Научная статья на тему 'Понятие эффективности правовых процессов и проблемы ее определения'

Понятие эффективности правовых процессов и проблемы ее определения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
933
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФОРМАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ / ПРАВОВЫЕ ПРОЦЕССЫ / ТЕОРИЯ ПРАВА / LEGAL PROCESSES / DEFINITION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Осипов Михаил Юрьевич

В статье анализируются понятие и виды эффективности правовых процессов (видов юридической деятельности), а также методика ее определения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The notion of legal processes effectiveness and problems of its determination

In this article author is analyzing notion of effectiveness of legal processes. Besides there are some kinds of effectiveness in legal processes and methods of its definition.

Текст научной работы на тему «Понятие эффективности правовых процессов и проблемы ее определения»

М. Ю. Осипов *

понятие эффективности правовых процессов и проблемы ее определения

Ключевые слова: формальная эффективность, социальная эффективность, методика оценивания; правовые процессы, теория права. Аннотация: В статье анализируются понятие и виды эффективности правовых процессов (видов юридической деятельности), а также методика ее определения.

Одной из актуальных в теории права является проблема эффективности правовых процессов: правового регулирования, правотворчества, реализации права, правоприменения. Не вызывает сомнения, что знание и владение методикой определения эффективности правовых процессов позволяет прогнозировать результаты осуществления данного процесса, а следовательно и будущее возможное состояние правовой системы, предупреждать негативные последствия, уменьшать возможные риски.1

Что же собой представляет эффективность и каковы ее критерии? Наиболее распространенной точкой зрения является следующая: «Эффективность - это соотношение между целями данного правового явления и результатом действия данного правового явления».2 Однако подобная точка зрения не позволяет учесть тот факт, что правовое явление есть составная часть правовой системы, активно взаимодействует с другими социальными явлениями; изменяется с течением времени. Это затрудняет понимание эффективности как соотношения между целями данного правового явления и результатом его действия.3 Возникает необходимость пересмотра традици-

* Кандидат юридических наук, научный сотрудник Полицейской академии. E-mail: osipovl 1789@yandex.ru

1 См.: Сырых В. М. Логические основания общей теории государства и права. Т. 2. М., 2004. С. 265; Кудрявцев В. И., Самощенко И. С., Никитинский В. Н., Глазырин В. В. Эффективность правовых норм. М., 1980. С. 36-37; Лапаева В. В. Эффективность действия права. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов. М., 2004. С. 499; Гаврилов О. А. Математические методы и модели в социально-правовом исследовании М., 1984 и др.

2 Сырых В. М. Логические основания общей теории государства и права. Т. 2. С. 265

и др.

3 Спектор Е. И. Проблемы реализации закона о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр. Да здравствует подполье? // Адвокат. 2007. № 2.

онного понятия эффективности действия норм права, эффективности правового регулирования, эффективности реализации права, эффективности правоприменения. Иными словами, возникает необходимость выработки отечественной юридической наукой иных критериев эффективности правовых явлений, чем простое соотношение цель - результат.4 Каким же образом это возможно сделать?

Прежде всего, рассматриваемые явления необходимо исследовать со следующих позиций: а) через раскрытие смысла и назначения того или иного правового явления в правовой системе общества; б) анализ его функций в правовой системе; в) оценку значимости данных функций для общества в целом, для субъектов права; г) выявление последствий взаимодействия исследуемого правового явления с иными правовыми явлениями, образующими правовую систему; д) оценку значимости последствий такого взаимодействия; е) качественно-количественную оценку последствий такого взаимодействия; ж) выявление и оценку возможных ошибок и неточностей при конструировании и осуществлении того или иного правового явления; з) учет этих ошибок; и) составление многомерных шкал эффективности действующих правовых явлений; к) осуществление хронологического мониторинга динамических элементов правовой системы, к которым относятся: правовое регулирование, правотворчество, правореализация, правоприме-нение;5 л) учет всех не зависящих от сознания человека факторов, влияющих на содержание динамических элементов правовой системы: правовое регулирование, правотворчество, реализацию права, правоприменение.

Подобного рода методика, конечно, радикально отличается от привычного понимания эффективности. Она предполагает не просто сухой, констатирующий анализ типа «целью данного правового явления было достижение таких-то и таких-то результатов, в ходе осуществления данного явления; в ходе осуществления данного явления были достигнуты такие-то и такие-то результаты, что позволяет сделать вывод о том, что эффективность данного явления такая то».6 Подобного рода подход, на наш взгляд, не учитывает следующих обстоятельств. Во-первых, он не учитывает того, что цели, которые планировалось достичь, используя то или иное правовое

4 Сырых В. М. Логические основания общей теории государства и права. Т. 2. С. 265

и др.

5 Алексеев С. С. Общая теория права. М., 1984. Т. 1. С. 322.

6 Сырых В. М. Логические основания общей теории государства и права. Т. 2. С. 270271; Кудрявцев В. Н., Самощенко И. С., Никитинский В. Н., Глазырин В. В. Эффективность правовых норм. С. 36-37; Лапаева В. В. Эффективность действия права. С. 499-502.

явление, входящее в правовую систему, могут быть мнимыми, то есть вообще не достижимыми в силу их особенностей и свойств, либо требующими использования иных правовых, а иногда наряду с правовыми и других явлений и процессов социальной жизни. Иными словами, в полный рост встает проблема, насколько заявленные цели адекватны существующей реальности. Это одна из ключевых методологических проблем исследования.

Следующая проблема, как представляется, состоит в выявлении того. насколько при помощи данного правового явления возможно достигнуть заявленных целей, при условии, что последние адекватны существующей реальности. Иными словами, следует определить максимально возможный (потенциальный) уровень достижения целей при помощи данного явления.

После того как потенциальный уровень определен, можно приступать к изучению самой правовой реальности с целью определить реальный уровень достижения поставленных целей при помощи того или иного правового явления. Далее можно определить их формальную эффективность, которая будет определяться из соотношения: реальный уровень достижения целей при помощи того или иного правового явления - потенциальный уровень достижения целей, при помощи того или иного правового явления. Чем ближе оба этих уровня друг к другу, тем выше эффективность того или иного правового явления. Подобного рода концептуальный подход радикальным образом отличается от концепции эффективности результат

- цель.7 В самом деле, при таком подходе выявляются такие не прогнозируемые данной концепцией факторы, как адекватность предполагаемой цели существующей или будущей реальности, потенциально возможный уровень достижения целей, их реальный уровень, величину формальной эффективности того или иного правового явления, исходя из соотношения потенциального и реального уровней достижения целей.

Кроме того, развиваемый методологический подход позволяет выявить причины и условия, а также факторы, способствующие повышению эффективности того или иного правового явления либо препятствующие тому. Без этого определить потенциальный уровень достижения целей невозможно.

Наряду с формальной эффективностью в юридической науке встречается понятие социальная эффективность.8 Необходимость использования

7 Сырых В. М. Логические основания общей теории государства и права. Т. 2. С. 265282.

8 Лапаева В. В. Эффективность действия права. С. 499-514.

данной категории обусловлена тем, что правовые явления могут вызывать как позитивные, так и негативные последствия для правовой действительности и социальной системы. При этом методика исследования проблем социальной эффективности гораздо сложнее и предполагает решение следующих проблем: 1) насколько заявленные цели адекватны существующей или будущей реальности; 2) какие социальные последствия - позитивные или негативные это вызовет; 3) как будут соотноситься между собой позитивные и негативные социальные последствия в случае достижения поставленных целей; 4) каков максимальный потенциальный уровень позитивных социальных последствий, который может быть достигнут при помощи того или иного правового явления; 5) каков максимальный потенциальный уровень негативных социальных последствий; 6) какова вероятность достижения максимального потенциального уровня; позитивных социальных последствий; 7) какова вероятность достижения максимального потенциального уровня негативных социальных последствий; 8) каков реальный уровень позитивных социальных последствий; 9) каков реальный уровень негативных социальных последствий, который был достигнут при помощи того или иного правового явления.

Отсюда можно сделать вывод, что уровень социальной эффективности того или иного правового явления определяется по формуле ипозитив

- инегатив / Р1 х итах позитив + Р2 х итах негатив = Э; где Э - эффективность того или иного правового явления; Р1 - вероятность достижения максимального потенциального уровня; позитивных социальных последствий при помощи того или иного правового явления; Р2 - вероятность достижения максимального потенциального уровня негативных социальных последствий; итах позитив - максимальный потенциальный уровень позитивных социальных последствий; итах негатив - максимальный потенциальный уровень негативных социальных последствий; ипозитив - реальный уровень позитивных социальных последствий; инегатив - реальный уровень негативных социальных последствий; который был достигнут при помощи того или иного правового явления.

Из указанной формулы следует, что если то или иное правовое явление не несет негативных социальных последствий, то социальная эффективность равна ипозитив / Р1 х итах позитив. Иными словами, максимально возможная социальная эффективность того или иного правового явления в данной ситуации равна + 1. Если же правовое явление несет в себе только негативные социальные последствия и никаких позитивных, то социальная

эффективность равна - инегатив / Р2 х итахнегатив. Иными словами, максимально возможная социальная эффективность того или иного правового явления в данной ситуации равна -1. Таким образом, социальная эффективность отличается от формальной эффективности тем, что ее диапазон возможных значений колеблется от +1 до -1; тогда как диапазон возможных значений формальной эффективности колеблется в пределах от 0 до +1.

Сложность изучения проблем эффективности правовых явлений связана еще и с тем, что в юридической науке пока слабо разработаны критерии, на основании которых можно определить эффективность норм права. Так, в работе В. Н. Кудрявцева, В. Н. Никитинского, И. С. Самощенко,

B. В. Глазырина «Эффективность правовых норм» выделяются следующие критерии эффективности норм права: «совершенство законодательства, совершенство правового сознания населения, совершенство правопримени-

^ 9

тельной деятельности».9

В. В. Лапаева выделяет следующие критерии эффективности права: «правовое качество самого законодательства, эффективность правоприменительной деятельности, уровень правосознания правоприменителя и населения в целом».10 В. М. Сырых полагает, что критериями (факторами, условиями) эффективного действия норм права служат: 1) условия юридической эффективности норм права; 2) условия социальной эффективности норм права.11 При этом к условиям юридической эффективности норм права он относит: «1) надлежащее качество законов, иных нормативно правовых актов; 2) эффективно действующий механизм правового регулирования;

3) совершенство правоприменительной деятельности.12 К условиям социальной эффективности норм права он относит: «1) уровень экономического развития общества; 2) уровень культуры членов этого общества; 3) соответствие норм права содержанию регулируемых общественных отношений;

4) соответствие норм права закономерностям функционирования и развития гражданского общества и правового государства».13

На наш взгляд, критериями эффективности норм права является уровень их реализуемости субъектами тех общественных отношений, на

9 Кудрявцев В. Н., Никитинский В.Н., Самощенко И. С., Глазырин В. В. Эффективность правовых норм. С. 36-37

10 Лапаева В. В. Эффективность действия права. С. 499.

11 Сырых В. М. Логические основания общей теории государства и права. Т. 2.

C. 270.

12 Там же.

13 Там же.

регулирование которых они были направлены. Чем выше уровень реализуемости, тем выше формальная эффективность норм права. Чем ниже такой уровень, тем ниже уровень эффективности. Подобного рода подход позволит более четко определять, эффективна или нет данная норма права с точки зрения формального подхода. Таким образом, в качестве реального уровня достижения цели можно понимать уровень реальной реализации норм права, а в качестве максимально возможного уровня достижения цели - уровень реализации норм права, равный 100 %.

Поскольку число случаев реализации норм права оценить довольно трудно, то можно воспользоваться следующим методическим приемом. Поскольку норма права может быть либо реализована, либо не реализована при наличии соответствующих юридических фактов, то можно поступить следующим образом. Следует определить число случаев, когда норма права была не реализована, затем разделить ее на общее число случаев, когда реализация права была возможна, и полученный результат вычесть из единицы. Иными словами, эффективность действующих норм права можно определить по следующей формуле Э = 1 - №ереал / №ереал + ^еал; где Э - эффективность действующих норм права; Nнереал - число случаев, когда норма права была реализована, при наличии юридической возможности; №ереал - число случаев, когда норма права была не реализована при наличии юридической возможности. Каким образом можно определить эффективность действующих норм права? Прежде всего, это станет очевидным в результате социологического опроса. Например, формальную эффективность норм права о судебной защите прав и свобод человека и гражданина можно проверить с помощью простой методики: задать респонденту вопрос о том, сталкивался ли он (она) с нарушениями прав и свобод человека и гражданина; обращался он (она) в суд с требованием о защите права, а если нет, то почему. После получения результата социологического опроса число отрицательных ответов на второй вопрос социологической анкеты можно разделить на число людей, ответивших положительно на первый вопрос, а полученный результат вычесть из единицы. Так можно получить сведения об относительной формальной эффективности действия норм права в рассматриваемой области.

Что касается социальной эффективности норм права, то она может быть оценена только экспертами по формуле социальной эффективности, о которой говорилось выше. Методика проведения экспертных оценок может быть такой. Приглашается группа экспертов и им предлагается оценить со-

циальную эффективность норм о судебной защите прав и свобод. При этом в качестве экспертов могут выступить люди, прошедшие через процедуру судебной защиты прав и свобод. Им задаются следующие вопросы: 1) какую пользу Вы получили, пройдя через судебную процедуру, что Вы выиграли, 2) что Вы потеряли в результате прохождения ими судебной процедуры; 3) какова вероятность того, что в результате прохождения судебной процедуры Вы добились того, предполагали; 4) каков, на Ваш взгляд, возможный максимальный положительный результат судебного процесса; какова вероятность достижения возможного максимального положительного результата;

5) каков, на Ваш взгляд, возможный максимальный отрицательный результат судебного процесса; 6) какова вероятность того, что в результате этого Вы получаете максимальный отрицательный результат; 7) готовы ли Вы, зная все о судебной системе, вновь пройти через судебную процедуру, если подобная ситуация повторится вновь. После этого по формуле социальной эффективности Э = ипозитив - инегатив / Р1 х итах позитив + Р2 х итах негатив оценивается социальная эффективность норм права, предусматривающих судебный порядок защиты прав и свобод человека и гражданина. Формальная эффективность норм права может быть оценена по более простой формуле: Э = N / Q + N = 100 %, где N - число людей, прошедших судебную процедуру и ответивших положительно на вопрос, готовы ли они ее повторить в случае, если сложится аналогичная ситуация; Q - число людей, прошедших судебную процедуру и ответивших отрицательно на вопрос, готовы ли они ее повторить в случае, если подобная ситуация повторится. Такова, в общем виде, общая методика оценки эффективности правовых процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.