Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ БРАКА, ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ (СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НОРМ РОССИЙСКОГО СЕМЕЙНОГО ПРАВА И ЦЕРКОВНОГО ПРАВА РПЦ)'

ПОНЯТИЕ БРАКА, ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ (СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НОРМ РОССИЙСКОГО СЕМЕЙНОГО ПРАВА И ЦЕРКОВНОГО ПРАВА РПЦ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
брак / семья / муж / жена / союз / marriage / family / husband / wife / union

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаева Л. А.

В статье анализируется понятие брака, а также перечислены условия и порядок заключения брачного союза между людьми. В работе рассматривается данное понятие в узком и широком смыслах, а также в правовом и социальном аспектах. Также рассматривается противоречивость и необходимость систематизации, кодификации церковного брачного права Русской Православной Церкви. Насколько внутриконфессиональные нормы согласовываются со светскими и возможно ли их использование в светской правоприменительной практике. сложность соотношения норм Семейного кодекса РФ и брачного права Русской Православной Церкви. Сегодня отсутствуют четко сформулированные действующие нормы церковного брачного права РПЦ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF MARRIAGE, ORDER AND CONDITIONS OF ENTRY (COMPARATIVE LEGAL STUDY OF NORMS OF RUSSIAN FAMILY LAW AND CHURCH LAW OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH)

The article analyzes the concept of marriage, and also lists the conditions and procedure for concluding a marriage union between people. The paper considers this concept in a narrow and broad sense, as well as in legal and social aspects. The inconsistency and necessity of systematization and codification of the church marriage law of the Russian Orthodox Church are also considered. To what extent are intra-confessional norms consistent with secular ones and is it possible to use them in Soviet law enforcement practice. the complexity of the correlation between the norms of the Family Code of the Russian Federation and the marriage law of the Russian Orthodox Church. Today, there are no clearly formulated current norms of the church marriage law of the Russian Orthodox Church.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ БРАКА, ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ (СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НОРМ РОССИЙСКОГО СЕМЕЙНОГО ПРАВА И ЦЕРКОВНОГО ПРАВА РПЦ)»

УДК 34

Шаева Л.А.

Восточно-Сибирский институт экономики и права (г. Иркутск, Россия)

ПОНЯТИЕ БРАКА, ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ (СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НОРМ РОССИЙСКОГО СЕМЕЙНОГО ПРАВА И ЦЕРКОВНОГО ПРАВА РПЦ)

Аннотация: в статье анализируется понятие брака, а также перечислены условия и порядок заключения брачного союза между людьми. В работе рассматривается данное понятие в узком и широком смыслах, а также в правовом и социальном аспектах. Также рассматривается противоречивость и необходимость систематизации, кодификации церковного брачного права Русской Православной Церкви. Насколько внутриконфессиональные нормы согласовываются со светскими и возможно ли их использование в светской правоприменительной практике. сложность соотношения норм Семейного кодекса РФ и брачного права Русской Православной Церкви. Сегодня отсутствуют четко сформулированные действующие нормы церковного брачного права РПЦ.

Ключевые слова: брак, семья, муж, жена, союз.

Целью настоящей статьи является провести сравнительно - правовое исследование норм Российского семейного права и Церковного права Русской Православной Церкви, проанализировать сближение позиций современного российского государственного брачно-семейного и церковного брачного права Русской Православной Церкви по ряду правовых вопросов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

задачи:

определить понятие и сущность, условия и порядок заключения брака,

проанализировать брачное право русской православной церкви,

провести сравнительный анализ норм Семейного кодекса Российской Федерации и брачного права Русской Православной Церкви,

В настоящее время легального определения понятия брака нет в законодательстве Российской Федерации, его можно вывести только путем системного толкования норм Семейного кодекса РФ, а именно п.п.2, 3 ст.1 и п.1 ст.27. Таким образом, брак в семейном праве есть союз мужчины и женщины, который направлен на создание семьи и оформленный в установленном законом порядке, порождающий взаимные права и обязанности.

Законодатель в Семейном кодексе дал определение понятию брака благодаря невозможности унифицировать брачные отношения всех супружеских пар ввиду того, что эти отношения регулируются не только нормами права, но и нормами морали, обычаями и традициями.

Брак - сложное комплексное явление, находящееся под влиянием не только правовых, но и моральных норм, экономических законов, что ставит под сомнение понятие брака только с правовой позиции. Брак влечет возникновение брачных правоотношений, возникновение прав и обязанностей между супругами.

Русская Православная Церковь провозглашает в своих уставных документах соблюдение законов государств, на территории которых расположены ее приходы, что строго очерчивает границы ее правового поля.

Отсутствие четко сформулированных действующих норм церковного брачного права Русской Православной Церкви - существенный аспект, создающий сложность в определении соотношения норм Семейного кодекса Российской Федерации и брачного права Русской Православной Церкви.

Церковное брачное право РПЦ характеризуется многовековой историей применения.

Содержание церковного брачного права РПЦ, в древних церковных канонах не регламентируется, его не затрагивают современные решения чиноначалия, единственным четко прописанным является раздел "Поводы к разводу".

В Семейном кодексе Российской Федерации нет определения регулируемого предмета и легального определения семьи и брака.

В церковном брачном праве данный вопрос рассмотрен подробно с учетом истории церковного брака, начиная с Кормчей книги, которая дает следующее определение брака как "мужево и жены сочетание, сбытие во всей жизни, божественныя и человеческие правды общения".

Архиерейский собор в 2000 г. принял «Основы социальной концепции" и взял за основу определение брака Модестина конца III в. н.э.

Практика Русской Православной Церкви подразумевает заключение гражданского брака, а уже затем церковного брака браковенчания.

Заключать брак по закону РФ могут граждане любого государства, а повенчанными церковным браком могут только члены Русской Православной Церкви, других поместных православных церквей либо перешедшие в православие иноверцы. Христианский брак по православному канону — это Богом установленное Таинство.

Отличия присутствуют в определении допустимой степени родства брачующихся, длительности периода обручения, поводах к разводу, отсутствии единства христианской веры, наличии духовного родства, брака священнослужителей, количестве возможных браков, месте и времени заключения брака.

Большинство норм идентичны по содержанию, но при этом существуют ограничения в запретах, процедуре их воплощения.

Структура церковного брачного права выверена временем, она более стройная, нежели структура Семейного Кодекса РФ.

Семейный Кодекс РФ в большей мере регулирует актуальные сегодня проблемы.

Церковное брачное право Русской Православной Церкви регламентирует лишь личные нематериальные права и в отличие от Семейного Кодекса РФ, который регулирует часть материальных прав.

Отсутствие кодификации Церковного брачного права Русской Православной Церкви затрудняет его применение. Затруднение кодификации связано с объективными причинами, но систематизация действующих норм сегодня необходима, что потребует и правоустанавливающих разъяснений Русской Православной Церкви.

В уставных документах Русская Православная Церковь провозглашает уважение и соблюдение законов государств, на территории которых расположены ее приходы, что очерчивает границы ее правового поля.

Практическая деятельность Русской Православной Церкви благодаря отсутствию прописанных норм может расходиться с данным утверждением.

Сравнительный анализ норм семейного законодательства и церковного брачного права Русской Православной Церкви были выявлены следующие сходства: моногамность брака и отрицание однополых союзов, недееспособность одного из брачующихся является препятствием к заключению брака, недопустимость родственных браков добровольность вступления в брак, возрастной ценз вступления в брак.

Сегодня очевидна необходимость приведения норм церковного брачного права РПЦ в соответствие с требованиями времени.

Очевиден и недостаток специалистов в данной сфере, как в светской, так и в церковной среде. Сегодняшние нормы церковного брачного права противоречивы, а часть из них утратила свою актуальность. Нормы Семейного Кодекса РФ имеют свои недостатки, но кодификация облегчает их применение.

Наблюдается слабая востребованность норм церковного права гражданами, идентифицирующими себя как православные и недостаточная активная позиция самой Русской Православной Церкви в обществе.

Моральные и нравственные нормы не являются правовыми, но часто они включаются в текстовые контенты нормативно-правовых актов.

Для улучшения семейного законодательства Российской Федерации, устранения появившихся в законном акте пробелов и устранения противоречий между нормами семейного законодательства и другими нормами,

регулирующими семейные взаимоотношения напрямую или косвенно, пересекающихся с нормами семейного законодательства предлагается:

1. Дать легальное определение понятию «брак». Дать корректное определение понятию «фиктивный брак» и добавить понятие «фиктивный развод».

В настоящее время легального определения понятия брака нет в законодательстве Российской Федерации, его можно вывести только путем системного толкования норм Семейного кодекса РФ, а именно п.п.2, 3 ст.1 и п.1 ст.27. Причем п.1 ст.27 СК РФ дает понятие фиктивного брака, т.е. брака, при регистрации которого один или оба супруга не имели цели создания семьи. Таким образом, для того чтобы брак не был признан фиктивным, при его регистрации оба супруга должны иметь цель создания семьи. Но ни один нормативно-правовой акт не содержит понятия семьи и тем более понятия цели создания семьи. В настоящее время при рассмотрении дел о признании брака не действительным на основании его фиктивности не просматривается объективности по обоснованию отсутствия цели создания семьи.

Как правило, ссылаются на раздельное проживание супругов и отсутствие ведения совместного хозяйства, а также преследование иных целей, которые могут быть достигнуты после регистрации брака. Например, регистрация по месту жительства, получение отсрочки на прохождение срочной военной службы и иные имущественные выгоды без наличия цели создать семью. Но СК РФ не предусматривает обязанности супругов проживать совместно и вести совместное хозяйство, тем более что брачным договором супруги могут установить режим раздельной собственности. Доказать, что супруги, заключая брак, не имели цели создания семьи, когда цель отсутствовала у обоих, очень сложно, так как при отсутствии возражений со стороны второго супруга брак расторгается в органах ЗАГСа и в суде без выяснения причин.

Общим основанием для расторжения брака является невозможность дальнейшей совместной жизни супругов и сохранения семьи. Исковое заявление о признании брака недействительным, в силу его фиктивности, если оба супруга

не имели цели создания семьи, подает прокурор. Происходит столкновение публичных и частных интересов, и нередко нарушение принципа недопустимости произвольного вмешательства в дела семьи. Очень тонка грань между достижением иных целей, отличных от создания семьи, и причинами распада семьи. Логичнее оставить признание брака недействительным на основании его фиктивности, если цель отсутствовала только у одного супруга. Исковое заявление может подать добросовестный супруг, у которого цель создания семьи была, и именно он будет доказывать основания иска.

Также необходимо заметить, что преследование имущественных выгод возможно и при расторжении брака, когда супруги не собираются прекращать супружеских отношений, продолжают проживать одной семьей, но регистрируют расторжение брака в целях улучшения жилищных условий, снятия обязанности декларировать имущество, принадлежащее другому супругу и т.д. Если применить аналогию, то это не что иное, как фиктивный развод. Современное российское законодательство правовых последствий такого явления не содержит.

СК РФ не предусматривает обязанности супругов проживать совместно и вести совместное хозяйство, тем более что брачным договором супруги могут установить режим раздельной собственности. Доказать, что супруги, заключая брак, не имели цели создания семьи, когда цель отсутствовала у обоих, очень сложно, так как при отсутствии возражений со стороны второго супруга брак расторгается в органах ЗАГСа и в суде без выяснения причин.

Преследование имущественных выгод возможно и при расторжении брака, когда супруги не собираются прекращать супружеских отношений, продолжают проживать одной семьей, но регистрируют расторжение брака в целях улучшения жилищных условий, снятия обязанности декларировать имущество, принадлежащее другому супругу и т.д. Если применить аналогию, то это не что иное, как фиктивный развод. Современное российское законодательство правовых последствий такого явления не содержит.

2. Определить в законодательстве минимальный брачный возраст.

В настоящее время в Российской Федерации брачный возраст установлен в 18 лет. При наличии уважительных причин орган местного самоуправления по месту жительства лиц, вступающих в брак, может снизить брачный возраст до 16 лет.

Ст.13 СК РФ позволяет субъектам Российской Федерации принимать свои законы, в которых определяется порядок и условия вступления в брак лиц, не достигших возраста 16 лет. Данная формулировка весьма размыта, так как лица, не достигшие возраста 16 лет, это лица от рождения до 16 лет. Таким образом, минимальный брачный возраст в федеральном законодательстве не установлен. На сегодняшний день два субъекта РФ издали законы о порядке и условиях вступления в брак лиц, не достигших возраста 16 лет, не указав по достижении какого возраста лица могут вступать в брак при наличии таких уважительных причин как беременность невесты или рождение ребенка. Следовательно, лицо, родившее ребенка в 12 лет, по данному закону может вступить в брак, приобретя при этом полную гражданскую дееспособность.

В соответствии со ст.2 Нью-Йоркской Конвенции о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 г. участвующими в Конвенции государствами издаются законодательные акты, устанавливающие минимальный брачный возраст

3. Более детально урегулировать права детей и предусмотреть механизм их защиты, издав отдельный нормативно-правовой акт, регулирующий права детей, например, Кодекс прав ребенка.

В соответствии со ст.7 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. ребенок регистрируется сразу же после рождения, и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства. Российское законодательство, а именно п.6 ст.16 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» предусматривает регистрацию рождения ребенка в течение месяца после рождения, причем ответственность родителей ребенка за пропуск этого срока не предусматривается. Но если ребенок не зарегистрирован, то у него нет имени и защита прав этого ребенка весьма затруднительна. Возможно,

необходимо принять норму, устанавливающую регистрацию ребенка, рожденного в медицинском учреждении, сразу после рождения, возложив обязанность по регистрации ребенка на главного врача медицинского учреждения. А срок для регистрации детей, рожденных вне медицинского учреждения, значительно сократить, предусмотрев административную ответственность родителей за несоблюдение установленного срока.

В настоящее время оспаривание отцовства возможно в любой момент после рождения ребенка и независимо от того, сколько времени прошло после того, как мужчина, записанный в качестве отца ребенка, узнал, что он не является отцом ребенка, или мужчина, который не был записан отцом ребенка, узнал, что он его отец. Данная норма полностью защищает права мужчины, но совсем не направлена на защиту прав ребенка. Ребенок морально не подготовлен принимать «нового» папу лишь на основании судебного решения. Проблема психологической адаптации ребенка по этому вопросу не принята во внимание при установлении данной правовой нормы. Разумно предусмотреть сроки исковой давности по такой категории дел.

Все права ребенка, содержащиеся сейчас в различных нормативно-правовых актах, необходимо собрать в один, что позволит реально соблюдать, контролировать соблюдение и защищать права ребенка. Предложенный акт необходимо принять на международном уровне, что снимет все проблемы с правами родителей и детей в так называемых транснациональных браках, когда родители и дети попадают под действие нормативно-правовых актов разных государств, имеющих различное регулирование данных вопросов. Интересы ребенка должны быть выше межгосударственных.

Необходимо: придать мнению ребенка при решении вопроса о его правах обязательное значение (решение суда и иного государственного органа должно быть вынесено с учетом мнения ребенка, высказанного в установленном порядке), предусмотреть отдельные составы в судах, которые будут рассматривать споры о детях.

4. Не применять в нормативно-правовых актах, регулирующих семейные отношения, формулировок, не носящих правовой окраски.

Например, ст.31 СК РФ содержит обязанность супругов строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи. Данная формулировка носит весьма субъективный характер, так как, сколько семей, столько понятий о взаимопомощи и благополучии. Заставить супруга содействовать благополучию семьи невозможно. Отказ от таких действий может привести лишь к распаду семьи и дальнейшему расторжению брака.

Ст. 92 СК РФ в качестве основания для освобождения супруга от обязанности уплачивать алименты предусматривает недостойное поведение в семье супруга, требующего выплаты алиментов и непродолжительное пребывание супругов в браке. Понятие о недостойном поведении может быть широко истолковано, т.е. не только совершение действий, предусмотренных УК РФ или КоАП РФ, но и иных действий, которые супруг, обязанный выплачивать алименты, исходя из своих представлений о нравственности и морали, считает отрицательными, неправильными при совместном проживании. Продолжительность брака может исчисляться месяцами, годами, всей жизнью. Вопрос о том, какой период можно считать непродолжительным, субъективен для каждой пары, а то и для каждого супруга.

Установление подлинного баланса сил и интересов между государством и религией лишь укрепляет и то, и другое. Своевременное понимание этого дает возможность заблаговременно избегать возможных общественных противоречий и разногласий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Семейный кодекс Российской Федерации. - М., "Юрайт". - 2021.- 160 с;

2. Косова О.Ю. Семейное и наследственное право России: Учебное пособие. - М. - 2021. - 72 с;

3. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М. - 2022. - 92 с;

4. Павлов А.С. 50 глава Кормчей книги как исторический и практический источник русского брачного права. М. - 2020. - 42 с;

5. Суворов Н.С. Учебник церковного права. М. - 2021. 324 - 325 с;

6. Семейное законодательство. Сборник нормативных актов и документов. М. - 2022. - 156 с

Shaeva L.A.

East Siberian Institute of Economics and Law (Irkutsk, Russia)

CONCEPT OF MARRIAGE, ORDER AND CONDITIONS OF ENTRY (COMPARATIVE LEGAL STUDY OF NORMS OF RUSSIAN FAMILY LAW AND CHURCH LAW OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH)

Abstract: the article analyzes the concept of marriage, and also lists the conditions and procedure for concluding a marriage union between people. The paper considers this concept in a narrow and broad sense, as well as in legal and social aspects. The inconsistency and necessity of systematization and codification of the church marriage law of the Russian Orthodox Church are also considered. To what extent are intra-confessional norms consistent with secular ones and is it possible to use them in Soviet law enforcement practice. the complexity of the correlation between the norms of the Family Code of the Russian Federation and the marriage law of the Russian Orthodox Church. Today, there are no clearly formulated current norms of the church marriage law of the Russian Orthodox Church.

Keywords: marriage, family, husband, wife, union.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.