УДК 81
Лесник Т.Р.
магистрант 2 курса института русской и иностранной филологии Армавирский государственный педагогический университет
(г. Армавир, Россия)
ПОНЯТИЕ «ГЕНДЕР» И ГЕНДЕРНАЯ ЛИНГВИСТИКА В НАУЧНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ КОНТЕКСТАХ
Аннотация: статья посвящена рассмотрению понятия "гендер" и «гендерная лингвистика», которое стало широко обсуждаться и изучаться в различных научных и социальных контекстах. Гендер - это сложное и многогранные понятие, которое связано с социальными, культурными и психологическими аспектами восприятия и определения отличий между мужчинами и женщинами.
Ключевые слова: гендерный стереотип, язык, культура, гендерные отношения, гендерная лингвистика.
Исследованиями гендерных отношений сквозь призму языка в настоящее время занимаются многие учёные: гендерную ментальность изучает В.А. Деткова, межкультурную коммуникацию в гендерных отношениях рассматривают И.И. Лизенко и Ю.А. Фодор, в когнитивно-лингвокультурологическом аспекте к гендеру во фразеологии обращается В.С. Самарина, тендерными отношениями в языке занимается Ф.А. Исламова, современные аспекты гендера в языкознании выделяет Е.С. Зиновьева.
Гендерная лингвистика - это одна из областей науки, которая исследует отношение между языком и гендерными нормами и стереотипами. В центре внимания гендерной лингвистики находится анализ использования языковых средств для описания и осмысления половой идентичности и социального положения.
Гендерная лингвистика исследует различные аспекты языка, включая лексику, грамматику, фонетику и семантику, чтобы понять, как отношение к полу влияет на языковые структуры. Например, мужское и женское родовые формы в языках, где они существуют, могут рассказывать о социальных представлениях о роли мужчины и женщины в обществе. Анализ стереотипов, связанных с использованием языковых единиц, позволяет выявить дискриминацию на основе пола и работать над справедливым использованием языка.
Гендерная лингвистика также занимается исследованием использования языковых средств для создания и поддержки гендерного равенства. Это может включать сочетание языковых форм, способствующих нейтральности по полу, создание новых слов и идентификацию устаревших и неподходящих образцов языка.
Особенно важно отметить, что гендерная лингвистика помогает нам осознать и осмыслить как позитивные, так и негативные аспекты языка в отношении гендера. Она позволяет нам понять, как язык может влиять на гендерную идентичность и как использование языковых форм и стереотипов может оказывать влияние на политику, культуру и общество в целом.
Важной составляющей гендерной лингвистики является анализ лексических и грамматических особенностей языка, которые могут указывать на присутствие или отсутствие гендерных предрассудков. Исследователи изучают, какие слова и фразы употребляются в отношении мужчин и женщин, и как это влияет на наше восприятие и понимание обоих полов. Например, в некоторых языках существует явное различие в формах обращения к мужчинам и женщинам, что может создавать неравенство или социальное давление.
Гендерная лингвистика также изучает использование стереотипных выражений и фраз, которые могут обобщать и уникально идентифицировать группы людей по половой принадлежности. К примеру, использование слова "мужественный" в отношении мужчин и "нежный" в отношении женщин
создает рассогласование в ожиданиях относительно социальных ролей и может оказывать негативное влияние на равенство полов.
Е.А.Земская установила, что женщинам более свойственны фатические речевые акты, они легче переключаются, меняют роли в акте коммуникации (мужчины чаще обнаруживают «психологическую глухоту», не реагируют на реплики), в речи женщин менее сильно влияние фактора профессии, чем в речи мужчин. Женское ассоциативное поле более обобщенно и гуманистично (природа, животные, повседневная жизнь), а мужчины ассоциируют себя со спортом, охотой и военной сферой.
В то же время в 90-е годы стало очевидным, что вопросы разграничения гендерного и иных факторов, влияющих на языковую компетенцию и коммуникацию, представляют большую сложность и нуждаются в тщательной проработке. Была создана гипотеза переключения кодов: женщины могут переключаться с одного речевого кода (женского) на другой (мужской) в зависимости от ситуации.
Языковой материал, демонстрирующий развертывание парадигмы рода личных существительных на оси комбинаторики (случаи типа граждане и гражданки), подтверждает подмеченную закономерность: коррелят мужского рода практически всегда оказывается первым. Исключение (будем думать -знаковое!) - название новой телепередачи: «Умницы и умники». Впрочем, может быть, тут дело в том, что данная оппозиция нетипична, ее невозможно отнести к привативным с немаркированным мужским родом, ибо умница -скорее существительное общего рода.
Известна зависимость сознания индивида от стереотипов своего языка, ибо «в сознании каждого запечатлена некоторая совокупность текстов, которые и определяют отношение человека к действительности, и его поведение опосредуется дискурсивной практикой. Вследствие этого языку придается исключительное значение, а лингвистика признается центральной наукой, так как сознание индивида уподоблено тексту: человек как субъект растворяется в текстах-сознаниях, составляющих великий интертекст культурной традиции».
Для языкознания существенным теоретическим постулатом является культурная обусловленность пола и ее манифестация в языке и коммуникации. Гендерный подход предполагает отражение гендерных отношений в истории языка, изучение пола как культурной репрезентации в лингвокультурологии, лексикогра-фическое кодирование соответствующих единиц языка. Интересные результаты может дать контрастивный анализ, поскольку позволяет установить различия в концепциях, моделировании феномена пола в связи с экзистенциальными характеристиками человека.
Одним из ключевых понятий в гендерной лингвистике является гендерная маркированность. Это процесс, при котором язык относит определенные слова или выражения к определенному полу. Например, в ряде языков существуют маркированные формы профессий, которые указывают на пол человека, занимающего эту профессию. Например, в русском языке есть слова "актриса" и "актер", где первое слово маркировано как женское, а второе - как мужское.
Гендерная лингвистика также изучает языковые стереотипы и предрассудки, связанные с гендером. Например, в некоторых языках существуют слова, которые используются только для описания женщин или мужчин, и эти слова могут нести с собой негативные или положительные коннотации. Это может влиять на восприятие и оценку людей на основе их пола.
Гендерная лингвистика также исследует языковые изменения и эволюцию гендерных ролей и идентификаций. Например, в некоторых языках происходит изменение в использовании гендерной маркированности, чтобы отразить изменяющиеся представления о гендере в обществе. Это может проявляться в создании новых слов или изменении значения существующих.
Одним из ключевых аспектов исследования гендерной лингвистики является анализ гендерной кодировки в языке. Это относится к языковым конструкциям, которые отражают представления о мужчинах и женщинах, а также о том, как они себя воспринимают и взаимодействуют друг с другом.
Примеры таких конструкций включают в себя употребление и значимость грамматического рода, использование сленга и выражений, а также описательные эпитеты, относящиеся к определенным полам.
Изучение гендерной лингвистики помогает раскрыть различные аспекты гендерного неравенства в обществе и снять стереотипы, существующие в языке и коммуникации. Оно позволяет нам стать осознанными и более внимательными к различиям и предубеждениям в языке.
Гендерная лингвистика имеет большое значение для понимания гендерных отношений и представлений в обществе. Исследования в этой области помогают раскрыть взаимосвязь между языком и гендером, а также позволяют выявить и преодолеть гендерные неравенства и предрассудки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Даниленко В.П. Дисциплинарная структура грамматики // Филол. науки. -М., 1992. - №3. -С.25-31;
2. Добровольский Д.О., Кирилина А.В. Феминистская идеология в гендерных исследованиях и критерии научности // Гендер как интрига познания. - М., 2000. -С.19-35;
3. Русский язык в его функционировании. - М., 1993. - С.38-45. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М., 1996. -255 с;
4. Карцевский С.И. Из лингвистического наследства. - М., 2000. - 320 с;
5. Кибрик А.Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания. -М., 1992. -252 с.
Lesnik T.R.
Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia)
CONCEPT OF "GENDER" AND GENDER LINGUISTICS IN SCIENTIFIC AND SOCIAL CONTEXTS
Abstract: article is devoted to the consideration of the concepts of "gender" and "gender linguistics", which has become widely discussed and studied in various scientific and social contexts. Gender is a complex and multifaceted concept that is associated with the social, cultural and psychological aspects ofperception and definition of differences between men and women.
Keywords: gender stereotype, language, culture, gender relations, gender linguistics.