративного управления, не имеет шансов стать полноценным участником рынка, быть конкурентоспособной и инвестиционно привлекательной.

Основной причиной повышенного внимания к вопросам корпоративного управления в последнее десятилетие принято считать стремление обеспечить более безопасные и комфортные условия для инвесторов.

Одной из существенных преимуществ акционерной формы собственности, является использование более широких и разнообразных источников инвестиций и привлечение финансовых ресурсов. Внедрение в промышленной организации надлежащей системы корпоративного управления позволяет получать заемные средства и привлекать финансирование для своих операций при более низких затратах. Это связано с тем, что стоимость капитала зависит от риска инвестиций в организацию, оцениваемую инвесторами. Чем выше риск, тем выше плата за привлечение капитала. Эти риски включают риски нарушения прав инвесторов. Права инвесторов могут быть защищены в случае, если промышленная организация имеет прозрачную структуру собственности и финансовую отчетность, т.е. следует практике корпоративного управления.

В России специалисты признали тот факт, что оптимизация деятельности компании, привлечение инвестиций и как, следствие, улучшение инвестиционного климата страны зависит от корпоративного управления.

Ярким примером попыток решения проблем, связанных с корпоративным управлением, некоего сбоя в системе, который причинил огромный вред всей экономике страны, является ситуация недавнего кризиса на финансовом рынке США. Страна, прежде являющаяся одним из лидеров в сфере корпоративной культуры, оказалась в ситуации, когда стабильность и безукоризненность корпоративных ценностей, соответственно, доверие инвесторов к фондовому рынку были поставлены под жесткий удар со стороны крупных корпораций. (4)

Термин «корпоративное управление» широко применяется на практике, что связано с повышением сложности и масштабности задач управления, особенно на крупных предприятиях.

Как показывает практика, до сих пор не выработано единых моделей, схем и механизмов, позволяющих с одинаковой степенью эффективности управлять компаниями. Разными специалистами используются различные подходы и даются различные определения понятий, используемых в теории корпоративного управления.

Одно из первых определений было сформулировано в Великобритании, в докладе Комитета по финансовым аспектам корпоративного управления. В этом документе корпоративное управление определяется как «система руководства и контроля за деятельностью организации, основанная на разграничении прав собственности и права управления и обеспечивающая баланс интересов всех финансово-заинтерисованных сторон (ФЗС)» (2).

ФЗС представляют собой участников или субъектов корпоративных отношений. Субъекты корпоративных отношений находятся не только внутри промышленной организации, но и за ее пределами. При этом различают финансовых инвесторов (банки, кредиторы и иные институциональные инвесторы) и нефинансовых (персонал организации, который имеет определенные навыки; поставщиков; региональные или

-\-

местные органы власти, обеспечивающие льготный режим деятельности или

предоставление определенной инфраструктуры).

Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) корпоративное управление рассматривается как система, с помощью которой осуществляются управление и контроль деятельности предпринимательских организаций. Структура корпоративного управления определяет права и обязанности лиц, входящих в корпорацию, например членов совета директоров, менеджеров, акционеров и других заинтересованных лиц, устанавливает правила и порядок принятия решений по делам корпораций. Корпоративное управление также обеспечивает структуру, на основе которой устанавливаются цели и задачи деятельности компании, определяются пути и средства их достижения и контролируется деятельность компании». При этом в качестве основной задачи корпоративного управления выступает обеспечение эффективности деятельности компании в интересах участников корпоративных отношений.

Существуют и другие определения термина «корпоративное управление», которые также встречаются в экономической литературе и приведены в брошюре, подготовленной Федеральной службой по финансовым рынкам при участии Российского института директоров (3):

корпоративное управление - это система отчетности перед акционерами лиц, которым доверено текущее руководство компанией;

корпоративное управление - это способ управления компанией, который обеспечивает справедливое и равноправное распределение результатов деятельности между всеми акционерами, а также иными заинтересованными лицами;

корпоративное управление - это комплекс мер и правил, которые помогают акционерам контролировать руководство и влиять на менеджмент с целью максимизации прибыли и стоимости компании;

корпоративное управление - это система взаимоотношений между менеджерами компании и ее владельцами по вопросам обеспечения эффективности деятельности компании и защите интересов владельцев, также других заинтересованных сторон.

Анализируя различные подходы к определению корпоративного управления, следует отметить, что разработки в области корпоративного управления были направлены, в первую очередь, на преодоление проблемы внешних агентских отношений, когда имеется потенциальный конфликт между интересами директоров, принимающих реальные бизнес-решения и интересами внешних акционеров. Практика показывает, что проблема агентских отношений возникает не только между директорами и акционерами, но и внутри предприятия, между менеджерами.

Таким образом, интересы компании в целом обусловлены не только внешними, но и внутренними управленческими процессами.

Кроме того, в условиях динамичности современного бизнеса взаимоотношения между акционерами, менеджерами и другими участниками в существенной степени зависят от формирования и практической реализации корпоративной стратегии, бизнес-стратегий.

Изначально, понятие корпоративное управление охватывало только внешние агентские отношения, складывающиеся между владельцами бизнеса и наемными менеджерами.

Несмотря на то, что вышеприведенные утверждения являются достаточно содержательными, вместе с тем считаем необходимым внести некоторые дополнения.

В качестве важных комментариев, позволяющих конкретизировать приведенные определения, можно привести следующие:

• корпоративное управление включает систему внешних агентских отношений, складывающихся между лицами, обеспечивающими финансирование компании (акционерами и кредиторами), и ее руководителями высшего звена

-\-

(директорами) в целях снижения рисков и повышение инвестиционной привлекательности

бизнеса;

• корпоративное управление включает систему внутренних агентских отношений, складывающихся между руководителями высшего звена (директорами) компании и менеджерами нижестоящих уровней, предусматривающую делегирование полномочий и ответственности и направленную на обеспечение эффективного внутрикорпоративного взаимодействия;

корпоративное управление неразрывно связано со стратегическим менеджментом как процессом определения целей развития компании, формирование стратегий и управленческих политик;

корпоративное управление предполагает различия в позициях различных групп заинтересованных лиц, но в тоже время способствует максимально полному удовлетворению их интересов, исходя из того, что устойчивое развитие компании является общей глобальной целью всех заинтересованных лиц;

• корпоративное управление это комплексное понятие, которое включает несколько взаимосвязанных аспектов: нормативно-юридический (законодательство, стандарты, профессиональные кодексы), организационный (структура компании и ее органов управления, совет директоров, регламенты внешних и внутренних управленческих взаимодействий, подбор и расстановка управленческих кадров), информационный (информационно-логические модели, технологии сбора, обработки, хранения и представления управленческой информации).

Необходимо отметить, что перечисленные аспекты тесно связаны между собой, поэтому разработки в области корпоративного управления, как правило, направлены на решение не одной, а целой группы взаимосвязанных задач.

Таким образом, перспективы развития корпоративного управления связаны с комплексным подходом, при котором требуется реализация мероприятий, относящихся сразу к нескольким предметным областям.

С учетом общего содержания различных трактовок термина «корпоративное управление» предложенных специалистами Российского института директоров, мы считаем необходимым рассматривать корпоративное управление как систему отношений, складывающихся в процессе формирования стратегий и их реализаций на тактическом уровне между собственниками (акционерами) компании, руководителями высшего звена (директорами), менеджерами нижестоящих уровней, а также другими заинтересованными лицами, направленная на обеспечение устойчивого развития компании и максимально полное удовлетворение интересов всех заинтересованных лиц.

По - видимому, в ближайшем будущем, эффективность корпоративного управления во многом будет определяться способностью компании применять интегрированный подход к решению корпоративных задач.

Мы полагаем, что процесс эффективной системы корпоративного управления в России должен иметь две основные движущие силы:

1) бизнес-сообщество, осознавшее необходимость изменения корпоративного управления в российских компаниях;

2) государство, предпринимающее все усилия для создания качественных нормативно-правовых стандартов корпоративного управления.

Такие стандарты корпоративного управления в широком смысле представляют собой рекомендации по основным компонентам корпоративного управления в компании, которые вырабатываются различными категориями инвесторов, прежде всего институциональными, организациями, представляющими интересы государства и деловым сообществом в целом.

Разработка и внедрение стандартов корпоративного управления позволят потенциальным инвесторам получить полную, ясную и объективную картину об эффективности механизмов корпоративного управления в компании, с тем, чтобы в

-\-

сжатые сроки и без значительных затрат оценить свои риски и принять решения о том,

вкладывать свой капитал или нет.

Мы полагаем, что система корпоративного управления должна:

• защищать права акционеров;

• обеспечивать равное отношение к акционерам, включая мелких и иностранных;

• признавать предусмотренные законом права заинтересованных лиц и поощрять активное сотрудничество между корпорациями и заинтересованными лицами в создании богатства и рабочих мест;

• обеспечивать своевременное и точное раскрытие информации по всем существующим вопросам, касающимся корпорации, включая финансовое положение, результаты деятельности, собственность и управление компанией;

• обеспечивать стратегическое управление компанией, эффективный контроль за администрацией со стороны правления.

Библиографический список

1. Игорь Беликов. Собственники и менеджеры. Журнал для акционеров. - 2000. - № 8.

2. Принципы корпоративного управления ОЭСР. - М., 2000.

3. Корпоративное управление: история и практика. - М.: Федеральная служба по финансовым рынкам, 2005.

4. Беликов И., Вербицкий В. Корпоративное управление, его стандарты и их внедрение. Общество и экономика - 2005. - № 10-11. С. 117.

Вестник ДГТУ. Технические науки. № 15, 2009. D.S. Gadzhieva

Concept and corporate governance stages

The urgency of a theme of research is underlined In given article; the basic advantages of corporate structure are defined; stages of development of a corporate governance are considered. Definition of corporate governance has been formulated on the basis of the analysis of approaches of various domestic and foreign authors. It has been defined as «system of the relations developing in the course of formation of strategy and their realisations at tactical level between proprietors (shareholders) of the company, heads of the top echelon (directors), managers of subordinate levels».

Keywords: owner, capital, shareholder, management, investor, interests, ownership.

Гаджиева Динара Сабировна (р.1980) Преподаватель кафедры экономической теории Дагестанского государственного института народного хозяйства. Окончила Дагестанский государственный технический университет (2002). Область научных интересов: корпоративные образования

gaddinara@mail .ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.