Научная статья на тему 'Понимание правасобственности в отечественной политико-правовой мысли конца XIX начала XX вв'

Понимание правасобственности в отечественной политико-правовой мысли конца XIX начала XX вв Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
110
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понимание правасобственности в отечественной политико-правовой мысли конца XIX начала XX вв»

ПОНИМАНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПО-ЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ КОНЦА XIX-НАЧАЛА XX ВВ.

В.А. Борченко, соискатель кафедры теории и истории государства

и права Санкт-Петербургского университета профсоюзов

В конце XIX - начале XX вв. в русской юридической литературе развернулась дискуссия о содержании понятия права собственности как в теоретико-правовом аспекте, так и в категориях гражданского права. Н. Варадинов, К.Победоносцев, П.Цитович рассматривали право собственности как абсолютное неограниченное господство лица над вещью. Ю. Гамбаров, К.Кавелин, В. Курдиновский, Д. Мейер определяли это понятие как право наиболее полного господства лица над вещью.

Ф. Будкевич, Н. Варадинов, К. Победоносцев выдвигали положение о том, что право собственности, как таковое, не может быть ограничено; оно по их мнению представляет собой нечто незыблемое, ограничению должно подлежать лишь право собственника, т.е. право конкретного субъекта. Оппонентами этой точке зрения выступали Е. Васьковский, Ю. Гамбаров, К. Кавелин, В. Курдиновский, Д. Мейер, по мнению которых право собственности является правом только благодаря его ограничениям. Без ограничений правомочий собственника в интересах как общества в целом, так и отдельных его членов, право собственности утратило бы свои функции и превратилось бы в произвол собственника по отношению ко всем остальным.

На этико-религиозном аспекте права собственности акцентировал внимание Е.В. Спекторский. По его мнению «собственность, оставаясь индивидуальною, должна получить характер не одностороннего, эгоистического самовластия лица над вещью с неограниченным правом пользования, не пользования и злоупотребления, сколько социальной функции»1. В своей работе ученый особо отмечал, что христианство не отвергает собственность и выделял основные элементы в трактовке этого понятия христианской мыслью. Немаловажное значение проблеме права собственности отводил С.Л.Франк. Феномен собственности автор неразрывно связывал с институтом гражданского общества, усматривая в нем «оправдание и подлинное обоснование» частной собственности. В концепции С.Л. Франка

собственность не составляет абсолютное право личности и по своему содержанию не имеет значения абсолютной власти над определенной сферой благ, права по личному произволу «пользоваться вещами и злоупотреблять ими». Как всякое субъективное право, утверждал правовед, право собственности имеет лишь функциональное, служебное значение, есть форма, в которой осуществляется сотрудничество в служении. Собственник, указывал он, есть не абсолютный самодержец «божьей милостью» над своим имуществом. «Он есть как бы лишь уполномоченный — правда, несменяемый и достаточно прочно обеспеченный в своем положении - управитель вверенного ему достояния, которое онтологически, в последней своей основе, есть «Божье» достояние и верховный контроль над которым принадлежит общественному целому. В интересах осуществления необходимой в служении свободы и не стесненности личностей или вообще молекулярной ячейки, из сотрудничества которых слагается общественное единство, необходимо обеспечение за каждой из них сферы приуроченных к ней материальных благ или природной среды, в связи с которой может наиболее производительно развиваться их деятельность»2.

По мнению H.H. Алексеева, естественноправовые теории страдают преувеличением частного индивидуального отношения (между лицом и вещью) и не учитывают социального характера собственности. В русском праве само понятие собственности возникает не ранее XVIII в., до этого времени его заменяли понятия «владение» и «вотчина». Даже в период Империи не было четкого различия между правом владения и правом собственности. Способность присваивать вещи принадлежала не индивиду, а Богу и государству. H.H. Алексеев формулирует следующее обобщенное понятие собственности: «Собственность есть такое отношение между людьми, при котором праву собственника на господство и распоряжение над встречающимися в ограничении и не принадлежащими к высшим ценностям

Серия «Право», выпуск 8, том 2

23

Борченко В.A.

Понимание права собственности в отечественной политико-правовой мысли конца XIX- начала XX вв.

предметами соответствует универсальная обязанность других людей терпеть власть собственника и не вмешиваться в ее определенные проявления»3.

Проанализировав основные подходы к пониманию права собственности в дореволюционной отечественной политико-правовой мысли, можно заключить, что особенностью интерпретации феномена собственности в рамках русской правовой традиции является, превалирование этико-религиозного аспекта. Кроме того, находясь под сильным влиянием западной теории собственности, русская политико-правовая мысль трансформировала утилитарные мотивы, свойственные для

западной традиции в специфическую самобытную форму, характеризуемую приоритетом коллективного интереса в отношениях владения, пользования и распоряжения социальными благами.

' Спекторский Е.В. Христианство и культура. Прага, 1925. С. 227.

2 Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. М., 1992. С. 59.

3 Алексеев H.H. Собственность и социализм. Опыт обоснования социально-экономической программы евразийства. Париж, 1926. С. 18.

24

Вестник ЮУрГУ, № 13, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.