Научная статья на тему 'Понятие этики и ответственности в современном менеджменте'

Понятие этики и ответственности в современном менеджменте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1464
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / МЕНЕДЖМЕНТ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КОНЦЕПЦИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ / МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ETHICS / RESPONSIBILITY / MANAGEMENT / CORPORATE CULTURE / CONCEPT OF JUSTICE / MORAL AND ETHICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ханафеева Эльмира Радиковна., Шакирова Динара Марселевна

Статья посвящена вопросам этики и ответственности современных менеджеров. Рассматривается комплекс этико-правовых механизмов как один из эффективных способов осуществления управленческой деятельности. Этический кодекс и ответственность менеджеров рассматриваются как «моральный навигатор» в экономике, поскольку управленческая деятельность зависит от господствующих в обществе ценностей и идеалов, их соответствия нормам морали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ханафеева Эльмира Радиковна., Шакирова Динара Марселевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of ethics and responsibility in modern management

The article is devoted to the issues of ethics and responsibility of modern managers. The complex of ethical and legal mechanisms is considered as one of the effective ways of implementation of administrative activity. The code of ethics and responsibility of managers are considered as a "moral Navigator" in the economy, since management activity depends on the values and ideals prevailing in society, their compliance with the norms of morality.

Текст научной работы на тему «Понятие этики и ответственности в современном менеджменте»

Понятие этики и ответственности в современном менеджменте The concept of ethics and responsibility in modern management

Ханафеева Эльмира Радиковна.

Студент 2 курса, Факультет «Теоретические основы теплотехники» Казанский Государственный Энергетический Университет, Россия, Казань, ул. Красносельская, 51 e-mail: elmirahan2@mail. ru

Khanafeeva Elmira Radikovna.

Student 2 term,

Faculty of Theoretical fundamentals of heat engineering Kazan State Power Energy University, Kazan, st. Krasnoselskaya, 51 e-mail: elmirahan2@mail.ru

Шакирова Динара Марселевна

Кандидат социологических наук, Старший преподаватель кафедры менеджмента Казанский Государственный Энергетический Университет,

г. Казань, ул. Красносельская, 51 e-mail: dinara.mm@yandex.ru

Shakirova Diñara Marselevna

Candidate of sociological sciences, Senior Lecturer, Management Subdepartment Kazan State Power Engineering University Kazan, st. Krasnoselskaya, 51 e-mail: dinara.mm@yandex.ru

Аннотация.

Статья посвящена вопросам этики и ответственности современных менеджеров. Рассматривается комплекс этико-правовых механизмов как один из эффективных способов осуществления управленческой деятельности. Этический кодекс и ответственность менеджеров рассматриваются как «моральный навигатор» в экономике, поскольку управленческая деятельность зависит от господствующих в обществе ценностей и идеалов, их соответствия нормам морали.

Annotation.

The article is devoted to the issues of ethics and responsibility of modern managers. The complex of ethical and legal mechanisms is considered as one of the effective ways of implementation of administrative activity. The code of ethics and responsibility of managers are considered as a "moral Navigator" in the economy, since management activity depends on the values and ideals prevailing in society, their compliance with the norms of morality.

Ключевые слова: этика, ответственность, менеджмент, корпоративная культура, концепция справедливости, морально-этический подход.

Key words: ethics, responsibility, management, corporate culture, the concept of justice, moral and ethical approach.

Этика менеджмента подразумевает совокупность моральных принципов и ценностей, которые характеризуют поведение, как отдельного человека, так и группы лиц, а также положительные и отрицательные оценки их действий при определении и достижении поставленных перед организацией целей.

Актуальность темы исследования заключается в рассмотрении вопросов этики и ответственности в менеджменте.

При написании статьи автором были использованы труды отечественных учёных-экономистов: И.П. Гуровой, А.В. Оболонский, А.П. Лебедевой и А.В.Хаперской.

Деятельность в сфере бизнеса предполагает не только достижение экономического результата, также ключевое значение имеет и этика делового сотрудничества, которая предполагает соблюдение правил и норм партнерства, деловую репутации компанию и добросовестную конкуренцию.

Следует отметить и ответственность менеджеров высшего звена перед обществом, которая проявляется в виде социальной этики. Так как каждая компания использует трудовые и материальные ресурсы, то она обязана осознавать свою ответственность перед государством и обществом, направляя определённую часть своих доходов и прилагая усилия на благо гражданского общества.

Таким образом, этично ответственное поведение предусматривает совершение действий, которые несут пользу социуму, однако не предусмотрены нормативными актами и не всегда отвечают экономическим интересам компании. Кроме того, этическое поведение в организации предусматривает соблюдение принципов честности и беспристрастности, соблюдения прав её сотрудников. С неэтичной точки зрения оцениваются решения, воплощение в жизнь которых является получение выгоды за счет гражданского общества.

Ответственность следует разделять на юридическую и социальную, где под юридической ответственностью понимается соблюдение действующего законодательства, регулирующего экономико-правовые отношения компании.

Важно подчеркнуть, что компания, которая не нарушает нормы закона, ведёт себя юридически ответственно, однако это не означает её социальную ответственность.

Социальная ответственность в менеджменте предполагает обязанность руководства компании принимать ответственные решения и осуществлять действия, которые направлены на повышение благополучия общества в целом и сотрудников организации в частности, что отвечает интересам всей организации без исключения.

При этом необходимо отметить вопрос о внешней и внутренней среде организации, в которые включены определенно количество заинтересованных групп: акционеры и инвесторы, персонал, поставщики товаров и покупатели, органы государственного управления и государство в целом. В своей деятельности социально ответственная компания обязана учитывать результат своей деятельности на все без исключения группы.

Обобщая сказанное можно сделать вывод о том, что этику поведения в организации можно представить как внутренний свод законов и правил менеджмента, которая отражает установленную границу между добром и злом при принятии управленческих решений. Так как этика неразрывно связана с внутренними ценностями компании, то она является неотъемлемой частью корпоративной культуры.

Этическая проблема может возникнуть только при действиях менеджера или компании, которые причинили ущерб общественным отношениям, так как этика непосредственно связана с влиянием на поведение каждого индивида или компании. Подчеркнём, что этика занимает промежуточное положение между правовыми нормами и свободным выбором (личными нормами).

Этические нормы поведения основываются на разделяемых обществом принципах и ценностях, при этом сталкиваясь с проблемой этического выбора, менеджеры придерживаются определенных норм и ценностей. При принятии сложных решений в практике менеджмента используют различные подходы, это например: утилитаристский, индивидуалистический и морально-правовой подход, а также концепция справедливости.

Так, аморальная бизнес-практика показывает, что этические проблемы менеджмента являются в большей мере организационными, чем личностными. Данная отрицательная практика выражает своё отношение к системе ценностей и отношений, а также убеждения и манеру поведения, которые приняты в организационной культуре.

Необходимо отметить, что экономическая ответственность предполагает важность производства необходимых социуму товаров и услуг взамен получаемой прибыли собственниками компаний.

Под этической ответственностью следует понимать осуществление компанией определённых действий, которые несут пользу обществу, но не регулируются на законодательном уровне и не всегда отвечают экономическим интересам компании (благотворительность, помощь в решении социальных программ работников), но отражают этические нормы и правила поведения, принятые в гражданском обществе. В этом случае все решения и действия компании, как и отдельной личности индивида, направленные на получение выгоды за счет общества, оцениваются обществом как не личные.

В случае возникновения проблем при обеспечении социальной ответственности, компания принимает действенные решения, которые связаны с проявлениями потребностей заинтересованных групп. Как показывает практика, в зависимости от ситуации применяются различные варианты, которые можно охарактеризовать как (препятствующие, проактивные или оборонительные, а также приспособленческие).

Характеризуя конкретно данные варианты, следует упомянуть, что:

1.Препятствующие действия применяют компании, деятельность которых основана лишь на экономических целях.

2.Оборонительные решения и действия свойственны компаниям, чьё руководство согласно идти на уступки в рамках действующего законодательства.

З.Проактивные действия характерны для предприятий, принимающих на себя дополнительные обязательства по собственной инициативе и способствующие повышению благосостояния общества.

В заключение следует отметить, что этика и социальная ответственность компании направлена на удовлетворение моральных принципов, а также обеспечение контроля за поведением сотрудников с учетом правовых норм и моральных ценностей, которые утверждены в обществе и корпоративными ценностями и принципами.

Ключевым методом, применяемым в мировой практике менеджмента, является личный пример руководителя и менеджеров среднего звена, которые опираются на моральный кодекс и этические структуры компании.

Список используемой литературы:

1. Гурова И.П. Морально-этические аспекты принятия управленческих решений - «Universum: экономика и юриспруденция» - № 4, 2017, стр.37-39;

2. Лебедева А.П. Корпоративная социальная ответственность как стратегическая цель современной компании - «Вестник университета» - № 21, 2014, стр. 138-140;

3. Оболонский А.В. Этика и ответственность в публичной службе - «Вопросы государственного и муниципального управления» - № 1, 2015, стр.7-32;

4. Хаперская А.В. Корпоративная социальная ответственность и роль её в менеджменте компании -«Теория и практика общественного развития» - № 5, 2014, стр.173-175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.