Научная статья на тему 'Понятие безопасности в социально-философской мысли'

Понятие безопасности в социально-философской мысли Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1908
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / SECURITY / SPIRITUAL / PERSON / STATE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жбанков Александр Борисович

В работе анализируются важнейшие тенденции модификации духовной жизни в аспекте защищенности её традиционных оснований, отечественной истории, сохранении национально-исторической идентичности. Автор обосновывает типологическое различие государственной и национальной безопасности, раскрывает оригинальную специфику различных видов угроз на философском уровне анализа, рассматривает воззрения крупнейших философских авторов на устойчивость гражданской общности людей, характер соблюдения их суверенных прав в современном глобальном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of security in social-philosophical ideas

The most significant tendencies of spiritual life modification considered in the per-spective of its basic historical security, its country history and its national historical conservation are under analysis in the present paper. The author gives reasons for the typological difference of state and national difference, applying philosophical obser-vations he unveils / discovers the genuine character of different types of threats, con-siders the view points of outstanding philosophers on stability of civil community and maintenance of their sovereign rights in modern global world.

Текст научной работы на тему «Понятие безопасности в социально-философской мысли»

уДк 1 А. Б. ЖБАНКОВ щ

Омская гуманитарная академия

ПОНЯТИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ___________________________________________

В работе анализируются важнейшие тенденции модификации духовной жизни в аспекте защищенности её традиционных оснований, отечественной истории, сохранении национально-исторической идентичности. Автор обосновывает типологическое различие государственной и национальной безопасности, раскрывает оригинальную специфику различных видов угроз на философском уровне анализа, рассматривает воззрения крупнейших философских авторов на устойчивость гражданской общности людей, характер соблюдения их суверенных прав в современном глобальном мире.

Ключевые слова: безопасность, духовность, личность, государство.

Анализ проблем безопасности (государственной, национальной) имеет глубокую историческую протяженность. Достаточно обратиться к апологии «идеального государства» Платона, рассмотрению форм государственного правления Аристотелем [1]. В границах понимания общественного устройства, устойчивого положения гражданской общности показательными являются суждения о защищенности личности, роли государства в устранении антигуманных и произвольных действий Д. Локка, Т. Гоббса, Г.В.Ф. Гегеля. Не углубляясь в историко-философский ракурс, приведем высказывание Т. Гоббса: «могущество... есть благо, ибо это средство обеспечения безопасной жизни, а на безопасности покоится наш душевный мир» [2]. Но Локк допускает противопоставление «безопасности народа и безопасности государства» [3]. Соответственно, Гегель использует понятие «неправа» как произвольности в понимании жизненного положения личности и её конкретных прав и свобод [4, с.47].

Философский анализ соотношения человеческой жизни и тотальной деструкции в её внешних и внутренних проявлениях находит отражение в трудах мыслителей XX века — М. Хайдеггера, К. Ясперса, Х. Ортеги-и-Гассета, М. Бубера, Э. Мунье. Прежде всего, со стороны К. Ясперса, это упрек «государственному униформированию», которое лишает людей «направленности многообразия» и губит их личную безопасность, делает беззащитными в «свои лучшие времена», в результате нарушается континуум «человека в самобытии». В существенном смысле государственная власть ничего не может предпринимать: она либо защищает, либо разрушает. К. Ясперс адресует упрек тоталитарным сообществам, независимо от того, идет ли речь о советской России или демократической Америке. Основной смысл заключается в том, чтобы защищать «изначальную жизнь духовного мира» [5, с. 356]. Предостережением является высказывание М. Бубера о «защищенности» личности в тоталитарных системах: «все одинаково оснащенные, одинаково выровненные», когда в демонстрирующих лояльность людях «лишь столько жизни, сколько нужно для осуществления марша» [6, с. 118]. Неудивительно, что крайним предупреждением в размышлениях об опасностях «омассовления» (значит, и подавления) Х. Ортега-и-Гассет говорит о том, что необходимо «до-устроительство», «до-совершенство» государства

для благополучного положения граждан, поднятия их до «высоты времени» [7, с. 54, 72, 153]. Тревожным дискантом звучат слова-предостережения М. Хайдеггера: «Малое отстояние — ещё не близость. Большое расстояние — ещё не даль», но недалек век, когда современная аппаратура «пронижет и закрепит собою многоэтажную машину» человеческой сообщительности [8, с. 316].

В рамках постмодернистской парадигмы примечательно обращение М. Фуко, Ж. Дерриды к проблемам суверенности социальных индивидов в пространстве их взаимодействия с властью, устранения порабощающих влияний, угрозам и создания перспектив защиты личностного развития, мерам по укреплению прав и свобод человека [9].

Российская социально-философская мысль отличается значительным вкладом в понимании суверенных прав личности, необходимых условий защиты её внутреннего мира перед угрозами тотального контроля (Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, С. Л. Франк) [10]. И. А. Ильин говорит о «взаимопитании» как условии сохранения русского (российского) социума [11, с. 255]. Согласно С. Л. Франку, необходимо упорядоченность жизни людей, их единство и общность. Проблемный смысл заключает вопрос: «...что такое есть социальное бытие и как совершается социальное явление... Это можно узнать лишь через внутреннее духовное соучастие и сопереживание невидимой общественной действительности...» [12, с. 355, 356].

Синтез методологически важных положений о безопасности человеческой жизнедеятельности, укреплении её оснований составляет незаменимую основу рассмотрения проблем безопасного в условиях глобалистики. В современном обществознании разрабатываются принципиальные положения о недопустимости создания новых государственных «машин», механизмов принуждения человека к предза-данным контурам внешнесоциального окружения. Так, в границах философско-социологического понимания разработана типология мер безопасности государства, общества, личности [13, с. 91 — 104]. Вместе с тем оформляется «бесконечность» рассмотрения безопасности в аспекте отдельных видов защищенности, ситуативных обстоятельств, чрезмерной конкретности политической обстановки (естественно, что необходимы практические «меры и контрмеры», но вне анализа остается выявление тенденций обес-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009

печения безопасности, а главное, генезис противоречий её развития). По этой причине представляется симптоматичной разработка А. Ю. Моздаковым сравнительных представлений о безопасности в философской мысли, основы изучения государственной и личной безопасности в современном обществе [14, с. 18-25].

Актуальным представляется внимание к особой стороне государственной (национальной) безопасности — применительно к духовной сфере. Автор исходит из предпосылки о том, что государственная безопасность и национальная безопасность взаимосвязаны между собою так, как соотносятся государство и гражданское общество. Между ними возможны отношения антагонизма (в условиях репрессивной практики), союза, партнерства, относительного слияния и т.д. Предлагая различать государственную и национальную безопасность, В. В. Егоров подчеркивает: если в первом случае речь идет о режиме секретности, необходимой закрытости и сбережении достояния страны перед лицом враждебных ей сил, во втором — о всеобщей открытости, поскольку в центре внимания сохранение духовных и культурных ценностей, исторических основ и традиций народа. Национальная безопасность как раз и предполагает раскрытие «секретов» российской истории и культуры, духовного опыта страны с целью его распространения, развития процессов обмена ценностями внутри России и во всем мире [15].

Безусловно, по своему содержанию и объему понятие «национальная безопасность» является составной частью общего понятия «государственная безопасность». Поэтому угрозы национальной безопасности в духовной сфере в полной мере следует относить и применительно к институтам обеспечения государственной безопасности. Именно вакуум эффективной защиты национальной безопасности в период радикальной трансформации социальной системы в 90-е годы XX века привел к ослаблению государственной безопасности. Фактическим подтверждением является деятельность современных СМИ, которая заключает прецеденты пренебрежения национальной безопасностью.

Так, российские телеканалы демонстрируют псев-додокументальные исторические передачи, выбор объекта анализа (освещения) имеет предубежденный характер как проведение «курсов политики», «точек зрения на информацию». В результате «чистые» телевизионщики (информационщики) могут разрушать отечественную духовную культуру [16, с. 6,7].

Прежде всего, следует обратиться к понятию «духовность» как высшей способности человека, позволяющей стать источником смыслополагания, умопостигающего отношения к действительности, личностного самоопределения, осмысленного и свободного преображения жизненных обстоятельств. Эта уникальная способность подвергается деформирующим влияниям со стороны «квазикультурного» бума, тенденций формирования «осведомленного человека» (homo interagens, т.е. человека проникающего, сведущего), в возрастающей фрагментации культурно-образовательного пространства.

Со своей стороны, в типических проявлениях власть активно занимается «производством безопасности», для максимального контроля жизнедеятельности человека. Соответственно интересами национальной безопасности обосновываются ограничения в отношении гражданской общности людей. Но меры полупринудительного воздействия, тотального дисциплинирования не в состоянии обеспечить под-

линный духовный прогресс. В отношении неограниченного гнета, устранения общественного мнения, всеобщей подчиненности универсальное значение принадлежит ответу Ш. Талейрана императору Наполеону: «Штыки, сир, годятся на все, кроме единственного — нельзя на них сидеть», который приводит в своей книге Х. Ортега-и-Гассет [7, с. 118]. Важным обстоятельством является смена вектора технического прогресса, который ранее противостоял природе, но сегодня его безграничная власть распространяется на дефицит физической энергии и позволяет компенсировать увеличением использования духовной энергии (знаниями, информацией, образцами культуры).

П.Козловски специально подчеркивает: «Чем больше техника определяет нашу жизнь, тем более живыми, одушевленными должны быть основы техники в культуре и общественных науках, тем крепче должна быть духовная связь, соединяющая членов общества между собой. В противном случае следствием будут патологические явления в культуре, например, техноморфизм, в результате чего индивиды понимают себя и свои отношения с другими индивидами исключительно в соответствии с техническими категориями. Это может вызвать оскудение богатства человеческого взаимопонимания и духовный упадок» [17, с. 50].

Современная техника вне адекватного духовного развития человека способна оказывать негативное влияние на целостность его жизни. Подобную ситуацию предвидел Э. Мунье: «Современный мир расщепил человека на отдельные части, и каждая из них, будучи оторванной от целого, приходит в упадок. Мы пытаемся... соединить в нем тело и душу, созерцание и труд, мышление и деятельность. В водовороте истории рвется связь времен...» [18, с. 100].

Оборотной стороной повышения технологических возможностей является усиление давления на личность, существенное расширение возможностей манипулирования её внутренним миром, что негативно сказывается на духовном развитии общества и, как следствие, приводит к атрофии духовной культурной жизни в целом. В современном социуме возникает острое противоречие между потребностью внедрения новой техники, творческого осмысления и восприятия мира и феноменом «одномерного человека» (Г. Маркузе), как не способного адекватно ответить на вызовы времени. Необходимость приспосабливаться к трансформациям внешней среды, бурному техно-познавательному развитию актуализирует качества человека в направлении прагматизации знаний, операциональным навыкам деятельности и общения, поиска проектных решений в новых обстоятельствах. Как следствие, определяющей формой адаптации современного человека является функциональный подход, ориентация на рациональные основы социальной жизнедеятельности.

Вместе с тем, как подчеркивает С. Ф. Денисов, «сведение разума к рациональности человеческих поступков говорит о зависимости человеческой духовности от поведения, т.е. животного начала в человеческой активности». В соотношении рациональности и иррациональности «главная роль в предельной конструкции человеческой активности отводится не разуму (и даже не деятельности), а поведению. Именно оно, его законы начинают диктовать свои условия разуму и деятельности». В результате человек «становится хотя и очень эффективным, но тем не менее животным. Обретение человеком своего человеческого облика может быть связано только с главенствующим положением разума в структуре человеческой

активности, т.е. когда человек будет ориентироваться не на поведение, а на разум. Только когда разум будет главенствовать над поведением, а не поведение над разумом, только тогда человек сможет вырваться из жестких тисков животности, только тогда он преодолеет в себе животные начала и обретет собственно человеческий облик» [19, с. 89 — 90].

Можно утверждать поэтому следующее: человек представляет собой существо, которому имманентно двуединое сочетание рассудочной логики и чувственноэмоциональных реакций. Определить в конкретном случае, что оказало наибольшее влияние на выбор им мотивов жизнедеятельности (рациональное или иррациональное) крайне трудно. У действующих индивидов рассудок и чувства взаимосвязаны уникальным образом, и духовный мир в том или ином сочетании включает как разумно-логическое, так и чувственноэмоциональное (их неповторимая комбинация формирует мотив деятельности). Личность, вынужденная действовать рационально-функционально во всех сферах жизни, должна систематически контролировать влечения и аспекты поведения, осуществлять, по выражению К. Манхейма, «саморационализацию» [20, с. 296]. Но в обстановке социального кризиса неизбежно происходит утрата традиционной веры в прогрессивную роль разума в историческом развитии.

В информационном обществе роль человеческого фактора постоянно повышается и исследование взаимосвязи рациональных и иррациональных начал поведения приобретает особое значение. Развивающийся социум содействует иррациональным проявлениям и вспышкам, характерным явлению, которое К. Манхейм называет «концентрацией масс». Индустриальное развитие неизбежно порождает тонкий общественный механизм, при котором «мельчайшая иррациональная помеха, — как подчеркивает К. Манхейм, — может иметь глубочайшие последствия; в качестве массового общества оно обеспечивает величайшую интеграцию иррациональных возбудителей инстинктов и влияний, массовизацию влечений, которая внушает такие опасения, что может быть уничтожена вся сверхтонкая конструкция» [20, с. 300].

В конкретном смысле речь идет о несбалансированности потенциалов развития человека (духовного, психологического, интеллектуального), что является причиной диспропорциональности в распределении рациональности и моральных сил в индустриальном обществе. Следствием человеческой и социальной диспропорциональности является выход наружу подавленных инстинктов, скрытого честолюбия, проявлениями которых становятся деструктивное поведение и негативные психические состояния отдельных индивидов. В результате происходит девальвация нравственных ценностей, человек утрачивает былую привлекательность идеалов и приходит к глубокому разочарованию в них. Отсюда — внутренняя неудовлетворенность, отказ от самого себя, потеря индивидуальных качеств и предание забвению духовных способностей, без совершенствования которых невозможен духовный прогресс.

Не случайно типическими чертами личности становятся посредственность, беспринципность, корыстолюбие и властолюбие. Так, в критике современной бюрократии Б. Н. Бессонов справедливо отмечает, что «государственный аппарат покровительствует «беспардонным» людям, обладающим такими способностями, как умение уговорить, подкупить, молчать, обманывать, лгать, трудиться к удовольствию начальства, не проявлять самостоятельность и т.д. и т.п.» [21, с. 279]. Устойчивое развитие общества,

сила и могущество государства покоятся на осознании гражданами уверенности в своих силах, способности преодолевать новые вызовы и угрозы. Согласно Г. В. Лейбницу, «в хорошо устроенном государстве, насколько возможно, осуществляется забота об отдельных гражданах» [22, с. 288].

В обретении утраченного единства истории и равновесия с природой, по мнению Э. Фромма, человек развивает особые усилия «с помощью мышления, конструируя в сознании всеобъемлющую картину мира, отправляясь от которой можно было бы ответить на вопрос, где он находится и что должен делать» [23, с. 158—159]. Для Ф. Ницше человек — это самое больное и уродливое среди животных, опасно отклонившееся от своих инстинктов жизни. Но лишь немногим, «духовным по преимуществу», индивидам, для которых аскетизм и самообуздание — в радость, «разрешено прекрасное: лишь у них доброта не слабость» [24, с. 84]. Духовно развитые люди — истинные творцы, а «творчество есть род аскезы» [25, с. 303]. Но к таковым принадлежат лишь единицы, массы людей под влечением природного инстинкта превращаются в «разумную машину», в консолидированную, крепкую и здоровую посредственность, которой «обусловлена культура в её высоком развитии» [24, с. 85].

В результате посредством духовного творчества человек взаимодействует с внешним миром, шаг за шагом сознательно «просеивая» его элементы, формирует собственное отношение, приходит к пониманию смысла действительности и на этом фундаменте универсально создает себя. В свете осмысленного формирования личности он получает возможность достраивать элементы, которые представляются незавершенными, сокрытыми для глубинного познания.

Человек «не может быть каким-нибудь, — отмечал Ж.-П. Сартр, — если только другие не признают его таковым. Чтобы получить какую-либо истину о себе, я должен пройти через другого. Другой необходим для моего существования, так же, впрочем, как и для моего самосознания. При этих условиях обнаружение моего внутреннего мира открывает мне в то же время и другого, как стоящую передо мной свободу, которая мыслит и желает «за» или «против» меня. Таким образом, открывается целый мир, который мы называем интерсубъективностью. В этом мире человек и решает, чем является он и чем являются другие» [26, с. 336]. Это означает, что воображаемые проекты представляют собой попытку человека преодолеть собственные пределы, расширить пространство или отказаться, или приспособиться к существующим условиям. «Всякий проект, — по мнению Ж.-П. Сартра, — каким бы индивидуальным он ни был, обладает универсальной значимостью», в этом понятен каждому и может быть воспроизведен, «...мы можем говорить о всеобщности человека, которая, однако, не дана заранее, но постоянно созидается. Выбирая себя, я созидаю всеобщее. Я созидаю его, понимая проект любого другого человека, к какой бы эпохе он ни принадлежал» [26, с. 337].

Можно утверждать, что, подобно историческим предкам, современный человек не утратил тяги к «превращениям», реализуя себя в образных самопред-ставлениях. В настоящее время на основе новейших достижений в развитии коммуникационных средств перед ним открываются широкие возможности для интеллектуальных и личностных метаморфоз.

Стремление к этому заключает универсальная человеческая природа. «Действительно, — пишет Ж.-П. Сартр, — нет ни одного нашего действия, кото-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009

рое, создавая из нас человека, каким мы хотели бы быть, не создавало бы в то же время образ человека, каким он, по нашим представлениям, должен быть. Выбрать себя так или иначе означает одновременно утверждать ценность того, что мы выбираем, так как мы ни в коем случае не можем выбрать зло». Для Ж.-П. Сартра все, «что мы выбираем, — всегда благо. Но ничего не может быть благом для нас, не являясь благом для всех... Я ответственен, таким образом, за себя самого и за всех и создаю определенный образ человека, который выбираю; выбирая себя, я выбираю человека вообще» [26, с. 324]. Этим обстоятельством обусловлена традиционная предпосылка единственности или самововлечения человека в «бытие всех». Именно ей исчерпывается парадоксальность бытия, которая является основой сохранения жизненности и прогрессивного развития человечества. С этим связана специфическая сторона анализа: потеря личностной идентичности, «ангажированность» человека внешними обстоятельствами. В переводах Ж.-П.Сартра это понимается как «завербованность». По мнению комментатора французского философа Т. Б. Любимовой, в этом случае упускается момент активной вовлеченности, участия в событиях. Противоположный «ангажированности» смысл — оставаться в стороне, быть непричастным [27, с. 100].

Новыми являются положения о трансформациях содержательного смысла понятия «духовная безопасность», которые представляют интерес для специалистов общегуманитарного и узкоспециального профиля. Статья заключает универсальные, социальнофилософские положения о соотношении безопасности личности и государства, различных видов защищенности человека в современном глобальном обществе и конкретных сферах его развития. Анализ представляет интерес для понимания специфики личностного развития, исследования перспектив устойчивого развития российского социума, может быть использован в курсах безопасности жизнедеятельности, социальной философии, социологии, политологии.

Библиографический список

1. Платон. Государство. Сочинения [Текст] : в 3-х т. — Т. 3. — М : Мысль, 1961. —607 с. Аристотель. Политика. Сочинения [Текст] : в 4-х т. — Т.4. — М. : Мысль, 1984. — 830 с.

2. Гоббс Т. Основы философии. Часть вторая. О человеке [Текст] / Сочинения в 2 т. — Т. 1. — М. : Мысль, 1990. — 731 с. — ISBN 5-244-00020-9.

3. Локк Д. Два трактата о правлении [Текст] // Локк Д. Сочинения в 3-х т. — Т.3. / Пер. — М. : Мысль, 1988. — 668 с. — ISBN 5-244-00084-5. — ISBN 5-244-00085-3.

4. Гегель Г. Философия права [Текст]. — М. : Мысль, 1990. — 524 с. — ISBN 5-244-00384-4.

5. Ясперс К. Духовная ситуация времени [Текст] // Ясперс К. Смысл и назначение истории ; перевод с нем. — М. : Политиздат, 1991. — 527 с. — (Мыслители XX в.). — ISBN 5-250-01357-0.

6. Бубер М. Диалог [Текст] // Бубер М. Два образа веры ; перевод с нем. / Под ред. П.С. Гуревича, С.Я. Левит, СВ. Лёзова. — М. : Республика, 1995. — 464 с. — (Мыслители XX века). — ISBN 5250-02327-4.

7. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс [Текст] // Ортега-и-Гассет X. Избранные труды : перевод с исп. / Сост., предисл. и общ. ред. A.M. Рудкевича. — 2-е изд. —М. : Издательство «Весь мир», 2000. — 704 с. — ISBN 5-7777-0116-7.

8. Хайдеггер М. Вещь [Текст] // Хайдеггер М. Время и бытие : статьи и выступления ; перевод с нем. — М. : Республика, 1993. — 447 с. — (Мыслители XX века). — ISBN 5-250-01496-8.

9. Фуко М. Субъект и власть [Текст] // Фуко М. Интеллектуалы и власть : избранные политические статьи, выступления и

интервью. — Ч. 3. — М. : Республи-ка, 2006. — С. 161 — 190. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть [Текст] / Бодрийяр Ж. - М. : Добросвет, 2000. - С.311-312.

10. Бердяев Н.А. Судьба России [Текст] // Родина. — 1989. — № 2.

11. Ильин И.А. Наши задачи [Текст]. — Париж — Москва : МП Рарог, 1992.— 335 с.

12. Франк С.Л. Сочинения / Непостижимое [Текст]. - М. : Издательство «Правда», 1990. — С. 183-560.

13. Бабосов Е.М. Безопасность; Пузиков В.В. Экономическая безопасность. Национальная безопасность [Текст] // Социология : энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн. : Книжный дом, 2003. — 1312 с. — (Мир энциклопедий). — ISBN 985-428619-3.

14. Моздаков АЛО. Понятие безопасности в классической и современной философии [Текст] // Вопросы философии. — 2008. — № 4.

15. Егоров В.В. Телевидение и проблемы национальной безопасности России [Текст] // Доклад на IV Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике 3 марта 1996 года. — М., б.и. — 1996.

16. Пущаев Ю.В. Либерализм, квазилиберальные мифы и свобода СМИ (Карл Поппер о роли телевидения в обществе) [Текст] // Вопросы философии. — 2006. — № 1.

17. Козловски П. Культура постмодерна [Текст] : Общественно-культурные по-следствия техн. развития ; перевод с нем. — М. : Республика, 1997. — 240 с. — (Философия на пороге нового тысячелетия). — ISBN 5-250-02636-2.

18. Мунье Э. Что такое персонализм? [Текст] ; перевод с франц., примеч. И.С. Вдовиной. — М. : Издательство гуманитарной литературы, 1994. — 128 с. — ISBN 5-87121-004-х.

19.Денисов С. Ф., Денисова Л.В. Человеческое и животное в человеке : монография [Текст]. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 1995. — 184 с.

20. Манхейм К. Диагноз нашего времени. ; перевод с нем. и англ. [Текст]. — М. : Юрист, 1994. — 700 с. — (Лики культуры). — ISBN 5-7357-0046-4.

21. Бессонов Б.Н., Ващекин Н.П., Урсул А.Д. Методология науки и стратегия выживания цивилизации : монография [Текст]. — М. : Изд-во МГУК, 1999. — 338 с. — ISBN 5-87227-093-5.

22. Лейбниц Г.-В. Сочинения в четырех томах [Текст] : Т. I / Ред. и сост., авт. вступит, статьи и примеч. В.В. Соколов ; перевод Я.М. Боровского и др. — М. : Мысль, 1982. — 636 с. — (Филос. наследие. Т. 85).

23. Фромм Э. Психоанализ и религия [Текст] // Ф.Ницше,

З.Фрейд, Э.Фромм, А.Камю, Ж.-П.Сартр : Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева ; перевод. - М. : Политиздат, 1989. — С. 143 — 221. — (Б-ка атеист, лит.). — ISBN 5-250-00378-8.

24.Ницше Ф. Антихрисианин. Опыт критики христианства [Текст]. / Ф.Ницше, З.Фрейд, Э.Фромм, А.Камю, Ж.-П.Сартр : Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева ; перевод. — М. : Политиздат, 1989. — С. 17-93. — (Б-ка атеист, лит.). — ISBN 5-25000378-8.

25. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде [Текст] // Ф.Ницше, З.Фрейд, Э.Фромм, А.Камю, Ж.-П.Сартр : Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева ; перевод. — М. : Политиздат, 1989. — С. 222 — 318. - (Б-ка атеист, лит.). — ISBN 5-250-00378-8.

26. Сартр Ж.П. Экзистенциализм — это гуманизм [Текст]. // Ф.Ницше, З.Фрейд, Э.Фромм, А.Камю, Ж.-П.Сартр : Сумерки богов / Сост. и общ. ред. Л.А. Яковлева ; перевод. — М. : Политиздат, 1989. — С. 319 — 344. — (Б-ка атеист, лит.). — ISBN 5-250-00378-8.

27. Любимова Т.Б. Эстетическая концепция Ж.-П.Сартра [Текст] // Вопросы философии. — 1982. — № 4.

ЖБАНКОВ Александр Борисович, соискатель кафедры теоретической политологии и гуманитарных дисциплин.

Статья поступила в редакцию 10.12.2008 г.

© А. Б. Жбанков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.