УДК 316
Мартыненко Татьяна Сергеевна
аспирант кафедры истории и теории социологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова ts. martynenko @gmail. com Tatyana S. Martynenko
Postgraduate Student of the Chair of theory and history of sociology of Lomonosov Moscow State University ts. martynenko @gmail. com
Понятие «доступ» как основа теорий социального неравенства в современной социологии: подход Колина Черри
The concept "access" as a basis of contemporary theories of social inequality in
sociology: Collin Cherry's approach
Аннотация. В статье представлено основное содержание понятия «доступ» в современной социологии в качестве основы теорий социального неравенства. Определена интерпретация К. Черри концепции «доступа», выступающая в качестве предпосылки использования этого понятия в современной европейской социологии.
Ключевые слова: доступ, социальное неравенство, Колин Черри, коммуникация, Джереми Рифкин, Джон Урри, Зигмунт Бауман.
Abstract. The article presents the main content of the concept "access " as a basis of social inequality in contemporary sociology. It defines C.Cherry's interpretation of the concept of "access", acting as the prerequisites for using this concept in European sociology.
Keywords: access, social inequality, Collin Cherry, communication, Jeremy Rifkin, John Urry, Zygmunt Bauman.
Анализ социального неравенства в современном глобальном обществе неразрывно связан для социологии с поисками новой методологии и способов интерпретации социальных явлений. Одним из понятий, призванных лечь в основу новой теории социального неравенства, стал «доступ». В ходе многочисленных дискуссий в западной социологии [см. подробнее 2; 4] понятие «доступ» заняло прочные позиции в современной социологии, представ в качестве основы теории социального неравенства в теориях таких социологов, как Джереми Рифкин, Джон Урри, Зигмунт Бауман и других.
Прежде чем рассмотреть понятие «доступ» в концепции Колина Черри, необходимо обратиться к основному содержанию, которое понятие «доступ» приобрело несколько позднее в работах социолога и экономиста Дж. Рифкина и в такой форме получило распространение в теоретической социологии. Обращение американского социолога к этому понятию было не только
логичным развитием соответствующей американской культуры и истории, важными характеристиками которых являются специфическое восприятие таких институтов, как собственность и образование, а также идеалов мобильности и меритократии, но и продолжением творчества самого автора. Дж. Рифкин получил известность как социолог благодаря работе «Конец труда» [3], в которой представлен анализ процесса становления посттрудового общества. В посттрудовом обществе автоматизация всех сфер труда заставляет субъекта занимать свое время иными формами деятельности (например, занятость в «третьем секторе»), а также вырабатывать новые формы справедливого распределения ресурсов и богатства в обществах. Впоследствии Дж. Рифкин, отказывая собственности в определяющем для современного общества значении, перешел от рассмотрения сферы экономики к сфере культуры, что и отразилось на понятиях «доступ» и «эпоха доступа» в его работах [2]. В дальнейшем общество рассматривается социологом в качестве глобального постисторического сетевого, где основным критерием социального неравенства становится «доступ» [см. подробнее 6].
Понятие «доступ» представляет собой умеренный вариант применения постмодернистской метафоры «эндизма» к собственности. Собственность не исчезает, но теряет свое значение в качестве центра притяжения общественной жизни и основного критерия социального неравенства, поскольку меняются ее форма, предметы, способ обращения и те возможности, которые она дает, под воздействием новых информационных технологий и глобализации. На основе разработки понятия «доступ» Дж. Рифкин создает соответствующее видение современной социальной реальности, как реальности гипер-капитализма (или культурного капитализма), основными характеристиками которого являются: а) поглощение культуры рынком, б) поглощение пространства временем. Теория социального неравенства выстраивается с применением сетевой логики: индивиды «превращают» себя в узлы сети, доступ и включенность в которую позволяет субъектам занимать более привилегированное положение в обществе.
Европейские социологи обратились к понятию «доступ» в конце ХХ века. Наиболее широкое применение это понятие получило в начале XXI века. Тем не менее, в европейской социологии не сложилось однозначной интерпретации понятия «доступ». Авторами, внесшими наибольший вклад в его разработку, являются К. Черри, З. Бауман и Дж. Урри. Объединение этих социологов в одну группу является аналитическим приемом, основанием для которого выступает их общее европейское происхождение. Основанием для причисления их к социологам, разрабатывающим понятие «доступ», служит, прежде всего, их принятие радикального изменения значения частной собственности в современном обществе и постулирование доступа в качестве основного критерия социального неравенства.
Особенностью этого подхода является акцент позиций указанных выше авторов на изучении доступа к географическому пространству, которое наделяется свойствами социального. Другой особенностью европейской
социологии является активное использование в связи с этим категорий, связанных со временем и скоростью.
Автором, положившим начало изучению понятиям «доступ» и «эпоха доступа» в европейской социологии, является британский ученый Колин Эдвард Черри (1914-1979). Интерпретация понятия «доступ» в теории К.Черри стоит обособленно от социологического анализа по ряду объективных причин. Во-первых, несмотря на то, что британский ученый использует социологическую понятийность, он является специалистом в области когнитивистики, что накладывает отпечаток на выстраиваемую им теорию. Во-вторых, понятие «доступ» в теории К. Черри имеет амбивалентное содержание, что нетипично для основной социологической интерпретации, где оно носит скорее негативную коннотацию и критическую направленность. Но в то же время его книга «Эпоха доступа. Информационная технология и социальная революция» [1] является одной из первых, в которых понятия «доступ» и «эпоха доступа» используются в значении, близком к социологическому и выступают в качестве критерия социального неравенства.
В центре внимания К. Черри находятся общественные изменения, связанные с трансформацией, главным образом, роли информации, знания и процесса коммуникации в современном обществе. Первоочередное значение для К. Черри имеет то, что собственность на знания принципиально отличается от собственности на землю и другие материальные объекты, поскольку число любых материальных объектов ограничено в отличие от идей, знаний и информации. Автор исходит из того, что «знания более важны, нежели собственность» [1, pp. 13-14]. Информация, выступающая в качестве основного ресурса и товара в настоящее время, отрицает экономический принцип обмена, который базируется на том, что товар должен быть утрачен владельцем, когда он обменивает его на деньги.
В теории К. Черри доступ выступает методологическим принципом. В основе методологии британского ученого лежит амбивалентное содержание понятия «доступ»: с одной стороны, доступ ограничивает и является дифференцирующим фактором, с другой стороны, доступ имеет положительное (солидаристское) значение. Доступ, неразрывно связанный с коммуникацией, постулирует переход от общества, где собственность могла находиться и находилась в руках немногих к обществу, где теоретически возможен доступ каждого к информации и знанию, имеющим определяющее значение наряду с утратой собственностью прежней роли. Новое состояние общества К. Черри обозначает как эпоха доступа. Положительное значение понятия «доступ» вытекает из основных характеристик коммуникации, указанных К. Черри.
В основе процесса обмена информацией лежит коммуникация, принципом функционирования которой выступает не обмен ("exchange"), а процесс «разделения» ("sharing"). В своих построениях К. Черри базируется на лингвистическом анализе, отсылая к тому, что слово "communication" происходит от латинского communicare, что означает «делить» ("to share"). Принципиальным с позиции автора является деление на «делить между»
("sharing between") и «делить с» ("sharing with"). Коммуникация представляет собой процесс «разделения с», поскольку в этом значении оно определяется, по мнению К. Черри, как «делиться с теми, кто принадлежит к твоей же группе или обладает общими с тобой интересами» [1, p. 43].
Посредством юридических законов ограниченное число социальных групп получают легитимное право на ограничение движения информации, знания и т.п. и их распространение. Соответственно, ограниченное количество социальных групп получают доступ к этим ресурсам. Кроме того, появляются технологии, которые позволяют все больше следить за жизнью граждан и контролировать ее. Но принципиальным для К. Черри является то, что сами по себе технологии не имеют власти. Власть в руках тех, кто их использует. Именно поэтому разрыв между развитыми странами и странами третьего мира, по мнению К. Черри, усугубляется - вместо того, чтобы делиться знаниями, западные страны отправляют товары в качестве гуманитарной помощи.
В эпоху доступа географическое пространство теряет прежнее значение для индивида. К. Черри утверждает, что доступ, в основе которого коммуникация, «разрушает» географическое пространство. Так, например, транспортные услуги не являются коммуникационными услугами. Они в полной мере являются коммутационными: от латинского commutare - обменить ("to exchange"). Сравним телефонный звонок и полет на самолете. Когда мы говорим по телефону, то мы одновременно и там, и здесь, в самолете наш опыт принадлежит лишь одной точке географического пространства.
В центре внимания К. Черри лежит вторая индустриальная революция и ее значение для общества. По мнению К.Черри, когда мы говорим о индустриальной революции, то мы должны понимать, что прежде всего она подразумевает не появление новых технологий (например, информационных), а появление новых моральных ценностей, изменение трудовой этики или изменение во взгляде на мир. «Можно утверждать, что "коммуникационный взрыв" последних десяти лет в самом деле внес в наше мировоззрение значительные изменения, которые нашли отражение в чрезвычайно возросшей международной осведомленности, в стремлении к международному сотрудничеству, в идеалах и идеологиях» [1, p. 42].
Поскольку принципиальное значение в современном обществе принимает именно процесс обмена информацией, то есть коммуникация в узком смысле, то доступ становится базовой характеристикой современного общества.
Литература:
1. Cherry, C. The Age of Access: Information Technology and Social Revolution. L., 1985.
2. Rifkin, J. The Age of Access. N.Y.: J.P. Tarcher/Putnam, 2000.
3. Rifkin, J. The End of Work. N.Y., 1995.
4. Urry ,J. Mobilities. Cambridge: Polity Press, 2007.
5. Urry, J. Sociology beyond Societies: mobilities for the twenty-first century. London: Sage Publications, 2000.
6. Артемова, Т.С. Понятие «доступ» в социологической теории Джереми Рифкина // Социология, 2012. №3. - С. 84-96.
7. Урри, Дж. Мобильности. М.: Праксис, 2012.
8. Урри, Дж. Социология за пределами обществ: виды мобильности для XXI столетия. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012.
References:
1. Cherry, C. The Age of Access: Information Technology and Social Revolution. L., 1985.
2. Rifkin, J. The Age of Access. N.Y.: J.P. Tarcher/Putnam, 2000.
3. Rifkin ,J. The End of Work. N.Y., 1995.
4. Urry, J. Mobilities. Cambridge: Polity Press, 2007.
5. Urry, J. Sociology beyond Societies: mobilities for the twenty-first century. London: Sage Publications, 2000.
6. Artemova, T.S. The notion "access" in the sociological theory by Jeremy Rifkin // Sociology, 2012. №3. - P. 84-96.
7. Urry, J. Mobilities. М.: Praxis, 2012.
8. Urry, J. Sociology beyond Societies: mobilities for the twenty-first century. М.: HSE Publishing House, 2012.