Научная статья на тему 'Понятие бизнес-плана и его значение'

Понятие бизнес-плана и его значение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5059
724
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / БИЗНЕС-ПЛАН / ПЛАНИРОВАНИЕ / ПОЛЬЗОВАТЕЛИ БИЗНЕС-ПЛАНА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие бизнес-плана и его значение»

Ситуационные условия, такие как сложившаяся в организации система связей между сотрудниками, в определенных условиях могут способствовать развитию конфликта в случае, если они являются определяющим фактором во взаимоотношениях между людьми.

Структурные факторы, являющиеся причиной возникновения конфликтов, связаны с организацией работы в компании, ее стратегией и политикой, иерархией власти и т.д.

Не существует единой точки зрения относительно роли конфликта в современной организации. Нельзя утверждать, что все конфликты деструктивны. Если конфликт не выходит из-под контроля, он может быть полезен для организации. В то же время слишком высокий уровень конфликта угрожает эффективности работы организации.

После наступления исходных событий, являющихся причиной конфликта, происходит его осознание, когда негативные чувства и мысли людей в отношении создавшейся ситуации могут усиливаться. После этого конфликт становится явным, что приводит к определенным действиям участников конфликта. На данной стадии конфликт может быть подавлен или разрешен, причем полученный результат может быть положительным, так и отрицательным.

Причиной возникновения конфликта в организации могут стать индивидуальные характеристики человека, ситуационные условия, структурные факторы. Например, люди с большими амбициями больше внимания уделяют индивидуальным успехам, что в определенных ситуациях может привести к разногласиям с коллегами по работе. Кроме того, возникновение конфликта более вероятно в ситуации, когда степень взаимодействия сторон велика. Различия между подразделениями компании, осуществляющими основные и вспомогательные виды деятельности, также могут привести к возникновению разногласий.

В случае возникновения конфликтной ситуации люди реагируют на нее по-разному. Одна из сторон может подчиниться другой или стороны могут найти компромиссное решение. Кто-то будет стремиться избежать конфликта, а кто-то, наоборот, приложит все силы для защиты своих интересов даже в ущерб интересам окружающих. Возможно, что стороны выразят стремление к сотрудничеству, заявив о готовности понять противоположную точку зрения при соблюдении своих интересов.

Список литературы

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. 496 с.

2. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. М.: Гардарики, 2004.

3. Менеджмент: учебник / под ред. проф. В.И. Королёва. М50 М.: Экономист, 2006. 432 с.

ПОНЯТИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ Галаничев В.А.

Галаничев Владислав Алексеевич - бакалавр, направление: маркетинг, кафедра: менеджмент, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна,

г. Санкт-Петербург

Ключевые слова: проектирование, бизнес-план, планирование, пользователи бизнес-плана.

Бизнес-план — это плановый документ, который содержит основную информацию об организации, форме собственности, дате образования, учредителях, видах деятельности, ассортименте производимой продукции. В нем представлено описание производственной, экономической, финансовой деятельности, используемых инструментов ценовой и маркетинговой политики, приведены расчетные плановые показатели.

В зависимости от целей и заинтересованных лиц выделяют:

• Производственный бизнес-план. В нем описана финансово-хозяйственная деятельность организации и основные бизнес-процессы.

Здесь также дается описание продукции, технологии производства, наличия необходимых для производства материальных ресурсов, оборудования, машин и механизмов.

«На основании сопоставления плановых и фактических показателей разрабатываются мероприятия по снижению себестоимости выпущенной продукции или оказанных услуг на

следующий отчетный период, комплекс мер по повышению эффективности функционирования».1

Для наглядности и удобства восприятия может содержать диаграммы, рисунки, таблицы и графики.

• Инвестиционный бизнес-план. Интересен инвесторам, учредителям, банкам и другим финансовым учреждениям, необходим для подтверждения возвратности вклада, кредита или займа.

«Обычно имеет целевое назначение и содержит информацию по конкретному проекту.»2

Наибольший акцент делается на подробную разработку производственного и финансового плана.

• План финансового оздоровления. Разрабатывается на предприятии, которое находится в состоянии банкротства или неплатежеспособности.

«Дополнительно, кроме основной экономической, финансовой и производственной информации, данный план содержит комплекс мероприятий по выходу из убытков или долговых обязательств с указанием ответственных должностных лиц и сроков выполнения»3.

Недостатки в современном бизнес-планировании

> Нет единой стандартной формы, что приводит к необходимости изложения одинаковой информации в различных вариантах оформления. В результате чего допускаются технические ошибки, неправильный перенос показателей, искажение и недостоверность отчетности.

> Большое количество ненужной и пустой информации, которая иногда повторяется в нескольких разделах бизнес-плана.

> Высокая стоимость разработки бизнес-плана сторонней организацией.

Классические ошибки при написании бизнес-плана

> Избыток лишней информацией, что отвлекает внимание инвестора или других заинтересованных лиц от важных показателей;

> Отсутствие четких бизнес-целей, что приводит при реализации этого бизнес-плана к распылению ресурсов на заведомо убыточные производства и выпуск нерентабельной продукции;

> Специально завышенные финансовые показатели, которые заведомо приводят к искажению общей ситуации;

> Недостаточный анализ рынка, недостоверная оценка преимуществ конкурентов или слабая рекламная или маркетинговая деятельность.

Бизнес-план — важный документ, используемый в работе каждого предприятия.

«Он позволяет дать экономическую оценку производственной и финансовой деятельности, эффективности эксплуатации производственных мощностей, рациональности использования основных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, определить место организации на

4

рынке конкурентов».

От грамотно разработанного бизнес-плана во многом зависит результат деятельности организации.

Успешное развитие бизнеса возможно при постоянном отслеживании происходящих в экономике и отрасли изменений, выделении тенденций и соответствующей коррекции предпринимательской деятельности. В таких условиях важное значение для бизнеса приобретает планирование, которое призвано снизить риски и улучшить управление предприятием.

Написание бизнес-плана - обязательная часть стратегического планирования развития предприятия. В этом документе излагается план освоения организацией новых направлений в конкретный временной промежуток.

Главным назначением бизнес-плана является анализ перспектив реализации коммерческой идеи. «Оцениваются риски и доходы, обосновывается необходимость привлечения инвестиций,

1 Горбунов В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов : науч.-практ. пособие / В. Л. Горбунов. М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. - с. 103.

2 Орлова Е.Р. Бизнес-план: Методика составления и анализ типовых ошибок: учебник / Е.Р. Орлова. - М.: Омега-Л, 2017. с. 63.

3 Разработка бизнес-плана предприятия // https://ce-na.ru/articles/finansy/razrabotka-biznes-plana-predpriyatiya/ (дата обращения 05.06.2018).

4 Романова М.В. Бизнес-планирование: учеб. пособие / М. В. Романова. М.: ФОРУМ : ИНФРА-М, 2015. с. 107.

модернизации технологий и производственной базы и т.п. При грамотном составлении, бизнес-план может стать готовым руководством к дальнейшему развитию бизнеса».1

Бизнес-план составляется для двух категорий пользователей — внутренние и внешние. К внутренним относятся сами владельцы и сотрудники предприятия. В этом случае бизнес-план формулирует, какие перед предприятием стоят цели и как их воплотить в жизнь. Внешние пользователи - это потенциальные инвесторы, партнеры и кредиторы. Бизнес-план призван убедить их в выгодности инвестирования.

Выделяют три главные цели проектирования:

> предоставление информации лицам, занятым в воплощении проекта;

> подтверждение целесообразности вложения средств в проект для инвесторов;

> предоставление кредитору подробной информации о предприятии, его работе и планах развития.

«Составление бизнес-плана предприятия позволяет сформировать долгосрочную стратегию развития организации по широкому спектру вопросов или по конкретным проектам, направлениям, подразделениям, модернизации и т.п.»2.

Качественный бизнес-план поможет решить ряд задач:

1. Сформулировать приоритетные цели в развитии предприятия (в конкретных количественных показателях).

2. Определить краткосрочные цели, методы и сроки их достижения.

3. Оценить производственный и финансовый потенциал для осуществления поставленных задач и необходимость привлечения дополнительных средств.

4. Определить круг лиц для реализации плана и выявить потребность в новых специалистах или переобучении сотрудников.

5. Проанализировать состояние рынка на выбранном направлении, оценить собственные перспективы и возможности продвижения, рекламы, сбыта и пр.

В процессе работы предприятия бизнес-план требует периодического обновления. Особенно, в случае ощутимых изменений рыночных тенденций или целей предприятия.

К бизнес-плану предъявляются определенные требования по форме и содержанию. В частности:

> простой и понятный язык без использования сложных конструкций;

> объем текста — до 25 страниц;

> уровень полезности информации. Документ должен содержать только ту информацию, которая будет отвечать поставленным целям;

> использование в проекте проверенных и достоверных данных (первое, что сделает вдумчивый инвестор — проверит правдивость приведенных данных);

> комплексный характер (должен представлять собой всестороннее исследование);

> перспективы дальнейшей проработки плана и составление других на его основе;

> конкретика. Недопустимы расплывчатые формулировки и примерные цифры. Расчеты должны быть основаны на точных и проверенных данных;

> контрольный характер. План должен предусматривать возможность сверки реальных показателей, сроков и прочего, а также их корректировку.

От того, насколько соблюдены эти требования, зависит, как бизнес-план будет воспринят. Разумеется, составление подобных документов требует определенного опыта и навыков работы с большими объемами информации, умения вычленять главное, анализировать, формулировать собственные мысли и т.д. «Неумело составленный бизнес-план может стать причиной отказа в предоставлении инвестиций, даже если идея «стоящая». Поэтому целесообразно заказать составление бизнес-плана предприятия у специалистов в этой области, которые составят обоснованный проект с учетом стандартов TACIS, UNIDO, ФФПМП, ЕБРР и др.».3

Итак, бизнес-план - это программа по осуществлению различных бизнес-операций, программа действий какой-то конкретной фирмы, содержащая все сведения о фирме, выпускаемом товаре, его производстве, всех рынках сбыта, организации операций.

1 Романова М.В. Бизнес-планирование: учеб. пособие / М. В. Романова. М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2015. с. 108.

2 Разработка бизнес-плана предприятия // https://ce-na.ru/articles/finansy/razrabotka-biznes-plana-predpriyatiya/ (дата обращения 05.06.2018).

3 Семенов В.М., Баев И.А. и другие. Экономика предприятия. / под рук. Акад. МАН ВШ, д.э.н. проф. Семенова В.М. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2017. с. 147.

105

Список литературы

1. Горбунов В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов : науч.-практ. пособие / В. Л. Горбунов. М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. с. 103.

2. Орлова Е.Р. Бизнес-план: Методика составления и анализ типовых ошибок: учебник / Е.Р. Орлова. М.: Омега-Л, 2017. с. 63.

3. Разработка бизнес-плана предприятия // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ce-na.ru/articles/fmansy/razrabotka-biznes-plana-predpriyatiya/ (дата обращения 05.06.2018).

4. Романова М.В. Бизнес-планирование : учеб. пособие / М. В. Романова. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. с. 107.

5. СеменовВ.М., БаевИ.А. и другие. Экономика предприятия. / под рук. Акад. МАН ВШ, д.э.н. проф. Семенова В.М. М.: Центр экономики и маркетинга, 2017. с. 147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.