И.П. Кожокарь
ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ, ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕФЕКТОВ МЕХАНИЗМА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Статья посвящена вопросу предупреждения дефектов механизма гражданско-правового регулирования. Выделяются отдельные элементы процесса предупреждения: понятие, формы, объекты и субъекты.
Ключевые слова: дефекты, механизм правового регулирования, предупреждение дефектов.
I.P. Kozhokar
THE CONCEPT, FORMS, OBJECTS AND SUBJECTS OF DEFECTS PREVENTION MECHANISM OF CIVIL-LAW REGULATION
The article is devoted to the prevention mechanism defects civil regulation. The author singles out the individual elements of the prevention process: concept, forms, objects and subjects. Keywords: defects, the legal regulation mechanism, defects prevention.
Подход к дефектности правовых явлений как к негативной реалии предполагает соответствующую систему противостояния ей, главным элементом в которой выступает воздействие на причины, ее порождающие.
Средства преодоления и устранения дефектов механизма гражданско-правового регулирования (далее — МГПР) направлены на нейтрализацию уже возникших дефектов через толкование, коррекцию норм права, воздействие на субъектов — участников дефектных гражданских правоотношений, а меры предупреждения — на ликвидацию причин и условий, порождающих дефекты.
На сегодняшний день предупреждение дефектов МГПР должно стать одним из главных направлений гражданско-правовой политики государства, которая включает не только гражданское законодательство и основные направления по его совершенствованию, но и деятельность государственных органов, общественных организаций, отдельных граждан по предупреждению дефектолиза-ции гражданского законодательства, правоотношений и юридических фактов.
Анализ научной литературы, посвященной правовым дефектам, свидетельствует о том, что авторы, описывая и характеризуя дефекты, не уделяют достаточного внимания мерам их предупреждения. Комплексная система мер предупреждения дефектов как в праве в целом, так и в гражданском праве в частности, отсутствует. Научно обоснованные представления о предупредительной деятельности в частноправовой сфере, в т.ч. в цивилистической дефектологии, не сформированы.
Предупреждение дефектов МГПР — это целенаправленная деятельность государственных органов, общественных институтов, юридических и физических лиц, воздействующая на процессы детерминации дефектов в целях недопущения их появления и расширения дефектолизации элементов МГПР.
© Кожокарь Игорь Петрович, 2016
Кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского и международного частного права (Саратовская государственная юридическая академия)
Предупреждение дефектов МГПР происходит в двух формах: профилактики и предотвращения.
Профилактика дефектов призвана воздействовать непосредственно на причины и условия их возникновения. Это наиболее важный (генеральный) этап противодействия, т.к. он связан с воздействием на сами «дефектогенные» факторы, порождающие дефекты.
Предотвращение дефектов — недопущение дефектов на стадии планирования и подготовки нормативных актов, возникновения гражданских правоотношений и юридических фактов. Например, нотариус в процессе удостоверения сделки, обнаружив несоответствие закону представляемых сторонами сделки документов, может указать на нарушения и тем самым предотвратить возникновение дефектного юридического факта и правоотношения.
Объектами предупреждения в сфере цивилистической дефектологии выступают правотворческий и правореализационный виды деятельности. Точное определение объекта предупредительной деятельности необходимо, поскольку приемы, средства, формы предупреждения должны быть адекватны объекту своего воздействия.
Предметом предупреждения являются правовые нормы, стимулирующие бездефектное поведение как законодателя и правоприменителя, так и участников гражданских правоотношений.
Субъектами предупреждения дефектов МГПР выступают различные органы, организации, индивидуумы, среди которых можно выделить две группы специализированных и неспециализированных субъектов.
Деятельность специализированных субъектов непосредственно или опосре- е дованно направлена на предупреждение дефектов механизма правового регули- и рования при осуществлении компетенции и полномочий. а
Важнейшим среди таких субъектов предупредительной деятельности явля- о
в
ются нормотворческие органы, которые вправе принимать любые предупреди- о
й
тельные меры по недопущению, прежде всего, нормативных дефектов. а
С целью предупреждения дефектов МГПР в законотворческой работе большое Р значение должно придаваться реализации механизма оценки регулирующего е
воздействия (ОРВ) правовых актов. В Российской Федерации действует Поста- °
й
новление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1318 «О порядке проведения р
федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воз- Ч
действия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам о
федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической К
комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Рос- м
сийской Федерации»1, согласно которому после размещения уведомления о под- I
готовке проекта акта проводятся публичные консультации, в которых участвуют: ¡§
ш
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти; 1
представители предпринимательского сообщества; 22
общественный совет при разработчике (в случае его наличия); 6
Экспертный совет при Правительстве РФ;
иные организации, которые по мнению разработчика, целесообразно привлечь к подготовке проекта акта.
Проведение публичных процедур, в т.ч. консультаций и сбора предложений, при подготовке законопроекта является действенной профилактической мерой возникновения дефектов МГПР. 69
Однако мы вынуждены разделить возмущение А.Г. Карапетова и А.И. Савельева по поводу того, что «в России система ОРВ до последнего времени практически не работала либо профанировалась. Законы пишутся „на коленках" в условиях тотальной конкуренции лоббистских групп и без серьезной независимой экономической экспертизы (не считая экспертизы бюджетных расходов). Достаточно сказать, что пояснительные записки ко многим важнейшим законопроектам зачастую не превышают нескольких страниц!»2. Расширение оценки регулирующего воздействия законопроектов — одно из важнейших направлений профилактики и предотвращения дефектов МГПР.
Предупреждает появление юридико-технических дефектов и проведение законодателем лингвистической экспертизы, под которой понимается «оценка соответствия представленного текста нормам современного русского литературного языка с учетом особенностей языка нормативных правовых актов и даче рекомендаций по устранению грамматических, синтаксических, стилистических, логических, редакционно-технических ошибок и ошибок в использовании терминов»3. Точность, ясность, языковое единообразие текста проекта нормативного акта предупреждает появление соответствующих нормативных дефектов4.
В Российской Федерации осуществляется оценка фактического воздействия нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности5, в частности, в целях анализа достижения целей регулирования, определения и оценки фактических положительных и отрицательных последствий принятия нормативных правовых актов, а также выявления в них положений, необоснованно затрудняющих 16 ведение предпринимательской и иной экономической деятельности. ? Однако следует отметить, что профилактическая деятельность в сфере
(112 гражданско-правовой дефектологии со стороны правотворческих органов заклю-» чается в предупреждении дефектов не только нормативной подсистемы МГПР, но I и других подсистем. В частности, своевременное принятие гражданско-правовых | норм — это одно из условий предупреждения дефектов гражданских правоот-! ношений. Так, по справедливому замечанию В.Ф. Яковлева, введение нормы об § обязательном нотариальном удостоверении сделок с недвижимостью «делает * практически невозможным противоправный захват чужой недвижимости, спаса-
5 и 6
ет жизнь одиноких людей от преступных посягательств по корыстным мотивам»6. 'I Другими специализированными субъектами предупредительной деятель-
| ности являются государственные органы исполнительной власти (как феде-| ральные, так и субъектов РФ), а также уполномоченные организации, которым делегирована часть функций государственных органов. Так, согласно ст. 51, 55 ГрК РФ выдачу разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию осу-§ ществляют различные федеральные органы исполнительной власти, органы § исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, а также 1 уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление | использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Эти органы и организации призваны предотвращать появление дефектных объектов в гражданском праве.
В предупредительной деятельности в сфере строительства задействованы и 70 органы государственного строительного надзора (ст. 54 ГрК РФ), деятельность
которых направлена на «предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком..., нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации»7.
Предупреждать появление дефектности в гражданских правоотношениях призваны и органы опеки и попечительства, задачи которых, в частности, состоят в обеспечении своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройстве; защите прав и законных интересов подопечных; обеспечении исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий8. Своевременное и обоснованное признание граждан недееспособными и ограниченно дееспособными предотвращает заключение ими дефектных гражданско-правовых сделок и возникновение соответствующих негативных правовых последствий.
Судебные органы государства также задействованы в предупредительной деятельности в сфере правовой дефектологии. Так, в соответствии со ст. 101 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. от 4 июля 2014 г.)9 суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, подлежащего применению им в указанном деле, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности данного закона. Своевременное признание Конституционным Судом РФ закона не соответствующим Конституции РФ предотвращает возникновение дефектных гражданских правоотношений.
К сожалению, низка активность высших судебных органов в части законотворческого инициирования, на их долю приходится около 1% законопроектов, а Конституционный Суд РФ выступил в качестве субъекта законотворческой инициативы в порядке ст. 104 Конституции РФ только однажды10.
Иные правоохранительные органы при реализации своих основных задач и функций также призваны реализовывать меры по профилактике и предотвращению дефектных гражданских юридических фактов и правоотношений. Например, органы прокуратуры, являясь органами, осуществляющими от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, осуществляют надзор за исполнением законов в разрешительной системе. Отсутствие необходимых разрешений в сфере гражданского оборота нередко приводит к возникновению дефектных объектов и содержания гражданских правоотношений. Так, своевременное выявление органами прокуратуры нарушений закона на различных этапах строительной деятельности (выделение земельных участков, проведение государственной экспертизы проектной документации, выдача разрешений на строительство) способно предотвратить появление дефектных, с правовой точки зрения, объектов недвижимости, в т.ч. самовольных построек11.
К специализированным субъектам, чья деятельность имеет предупредительную направленность, относятся нотариат и адвокатура. Являясь субъектами, обеспечивающими правовую помощь населению и дающими юридические консультации, они предпринимают как профилактические, так и преотврати-тельные меры, противостоящие дефектолизации МГПР.
К неспециализированным субъектам предупредительной деятельности в сфере цивилистической дефектологии относятся различные общественные организации, фонды, учреждения, а также иные субъекты, в том числе отдельные граждане.
Важную роль в предупреждении гражданско-правовой дефектолизации могут сыграть и такие организации, как юридические клиники, призванные оказывать бесплатные консультации социально незащищенным гражданам, предупреждая вовлечение их в дефектные гражданские правоотношения.
Безусловно, в предупредительную деятельность в сфере правовой дефектологии должны быть вовлечены представители как научной, так и практической юриспруденции. Так, например, законопроект, перечень актов федерального законодательства, подлежащих в связи с этим законопроектом признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, согласованных с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, до внесения их в Правительство РФ требуют обязательной правовой экспертизы, осуществляемой Министерством с участием при необходимости представителей научного сообщества.
Многие авторы цивилистических диссертаций обнаруживают различные нормативные дефекты или квалифицируют новые дефектные гражданские правоотношения, а также предлагают меры по противодействию им. Однако организованная передача результатов научных исследований в правотворческие и правоприменительные органы отсутствует12, хотя ознакомление законодателей с такими результатами могло бы предотвратить появление многих нормативных з дефектов.
? Таким образом, предупреждение дефектов МГПР — это целенаправленная
3 деятельность государственных органов, общественных институтов, юридических » и физических лиц, воздействующая на процессы детерминации дефектов в целях I недопущения их появления и расширения дефектолизации элементов МГПР. | Предупреждение дефектов МГПР происходит в двух формах: профилактики
! (воздействует непосредственно на причины и условия возникновения) и предот-| вращения (направлена на недопущение дефектов на стадии планирования и | подготовки нормативных актов, возникновения гражданских правоотношений | и юридических фактов). Объектами предупреждения в сфере цивилистической 'I дефектологии являются правотворческий и правореализационный виды дея-| тельности.
| Среди субъектов предупреждения дефектов механизма гражданско-правового
регулирования следует выделять специализированных (непосредственно или | опосредовано предупреждают появление дефектов МГПР при реализации компе-§ тенции и осуществлении полномочий) и неспециализированных (общественные § институты, отдельные юридические или физические лица). | Большое значение в предупреждении дефектов МГПР имеет повышение право-
| дефектной чувствительности граждан (своевременные сообщения граждан в компетентные органы и организации о начале неразрешенной деятельности, о лицах, обладающих признаками недееспособности или ограниченной дееспособности, обращения к субъектам правотворческой инициативы с предложениями об устранении нормативных дефектов, деятельное, конструктивное участие в общественном обсуждении законопроектов и т.п.), а также использование ме-72 тодик краудсорсинга в законопроектной работе.
Е.В. Менис • Договор аренды земельного участка: общие и специальные существенные условия
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 52, ст. 7491.
2 Карапетов А.Г., Савельев А.И. Свобода договора и ее пределы: в 2 т. Т. 1: Теоретические, исторические и политико-правовые основания принципа свободы договора и его ограничений. М., 2012. С. 443.
3 Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (п. 7 ст. 121)(в ред. от 2 июля 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 7, ст. 801.
4 См.: Батюшкина М.В. О лингвистической экспертизе законопроектов // Журнал российского права. 2016. № 4. С. 24-32.
5 См.: Постановление Правительства РФ от 30 января 2015 г. № 83 «О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 04.02.2015).
6 Яковлев В.Ф. Проблемы частного права в современных условиях // Журнал российского права. 2016. № 1. С. 8.
7 Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» (п. 3) (в ред. от 29 апреля 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 7, ст. 774.
8 См.: Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (ст. 4) (в ред. от 22 декабря 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 17, ст. 1755; 2014. № 52, ч. I, ст. 7543.
9 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 13, ст. 1447; 2014. № 23, ст. 2922.
10 См.: Малько А.В., Агабекова Л.Г. Место и роль законодательной инициативы в законотворческой политике // Правовая политика и правовая жизнь. 2015. № 4. С. 11.
11 См.: Тухватуллин Т.А., ТухватуллинаГ.Р. Совершенствование законодательства как залог предупреждения правонарушений в сфере строительства // Российская юстиция. 2015. № 12. С. 50-53.
12 См.: Голубцов В.Г., Кузнецова О.А. Цель цивилистического диссертационного исследования // Методологические проблемы цивилистических исследований: сборник научных статей / отв. ред. А.В. Габов, В.Г. Голубцов. О.А. Кузнецова. М., 2016. С. 71.
Е.В. Менис
ДОГОВОР АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА: ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ
В статье анализируются существенные условия договора аренды земельного участка с учетом новейшего земельного законодательства и судебной практики. Дается характеристика земельного участка как объекта договора аренды. Поднимается вопрос о правовой возможности включения части земельного участка в предмет аренды.
Ключевые слова: договор аренды, недвижимое имущество, земельный участок, существенные условия, предмет договора, арендная плата.
E.V. Menis
THE LEASE CONTRACT OF LAND: GENERAL AND SPECIFIC ESSENTIAL CONDITIONS
In this article the legal analysis of the essential conditions of the land lease contract taking into account the latest land legislation and judicial practice. Characterized by individualizing characteristics of the land as an object of the lease. The question of the legal possibility of inclusion of the land in the subject lease.
Keywords: lease, real estate, land, essential terms, the subject of the contract, the rent.
Договор аренды недвижимости как правовой институт играет важную роль в земельной сфере. В ряду сделок, в которых объектом выступают земельные участки, договор аренды — распространенное основание возникновения правоот-
© Менис Елена Владимировна, 2016
Преподаватель кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] 73