Научная статья на тему 'Понятие человеческого капитала и конверсия знаний в инновации'

Понятие человеческого капитала и конверсия знаний в инновации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
400
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / ИННОВАЦИИ / HUMAN CAPITAL / INFORMATION SOCIETY / COMPETITIVE ADVANTAGE / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белова Л.Г.

В статье рассматриваются сущность превращения суммы знаний, которой обладает человек, в человеческий капитал. В условиях рыночной экономики человеческий капитал наиболее адекватно проявляется в процессе построения информационного общества. Практическая реализация конкурентного преимущества человеческого и социального капитала зависит от способности (фирмы или нации) превратить их в источник дохода. Воплощение этого условия в практику бизнеса обусловило разработку концепции и стратегии управления знаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF HUMAN CAPITAL AND THE CONVERSION OF KNOWLEDGE INTO INNOVATION

The article discusses the essence of the transformation amount of knowledge possessed by a person in human capital. In a market economy, human capital is most adequately reflected in the process of building the information society. Practical implementation of the competitive advantage of human and social capital depends on the ability of (company or nation) to turn them into a source of income. Translating this into practice business conditions led to the development of concepts and knowledge management strategy.

Текст научной работы на тему «Понятие человеческого капитала и конверсия знаний в инновации»

ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И КОНВЕРСИЯ ЗНАНИЙ В

ИННОВАЦИИ

Белова Л.Г., к.э.н., доцент, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

В статье рассматриваются сущность превращения суммы знаний, которой обладает человек, в человеческий капитал. В условиях рыночной экономики человеческий капитал наиболее адекватно проявляется в процессе построения информационного общества. Практическая реализация конкурентного преимущества человеческого и социального капитала зависит от способности (фирмы или нации) превратить их в источник дохода. Воплощение этого условия в практику бизнеса обусловило разработку концепции и стратегии управления знаниями.

Ключевые слова: человеческий капитал, информационное общество, конкурентное преимущество, инновации.

CONCEPT OF HUMAN CAPITAL AND THE CONVERSION OF KNOWLEDGE INTO

INNOVATION

Belova L., Ph.D., docent, Moscow State University

The article discusses the essence of the transformation amount of knowledge possessed by a person in human capital. In a market economy human capital is most adequately reflected in the process of building the information society. Practical implementation of the competitive advantage of human and social capital depends on the ability of (company or nation) to turn them into a source of income. Translating this into practice business conditions led to the development of concepts and knowledge management strategy.

Keywords: human capital, Information Society, competitive advantage, innovations.

Информационное общество (ИО) - главная характеристика современного постиндустриального развития наиболее развитых стран и направление повышения уровня благосостояния и экономического развития менее развитых стран, включая Россию. Построение такого общества неразрывно связано с повышением качества жизни и уровня инновационного развития страны и выражается в повышении показателей конкурентоспособности национальной экономики. Конкурентные преимущества, формируемые в процессе построения информационного общества, отличаются следующей спецификой: они основываются на человеческом капитале и конверсии уникальных знаний в инновации и поэтому носят долговременный характер.

Сумма знаний, которой обладает человек, становится человеческим капиталом в условиях рыночной экономики и наиболее адекватно проявляется в процессе построения ИО. Человеческий капитал - это такая сумма овеществленных и неовеществленных знаний, которая приносит прибыль и реализуется в повышении эффективности производства и конкурентоспособности производимых товаров и услуг. Только наличие всех этих трех характеристик превращает сумму знаний в человеческий капитал. Результатом функционирования человеческого капитала являются инновации. В случае внедрения таких инноваций, которые приводят к росту размера или качества товара или услуги, повышению эффективности и конкурентоспособности, можно говорить о продвижении от ИО к формированию экономики знаний.

Воспроизводство носителей человеческого капитала осуществляется в масштабах всей экономики (а не на уровне фирм), поэтому качество человеческих ресурсов с точки зрения оценки человеческого капитала представляет признак глобальной конкурентоспособности каждой страны. В современной конкурентной борьбе побеждает не та фирма или страна, которая крупнее и у которой больше финансовых возможностей, а та, которая обладает наибольшим человеческим капиталом. Последнее обстоятельство меняет модель конкуренции: благодаря наличию человеческого капитала, способного генерировать инновации, «на равных» могут конкурировать небольшие и даже микро-фирмы - с крупнейшими корпорациями; малые страны - с крупными.

К основным конкурентным преимуществам страны относятся и качественное здравоохранение, и начальное образование, однако глобальное конкурентное преимущество составляет человеческий капитал, формируемый на более высоком уровне образования и профессиональной подготовки. На этом уровне создается категория специалистов. Именно специалисты страны генерируют инновации, ведущие к повышению ВВП и международной конкурентоспособности. Формирование человеческого капитала как направление достижения конкурентных преимуществ - в фокусе внимания наиболее развитых стран, поэтому в этих странах большие усилия направляются не только на создание и повышение эффективности формальной системы образования, но и системы пожизненного обучения, или непрерывного образования.

С понятием человеческого капитала тесно связана категория социального капитала. Социальный капитал - это взаимодействие и взаимоотношения носителей человеческого капитала. Социальный капитал означает единство знаний и социальной среды и описывается следующими характеристиками: (1) доверие; (2) принципы сотрудничества и поддержки; (З) сеть связей между группами людей. Развитые страны с продвинутыми процессами построения ИО характеризуются высоким уровнем доверия и участия людей в общественных объединениях, прочными институтами, высокой плотностью экономических трансакций между различными группами людей. Это выражается в низком уровне показателей теневой экономикой и коррупции. Развивающиеся страны, напротив, отличаются высокими показателями теневой экономикой и коррупции и низкими показателями уровня государственных учреждений, доверия и участия в общественных организациях.

Нам представляется принципиально важным подчеркнуть, что образование социальных сетей - одна из характеристик процесса построения ИО, отличающая его от процесса информатизации общества: образование социальных сетей происходит в процессе построения ИО, а глубину и прочность этих сетей обеспечивают компьютерные сети, формирующиеся в процессе информатизации общества.

Практическая реализация конкурентного преимущества человеческого и социального капитала зависит от способности (фирмы или нации) превратить их в источник дохода. Воплощение этого условия в практику бизнеса обусловило разработку концепции и стратегии управления знаниями (Knowledge Management, далее -KM)1.

Теоретическое обоснование концепции и стратегии КМ в очередной раз потребовало выявления сущности понятия «знание». Наиболее известна классификация знаний, сформулированная японскими исследователями И. Нонака и Х. Такеучи. В разработанной ими модели конверсии знаний в инновации SECI знания подразделяются на явные (открытые, explicit) и неявные (скрытые, «молчаливые», tacit), индивидуальные и коллективные. Под явными знаниями компании понимаются документированные данные, цифры, информация, отчёты, протоколы и т.д.; под скрытыми знаниями -профессиональный и жизненный опыт сотрудников, их мотивация и ожидания, моральные устои и нормы, т.е. все нигде не отражённые нематериальные активы компании, которые формируют её имидж, стиль работы, управления и общения с клиентами.

Модель SECI состоит из четырех модулей (название модели SECI - аббревиатура из первых букв названий этих модулей: Socialization, Externalization, Combination, Internalization, социализация, экстернализация, комбинация, интернализация), в рамках которых различные знания взаимодействуют в интерактивной форме на трех уровнях (индивидуальном, групповом и организационном) создания2 знания бизнес-организации (организационного знания), переходят от одного модуля к другому и закручиваются в «спираль знаний»:

1. Социализация (от скрытого к скрытому знанию, Socialization, Tacit to Tacit) - социальное взаимодействие для передачи скрытых знаний «от молчаливого к молчаливому» (tacit to tacit knowledge transfer), обмена неявными знаниями «лицом к лицу» (sharing tacit knowledge through face-to-face) или обмена опытом (share knowledge through experiences). Неявные знания трудно формализовать, поэтому они могут быть приобретены только через обмен опытом, например, во время совместного проживания или проведения времени. Социализация обычно происходит при традиционном обучении, когда учащиеся обретают «молчаливое знание», необходимые в их ремесле через практический опыт, а не из письменных инструкций или учебников.

2. Экстернализация (от скрытого к явному знанию, Externalization, Tacit to Explicit) - движение от «молчаливого» знания к явным знаниям по экстернализации (посредством публикаций, формулирования знаний, в которые вставляются неявные знания). Когда неявное знание становится явным, оно может быть разделено с другими, и это становится основой нового знания. Примером этого процесса преобразования может служить создание концепции при разработке новой продукции.

3. Комбинация (от явных к явным знаниям, Combination, Explicit to Explicit) - комбинация различных типов явного знания (интеграция знаний). Поддерживают такой режим преобразования знаний творческое использование компьютеризированных сетей связи и крупных баз данных. Явные знания сначала концентрируются из внутренних знаний или их-за пределов организации, затем объединяются, изменяются или обрабатывается для формирования новых знаний, и затем новые явные знания распространяются среди членов организации.

4. Интернализация (от явного к скрытому знанию, Internalization, Explicit to Tacit) - преобразование явного знания во внутреннее «молчаливое» знание физического лица посредством внесения обучения в процесс работы. Явное знание организации становится частью знаний индивида и превращается в будущие активы для организации. Интернализация является также процессом непрерывного индивидуального и коллективного взаимодействия (Приложение 1, Рис. 2).

Знания сами по себе - это не актив, так как актив подразумевает собственность организации, а неявные знания, как и работники, не являются собственностью организации. В этой связи самой важной задачей КМ является преобразование интеллектуального капитала в интеллектуальные активы, т.е. объективизация знания. В форме интеллектуальных активов знания эффективно применяются в интересах компании, а их уникальность превращается в конкурентное преимущество.

Большой интерес представляет показанное И.Нонака и Х. Та-кеучи различие между японским и западным толкованием знания как источника конкурентных преимуществ. Японские ученые подразделяют человеческое знание на два типа: (1) формализованное, выраженное правильным литературным языком, математическими формулами, конкретными характеристиками, инструкциями и т.д.; этот тип знания может легко и без искажений передаваться от одного индивидуума к другому; именно такое знание обычно рассматривается западной философской традицией; (2) неформализованное: личное знание, результат индивидуального опыта, включая такие «расплывчатые» понятия, как личные убеждения, мнения и система ценностей, мало поддающееся вербали-

зации; этот тип знания выделяется в японской традиции в качестве наиболее важного компонента коллективного человеческого поведения и важным источником конкурентоспособности японских компаний. Как подчеркивают авторы, такая оценка неформализованного знания, представляющая суть японского управленческого стиля, и составляет загадку для людей, воспитанных в традициях западной цивилизации3.

Исходя из этого, не весь интеллектуальный капитал можно и нужно трансформировать в интеллектуальные активы. Напротив, многие знания после формулирования и систематизации лишаются значительной части содержательных нюансов, основанных на индивидуальной интерпретации и опыте использования.

Основываясь на этих выводах, второй важной задачей КМ признается разделение знаний на формализуемые и неформализуе-мые: такое разделение позволяет применять к каждому виду знаний наиболее подходящие механизмы и инструменты управления, что, в свою очередь, обеспечивает максимальный прирост суммарного интеллектуального капитала компании и определяет тем самым конкурентные преимущества. Основная функция КМ состоит не в снижении затрат, а в усилении конкурентного преимущества.

Инновационный потенциал на уровне фирмы складывается из трёх факторов: (1) достигнутого технологического уровня, (2) способности заимствовать и адаптировать технологии и ноу-хау извне, (3) способности создавать новое знание. Сущность конкурентных преимуществ на основе инноваций - их уникальность, которую нельзя скопировать. Такие инновационные конкурентные преимущества относятся к преимуществам с высокой степенью устойчивости и обеспечивает устойчивый рост. Поддержание конкурентных преимуществ фирмы определяется концентрацией усилий на основных компетенциях, позволяющих постоянно модернизировать производство и продукцию на базе инновации. Как показали исследования, компании мирового уровня базируются на технологической компетенции в узко специализированной области. Например, японские «Кэннон» (Canon) - на электронной оптике, «Сони» (Sony) - на миниатюризации.

Инновационный потенциал страны определяется такими факторами, как: благоприятная среда, поддерживаемая государством и частным бизнесом; достаточное инвестирование в исследования и разработки, особенно со стороны частного сектора; частно-государственное партнерство в области исследований между государственными структурами, университетами и промышленностью; наличие научно-исследовательских институтов высокого качества; защита интеллектуальной собственности. Основным источником формирования инновационного потенциала и появления инноваций прорывного характера (в результате которых формируются новые или трансформируются существующие отрасли экономики) являются конкурентоспособные научные исследования, поэтому в передовых странах на проведение исследований выделяются крупные инвестиции, при этом частные инвестиции значительно превосходят государственные, отражая заинтересованность частных фирм в новом знании, которое принесет им новые конкурентные преимущества, а значит и доходы.

Создание нового знания и повышение инновационного потенциала как на уровне фирмы, так и национальной экономики предполагает наращивание компетенций, т.е. процесс реализации, поддержки и развития способностей людей, организаций, прави-

1 Используем аббревиатуру «КМ», потому что до сих пор не сложилось единого взгляда на определение этого понятия ни в русскоязычной, ни в иностранной экономической литературе. Более того, ведутся споры относительно правомочности использования самого термина «управление знаниями». Нет единства и в вопросе приоритета основоположника КМ. По мнению многих исследователей-теоретиков, начало научным публикациям по КМ положил известный американский специалист по искусственному интеллекту Карл Вииг, опубликовавший в период с 1993 по 1995 гг. знаменитую трилогию (Wiig K. Knowledge Management Foundations: How People and Organizations Create, Represent and Use Knowledge. Schema Press: Arlington, TX, 1993; Wiig K. Knowledge Management: The Central Management Focus for Intelligent Acting Organizations. Schema Press: Arlington, TX, 1994; Wiig K. Knowledge Management Methods: Practical Approaches to Managing Knowledge. Schema Press: Arlington, TX, 1995). Другие исследователи отдают приоритет работам японских исследователей Икуджиро Нонака (Ikujiro Nonaka) и Хиротака Такеучи (Hirotaka Takeuchi), опубликовавших в 1995 г. модель конверсии знаний в креативных компаниях SECI. В любом случае Карл Вииг, И. Нонака и Х. Такеучи признаются классиками теории КМ.

2 Авторы подчеркивают, что именно создание, а не использование знания является наиболее важным источником международной конкурентоспособности бизнес-организации. Nonaka I., Takeuchi H. The Knowledge Creating Company. How Japanese Companies Create the Dynamics of Innovation. N.Y.: Oxford University Press, 1995; Nonaka I. The Клоwlеdgе Creating Company // Harvard Business Review. 2007. July-August. P. 162-171 (Reprint of 1991 article) [Электронный ресурс] URL: http://zonecours.hec.ca/.../H2010-1-2312839.N0...; Nonaka I. Organizational Knowledge Creation [Электронный ресурс] URL: http://www.knowledge-nurture.com/.../NONAKA.

3 Нонака И., Такеучи Х. Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / Пер. с англ. А. Трактин-ского. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2011. С. 3-4.

тельств и общества в целом успешно управлять своей деятельностью для достижения измеримых и устойчивых результатов4.

В результате наращивания компетенций и под воздействием КМ в процессе функционирования человеческого капитала происходит конверсия знаний в инновации. Спецификой инноваций как конкурентных преимуществ, создаваемых в процессе построения ИО, является то, что имманентными процессу построения ИО являются так называемые «открытые инновации» в качестве принципиально нового подхода к источнику инновационного развития.

Открытые инновации как конкурентное преимущество компании - это инновации, основанные на использовании инновационного опыта своих работников и работников других организаций/ стран, и доступные для всех; это способность фирмы участвовать в научно-исследовательская и научно-технической кооперации и извлекать из этого пользу для совершенствования своего бизнеса5.

В условиях построения ИО эта способность проявляется не только в инновационной мобильности (способности фирмы быстро воспринимать и внедрять инновации), но и в наличии следующих стратегических компетенций инновационного предприятия: интегрирование в профессиональное сообщество; мягкая инфраструктура и использование инфраструктуры для поиска партнеров; способность формулировать научно-технические задачи для решения в рамках совместных научно-технических проектов и в целях совершенствования модели своего бизнеса. Такие инновации предполагают переход от аутсорсинга и отношений «заказчик исполнитель» к отношениям партнерства, так называемым «открытым взаимоотношениям».

Одним из выражений инноваций являются новые технологии. По методологии ООН, в категории «технология» выделяются: технология в чистом виде («живая» технология), охватывающая методы и технику производства товаров и услуг (Dissembled Technology), и воплощенная технология, охватывающая оборудование с высокими технико-экономическими параметрами (Embodied Technology).

Следуя этой методологии, в категории «информационные технологии» (ИТ) различаются: процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, накопления, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта), и воплощенные компоненты: аппаратное (технические средства), программное (инструментальные средства), математическое и информационное обеспечение этого процесса. ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. В основном под ИТ подразумевают компьютерные технологии, поэтому специалистов по компьютерам называют ИТ-специалистами.

Благодаря появлению новых средств - компьютерных сетей, спутников связи и пр. возникли новые информационные технологии, которые назвали информационно-коммуникационными технологиями. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это технологии, предназначенные для совместной реализации информационных и коммуникационных процессов: информационные технологии (как совокупность процессов и методов поиска, сбора, хранения, обработки, представления, распространения информации и способов осуществления таких процессов и методов) + коммуникационные технологии (как процессы и методы передачи информации и способы их осуществления).

В категории ИКТ выделяются «телекоммуникационные технологии» (ТЛК-технологии), в рамках которых различаются: разновидность связи (электросвязь) и способ передачи информации с помощью электромагнитных сигналов, а также воплощенные компоненты: радио, телевидение, Интернет, Изернет (Ethernet, семейство технологий пакетной передачи данных для компьютерных сетей).

Уровень проникновения новых технологий определяет технологический уровень и соответствующие конкурентные преимущества страны. Технологический уровень измеряет способность экономики быстро и полно адаптировать и использовать новые технологии в целях повышения производительности и выражается в преимуществах в уровне и скорости всех бизнес-процессов в нацио-

нальном и глобальном масштабах по сравнению с другими странами.

Еще одно преимущество в технологиях, которое создается в процессе построения ИО, связано с преобладанием горизонтальных потоков информации (производитель - потребитель или сотрудник фирмы - сотрудник фирмы) и горизонтальной схемы кооперации труда. Наиболее ярко преимущества горизонтальной кооперации труда по сравнению с функциональной иерархией проявляются в команде (teamwork). Ориентация на малые рабочие группы-команды приводит к значительному росту продуктивности работников, снижению издержек производства, повышению трудовой дисциплины. При этом модели построения команды в западных фирмах отличаются от восточноазиатских. Так, для японской модели построения команды свойственны гораздо более жесткие условия отбора персонала (независимо от уровня формального образования, претенденты проходят специальное собеседование по выявлению истинной квалификации, уровня знаний о характере производства и статусе фирмы) и в большинстве японских компаний зачисление в штат фирмы происходит после прохождения испытательного срока.

4 Определение и сущность этого процесса было сформулировано Деборой Ид (Deborah Eade) в 2005 г., но сам феномен стал известен и вошел в программы исследований ученых и международных организаций и в мировую бизнес-практику еще в конце 1990-е гг. Eade D. Capacity-Building: An Approach to People-Centered Development. — UK and Ireland: Oxfam UK and Ireland, 2005. P. 30-39.

5 Яновский А. «Открытые инновации»: научно техническая кооперация / Российская сеть трансфера технологий (RTTN) [Электронный ресурс] URL: http://www.rttn.ru/_files/news/n983_0pen%20Innovation%20-%20RTTN%20-...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.