Научная статья на тему 'Понятие «Эдьютейнмент» в зарубежной и отечественной педагогике'

Понятие «Эдьютейнмент» в зарубежной и отечественной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5319
775
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
: ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ / ПОНЯТИЕ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяконова Ольга Олеговна

: В данной статье раскрывается содержание понятия «эдьютейнмент», что в переводе с английского языка означает «обучение через развлечение». Дается краткая хронологическая справка о появлении и становлении «эдьютейнмента» за рубежом. Приводится анализ и обобщение имеющейся отечественной и аутентичной педагогической литературы по данной проблематике. Выявляются недостатки существующих на сегодняшний день определений «эдьютейнмента».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие «Эдьютейнмент» в зарубежной и отечественной педагогике»

УДК 372.31.4+372.016:811

Дьяконова Ольга Олеговна

Ассистент кафедры английского языка Ульяновского Государственного Педагогического Университета им. И. Н. Ульянова, [email protected], Ульяновск

понятие «эдьютейнмент» в зарубежной И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Аннотация: В данной статье раскрывается содержание понятия «эдьютейнмент», что в переводе с английского языка означает «обучение через развлечение». Дается краткая хронологическая справка о появлении и становлении «эдьютейнмента» за рубежом. Приводится анализ и обобщение имеющейся отечественной и аутентичной педагогической литературы по данной проблематике. Выявляются недостатки существующих на сегодняшний день определений «эдьютейнмента».

Ключевые слова: эдьютейнмент, понятие, современное образование.

Dyakonova Olga Olegovna

Аssistant of the department of foreign languages of Ulyanovsk State Pedagogical University, [email protected], Ulyanovsk

EDUTAINMENT IN FOREIGN AND DOMESTIC EDUCATION

Annotation. This article deals with the term “edutainment” - education and entertainment.

It gives some useful information (in chronological order) about the appearance and the establishment of edutainment. The article also gives the content analysis and the Abstract of Russian and authentical scientific literature on this subject and underlines some shortcomings of the present terms of “edutainment”.

Keywords: edutainment, term, modern education.

Понятие «эдьютейнмент» (от англ:: education - обучение и entertainment - развлечение) получило широкое распространение в зарубежной педагогике. В 1973 году Роберт Хейман впервые использовал понятие «эдьютейнмент» в докладе для Национального Географического Общества. 1970-е гг. можно считать этапом становления данного течения в зарубежной педагогике. Многие корпорации считали «эдьютейнмент» наиболее продуктивным для повышения мотивации своих сотрудников на курсах повышения квалификации. Данное понятие, даже не будучи зафиксированным ни в одном словаре, с 1990-х гг. периодически появлялось на страницах газет, например, в статье из газеты «Гардиан», посвященной образовательному фильму «Улица Сезам». Однако, следует отметить, что ещё в 1917 г. появились первые развлекательные проекты, основной целью которых являлось развитие социальных и культурных ценностей молодежи.

В отечественной литературе понятие «эдьютейнмент» практически не встречается. О. Л. Гнатюк определяет «эдьютейнмент» как «цифровой контент, соединяющий образовательные и развлекательные элементы» и обеспечивающий при этом информирование аудитории при «максимально облегчённом анализе событий» [1, с. 65]. В связи с прогрессивной компьютеризацией общества, сам компьютер становится основным техническим средством в обучении, а главное трансформируется в цифровой контент. Термин «цифровой контент» означает определённый объем информации, работа с которой предполагает использование техники или применение современных телекоммуникационных или мультимедийных средств.

Говоря об эдьютейнменте, А. В. Попов использует понятие «обучение как развлечение». По мнению автора «обучение как развлечение» - это «эффективное познание

мира в игровой форме», так как через развлечение не просто создается осведомлённость об определённом предмете, а одновременно устанавливается эмоциональная связь обучающегося и изучаемого предмета [3]. А. В. Попов в своих работах также использует понятие «игразование» - донесение одной важной идеи, создание динамических стереотипов, прецедентов, позволяющих обучающимся в ситуации реального выбора совершать действия автоматически.

М. М. Зиновкина предлагает термин «креативное образование» и определяет его как «целенаправленное последовательное освоение учеником передаваемых ему методологий и опыта творческой деятельности и формирование на этой основе собственного творческого опыта: знаний, умений и навыков» [2, с. 33]. Креативное образование способствует активному вовлечению учащихся в образовательный процесс, формированию и развитию творческой личности. Таким образом, основное внимание концентрируется только на развитии творческого воображения, фантазии, творческих способностей и других качеств, необходимых для творческого саморазвития.

И. Ф. Феклистов, придерживается понятия «неформальное образование» и утверждает, что это «непрерывный процесс», в ходе которого человек вырабатывает определённые отношения и ценности и приобретает навыки и знания под воздействием обучения, «ресурсов своего окружения» и своего повседневного опыта [4, с. 24]. Соответственно, при последовательной смене обучающих состояний субъект обучения приобретает новые знания, обогащает свой опыт, проживая некоторые жизненные ситуации, однако в определении данного термина автор не говорит о присутствии развлекательного контента в составе процесса обучения.

Все вышеизложенные термины и понятия описывают инновационное обучение, которое сильно отличается от традиционной образовательной парадигмы. Таким образом, первая часть понятия «эдьютейнмент», несомненно, раскрывается, в то время как вторая часть данного понятия разными авторами понимается по-разному: это и игра, и цифровой контент, и творчество и проживание задаваемых ситуаций. Соответственно, чтобы разрешить сложившиеся противоре-

чия является целесообразным обратиться к первоисточникам и проанализировать аутентичную научную литературу.

Ян Ванг определяет «эдьютейнмент» как «место», где дети могут наслаждаться тем, что изучают посредством звуков, видео, текстов и изображений [9, с. 10]. Используя слово «место», Я. Ванг указывает на особую роль, отведённую развлечению в образовательной деятельности. Автор полагает, что главная цель «эдьютейнмента» в том, что он помогает разнообразить процесс получения знаний развлечением, то есть теория смешивается с образовательными целями и средствами, жизненными ценностями и дает возможность «представления опыта и развлечений через созидание. Однако стоит отметить, что, по мнению автора, «эдью-тейнмент» охватывает лишь малую часть образовательного процесса, он лишь помогает разнообразить обучение, не требуя преобразования традиционной модели обучения.

Микела Эддис считает, что «эдьютейн-мент» - это специфическая деятельность, основанная на «одновременном обучении и удовлетворении собственного любопытства». Обучение или получение информации - это результат взаимодействия между субъектом (учащимся) и объектом (продуктом, событием, мыслью, личностью). «Эдью-тейнмент» отличается от традиционной схемы обучения тем, что в данном случае субъект принимает активное участие в получении информации, высказывает личные предпочтения, характеризующиеся субъективной реакцией. Объект, в свою очередь, не статичен. Он находится в движении, передавая ученику частично информацию, частично развлекательный контент [5, с. 1-3].

Роб Донован подразумевает под «эдью-тейнментом» педагогическую стратегию, основанную на намеренном «соединении социального заказа с развлекательным механизмом» для быстрого достижения определённых целей, поставленных социумом [6, с. 335]. Автор считает, что «эдьютейн-мент» является эффективным для получения большего количества информации большим количеством людей за короткий период времени, при чем презентация потенциально страшных тем происходит в несерьёзной манере. Таким образом «эдьютейнмент» выступает в качестве доминирующей деятель-

ности, охватывающей длительный период времени и способствующей достижению сложных целей при эффективном использовании имеющихся ресурсов, что, несомненно, требует преобразования традиционной модели обучения.

Эдьютейнмент вобрал в себя самое лучшее со смежных областей знаний, таких как педагогика, психология, информатика и т. д. К основным коммуникативным теориям, на которых строится эдьютейнмент, можно отнести:

• теорию убеждения Петти, так как психологические составляющие (импровизация, проживание, релаксация, рефлексия) влияют на ответ человека на послание, а степень убедительности данного послания зависит от количества и качества аргументов и формы их сообщения;

• теорию социального научения Бандуры, исходя из которой, поведение человека регулируется сложной корреляцией внешних и внутренних факторов, являющихся отличным стимулом, порождающим незамедлительную реакцию;

• теорию диффузии Роджерса, по которой любая новая идея никогда не охватывают группу людей целиком за одинаковый отрезок времени, а постепенно просачивается через различные каналы коммуникации, проходя через определённые этапы (внимание, интерес, оценка, принятие, подтверждение);

• концепцию коллективного бессознательного Юнга, которая допускает существование инстинктов и, исходя из которой, деятельность отдельных индивидов весьма подвержена влиянию инстинктов совершенно независимо от рациональных мотиваций разума.

Эдьютейнмент также основан на таких педагогических принципах как:

• принцип связи теории с практикой, так как правильно поставленное обучение и воспитание вытекает из самой жизни и неразрывно с ней связано как через источник знаний, так и через сам результат;

• принцип последовательности, так как человек только тогда обладает информацией и знаниями, когда он владеет системой четко взаимосвязанных понятий, последовательность которых была определена внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями самих учащихся;

• принцип доступности, так как доступность обучения определяется возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, организацией учебного процесса, применяемыми методами обучения и т. д.

Ханафизан Хуссейн считает, что «эдью-тейнмент» связан с такими науками как педагогика, психология, информатика. Автор считает, что для того, чтобы снять трудности в обучении для учащегося, необходимо его мотивировать и постараться учесть возникающие психологические потребности, для этого преподаватель должен быть экспертом в своей области, мастерски владеть современными технологиями в обучении и привлекать нетрадиционные средства обучения, например, такие как игра, опора на положительный личностный опыт - проживание определённых жизненных ситуаций [7, с. 1082].

Проанализировав определения, данные зарубежными авторами, мы пришли к выводу, что, несмотря на различное словесное оформление, все они видят понятие «эдью-тейнмент» практически одинаково - это обучение и развлечение. «Эдьютейнмент» -это современная педагогическая инновация, которая основывается на визуальном материале, повествовании, современных психологических приёмах, игровом формате, современных информационных и коммуникационных технологиях, более информативных и менее дидактических методах преподавания, целью которой является максимальное облегчение анализа событий, поддерживание эмоциональной связи с объектом обучения, привлечение и длительное удерживание внимания обучающихся. Получается, что основной целью эдьютейнмента является передача знаний, взглядов, опыта или навыков. Однако, для успешной передачи, получения и усвоения информации необходимо:

1) побудить учащихся обратить внимание на изучаемое явление, вызвать их интерес, побудить принять активное участие в процессе приобретения знаний;

2) во время самого процесса приобретения знаний, необходимо доставить учащимся удовольствие, полностью занять их и отвлечь их от сторонних мыслей или переживаний;

3) и в конечном итоге, сильно заинтересовав учащихся, заставить их целиком отдаться занятию или идее.

Следовательно, «эдьютейнмент» - это не просто обучение и развлечение, это привлечение, обучение, развлечение и увлечение при помощи разнообразных средств обучения и с учетом определённых психологических потребностей учащихся.

Библиографический список

1. Гнатюк О. Л. - М.: КНОРУС, 2010. - 256 с.

2. Зиновкина М. М. Педагогическое творчество / модульно-кодовое учебное пособие. - М.: МГИУ, 2007. - 258 с.

3. Попов А. В. Маркетинговые игры. Развлекай и властвуй. - М.: Манн, Иванов, Фербер, 2006. - 320 с.

4. Феклистов И. Пособие по образованию в области прав человека с участием молодежи. -London: Council of Europe, 2002. - 478 с.

5. Addis Michela New technologies and cultural consumption // Edutainment is born. - Bocconi: Bocconi University - Marketing Department, 2002 -P. 1-13.

6. Donovan Rob, Henley Nadine Principles and Practice of Social Marketing, an International Perspective. - Cambridge: Cambridge University Press, 2010. - p. 504.

7. Hanafizan Hussain A Conceptual Framework for Edutainment // Informing Science. - June 2003. -Volume 6 - p. 1077-1083.

8. Wang Yan. Edutainment technology - a new starting point for education development of China // Section T1B-5, 37th ASEE/IEEE Frontiers in Education Conference, October. - Milwaukee: WI, 2007. -p. 10-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.