Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В БРАКОРАЗВОДНОМ ПРОЦЕССЕ'

ПОНЯТИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В БРАКОРАЗВОДНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
439
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВОД / ЭКСПЕРТИЗА / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕБЕНОК / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козырева И.Е., Хабибуллина Г.А., Хисамутдинова Э.Р.

Судебно-психологическая экспертиза важная составляющая гражданского судопроизводства по бракоразводным делам. Мнение эксперта необходимо тогда, когда устанавливаются индивидуально-психологические особенности членов семьи, супругов друг к другу, детей к родителям. Круг вопросов, по которому назначается экспертиза, определяется судом, но зачастую это такие вопросы, как определение места жительства ребенка, ограничение или лишение в родительских правах. В силу особенностей мыслительных процессов детей точность и неоспоримость экспертного заключения являются актуальной проблемой. В данной статье раскрывается значение, методы, актуальные проблемы судебно-психологической экспертизы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Козырева И.Е., Хабибуллина Г.А., Хисамутдинова Э.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AND CURRENT PROBLEMS OF FORENSIC-PSYCHOLOGICAL EXAMINATION IN THE DIVORCE PROCESS

Forensic psychological examination is an important component of civil proceedings in divorce cases. An expert's opinion is necessary when the individual psychological characteristics of family members, spouses to each other, children to parents are established. The range of issues on which the examination is assigned is determined by the court, but often these are issues such as determining the child's place of residence, restriction or deprivation of parental rights. Due to the peculiarities of children's thought processes, the accuracy and indisputability of the expert opinion is an urgent problem. This article reveals the meaning, methods, current problems of forensic psychological examination.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В БРАКОРАЗВОДНОМ ПРОЦЕССЕ»

ПОНЯТИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В БРАКОРАЗВОДНОМ ПРОЦЕССЕ

И.Е. Козырева, канд. юрид. наук, доцент Г.А. Хабибуллина, студент Э.Р. Хисамутдинова, студент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-4-4-21-24

Аннотация. Судебно-психологическая экспертиза важная составляющая гражданского судопроизводства по бракоразводным делам. Мнение эксперта необходимо тогда, когда устанавливаются индивидуально-психологические особенности членов семьи, супругов друг к другу, детей к родителям. Круг вопросов, по которому назначается экспертиза, определяется судом, но зачастую это такие вопросы, как определение места жительства ребенка, ограничение или лишение в родительских правах. В силу особенностей мыслительных процессов детей точность и неоспоримость экспертного заключения являются актуальной проблемой. В данной статье раскрывается значение, методы, актуальные проблемы судебно-психологической экспертизы.

Ключевые слова: развод, экспертиза, детско-родительские отношения, ребенок, психоэмоциональное состояние.

Развод - это расторжение брака между супругами при жизни, юридическое прекращение всех обязанностей между ними в соответствии с семейным и гражданским законодательством [1]. Данный процесс представляет собой кризис отношений в семье, одновременно влекущий за собой среди членов семьи разлад и дисгармонию. Согласно статистике в России каждая вторая пара через некоторое время после свадьбы возвращается в органы ЗАГСа для оформления развода [2]. У половины из них уже есть дети, которые обречены в данной ситуации взрослеть и психологически крепнуть в неполном браке, принимать его со всеми вытекающими последствиями на психологическом уровне. Развод, его причины и последствия несут в себе наиактуальнейшую проблему современного общества.

Во время процедуры развода супруги испытывают разный спектр эмоций в лучшем случае это благодарность и уважение, что встречается крайне редко, в худшем случае это смесь гнева, печали, ненависти и страха. Причинами спора выступают разные аспекты семейной жизни, мыслить здраво, рационально во время развода супругам сложно в силу межличностного

конфликта и нестабильного психологического состояния. Хуже всего, когда решение о разводе принимается в одностороннем порядке, и тогда второй супруг испытывает плюсом ко всему обиду и желание мстить. Порой данные эмоции выражаются в действиях и отражаются на детях.

Согласно исследовательским данным развод относится к числу социально-психологических ситуаций, обладающих высоким риском различного рода нарушений психического состояния у всех членов семьи. Дети в силу естественной возрастной зависимости от родителей, личностной и эмоциональной незрелости оказываются наиболее уязвимыми к психотрав-мирующему действию развода. Очевидно, что развод относится к тем событиям в жизни ребенка, которые наиболее часто ведут к образованию невротических симптомов.

Состояние и оценка психологического состояния ребенка актуальна при судебном разрешение споров, суд не обладает квалифицирующими знаниями в области психологии, в связи с этим прибегает к помощи высококвалифированных специалистов в области психологии.

Установление имеющегося вреда психическому и психологическому здоровью ребенка вследствие его воспитания одним из родителей или общения с ним имеет юридическое значение и может повлечь за собой передачу ребенка на воспитание другому родителю или изменение порядка общения (ч. 3 ст. 65 СК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 66 СК РФ). Столь серьезные последствия требуют от специалиста особой ответственности и обоснованного заключения о риске вреда психическому здоровью, предполагающего учет имеющихся научных исследований.

Помимо суда за психологической экспертизой детей, родители которых находиться в ситуации развода, могут обращаться не только судебные органы, но и сами родители, или их представители (юристы и адвокаты), в этом случае это будет досудебное психологической исследование, а не судебная психологическая экспертиза. Разница в названиях заключается в том, что в случаи назначения экспертизы судом, психолог приобретает статус эксперта и дает суду подписку о том, что предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, заключений эксперта, специалист, согласно ст. 307 УК РФ [3]. Тогда, когда к психологу обращается сторона самостоятельно изъявив желание во внесудебном порядке, подписка с психолога не берется. Исследование может быть предоставлено на обозрение суду, оно будет представлять собой доказательства по делу, но приравнено к экспертному заключению оно может быть только, если суд сочтет его надлежащим. Обязательным критерием приравнивания к экспертному заключению служит соответствующая квалификация психолога, подтвержденная документально.

Психологическая экспертиза детско-родительских отношений проводится в интересах ребенка. Заключение эксперта должно отражать объективную ситуацию и не должно быть ангажировано одной из сторон. Под интересами ребенка в правовой доктрине принято понимать обеспечение условий, которые необходимы для его полноценного физического, психического

и духовного развития. Чаще всего такой анализ детско-родительских отношений направлен на установление степени привязанности ребенка к отцу или матери, а также психологической совместимости ребенка (детей) с родителями и лицами их заменяющими. В делах, предметом которых являются споры, связанные с воспитанием детей, в частности об определении места жительства ребенка, заключение эксперта играет немаловажную роль, поскольку влияет на его будущую жизнь.

Судебная психолого-педагогическая экспертиза, как правило, назначается по основаниям предусмотренным ч. 1 ст. 82 Гражданского процессуального кодекса РФ и ст. 23 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», в том случае, когда необходимо проведение исследований с применением знаний различных областей и научных направлений в пределах одной области знаний [4]. Эксперт в рамках экспертизы детско-родительских отношений должен обладать знаниями в сфере психологии и педагогики.

Экспертиза проводится в форме беседы, опросов и тестирований различных видов в спокойной и комфортной обстановке при личной встрече. Основной задачей эксперта является определение истинных отношений, сложившихся между родителями и ребенком, для чего используются специальные методики, начиная от тестовых опросов и письменных заданий, заканчивая творческими и проективными. Достоверные результаты достигаются вследствие применения целого комплекса исследований, поскольку использование только одного метода может повлечь недостоверную и необъективную картину.

Ф.С. Сафуан выделял следующие методики, применяемые при производстве комплексных судебных экспертиз в отношении анализа детско-родительских отношений.

Первый метод клинико-

психопатологический [5]. Его сущность состоит в анализе приобщенных к материалу дела медицинской документации, видеозаписей, фотографий, содержания

переписок, клинической беседе с ребенком, наблюдение за ним, описание психического состояния, анализ возможных психических расстройств, вызванных пси-хотравмирующей ситуацией.

Второй способ клинико-

психологический. Он заключается в направленной беседе с ребенком, наблюдении за поведением ребенка в игровой деятельности, а также в ситуации экспертного исследования, за эмоциональным состоянием при совместной деятельности ребенка и родителя [5]. Нередко вследствие психотравмирующей ситуации у детей отмечаются симптомы психических расстройств, психологического неблагополучия. Выявленные синдромы требуют определение экспертом способности каждым из родителей обеспечить эти потребности. В ходе клинико-психологической беседы с ребенком должно быть изучено детское восприятие сложившейся семейной ситуации, его представление о роли и значимости каждого родителя. Целесообразно ознакомиться с примерами из жизни ребенка: кто чаще всего встречал его из детского сада и школы; как проводили свободное время с ребенком каждый из родителей; помогал ли отец или мать в решении вставших перед ребенком проблем. Если в ходе беседы, будет прослеживаться негативное отношение ребенка к одному из родителей, эксперту необходимо отразить в заключении причины формирования такого отношения. Не стоит забывать, что в силу возрастных особенностей представления ребенка могут искажаться, принимать форму мнения навязанного взрослыми. Содержание и форма вопросов должны

учитывать возраст ребенка, его психическое состояние и уровень психического развития, особенности конкретной семейной ситуации.

Информация, полученная в ходе такой экспертизы, позволяет определить коммуникабельность ребенка, его восприятие обоих родителей, способность понимать ими его чувства. Реакция ребенка на поведение родителей является очень важной как для эксперта, так и для суда.

При проведении судебно-

психологических экспертиз у специалистов-психологов порой возникают трудности. Мнение детей, достигших десятилетнего возраста, судом учитывается в обязательном порядке. Ребенок, который находится в семье, переживающей развод, испытывает чувство опустошенности и подавленности. В этот период они проявляют апатию, замкнутость.

Суд может неверно решить то, с кем останется ребенок, так как порой дети из-за отсутствия анализа происходящего и в силу особенностей мыслительных процессов, не могут в полной мере понимать серьезность ситуации и/или находятся под давлением родителя и зависят от его мнения. В рамках данной экспертизы выясняется психологическая совместимость супругов, детей с каждым из родителей усыновителей, опекунов, определения возможности конкретных лиц обеспечить воспитание детей.

Таким образом, судебно-

психологическая экспертиза важная составляющая решения проблемных вопросов, возникающих в судах по делам бракоразводного процесса.

Библиографический список

1. Тарасова Е.О. Проблемы развода в современной семье // Власть. - 2015. - Т. 23. № 1. - С. 141-145.

2. Оперативные демографические показатели за январь - август 2020 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/70843/document/101202 (дата обращения 22.04.2021).

3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 05.04.2021, с изм. от 08.04.2021) // Официальный интернет - портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov/ (дата обращения 22.04.2021).

4. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 N 73-Ф3 // Официальный интернет - портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov/ (дата обращения 22.04.2021).

5. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза: учебник для вузов / Ф.С. Сафуанов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 309 с.

CONCEPT AND CURRENT PROBLEMS OF FORENSIC-PSYCHOLOGICAL EXAMINATION IN THE DIVORCE PROCESS

I.E. Kozyreva, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

G.A. Khabibullina, Student

E.R. Khisamutdinova, Student

Bashkir State University

(Russia, Ufa)

Abstract. Forensic psychological examination is an important component of civil proceedings in divorce cases. An expert's opinion is necessary when the individual psychological characteristics of family members, spouses to each other, children to parents are established. The range of issues on which the examination is assigned is determined by the court, but often these are issues such as determining the child's place of residence, restriction or deprivation of parental rights. Due to the peculiarities of children's thought processes, the accuracy and indisputability of the expert opinion is an urgent problem. This article reveals the meaning, methods, current problems of forensic psychological examination.

Keywords: divorce, examination, parent-child relationship, child, psycho-emotional state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.