Научная статья на тему 'Понятие художественно-творческих способностей студентов и их развитие посредством печатной графики'

Понятие художественно-творческих способностей студентов и их развитие посредством печатной графики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2567
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА / КОМПОЗИЦИОННОЕ / ЦВЕТОВОЕ / ЖАНР / ТЕМА / ТЕХНИКА / FACULTY / ARTISTIC CREATIVE FACULTIES / GRAPHIC ART / COMPOSITE / COLOR / GENRE / SUBJECT / TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронов Борис Константинович

Представленная статья затрагивает вопросы, очень важные для современной педагогики, проблему способности человека вообще, способностей художественно-творческих и путей их развития. Автор анализирует определения способностей, сделанные известными психологами (Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном и др). Автор подчеркивает, что печатная графика способствует гармоничному развитию личности студента: сложный материал требует поиска решений, наиболее для него подходящих как композиционных, цветовых, так и выбора жанра, темы, техники. В статье приводится список качеств, развитию которых может способствовать изучение печатной графики. Актуальность темы статьи несомненна помимо исследования теоретического материала автор рассматривает его практическое применение на занятиях печатной графикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of students' artistic creative skills and their evolution by means of graphic art

The present paper touches upon the subjects that are very knowledge important for modern pedagogy the problem of human faculties in general, the artistic creative faculties and the ways of their developing. The author analyzes available definitions of faculties given by well-known psychologists (Ananjev B. G., Vygotsky L. S., Rubinstein S. L. and others). The author emphasizes that graphic art stimulates harmonious development of student`s personality: the complicated problem requires searching for the most suitable solutions concerning both composite, color and genre, subject, techniques choosing. The list of qualities which could be developed due to the mastering of graphic art is given in the paper/ The topicality of the paper subject is un questionable in addition to theoretical investigation the author examines its practical usage during graphic art studies.

Текст научной работы на тему «Понятие художественно-творческих способностей студентов и их развитие посредством печатной графики»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009

УДК з7-026.9 б. К. МИРОНОВ

Омский государственный педагогический университет

ПОНЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ И ИХ РАЗВИТИЕ ПОСРЕДСТВОМ ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКИ________________________________________

Представленная статья затрагивает вопросы, очень важные для современной педагогики, — проблему способности человека вообще, способностей художественно-творческих и путей их развития. Автор анализирует определения способностей, сделанные известными психологами (Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном и др).

Автор подчеркивает, что печатная графика способствует гармоничному развитию личности студента: сложный материал требует поиска решений, наиболее для него подходящих — как композиционных, цветовых, так и выбора жанра, темы, техники. В статье приводится список качеств, развитию которых может способствовать изучение печатной графики. Актуальность темы статьи несомненна — помимо исследования теоретического материала автор рассматривает его практическое применение на занятиях печатной графикой. Ключевые слова: способность, художественно-творческие способности, печатная графика, композиционное, цветовое, жанр, тема, техника.

Проблема развития художественно — творческих способностей студентов является актуальной проблемой воспитания и обучения.

Исследованием способностей занимались и занимаются многие отечественные психологи. Среди них можно выделить работы Б.Г. Ананьева [1], Л.С. Выготского [3], С. Л. Рубинштейна [9], А. Н. Леонтьева [7], В.С. Кузина [6], Б.М. Теплова [10] и др.

Так С.Л. Рубинштейн [9] подразумевает под способностями «сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые вырабатываются лишь в процессе определенным образом организованной деятельности» [9; с. 203].

А.В. Петровский [8] утверждает, что «это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся» [8; с. 36].

Способности, считал Б.М. Теплов [10], не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется [10; с. 236].

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой- либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами.

С.Л. Рубинштейн [9] считает, что: «Способности — это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. В отличие от навыков, способности — результат закрепления не способов действия, а психических процессов «деятельностей», посредством которых действия и деятельности регулируются» [9, с. 546].

Данные определения позволяют заключить, что любая способность является способностью к какой-то

деятельности и включает в себя необходимые свойства и качества, соответствующие требованиям этой деятельности.

Исследованием художественно-творческих способностей к изобразительной деятельности занимались В.И. Киреенко [4], А.Г. Ковалев [5], Н.Н. Волков [2], В.С. Кузин [6] и др.

В.И. Киреенко [4]. выделяет следующие художественно-творческие способности:

— целостность восприятия;

— оценка отклонений от вертикали и горизонтали;

— оценка светлотных отношений;

— оценка пропорций;

— оценка перспективных сокращений;

— зрительная память [4; с. 56].

В свою очередь в структуре изобразительных способностей следует выделить основные и вспомогательные свойства.

К основным свойствам художественно-творческих способностей, по мнению B.C. Кузина [6], относятся:

1) художественно — творческое воображение, обеспечивающие улавливание главного и характерного в явлениях действительности, типизация или обобщение, композиция;

2) свойства зрительной памяти, обеспечивающие создание ярких зрительных образов в сознании художника и способствующие их превращению в художественный образ;

3) эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению;

4) волевые свойства личности [6; с.133— 136].

К вспомогательным свойствам художественных способностей относятся:

1) высокая природная чувствительность зрительного анализатора, развивающаяся в процессе деятельности (чувство линии, чувство формы, чувство пропорции, чувство цвета и т.д.);

2) сенсомоторные свойства руки художника, обес-

печивающие быстрое усвоение новых технических приемов в рисунке [6; с. 292].

Все вышеперечисленные свойства тесно связаны между собой и для развития художественно — творческих способностей необходимо их гармоничное сочетание.

Художественно-творческие способности должны развивать в равной степени все спецдисциплины, в том числе и печатная графика. Нельзя ограничиваться только знаниями и умениями, полученными на занятиях по живописи, рисунку, композиции, методике. Подготовка студентов должна осуществляться и в процессе занятий по печатной графике.

Студенты, занимающиеся на занятиях по специализации графикой, изучают различные виды печатной графики. Цель этих занятий — ознакомить студентов факультета изобразительного искусства с основными видами станковой печатной графики (монотипия, линогравюра, гравюра на картоне, офорт, литография, сериграфия).

Техника выполнения печатной графики очень сложна. Так, при создании гравюры на специальной доске (из металла, дерева, камня или другого материала) вырезают изображение, затем заливают его черной или темно-коричневой краской и отпечатывают на бумаге. Инструмент гравера студент осваивает на специальном листе для упражнений. Используя острие штихеля, можно получить прямые и волнистые тонкие линии, а работая его боковой поверхностью — широкие штрихи.

В процессе работы над графикой студент разовьет кисть, координацию и движения пальцев, научится аккуратно проводить линии, штриховать, регулировать интенсивность нажима на инструмент и т.д. Данный метод работы положительно влияет на развитие способностей, открытие творческого потенциала. Развитие художественно-творческих способностей студентов в процессе занятий печатной графикой выявляет определённые способности, качества личности и характера. А именно:

1) художественное восприятие натуры;

2) способность к художественно-образному выражению;

3) точность выбора изобразительных средств, владение графическим языком;

4) владение техническими приёмами графики;

5) мышление в материале, предвидение результата;

6) последовательность выполнения графического задания и его объяснение;

7) быстроту решения нетрадиционных задач, дисциплинированность, координацию движений, сообразительность, художественную смелость;

8) тоновое и колористическое видение;

9) лаконизм, способность обобщать;

10) воображение, зрительную память;

11) владение навыками работы;

12) осмысление личного творческого опыта.

Все приведенные способности и качества личности и характера — важная оставляющая качеств художника-педагога, они определяют способность уверенно справляться с материалом как в педагогике, так и в творчестве.

Вооружение студента знаниями о гармонии, постановка перед студентами и решение ими постепенно усложняющихся творческих задач, высокий эмоциональный настрой на занятиях, увлеченность преподавателя и учащихся — необходимые предпосылки развития художественно-творческих способностей.

Занятия печатной графикой дают мощный толчок развитию творческого воображения. Развитие творческого воображения обусловлено в какой-то мере в основном техникой печатной графики, и ее отсутствие или несовершенство, ее неадекватность творческим задачам художника может сковать его воображение. «Творческое развитие художника совершается часто в своеобразной диалектике творческих замыслов и техники; новые творческие замыслы для своего осуществления требуют иногда овладения новыми техническими средствами; овладение новыми техническими средствами создает новые технические возможности, открывает простор для новых творческих замыслов, а новые творческие замыслы требуют дальнейшего развития и совершенствования техники и т. д.» — отмечал С.Л. Рубинштейн [9, с. 61].

Занятия графикой вырабатывают у студентов важнейшее профессиональное качество — мышление в материале, понимание особенностей Материала, способность предвидеть конечный результат, «задумывать» лист. Все это подводит студентов к пониманию специфики выразительного языка искусства печатной графики. Специфика графического языка помогает развитию художественного образа.

Простой и доступный инструмент (ножи, ланцет, иглы и др.), работа на металле, пластике, пластмассе, целлулоиде, органическом стекле делают искусство графики доступным, развивает творческую фантазию, позволяют, работая в любой из изученных графических техник, создавать различные жанры (пейзаж, портрет, натюрморт), а также работать в различных манерах офорта (травленый штрих, акватинта, мягкий лак, лавис, резерваж).

В то же время жанровое ограничение заставляет студентов искать оригинальные художественные решения своих листов, выражать в большей степени авторское отношение к изображаемому. При этом студенты изучают достаточно сложную технологию изготовления офортной доски и печати, постоянно учитывая, что все эти процессы являются звеньями творчества, от которых в той или иной степени зависит создание художественного образа.

Богатство графического языка литографии, а порой невыразительность художественного образа листа заставляют студента искать новые выразительные средства, тщательнее производить их отбор.

Таким образом, графика является уникальным художественным материалом, способствующим развитию творчества, воспитанию культуры восприятия цвета, художественного вкуса, помогает овладеть пространством и формой. Чем лучше студенты овладевают графикой, тем легче и доступнее для них становится дальнейшее обучение. Студент, умеющий создавать графику, легко овладевает другой техникой работы. Все это подтверждает важность умения свободного владения техникой печатной графики для студентов художественных факультетов педагогических вузов.

Как видим, графика обладает большими воспитывающими возможностями в становлении и развитии личности вообще и его художественно-творческой активности. Это обусловлено тем, что печатная графика интересна и многообразна и является активным средством действительности, представляя собой одну из наиболее эмоционально-увлекательных форм постижения деятельности, тем более, что задача современного обучения заключается не только в том, чтобы дать учащимся определенную сумму знаний, но и в том, чтобы развить их художественно — творческие способности, связанные с самостоятельным поиском

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009

новых способов деятельности, способности ставить проблему и находить пути ее решения.

Библиографический список

I 1. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г. Ананьев // - М. : АПН РСФСР, 1960 - С. 486.

2. Волков, Н.Н, Восприятие предмета и рисунка / Н.Н. Волков // - М. : АПН РСФСР, 1950. - С.508.

3. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский // - М. : Искусство, 1965. - С. 379.

4. Киреенко, В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности / В.И. Киреенко // - М. : Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1959. - С. 304.

5. Ковалев, А.Г. К вопросу о структуре способностей к изобразительной деятельности / А.Г. Ковалев // Проблемы способностей. / Под ред. В.Н.Мясищева. - М. : АПИ РСФСР, 1962. - С. 68-75.

6. Кузин, B.C. Психология : учебник для художественных

училищ / B.C. Кузин // - М. : Педагогика, 1982. - С. 256.

7. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев // Избр. психолог., произв., в 2-х томах. - М. : Педагогика, 1983. Т.2. - С. 318.

8. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология : учеб. для вузов / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский // - М. : Издат. центр «Академия», 2000. - 512 с.

9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии : в 2 т. / С.Л. Рубинштейн // - М.,1989, T. I. - 488 c., T. 2. - 328 с.

10.Теплов, Б.М. Избранные труды : в 2-х томах / Б.М. Теплов // - М. : Педагогика, 1985. Т. 1.

МИРОНОВ Борис Константинович, профессор кафедры рисунка Омского государственного педагогического университета, член Союза художников России.

Дата поступления статьи в редакцию: 16.10.2008 г.

© Миронов Б.К.

Книжная полка

ББК 88/К21

Карандашев, В. Н. Методика преподавания психологии [Текст] : учеб. пособие для вузов по специальностям психологии / В. Н. Карандашев. - СПб. : Питер, 2008. - 249 с. : рис. - Предм. указ.: с. 247-249. - ISBN 978-5-94723-371-1.

Книга представляет собой первый опыт написания учебного пособия по дисциплине «Методика преподавания психологии», в котором охватываются все основные темы курса. Целью данного издания является изложение теоретических и методических вопросов преподавания психологии в средних и высших учебных заведениях. Приводятся материалы по истории преподавания психологии, описывается современное психологическое образование в России и за рубежом, разбираются основные правовые и нормативные документы, которые должен знать преподаватель психологии. Центральное место в книге занимают вопросы технологии разработки учебного курса по психологии. Подробно рассматриваются методические проблемы лекций, семинарских, лабораторных и практических занятий, уроков по психологии, особенности их подготовки и проведения, даются рекомендации по методическому руководству самостоятельной работой студентов. Характеризуются методы и приемы обучения психологии, а также способы проверки и оценки знаний.

ББК 88/Г70

Горчакова, В. Г. Прикладная имиджелогия [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. Г. Горчакова. - М. : Акад. Проект, 2007. - 399 с. - (ва^еат^). - ISBN 978-5-8291-0824-3.

Автор рассматривает имидж как форму рекламы, политический капитал, личностный и творческий ресурс, раскрывает природу и парадоксы публичного общения, глубинные образы коллективного бессознательного, механизмы и этапы эмоционально-образного развития человека.

В книге раскрывается природа имиджа как многоуровневой системы компонентов, знаков и сигналов; показаны имиджевые ресурсы и способы их активации. Представлены методики глубинного имиджевого программирования и имиджевой трансформации, наращивания имиджевых ресурсов, активизации личностного и имиджевого развития, эмоционально-образной коррекции, имидж-сопровождения и продвижения.

Работники кино и телевидения, артисты, политики, руководители всех рангов, журналисты и спортсмены, представители всех публичных профессий, а также все те, кто стремится к самосовершенствованию, успеху и признанию, найдут здесь оригинальные приемы и новые методы создания своего публичного образа. Созданный на их основе имидж как художественное и информационное целое обеспечит эффективность медиапрофессионала и усиление его воздействия на массовую аудиторию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.