УДК 37.034
DOI: 10.31862/1819-463X-2020-1-113-122
ББК 74.200.51
ПОНИМАНИЕ ВОПРОСОВ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ В СУРДОПЕДАГОГИКЕ
В. В. Линьков, И. А. Каташев
Аннотация. В статье обосновывается актуальность и необходимость реализации цели комплексного изучения условий и сфер нравственного развития. Рассматриваются основные проблемы, возникающие в процессе исследования нравственного воспитания и развития детей с нарушенным слухом. Обсуждаются проблемы выбора и применения методик в диагностике нравственного развития. Систематизируются подходы к решению проблемы дифференциации критериев нравственного развития, раскрывается значение этих критериев для сурдопедагогической деятельности. В процессе нравственного воспитания у детей с нарушениями слухового восприятия по причине особенностей их речевого и когнитивного развития возникают проблемы и трудности в понимании этических вопросов, норм, понятий и правил. Результаты комплексного исследования нравственного развития детей с нарушенным слухом показывают, что составляющие разных сфер их нравственного сознания развиты неравномерно, источники нравственных знаний ограничены и используются недостаточно, этические понятия определяются неточно, узко или ассоциативно. В этой связи возникает необходимость в специальной воспитательно-коррекцион-ной работе, но возможность проведения и содержание коррекции нравственного развития являются в настоящее время дискуссионными вопросами. В статье показана противоречивость критики коррекции нравственного развития. Выдвигается положение о позитивной направленности коррекции и ее ценности для решения задач нравственного воспитания. Подчеркивается необходимость использования разнообразных средств воспитания в коррекционно-педагогической работе для активизации поведенческой, аксиологической и когнитивной сфер в процессе поэтапной реализации программы нравственного развития.
Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственное развитие, нравственное сознание, диагностика нравственного развития, показатели нравственного развития, критерии нравственного развития, коррекция нравственного развития, коррекционно-педагогическая работа, дети с нарушениями слуха, сурдопедагогика.
© Линьков В. В., Каташев И. А., 2020
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
COMPREHENSION OF THE ISSUES OF MORAL EDUCATION AND DEVELOPMENT IN SURDOPEDAGOGICS
V. V. Linkov, I. A. Katashev
Abstract. The article substantiates the relevance and necessity of realizing the goal of a comprehensive study of the conditions and areas of moral development. It considers the main problems arising in the process of researching the moral education and development of the children with hearing impairments. It also discusses the problems of choice and application of methods in the diagnostics of moral development. The article systemizes the approaches to solving the issue of differentiating the criteria of moral development and reveals the significance of these criteria for deaf education activity. In the process of moral education, children with hearing impairment due to the peculiarities of their speech and cognitive development face problems and difficulties in understanding ethical issues, standards, concepts and rules. The results of a comprehensive study of the moral development of children with hearing impairment show uneven development of the components of different areas and their moral conscience; sources of moral knowledge are limited and insufficiently used, the ability to define ethical concepts is not precise, it is narrow and associative. In this regard, there is a need for special educational and correctional efforts, but the possibility of carrying out and the content of the moral development correction are currently the debatable issues. The article shows the contradictory criticism of the moral development. It also promotes the idea about the positive impact of the correction, and its value regarding the problems of moral education. It emphasizes the need to use a variety of educational tools in correctional and pedagogical work to activate the behavioral, axiological and cognitive areas in the process of the phased implementation of the moral development program.
Keywords: moral education, moral development, moral consciousness, diagnostics of moral development, indicators of moral development, criteria for moral development, correction of moral development, correctional and pedagogical work, children with hearing impairment, Surdopedagogics.
Вопросы нравственного воспитания и развития актуализируются в контексте интенсификации изменений социокультурной среды и все более значительного воздействия на общество различных и часто противоречивых потоков не всегда достоверной информации. Особого внимания заслуживают вопросы научного исследования нравственного развития детей с теми или иными трудностями и проблемами, определяющими особенности в индивидуальном психофизическом и социальном развитии. Особенности в процессе нравственного развития наблюдаются, в частности, при нарушениях слуха. В сурдопедагогике находят отражение проблемы, возникающие в процессе нравственного воспитания детей с нарушениями слуха и
связанные с особенностями их восприятия, понимания, личностного, когнитивного и речевого развития.
При проведении диагностики нравственного развития учащихся с особыми образовательными потребностями, в частности с нарушениями слухового восприятия, существуют трудности, связанные с тем, что этические вопросы учащиеся не всегда правильно и в полной мере понимают по причине трудностей восприятия словесной речи и ограниченности словарного запаса. Следует иметь в виду, что некоторые валидные и широко известные методики диагностики морального развития не могут быть выполнены учащимися с нарушениями слуха самостоятельно без специальной подготовки и дополнительных
разъяснений. Например, в диагностической и исследовательской практике используется методика, в основе которой лежит стадиальная теория морального развития Л. Кольберга (L. Kohlberg, 1984). Эта методика, применяемая для определения стадий морального развития, включает различные случаи, отражающие моральные дилеммы [1, р. 640-651]. Полученные с помощью указанной методики эмпирические данные и обосновывающие эту методику положения теории Л. Кольберга были предметом анализа в ряде научных исследований [2-5]. Надо учитывать, что методика Л. Кольберга теоретически валидна, но практически сложна для понимания учащихся; особую трудность она представляет для детей с проблемами развития, в частности, для детей с нарушениями слуха, потому что у них лексический запас существенно ограничен и понятия они воспринимают очень конкретно. Трудности в выполнении этой методики у школьников, в особенности у школьников с нарушениями слуха, в большей мере свидетельствуют не о стадиях морального развития, а о проблемах в речевом и когнитивном развитии. Другие диагностические методики (например, рисуночная методика «Добро и Зло» в модификации Т. П. Авдуловой [6, с. 69-76], методика «Нравственный дифференциал», представляющая собой модификацию методики «Личностный дифференциал» Ч. Ос-гуда [6, с. 79-81]) охватывают только отдельные показатели нравственного развития. Некоторые из рекомендуемых для диагностики нравственного развития методик (например, опросник Ф. Зимбардо, направленный на изучение индивидуальной временной перспективы [6, с. 57-60]; модифицированный опросник В. Шутца, нацеленный на изучение особенностей межличностных отношений [6, с. 89-92]; социометрическая методика, предназначенная для изучения структуры межличностных отношений в конкретных малых группах [6, с. 92-95]) не имеют непосредственного отношения к изучению компонентов нравственного развития, хотя и предлагаются
для этого. Очевидно, что эти методики не обладают качеством релевантности для исследования компонентов нравственного сознания и поведения. Вместо диагностики нравственного развития с помощью данных методик на самом деле проводится диагностика представлений о настоящем и будущем, развития межличностных отношений или отдельных личностных качеств. Проблема разработки и обоснования методик исследования нравственного развития не может быть решена без учета современных этических представлений о критериях нравственного развития, о структуре нравственного сознания, приоритетах и мотивах нравственного поведения.
Ранее изучались только некоторые компоненты нравственного развития лиц с теми или иными нарушениями, главным образом, дошкольного и младшего школьного возраста. Например, в сурдопедагогике исследования нравственного развития ограничивались областью нравственных отношений и представлений глухих дошкольников (Н. Г. Морозова и др.) [7], некоторых нравственных качеств и чувств детей с нарушениями слуха (Е. В. Гаврилова, В. В. Заболтина, Н. Ю. Третьякова и др.) [810]. Но в практике педагогической работы у обучающихся с нарушениями слуха в разные возрастные периоды возникают сложные дилеммы и проблемы нравственного развития, и эти проблемы требуют комплексного изучения.
Одной из главных проблем в исследованиях нравственного воспитания является проблема установления критериев и связанных с ними показателей, характеризующих нравственное развитие. В отечественной сурдопедагогике и общей педагогике критерии и показатели нравственного развития обычно трактуются и понимаются как критерии и показатели нравственной воспитанности. В то же время в определении набора и содержания этих критериев и показателей существуют расхождения: О. С. Богданова и В. И. Петрова на первый план выводили самостоятельное поведение и развитие представлений о доброте,
товариществе, справедливости, отзывчивости [11, с. 49-58]; Н. И. Болдырев для характеристики развития моральных качеств предлагал интеллектуальный, практически-результативный и мотивационный критерии [12, с. 201]; И. Ф. Харламов указывал, что «изучая индивидуальные свойства, действия и поступки учащихся, всегда необходимо сопоставлять их с нравственными принципами, нормами и правилами поведения» [13, с. 49]. Между тем К. В. Зелинский выразил мнение о том, что «разноголосица исследователей в выборе критериев нравственной воспитанности неизбежно приводит к путанице в выборе оснований для практической работы», к недостаточности «оценочных средств, соответствующих выбранным критериям», неизбежности «диагностического хаоса», ограничениям педагогической работы [14, с. 92-93]. Но объективный анализ критериев нравственной воспитанности, условий их определения и применения делает очевидным практическое значение существования различий в подходах к пониманию критериев. В действительности критерии нравственного развития не могут быть одинаковыми для всех условий и на все времена, и, естественно, разные диагностические методики могут опираться на разные критерии. Следует избегать упрощенного понимания педагогических проблем, которое не учитывает сложный развивающийся характер нравственности и моральной регуляции развития. Различия в понимании критериев нравственного развития закономерны и обусловлены тем, что представления о моральных принципах развиваются, связаны с определенными этическими концепциями и социально детерминированы.
В педагогических системах, подходах и методиках находят отражение социально обусловленные особенности моральных представлений и социальные предпосылки нравственных критериев. Для определения и обоснования параметров обработки данных, полученных в процессе исследования нравственного развития, важно уточнить конкретные условия применения критери-
ев нравственного развития. В частности, при использовании критериев нравственного развития целесообразно оценить полноту и точность понимания учащимися с нарушениями слуха понятий и правил этики, а также развитость нравственной мотивации, умения осознавать мотивы поступков людей, способности к нравственной оценке своих поступков.
В исследованиях нравственного развития надо иметь в виду различия его сфер, для этого может использоваться система общих и частных критериев и связанных с ними показателей (И. А. Каташев, В. В. Линьков, 2016). При проведении исследований важно помнить, что «критериальная оценка нравственного развития должна быть дифференцированной и должна учитывать структуру нравственного сознания и его связь с нравственным поведением» [15, с. 203]. Частные критерии связаны с отдельными составляющими нравственного сознания и поведения, которые образуют комплексный предмет нравственного воспитания.
Нравственное сознание, развивающееся на основе взаимодействия рациональных, эмоциональных и волевых компонентов, включает «нравственные интересы», которые определяют моральные предпосылки направленности индивидуальной активности, и «нравственные представления в форме знаний и убеждений», которые связаны с нравственными ценностями и структурируются в виде усвоенных и принятых индивидом норм, идеалов и принципов (В. В. Линьков, 2006). Нравственное поведение представлено в формах «нравственного действия и нравственного отношения», в качестве способов нравственного действия рассматриваются привычка, традиция и поступок, в качестве структурных элементов нравственного действия, в частности, выделяются потребности, мотивы, цели, средства [16, с. 472-480]. В структуре предмета нравственного воспитания особое место отводится индивидуальным нравственным качествам, среди которых существенное значение имеет совесть, яв-
ляющаяся «особой формой самоконтроля человека», предполагающая развитое чувство ответственности и выражающая «стремление следовать нравственному долгу» (В. В. Линьков, 2006). Изучение нравственного развития не ограничивается только индивидуальными качествами, представлениями, чувствами, отношениями и способами действия, а предполагает анализ морального климата коллективов и моральных позиций их участников [16, с. 481-484]. Среди критериев нравственного развития приоритетная роль принадлежит когнитивному критерию, так как развитие познавательных процессов оказывает значительное влияние на нравственное развитие в целом и на понимание этических проблем в частности (В. В. Линьков, 2018). В связи с этим «особенности и закономерности развития познавательной сферы сознания и информационно-когнитивных процессов необходимо учитывать при проектировании технологий обучения и при изучении проблем воспитания» [17, с. 260]. На понимание критериев нравственного развития влияет развитие представлений о норме и критериях нормативности. Предпосылками референтной теории нормативности (обоснованной в работах В. В. Линькова) являются положения о том, что «критерии нормы действуют лишь в пределах конкретной области индивидуального развития», универсального критерия не существует в связи с тем, что норма не является неизменной величиной [18, с. 15-22]. Применительно к разным сферам нравственного развития критерии, выражающие нормативную характеристику, должны быть определены так, чтобы можно было различать нормальный процесс нравственного становления и нарушения этого процесса.
В процессе воспитания и в нравственном развитии большое значение имеет убеждение. В контексте философской традиции Нового времени были раскрыты и определены структурные особенности и основания моральных убеждений [19, с. 129-131]. Можно отметить, что убежде-
ния, связанные со знаниями и мнениями людей, являются ценными показателями нравственного развития. Среди основных причин недостатков нравственного развития особое место занимают деформации убеждений. В частности, моральная незрелость вызвана несформированностью нравственных убеждений, при моральной неустойчивости наблюдается изменчивость убеждений, моральная дезориентация связана с утратой целостности убеждений и их определенности, моральный негативизм отличается активным отрицанием нравственных убеждений, моральное искажение возникает в случае расхождения между заявленными нравственными убеждениями и реальными поступками [20, с. 485]. Таким образом, деформации убеждений, их распад, несформированность или снижение регулятивного влияния на поведение рассматриваются в качестве причин и вместе с тем дифференциальных признаков ряда нарушений нравственного развития. Эти признаки выделяются по критерию структуры и содержания нравственных убеждений, необходимость изучения особенностей убеждений определяется тем, что разные виды нарушений нравственного развития обусловлены разными типами деформаций системы убеждений.
Специфика понимания и исследования этических проблем в сурдопедагогике связана с определением существующих у детей с нарушением слуха особенностей и трудностей в процессе освоения нравственных представлений, норм и правил. Важно комплексное изучение разных сфер нравственного развития учащихся с нарушенным слухом, содержания и методики их нравственного воспитания, условий его организации. Исследование этических проблем сурдопедагогики не может ограничиваться только изучением деонтологии сурдопедагогической деятельности, развития эмоций у детей с нарушением слуха, формирования у них нравственных представлений и качеств. Для сурдопедагогики важно преодолеть эмоциоцентризм в исследовании проблематики нравственного воспитания, так как
воспитание не может сводиться к развитию эмоций и чувств, эмоциональных реакций и обобщений, оно должно способствовать развитию всего комплекса нравственных компонентов с учетом того, что они динамичны и взаимодействуют между собой. Надо иметь в виду, что у детей с особыми образовательными потребностями, и в особенности у детей с нарушениями слуха, трудности дифференциации эмоций и понимания этически значимых ситуаций связаны, прежде всего, с проблемами речевого и когнитивного развития.
Как показывают наблюдения, опросы и экспериментальные исследования, учащиеся с нарушениями слуха не вполне понимают содержание этических понятий, если не объяснять им смысла этих понятий. Дошкольники и младшие школьники с нарушением слухового восприятия многие этические понятия не знают и не могут объяснить их смысл. Даже некоторые старшеклассники с нарушениями слуха воспринимают этические понятия неточно, слишком конкретно или ассоциативно. Направленное на выявление особенностей нравственного развития старшеклассников с нарушением слуха экспериментальное исследование (И. А. Каташев, 2018) показало, что большинство из них не может разъяснить основные этические категории, а попытки дать содержательные определения сводятся к описанию отдельных, частных случаев, которые к тому же часто не относятся к определяемой этической категории. Например, учащиеся с нарушениями слуха давали следующие определения этическим понятиям: счастье - «то, чего человек ждал долгое время», совесть - «совет», скромность - «умение быть лучше всех», порядочность - «аккуратно, чисто», добро - «помощь ближнему». Из десяти этических понятий менее половины были определены у 71% участвовавших в эксперименте слабослышащих и глухих старшеклассников. Корректные соразмерные определения всех этических категорий не смог дать ни один участник экспериментальной работы.
В связи с тем, что у детей с нарушениями слуха овладение этическими понятиями идет постепенно и имеет особенности, возникает потребность в специальной технологии нравственного воспитания (И. А. Каташев, 2018). При проектировании этой технологии могут использоваться разные подходы, в том числе когнитивный подход, нацеленный на активизацию познавательной деятельности для регуляции поведения и повышения общего уровня развития нравственного самосознания, и комплексный подход, предполагающий исследование и стимулирование разных сфер нравственного развития [21, с. 269-271]. Практика показывает, что включать в лексический запас учащихся с нарушениями слуха этические понятия трудно, потому что эти понятия являются абстрактными, а младшие школьники и подростки с нарушениями слуха мыслят конкретными образами, так как находятся еще на стадии развития наглядно-образного мышления. Чтобы учащиеся с нарушениями слуха могли усвоить понятия, целесообразно разъяснять эти понятия в контексте реальных или моделируемых жизненных ситуаций. Но учащимся с нарушениями слуха понятны не все вопросы и не все правила, поэтому важно убедиться, что не только конкретные слова в вопросе или определенном правиле известны учащемуся, но понятен и общий смысл вопроса или правила.
Проблемы нравственного развития возникают не только в период дошкольного и школьного образования, но и в период профессионального образования. Получающим профессиональное образование важно освоить этику коммуникации и профессиональной деятельности, и в связи с этим «у обучающихся с нарушением слуха необходимо развивать умение вступать в профессиональный контакт, соблюдая этические нормы и поддерживая деловое взаимодействие» [22, с. 206]. Для развития этого умения, безусловно, необходимо понимание этических норм и правил, а для достижения такого понимания важно осознание значения этических понятий и правильное их использование в коммуникации.
В контексте исследования нравственного воспитания и развития особое значение приобретает проблема коррекции. Впрочем, возможность коррекции нравственного развития иногда ставится под сомнение. Необходимо разобраться в основаниях критики коррекции нравственного развития, в причинах и основаниях этой критики. Существует мнение, по которому нравственное развитие не может быть скорректировано, потому что в нравственном развитии все зависит от субъекта, а не от внешнего влияния. Коррекцию нравственного развития рассматривают как неприемлемую по причине вмешательства в дела семьи и личностный мир, вмешательства, ограничивающего свободу самовыражения. Но критика коррекци-онной направленности в воспитании детей с проблемами развития не учитывает реальную потребность в этой работе и в то же время исходит из неверных и стереотипных представлений о сущности и приоритетах коррекции. В действительности нравственное воспитание и связанная с ним коррекционная работа расширяют возможности развития и создают условия для позитивной свободы. Важно, чтобы коррекция нравственного развития проводилась правильно и последовательно, она требует особых условий, большого такта, гуманного отношения.
Необходимость коррекционно-нравст-венной направленности воспитания определяется тем, что в развитии детей с нарушениями слуха наблюдаются особенности, связанные с трудностями в овладении нравственными понятиями, с проблемами в понимании этических правил, с неравномерностью в формировании различных составляющих и сфер нравственного сознания, с влиянием на нравственные представления учащихся с нарушением слуха практики известных им отношений. Как показывают научные исследования (И. А. Ка-ташев, 2016, 2018, 2019), трудности, проблемы и особенности в нравственном развитии детей с нарушением слуха по преимуществу обусловлены спецификой развития
у них операций мышления, в частности, сравнения, классификации, анализа, обобщения, синтеза, определения, а также недостаточностью использования источников нравственного знания. С учетом этих закономерностей проведение коррекционно-педагогической работы должно опираться на комплекс объединенных приемов и методов: благодаря разнообразию педагогических средств могут быть устранены трудности и проблемы в нравственном развитии лиц с нарушениями слуха посредством активизации и стимулирования его когнитивной, аксиологической и поведенческой сфер. Эффективность коррекционно-педа-гогической деятельности, имеющей целью нравственное развитие лиц с нарушением слуха, зависит от ряда условий, - прежде всего, от комплексности диагностики и оценки в процессе воспитания нравственного развития обучающихся с учетом системы критериев, от разнообразия и ком-бинированности средств коррекционно-педагогической работы в решении задач нравственного воспитания, от поэтапности реализации программы разностороннего нравственного развития в процессе воспитания лиц с нарушениями слуха.
Итак, очевидно, что в настоящее время в практике образования необходима комплексная методическая работа по организации нравственного воспитания и развития, которая должна включать овладение этическими знаниями, систематизацию и усвоение нравственных ценностей и установок, развитие нравственной мотивации учащихся. Безусловно, эта работа должна быть четко структурирована и должна комплексно использовать систему педагогических средств. У детей с нарушениями слуха на разных возрастных этапах встречается непонимание некоторых этических категорий, неумение давать корректные определения понятиям, поэтому возникает необходимость коррекционно-педагогической работы. Научное значение исследования нравственного воспитания связано с систематизацией представлений о критериях, позволяющих дифференцировать уровни
нравственного развития, с определением особенностей требований к диагностическому исследованию компонентов нравственного сознания и их динамичной взаимосвязи с поведением. Практическое значение исследования нравственного развития заключается в выявлении условий проведения педагогической работы, направ-
ленной на комплексную активизацию нравственного развития. Перспективы научного исследования нравственного развития связаны с новыми подходами в этике и других областях науки, в частности с развитием нейроэтики и с проведением когнитивных исследований, затрагивающих и ряд вопросов нравственного развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Kohlberg L. Essays on Moral Development. Vol. II. The Psychology of Moral Development: The Nature and Validity of Moral Stages. San Francisco; Cambridge: Harper Row, 1984. 729 p.
2. Gibbs J. C. Moral Development and Reality: Beyond the Theories of Kohlberg, Hoffman, and Haidt. 4th ed. New York: Oxford University Press, 2019. 392 p.
3. Duska R. F., Whelan M. Moral Development: A Guide to Piaget and Kohlberg. New York: Paulist Press, 1975. 128 p.
4. Reimer J., Paolitto D. P., Hersh R. H. Promoting Moral Growth: From Piaget to Kohlberg. 2nd ed. New York: Longman, 1983. 285 p.
5. Rest J. R., Narvaez D., Bebeau M. J., Thoma S. J. Postconventional Moral Thinking: A Neo-Kohlbergian Approach. New York: Psychology Press, 1999. 240 p.
6. Григорович Л. А. Проблема нравственного развития подростка: метод. пособие для классных руководителей. М.: МПСУ, 2014. 239 с.
7. Морозова Н. Г. Развитие нравственных отношений между глухими детьми дошкольного возраста // Дефектология. 1985. № 3. С. 63-66.
8. Гаврилова Е. В. Педагогические условия воспитания чуткости у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха // Мир науки, культуры, образования, 2011. № 2. С. 156-159.
9. Заболтина В. В. Изучение нравственного развития дошкольников с нарушениями слуха // Дефектология. 2008. № 3. С. 48-53.
10. Третьякова Н. Ю. Развитие нравственных чувств у глухих детей // Специальное образование. 2008. № 2 (10). С. 36-38.
11. Богданова О. С., Петрова В. И. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития младших школьников / под ред. И. А. Каирова. М.: Педагогика, 1972. 104 с.
12. Болдырев Н. И. Методика воспитательной работы в школе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1974. 223 с.
13. Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников: пособие для классных руководителей. М.: Просвещение, 1983. 160 с.
14. Зелинский К. В. Нравственное воспитание школьников: философские, психологические и педагогические истоки: науч.-метод. пособие / под ред. Т. В. Черниковой. М.: Глобус, 2009. 112 с.
15. Каташев И. А., Линьков В. В. Критерии нравственного развития // Наука и школа. 2016. № 2. С. 196-206.
16. Линьков В. В. Предмет нравственного воспитания с философской точки зрения // Научные труды МИГУ Сер.: Психолого-педагогические науки: сб. ст. М.: «Прометей» МПГУ, 2006. С. 472-484.
17. Линьков В. В. Методология когнитивных исследований и ее значение для развития специальной педагогики // Актуальные проблемы образования лиц с ограниченны-
ми возможностями здоровья: материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием, г. Москва, 19-21 апреля 2018 г. М.: МПГУ 2018. С. 255-261.
18. Линьков В. В. Развитие представлений о норме в философии и коррекционной педагогике // Наука и школа. 2014. № 3. С. 14-23.
19. Линьков В. В. Изучение проблемы убеждения в философии Нового времени // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: сб. науч. тр. Вып. XLIV. М.: Экон-Информ, 2011. С. 121-136.
20. Линьков В. В. К вопросу о классификации моральных недостатков, определении их причин и отношения к основным формам дизонтогенеза // ПАЛИМПСЕСТ: Диалог социогуманитарных наук: сб. науч. тр. Вып. 2. М.: Прометей, 2012. С. 474-490.
21. Каташев И. А. Проектирование технологий нравственного воспитания лиц с особыми образовательными потребностями в современных условиях развивающейся образовательной среды // Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием, г. Москва, 19-21 апреля 2018 г. М.: МПГУУ 2018. С. 268-272.
22. Линьков В. В., Каташев И. А. Направления развития профессионального образования в сурдопедагогическом аспекте // Наука и школа. 2019. № 3. С. 203-209.
REFERENCES
1. Kohlberg L. Essays on Moral Development. Vol. II. The Psychology of Moral Development: The Nature and Validity of Moral Stages. San Francisco; Cambridge: Harper & Row, 1984. 729 p.
2. Gibbs J. C. Moral Development and Reality: Beyond the Theories of Kohlberg, Hoffman, and Haidt. 4th ed. New York: Oxford University Press, 2019. 424 p.
3. Duska R. F., Whelan M. Moral Development: A Guide to Piaget and Kohlberg. New York: Paulist Press, 1975. 128 p.
4. Reimer J., Paolitto D. P., Hersh R. H. Promoting Moral Growth: From Piaget to Kohlberg. 2nd ed. New York: Longman, 1983. 285 p.
5. Rest J. R., Narvaez D., Bebeau M. J., Thoma S. J. PostconventionalMoral Thinking: A Neo-Kohlbergian Approach. Mahwah, N. J.; London: Lawrence Erlbaum Associates, 1999. 240 p.
6. Grigorovich L. A. Problema nravstvennogo razvitiya podrostka: metod. posobie dlya klassnykh rukovoditeley. Moscow: MPSU, 2014. 239 p.
7. Morozova N. G. Razvitie nravstvennykh otnosheniy mezhdu glukhimi detmi doshkolno-go vozrasta. Defektologiya. 1985, No. 3, pp. 63-66.
8. Gavrilova E. V Pedagogicheskie usloviya vospitaniya chutkosti u detey starshego dosh-kolnogo vozrasta s narusheniyami slukha. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2011, No. 2, pp. 156-159.
9. Zaboltina V. V. Izuchenie nravstvennogo razvitiya doshkolnikov s narusheniyami slukha.
Defektologiya. 2008, No. 3, pp. 48-53.
10. Tretyakova N. Yu. Razvitie nravstvennykh chuvstv u glukhikh detey. Spetsialnoe obra-zovanie. 2008, No. 2 (10), pp. 36-38.
11. Bogdanova O. S., Petrova V. I. Nekotoryeproblemy nravstvennogo vospitaniya i razvitiya mladshikh shkolnikov. Ed. I. A. Kairov. Moscow: Pedagogika, 1972. 104 p.
12. Boldyrev N. I. Metodika vospitatelnoy raboty v shkole: ucheb. posobie dlya studentov ped. in-tov. Moscow: Prosveshchenie, 1974. 223 p.
13. Kharlamov I. F. Nravstvennoe vospitanie shkolnikov: posobie dlya klassnykh rukovodite-ley. Moscow: Prosveshchenie, 1983. 160 p.
14. Zelinskiy K. V. Nravstvennoe vospitanie shkolnikov: filosofskie, psikhologicheskie i peda-gogicheskie istoki: nauch.-metod. posobie. Ed. T. V Chernikova. Moscow: Globus, 2009. 112 p.
15. Katashev I. A., Linkov V. V. Kriterii nravstvennogo razvitiya. Nauka i shkola. 2016, No. 2, pp. 196-206.
16. Linkov V. V. Predmet nravstvennogo vospitaniya s filosofskoy tochki zreniya. In: Nauch-nye trudy MPGU. Ser.: Psikhologo-pedagogicheskie nauki. Coll. of art. Moscow: "Prom-etey" MPGU, 2006. Pp. 472-484.
17. Linkov V. V Metodologiya kognitivnykh issledovaniy i ee znachenie dlya razvitiya spet-sialnoy pedagogiki. In: Aktualnye problemy obrazovaniya lits s ogranichennymi voz-mozhnostyami zdorovya. Proceedings of scientific-practical conference with international participation, Moscow, 19-21 Apr. 2018. Moscow: MPGU, 2018. Pp. 255-261.
18. Linkov V. V. Razvitie predstavleniy o norme v filosofii i korrektsionnoy pedagogike. Nauka i shkola. 2014, No. 3, pp. 14-23.
19. Linkov V. V. Izuchenie problemy ubezhdeniya v filosofii Novogo vremeni. In: Aktualnye problemy sociogumanitarnogo znaniya. Coll. of scient. papers. Iss. XLIV Moscow: Ekon-Inform, 2011. Pp. 121-136.
20. Linkov V V K voprosu o klassifikatsii moralnyh nedostatkov, opredelenii ikh prichin i otnosheniya k osnovnym formam dizontogeneza. In: PALIMPSEST: Dialog sotsiogu-manitarnykh nauk. Coll. of scient. papers. Iss. II. Moscow: Prometey, 2012. Pp. 474-490.
21. Katashev I. A. Proektirovanie tekhnologiy nravstvennogo vospitaniya lits s osobymi ob-razovatelnymi potrebnostyami v sovremennykh usloviyakh razvivayushcheysya obrazo-vatelnoy sredy. In: Aktualnye problemy obrazovaniya lits s ogranichennymi vozmozh-nostyami zdorovya. Proceedings of scientific-practical conference with international participation, Moscow, 19-21 Apr. 2018. Moscow: MPGU, 2018. Pp. 268-272.
22. Linkov V V, Katashev I. A. Napravleniya razvitiya professionalnogo obrazovaniya v sur-dopedagogicheskom aspekte. Nauka i shkola. 2019, No. 3, pp. 203-209.
Линьков Виктор Владимирович, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Linkov Viktor V., PhD in Philosophy, Associate Professor, professor, Inclusive education and Surdopedagogics Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]
Каташев Илья Александрович, и. о. заведующего кафедрой специальной и инклюзивной педагогики, Образовательный комплекс «Юго-Запад», г. Москва
e-mail: [email protected]
Katashev Ilya A., acting chairperson, Special and inclusive pedagogy Department, Educational Complex "Yugo-Zapad", Moscow
e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.09.2019 The article was received on 27.09.2019