Научная статья на тему 'Понятие артистической культуры личности студента'

Понятие артистической культуры личности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / АРТИСТИЗМ / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вассерман В. И.

Артистическая культура занимает важное место в жизни студента творческой специальности, а понятие артистической культуры составляет серьёзную теоретическую и практическую проблему

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFENITION OF ARTISTIC CULTURE AS A PART OF STUDENT’S PERSONALITY

Artistic culture, as serious theoretical and practical problem has an important part in the development of the student`s creative skills

Текст научной работы на тему «Понятие артистической культуры личности студента»

УДК 378.02

В.И.Вассерман

ПОНЯТИЕ АРТИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Артистическая культура занимает важное место в жизни студента творческой специальности, а понятие артистической культуры составляет серьёзную теоретическую и практическую проблему.

Ключевые слова: артистическая культура, духовная культура, материальная культура, артистизм, творчество.

VALERIYA I. VASSERMAN DEFENITION OF ARTISTIC CULTURE AS A PART OF STUDENT'S PERSONALITY.

Artistic culture, as serious theoretical and practical problem has an important part in the development of the student's creative skills.

Keywords: culture, students, artistic culture, social, creativity, artistry.

Искусство — необходимая часть жизни человечества. Проблема формирования духовности общества напрямую связана с искусством. Духовность противоположна мрачной повседневности жизни. Она проявляется в обращении человека к идеалу, в стремительном желании усовершенствовать себя. С этим связаны и поиски путей воспитания духовной культуры растущего человека, обращение к данной проблеме при обучении профессии. При обретении нравственных ценностей личности происходит игнорирование искусства, что ведет к снижению культуры в студенческой среде.

Сегодня есть объективная потребность общества в духовно богатой и творчески активной личности студента, которая и породила необходимость подготовки в условиях высшей школы такого специалиста, способного креативно мыслить, находить пути нестандартного разрешения возникающих проблем. Не случайно в этом направлении важное место и занимают разработки ученых, направленные как на развитие креативных черт личности студента творческой профессии, так и на познания духовно-нравственной культуры, элементом которой является артистическая культура. Именно эти качества помогают студенту самосовершенствоваться в новых условиях, а значит - быть востребованным специалистом.

Артистическая культура стоит на пьедестале первенства в жизни студента творческой специальности, при этом само понятие артистической культуры составляет серьёзную проблему, как в теории, так и в практике творческих специальностей.

Рассматривать и раскрывать это понятие можно посредством выявления и описания, составляющего его содержания, двух терминов - артистизм и культура. Сформировать конкретное содержание этого нового понятия, можно путем определения места в структуре духовно-нравственной культуры общества, а также, выявив, взаимосвязи с другими элементами этой структуры. Такое знание может раскрываться как при теоретическом исследовании, так и с помощью эмпирических процессов. Это понятие необходимо как для становления артистической культуры личности студента, так и для использования его в педагогической практике при обучении специалиста творческого направления.

Культура имеет огромное множество дефиниций, что свидетельствует о том, что это понятие - одно из сложнейших явлений в жизни общества. Рассматривая различные концепции понятия «культура», мы наблюдаем расхождение в раскрытии определения данного термина. Само слово культура происходит от латинского cultura, что означает - возделывание, обрабатывание, улучшение, взращивание, - прежде всего, выражающего работу человека на земле. Религиозное направление связывает понятие культуры с обрядами, культами, формой служения чему-то высшему. Не смотря на разногласия в концепциях, понятие культуры сводится к противостоянию человека и природы, к возвышению человеческого труда, к улучшению жизни человека и общества в целом, то есть формирует программу жизнедеятельности.

Понимание культуры как совокупности результатов материальной и духовной деятельности человека, исходит из того что человек - существо природы, противостоит природе, и своей материально - духовной деятельностью не только создает предметы потребления, но и получает средство для преобразования своего внутреннего мира. В связи с тем, что мы исследуем феномен «артистическая культура»- нам необходимо углубится в понятие «духовная культура», так как именно эта дефиниция является отправной точкой в нашей работе.

Многообразие большого количества определений понятия «духовная культура» связано с объективной многозначностью культуры. Чем богаче подлежащий определению предмет, писал Гегель, т.е. чем больше различных сторон он представляет рассмотрению, тем более различными оказываются даваемые ему дефиниции.

Духовная культура - это внедрение в жизнь общества знаний, теорий, идей, характерных данной эпохе. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой. Духовная культура включает в себя духовное творчество, в процессе которого создаются духовные ценности в виде картин, музыки, научных открытий, религиозных учений и т. п. «Говоря о духовной культуре, следует различать ее форму, которая материальна, и содержание, которое идеально. Форма отображает то, в чем воплощены феномены данного вида культуры, а содержание - то, что они значат для личности и общества.»[2, с. 26]

Показателем развития духовной культуры того или иного общества выступает, прежде всего, доступность ее продуктов широким массам. Это зависит от количества поступающих в распределение ценностей духовной культуры, от количества учреждений культуры, которые организуют их распределение и потребление, от стоимости благ культуры и возможности пользоваться ими.

Духовная культура включает в себя, с одной стороны, совокупность результатов духовной деятельности, а с другой - и саму духовную деятельность. Таким образом, становится очевидным, что возможности духовного развития человека связано с материально-техническим развитием и наоборот -уровень совершенства материального производства зависит от возможностей духовного потенциала общества.

Каждая из наук, изучает те вопросы культуры, которые попадают в спектр рассмотрения данной науки. Возрастание роли культуры в жизни общества, успехи, достигнутые в научно - теоретической мысли, во многом обусловили усиления внимания ученых к теоретико-методологическим вопросам духовной культуры.

Формирование духовного мира личности студента предполагает использование комплексного и системного подходов в процессе её воспитания. Планомерное воздействие на все сферы формирования духовной культуры включает в себя как влияние социально - экономических отношений, так и значение морально - психологической атмосферы коллектива.

В духовной культуре выделяют элементы, которые принято называть формами общественного сознания. В таких случаях, вместо термина «сознание» употребляют термин «культура»: политическая, правовая, эстетическая (искусство, литература), этическая (иногда - нравственная), философская, социальная (язык, быт, традиции и обычаи), религиозная. К таким элементам мы относим и артистическую культуру.

Разбирая понятие артистизм, мы можем утверждать что « артистизм - это, по сути дела, феномен бытия, но как таковой он еще не отрефлексирован.» [1 , с 18]. Специальных работ, посвященных артистизму как культурологическому явлению нет, однако, артистизм как одна из эстетических функций искусства рассматривается в учениях М.Бахтина, Х.Г.Гадамера, П.Пави. Также артистизм как природный дар и высокая степень мастерства можно встретить в трудах великих творческих деятелей: Б.Брехт, В.И.Немирович-Данченко, К.С.Станиславский, Ф.Феллини.

Артистизм - это многогранное понятие, включающее в себя, прежде всего, искусство перевоплощения. Иными словами, человек, владеющий артистизмом, умеет «вживаться в образ», скрывать свои истинные чувства и намерения. Непременным условием возникновения сценического артистизма является способность к перевоплощению. Умение вживаться в образ, проникаться настроением роли, а также вступать в диалог с собственным «я» позволяет исполнителю вырабатывать наиболее адекватные способы сценического воплощения сценарного материала, кратчайшим путем налаживать контакт с аудиторией. «Немаловажным фактором формирования эффективной модели сценического поведения является умелое использование кинетических средств — телесной экспрессии, пластики движений»[3, с 69]. Все это наделяет исполнителя личностной, персональной запоминаемостью, формирует неповторимый облик артиста.

Артистизм пронизывает множество граней существования человека на протяжении всей истории развития культуры, поэтому он требует осознания не в качестве частного вопроса, а в качестве философской проблемы.[1, с.18]

Артистизм как личное качество студента способствует успешной коммуникации, вырабатывает самоуверенность в принятии решений, а также является важнейшим требованием в мире профессионального труда. Артистичная личность легче адаптируется к постоянным изменениям жизни, направлена на творческое созидание, на конструктивное и оптимистичное ее восприятие, поэтому важной задачей современной высшей школы становится развитие не просто артистизма студента, а формирование артистической культуры.

Разобрав термины «культура» и «артистизм» мы можем сформулировать определение артистической культуры студента

Под артистической культурой необходимо понимать становящуюся систему творческих ценностей, включающую весьма многообразное содержание. Это художественное мастерство, утонченность восприятия, мировоззренческие понятия, моральные нормы, комплекс эстетических и нравственных ценностей, формы воплощения роли, творческие идеалы, культивируемые в обществе.

В процессе обучения студента артистическая культура выступает как развитие творческого мышления, как совершенствование его актерских данных. По сути дела, становление артистической культуры студента отражает процесс становления творческого начала в человеке, того, что составляет сущность его таланта.

Таким образом, артистическая культура личности студента - это совокупность проявлений таланта и психофизических способностей через сценическое поведение, цель которого - передача художественной информации зрителю, дополнительное освещение сценарного образа за счет внешних и внутренних проявлений творческой активности. Формирование артистической культуры лич-ности студента возможно

лишь при синергии духовно-нравственной, эстетической и этической культур.

Литература

1. Бажанова Р.К. Феномен артистизма: Дис. канд. пед. наук: Казань, 2003. 172 с.

2. Клименко А.В. Обществознание: Учеб. / А.В.Клименко, В.В.Румынина. - М.: Дрофа, 2004. - С.34-35.

3. Комаров В.А Артистизм как феномен музыкального искусства: Дис. Канд. Искусствоведения: Оренбург, 2010. 168с.

1. Bazhanova R.K. Fenomen artistizma: Dis. kand. ped. nauk: Kazan', 2003. 172 s.

2. Klimenko A.V. Obshhestvoznanie: Ucheb. / A.V.Klimenko, V.V.Rumynina. - M.: Drofa, 2004. - S.34-35.

3. Komarov V.A. Artistizm kak fenomen muzykal'nogo iskusstva: Dis. Kand. Iskusstvovedenija: Orenburg, 2010. 168s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.