Научная статья на тему 'Понятие «Активизация учебно-познавательной деятельности» учащихся в научно-педагогических исследованиях'

Понятие «Активизация учебно-познавательной деятельности» учащихся в научно-педагогических исследованиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4995
454
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярошенко С. Н.

В данной статье анализируется понятие «активизация учебно-познавательной деятельности» учащихся в научно-педагогических исследованиях. В отдельности рассматриваются понятия «активизация» и «познавательная деятельность», а также их интеграция в понятии «активизация учебно-познавательной деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие «Активизация учебно-познавательной деятельности» учащихся в научно-педагогических исследованиях»

Ярошенко С.Н.

ПОНЯТИЕ «АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» УЧАЩИХСЯ В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

В данной статье анализируется понятие «активизация учебно-познавательной деятельности» учащихся в научно-педагогических исследованиях. В отдельности рассматриваются понятия «активизация» и «познавательная деятельность», а также их интеграция в понятии «активизация учебно-познавательной деятельности».

В учебном процессе познавательная деятельность ученика представляет собой сложный процесс перехода школьника от незнания к знаниям, от случайных наблюдений, взятых в опыте жизни, из разрозненных сведений к системе познания. Благодаря учению совершается переход к систематизированному познанию предметного мира, овладению основами научных знаний [4]. Овладевая знаниями основ наук, учащиеся приобретают определенные умения и навыки, развивают свои способности.

С философской точки зрения «деятельность есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры» [3, с. 267-268].

Деятельность, таким образом, связывает между собой объект и субъект, являясь формой активного отношения между ними.

«Познавательная деятельность непосредственно направлена на отражение, воспроизведение свойств реальных предметов при помощи особой системы искусственно создаваемых субъектом предметов-посредников» [1, с. 98]. Следовательно, философия выделяет в основе познавательной деятельности процесс отражения с участием предметов-посредников.

Понятие деятельности в дидактике формулируется на основе философского и психологического понимания деятельности. Суть этого понимания в том, что в процессе деятельности человек не только проявляет свои качества, свойства, но и формирует их. То есть любая деятельность - это в первую очередь обоюдный процесс взаимодействия субъекта и объекта деятельности.

Исследование активизации познавательной деятельности проводилось в следующих направлениях:

1) Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся - Б.П. Еси-

пов, П.И. Пидкасистый, Н.А. Половникова, Т.И. Шамова и др.

2) Развитие и организация творческо-поисковой познавательной деятельности школьников - Б.И. Коротяев, В.Г. Разумовский, А.В. Усова и др.

3) Поиск рациональных методов и приемов познавательной деятельности и вооружение ими учащихся - Б.И. Коротяев, Е.Н. Кабанова-Меллер и др.

4) Формирование познавательных интересов школьников в общедидактическом аспекте - Г.И. Щукина, Л.И. Божович и др.

5) Активизация школьников в учении как необходимое условие повышения качества знаний учащихся - Л.П. Аристова, М.И. Ени-кеев, И.Ф. Харламов, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.

С точки зрения В.А. Беликова, в определении познавательной деятельности, учебнопознавательной деятельности учения существуют серьезные расхождения, начиная с путаницы терминов.

Однако вышеперечисленными авторами признается, что познавательная деятельность является частью, одной из сторон процесса обучения. Это означает, что основные признаки понятия обучения сохраняются и в понятии познавательной деятельности школьников - это целенаправленность, системность, процессуальность.

А также «познавательная деятельность», «учебно-познавательная деятельность» и «учение» рассматриваются всеми авторами на двух уровнях (звеньях, элементах и т. д.) - воспроизводящем и творческом. При едином понимании их сути формулировки существуют самые различные.

С нашей точки зрения, наиболее полно отражает понятие «познавательная деятельность» учащихся определение, предложенное В.А. Беликовым. Итак, познавательная деятельность школьников - это элемент целостного процесса обучения, представляющий со-

бой целенаправленное, систематически организованное, управляемое извне или самостоятельное взаимодействие учащегося с окружающей действительностью, результатом которого является овладение им на уровне воспроизведения или творчества системой научных знаний и способами деятельности [2].

Управление активностью школьников традиционно называют активизацией. Ее можно определить как постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. То есть по сути мы говорим о процессе перевода учащегося с воспроизводящего уровня учебно-познавательной деятельности к творческому уровню.

Развитие познавательной деятельности носит, по общему признанию, циклический характер, только содержание и форма каждого цикла определяются по-разному. Важно то, что «развитие идет от отражения как всеобщего свойства всякой материи к мышлению как высшей форме активного отражения

объективной реальности, состоящей в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений» [1, с. 155]. Развитие идет от чувственно-сензитивного отражения к абстрактно-мысленному.

С точки зрения Т.И. Шамовой, творческий уровень активности характеризуется интересом проникнуть в сущность явлений и найти другой новый способ для этой цели. На этом уровне ученик может теоретически осмыслить явление, решить самостоятельно проблему, при этом проявлять настойчивость в достижении цели [5].

Итак, с нашей точки зрения, под активизацией учебно-познавательной деятельности следует понимать процесс побуждения к переводу учащегося с воспроизводящего уровня учебно-познавательной деятельности на творческий уровень, где взаимодействие учащегося с окружающей действительностью характеризуется овладением им на уровне творчества системой научных знаний и способами деятельности.

Список использованной литературы:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика: Учебное пособие для вузов. - М.: Высш. шк., 1991. - 363 с.

2. Беликов В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности. - Челябинск: Факел, 1995.- 141 с.

3. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

4. Учение. Педагогическая энциклопедия. - М., 1966. - Т. 4. - С. 400-431.

5. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.