Научная статья на тему 'Понимание педагогического артистизма в деятельности хореографа'

Понимание педагогического артистизма в деятельности хореографа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понимание педагогического артистизма в деятельности хореографа»

Вестник МГУКИ. 2 - 2008

Я

Социально-культурная деятельность Исследования молодых ученых

М.Г. Грищенко

ПОНИМАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АРТИСТИЗМА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОРЕОГРАФА

Понимание «артистизма» в современных психолого-педагогических исследованиях рассматривается как средство расширения образовательных возможностей педагогического процесса.

Артистизм педагога, по утверждению К. Ясперса, позволяет пробить стену технократизма образования с его жесткой системой ограничений. Он является воплощением эмоционально-образного начала образовательного процесса, который позволяет ему оставаться живым и рождающим смысл для образовывающегося человека [6, с. 214].

В современном подходе к профессиональной подготовке педагога- хореографа на первый план выступает педагог и его индивидуальный стиль деятельности.

Педагог-хореограф, готовящий себя к деятельности с детьми, должен обладать всей совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков. Накопление навыков в процессе обучения в вузе, профессионально значимых, в том числе и в области артистизма, совершенствует его практическую подготовку, и в этом случае деятельность педагога-хореографа приближенна к деятельности актера.

По утверждению В. Иванихина, необходимо дифференцировать понятия актера в педагогике [2, с. 20]. Понятие «актер» (от лат. Actor - исполнитель) связывается со значениями «лишенный, естественно сделанный: тот, кто старается показать себя не таким, каков он есть: занимается притворством и рисованием». Понятие же «артист», (от лат. art-искусство) означает обладание мастерством, виртуозностью в выполнении действий; под «искусством педагога» подразумевается то, что данный вид деятельности осуществляется на высоком профессиональном уровне и что сам процессдеятельности вызывает у воспринимающего чувство эстетического удовлетворения. Педагог может быть именно артистом, т.е. художником, для которого труд - удовольствие и который обладает высоким мастерством, изяществом, вкусом, особым умением держать себя, чувством меры, умением общаться и учить общению. Однако утверждать, что такой феномен, как артистизм, под силу любому учителю, мы бы не стали. Овладение артистизмом, выразительностью, так сказать, в «массовом порядке», скорее можно назвать желаемым, чем реально возможным.

В истории хореографии есть немало примеров подлинного педагогического артистизма, ярко проявившегося в практической деятельности.

Так, в работе Г. Улановой «Выразительные средства балета» [5] объясняются механизмы появления выразительности, педагогического артистизма, осмысленности танца: «Объяснить это сложно. Тут важны нюансы, важно, насколько педагог чувствует танец и, конечно, музыку. Когда говорят о слитности танца, педагогики и музыки - это не общая фраза, но прочувствовать эту слитность очень трудно. Быть может это известно педагогам-специалистам, но из танцевальных нюансов состоит содержание балетного образа. Сюда входит все то, что мы в жизни передумали, чему удивлялись...» [5, с. 7]. В данном контексте артистизм связан с пластикой движения исполнителя. Для нас же важно понимание артистизма, связанного с такими компонентами, как владение голосом, мимикой, жестикуляцией.

Однако их наличие не делает педагога истинно артистичным. У артистизма должна

Образование в сфере культуры

быть внутренняя основа в виде духовного содержания, нравственных убеждений, носителями которых является учитель.

В структуре педагогического артистизма, по мнению О.С. Булатовой, есть две стороны:

1. Внутренний артистизм - это общая и эмоциональная культура, которая складывается из эмоциональной восприимчивости, психологической зоркости, культуры слов и эмоционального состояния. Это характерный сплав мыслей, ощущений, эмоций, идей, позволяющих воспринимать окружающий мир во всем его богатстве, находить в себе лучшее, благородные чувства и передавать их воспитанникам. Внутренняя настройка на творчество; непосредственность, свобода, уверенность в себе, обаяние; игра воображения, импровизация, фантазия, легкость; образно-эмоциональный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение; изящество мысли; «свежесть» чувства, ощущение педагогической меры и др.

2. Внешний, разомкнутый во вне артистизм - это игровая подача, «техника» игры; особые формы выражения своего отношения к материалу, передача эмоционального отношения к деятельности, владение умением самопрезентации, транслирования идей неповторимыми способами, умением делать свою личность «просвечивающей» в каждом из компонентов образовательного процесса; выведение учеников на игровой уровень, умелая (косвенная, мягкая) режиссура урока [1, с. 238].

В одной из своих работ С.Л Рубинштейн [3] выделяет выразительные способности педагога - его экспрессивность, яркое проявление чувств, настроений, состояний. Кроме того, дает классификацию выразительных движений, включающую в себя мимику (или экспрессию лица), пантомимику (выразительные движения всего тела - позы, походки и жестов), «вокальную мимику» (выражение эмоций в интонации и тембре голоса). Все это в совокупности образует экспрессивный репертуар личности, который в той или иной степени осознается индивидом.

Практическая деятельность педагога-хореографа реализуется через преподавание, через выстраивание «субъект-субъект» взаимоотношений в процессе творческой деятельности. Создание диалога и работа с малыми группами учащихся требуют особого артистизма, способности педагога организовывать этот процесс так, чтобы он был ярким, самобытным и в то же время личностно значимым для ученика. Как мы уже знаем, умение владеть драматургией общения, расставлять акценты в процессе работы становится частью деятельности педагога-хореографа. Поэтому не каждый, кто занимается с детьми, является педагогом-артистом [4, с. 178].

Таким ресурсом может послужить наличие у педагога-хореографа артистизма на уровне вербального общения с учениками.

Педагог призван направлять творческую свободу учеников не только выразительной практикой, но и яркой эмоциональной речью. Планируя урок, педагог хореограф продумывает драматургию, характер, силу мотивов, которые побуждают учеников к деятельности, к изучению материала, а также способствуют развитию мотивации к творческой деятельности ребят, стимулируют их активность. Педагог-хореограф в роле драматурга выбирает необходимые средства и способы воздействия на ученика, которые могут раскрыть содержание занятия. Здесь педагог выступает как режиссер, который обеспечивает широту влияния на ученика творческого коллектива.

Педагог-хореограф должен учитывать в работе свои образовательные возможности, особенности эмоционального восприятия учебного материала. Одни дети включаются быстро, когда увлечены, другие начинают скучать, третьи пытаются показать, что им понятен материал, чтобы на их не обращали внимание. Все это требует от педагога-хореографа эффективных мер воздействия. Задача педагога-хореографа состоит в том, чтобы «так сыграть свою роль» совместно с учениками, внести в урок такие нюансы, которые вызывали бы эмоциональный отклик, заинтересованность... Смысл артистизма педагога-хореографа заключается в том, чтобы сформировать положительное восприятие у своих учеников, заставить эмоционально переживать в процессе совместной деятельности.

Итак, педагогический артистизм педагога- хореографа проявляет всю экспрессивность, когда выразительность, заложенная в движениях, жестах, мимике и речи, базируется на особенностях характера самого педагога, отражает образ мыслей, отношение к различным социальным ценностям, к учащимся и другим людям.

Таким образом, педагогический артистизм в деятельности хореографа можно рассматривать в двух аспектах:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.