с
библеистика
Иерей Сергий Владимирович денисюк «Понимание «ожесточения» сердца фараона (Исх. 4:21; 14:17) восточными церковными писателями как пример опровержения «теологического» фатализма»
удК 26.02
ПОНИМАНИЕ «ОЖЕСТОЧЕНИЯ» СЕРДЦА ФАРАОНА (ИСХ. 4:21; 14:17) ВОСТОЧНЫМИ ЦЕРКОВНЫМИ ПИСАТЕЛЯМИ КАК ПРИМЕР ОПРОВЕРЖЕНИЯ «ТЕОЛОГИЧЕСКОГО» ФАТАЛИЗМА
Иерей Сергий Владимирович Денисюк, магистр богословия, аспирант кафедры богословия Московской духовной академии
Аннотация. Тема «ожесточения» сердца фараона (Исх. 4:21; 14:17; Рим. 9:6-24) является одной из краеугольных в концепции теологического фатализма. От определения виновности Бога в поступках фараона зависит понимание свободы людей, возможности их спасения. Ведь если сердце делалось жестоким исключительно из-за действия благодати Господа, то решения фараона были детерминированы свыше, что во-первых, снимает реальную ответственность с фараона, а во-вторых, определяет Бога как тирана, единолично управляющего всеми процессами, происходящими во вселенной. В этой связи определенным вкладом в решения данной проблематики является настоящая статья, в которой последовательно анализируется святоотеческое (восточное) и научное (отечественная библеистика) понимание главных мест из книги Исход об ожесточении сердца фараона.
Ключевые слова: «ожесточение сердца», теологический фатализм, книга Исход, Послание к Римлянам, судьба, свобода воли, святоотеческое толкование, библеистика.
UNDERSTANDING THE «HARDENING» OF THE HEART OF PHARAOH (EX. 4:21; 14:17) BY THE EASTERN CHURCH WRITERS AS AN EXAMPLE OF THE REFUTATION OF «THEOLOGICAL» FATALISM
Priest Sergey V. Denysyuk, master of theology, post-graduate student of the Theological Department of the Moscow Theological Academy (Sergiev Posad)
Annotation. The topic of the «hardening» of the heart of Pharaoh (Ex. 4:21; 14:17; Rom. 9:6-24) is one of the cornerstones in the concept of the theological fatalism. From the definition of the guilt of God in the actions of Pharaoh depends on understanding the freedom of people, the possibility of their salvation. After all, if the heart was made cruel solely because of the action of the grace of the Lord, then the decisions of Pharaoh were determined from above, which, firstly, removes the real responsibility from Pharaoh, and secondly, defines God as a tyrant who alone controls all the processes occurring in the universe. In this regard, a definite contribution to the solution of this problem is the present article, in which the patristic (eastern) and scientific (Russian biblical) understanding of the main points from the book of Exodus on the hardening of the heart of Pharaoh is analyzed. Keywords: "hardening of the heart", theological fatalism, the book of Exodus, the Epistle to the Romans, fate, free will, patristic interpretation, biblical studies.
В
Священном Писании не содержится непосредственной критики фатализма в его философском представлении1. Тем не менее, некоторые места Библии при буквальном прочтении можно толковать в пользу теории «теологиче-
Ютметим, что русское слово «судьба» несколько раз встречается в Библии (Пс. 35:7; Притч. 29:26; Ис. 28:29; Рим. 11:33). Впрочем, его никак нельзя толковать в фаталистическом понимании. Так, например, в Пс. 35:7
с)i 36
IvJ I t)|
iС» I e)i
vj Y t)i
ского» фатализма, предопределения Богом поступков и жизни людей2. Одной из наиболее часто встречающихся тем о влиянии Бога на нравственное состояние человека в святоотеческой литературе является библейская история об ожесточении сердца египетского правителя, противящегося повелению Господа об освобождении Израиля. Священное Писание так передает слова Бога, сказанные пророку Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа3 (Исх. 4:21). И в другом месте: Я же ожесточу сердце [фараона и всех] Египтян, и они пойдут вслед за ними; и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его (Исх. 14:17)4.
Именно это нравственное состояние фараона, исходя из текста Библии, стало главной причиной осуществления десяти казней египетских (см.: Исх. 7:20-12:30), а в последствии привело к гибели египтян в водах Красного моря (см: Исх. 14:23-31). Таким образом, данный библейский текст в своем буквальном прочтении говорит о предопределении Богом нравственных состояний людей (фараона и египтян).
В настоящей статье предпринят анализ одного из вышеупомянутых мест Священного Писания, на основе которого можно увидеть библейское и святоотеческое понимание судьбы и предопределения в религиозной традиции иудейского и христианского представления о Боге, создавшего всё существующее и промышляющего о нем. При этом святоотеческие творения, поскольку они явно дополняют друг друга относительно изучаемой темы, будут рассмотрены нами в хронологической последовательности.
речь идет о Божьих постановлениях, Его судебных решениях, то есть о Божественном волеизъявлении. В Притч. 29:26 автор подразумевает, что Господь является законодателем для человека, источником его прав. Таким образом, все эти места Священного Писания говорят о Божественном Промысле, Божьем Суде и т. п., т. е. о действиях и свойствах Бога, которые не уничтожают свободную волю человека.
2Об этой теории С. С. Аверинцев написал следующую генеалогическую справку: «Теологический фатализм, учащий, что Бог еще до рождения предопределил одних людей к «спасению», а других к «погибели», получил особенно последовательное выражение в исламе (доктрина джабаритов, сформулированная в спорах УШ-1Х вв.), в некоторых христианских ересях Средневековья (у Готшалька, IX в.), в кальвинизме и янсенизме; ортодоксальная теология православия и католицизма ему враждебна» (Аверинцев С. София-Логос. Словарь. Собрание сочинений. Киев, 2006. С. 450-451).
3Здесь и далее ключевые для настоящего исследования слова из Священного Писания выделены полужирным начертанием (прим. автора).
"Вообще, в книге Исход 18 раз (Исх. 4:21; 7:3; 7:13; 7:22; 8:11; 8:15; 8:28; 9:7; 9:12; 9:34; 9:35; 10:1; 10:20; 10:27; 11:10; 14:4; 14:8; 14:17) написано, что сердце фараона сделалось тяжелым, закостенелым. При этом стоит отметить, что согласно одному исследованию, лишь масоретский текст, в котором используются три глагола об ожесточении сердца фараона, рисует богатую картину, согласно которой Господь явно принимал участие в процессе ожесточения сердца фараона. Арамейские переводчики (авторы таргумов и Пешитты), зачастую стремящиеся к теодицеи и апофатическому богословию, не использовали внутренние пассивы основных пород глаголов, чтобы оправдать Бога, а значит, выразили свое согласие с буквальным пониманием древнееврейского текста Ветхого Завета. Вместе с тем в Синодальном переводе используется глагол «ожесточать» и два раза «отягчать», которые являются синонимичными и не представляют собой никакой смыслоразличительной ценности. См. об этом подробнее: Шаблевский Н., диак. «Отяжелил», «укрепил» или «прославил»? Мотив отяжеления сердца фараона в древнееврейском тексте книги Исход, таргумах и Пешитте // Сборник трудов кафедры библеистики Московской Духовной Академии. М.-Сергиев Посад, 2016. №3. С. 199-209. Следовательно, в нашей работе будем исходить из того, что Бог «прикоснулся» к сердцу фараона, что привело к определенным метаморфозам, то есть предпринял активные промыслитель-ные действия, которые мы и попытаемся понять, а также выяснить мог ли фараон поступить по-другому, или же его решения были предопределенны Богом.
2019 (6)
библеистика
Иерей Сергий Владимирович денисюк «Понимание «ожесточения» сердца фараона (Исх. 4:21; 14:17) восточными церковными писателями как пример опровержения «теологического» фатализма»
Святоотеческое понимание «ожесточения» сердца фараона
К объяснению христианского понимания «ожесточения» сердца обращались такие видные представители церковной письменности, как Климент Александрийский, Ориген, свт. Василий Великий, свт. Григорий Нисский, свт. Кирилл Александрийский, блж. Августин, свт. Иоанн Златоуст, свт. Феофан Затворник и др.5
Церковные авторы и богословы толкуют неясные места в книге Исход об ожесточении сердца фараона не как преднамеренное воздействие Бога на конкретного человека, а как предсказание о его сознательном озлоблении, направленном против Израиля, используемое Богом в целях прославления Своего могущества.
Так, Климент Александрийский (150-215) понимает Исх. 3:18, где Бог говорит о том, что фараон не будет слушать Моисея, как свидетельство Божественного предве-дения и человеколюбия, дающего правителю, одаренному свободной волей, время на исправление и возможность покаяния6.
В таком же ключе ряд церковных толкователей изъясняют и Исх. 4:21, когда Господь повелевает Моисею идти к фараону и требовать освобождения Израиля, продемонстрировав чудеса и знамения. При этом Господь предвещает, что фараон не послушает пророка по причине ожесточения своего сердца, которое Бог пошлет фараону.
Ориген (ок. 185 - ок. 254), выступая против фатализма гностиков7, говорит, что Бог не создал двойственного человеческого естества и даровал каждому возможность изменяться по собственной воле8. Отталкиваясь от слов апостола Павла - Бог кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает (Рим. 9:18), - он, пытаясь на примере фараона показать невмешательство Божие в тайну человеческого свободного выбора между добром и злом, объясняет следующим образом вышеуказанный фрагмент книги Исход. Фараон не был ожесточен Богом преднамеренно и систематически, но
5В основном мы используем экзегетические произведения восточных святых отцов и церковных писателей, обращаясь к толкованию западных церковных авторов и протестантских комментаторов лишь вскользь (прим. автора).
6См.: Clementus Alexandrinus. Paedagogus. I.3 // PG 8, 257, 260.
7Гностики учили о нескольких природах людей от рождения, а отсюда выводили неизбежное предназначение одних к погибели, а других ко спасению. Основываясь на высказываниях св. апостола Павла (1 Фесс. 5:23; Евр. 4:12), они делили всех на три класса: духовных, душевных и плотских. «Духовные» при любом поведении и образе жизни априори были спасены, «душевные» спасаются благодаря добродетелям, а «плотские» обречены погибать в неведении и порочности. Отсюда значимость свободной воли практически утрачена, она обозначена только для второй касты, но совершенно не имеет никакой важности для «духовных» и «плотских» людей, решения которых никак не учитываются всесильной судьбой, начертанной Богом. См. об этом, например, Eppling J. A study of the Patristic Doctrine of free Will (ThM). Wake Forest, North Carolina, 2009. P. 34. Ориген выделяет только два типа людей в учении еретиков-гностиков. Согласно ему, люди от природы либо добрые, либо злые. Следовательно, те гностические течения, которые имеет в виду Ориген, абсолютно отрицали свободную волю человека (прим. автора).
8Ориген. О началах. III.1.8 // Ориген. О началах. Против Цельса. СПб., 2008. С. 246-247. Немного ранее Ориген прямо выступает против перенесения ответственности за зло на Бога, поднимая таким образом проблематику теодицеи и подчеркивая свободу человеческой воли: «Ведь если фараон ожесточается Богом и грешит именно вследствие этого ожесточения, то сам он уже не служит для себя причиною греха. Но если это так, то, по-видимому, фараон не имеет свободы воли, и потом этим примером последовательно можно доказать, что и другие погибающие (люди) находят причину погибели не в свободе своей воли» (там же. III.1.7 // там же. С. 244-245).
так как Господь предвидел его упорство во зле, Он устроил через добровольно погибающего правителя чудесное избавление угнетаемых иудеев9. Если бы согласно логике еретиков фараон был «земной природы», что в их терминологии синонимично плохой и погибшей, тогда Богу не нужно было бы ожесточать его, ибо фараон уже был бы обречен на погибель10. А поскольку Господь оказывает влияние на египетского правителя, это означает только одно - фараон мог уступить требованиям Моисея, не проявляя греховного упрямства и злобы, но он самостоятельно ожесточается против евреев11.
Ориген подчеркивает, что Бог в Ветхом Завете не только праведен и справедлив, но Он и благ, Ему свойственно проявлять снисходительность и терпение. Одни, пренебрегая благостью Творца, постепенно погрязают в грехах, ожесточаются, другие стремятся загладить падения, каются, и поэтому Господь милует их12. В доказательство своих слов церковный писатель снова прибегает к апостолу Павлу, который в качестве примера милости Божьей приводит дождь, одинаково поливающий землю, плодоносящую полезные травы и овощи, но также приносящую сорную траву и вредоносные растения (см.: Евр. 6:7-8). Отсюда христианский мыслитель выражает вполне православную точку зрения на действия Божии в мире, отождествляя их с дождем, который посылается на землю:
«Итак допустим, что знамения и силы, бывшие от Бога, были как бы дождями, посланными на землю Богом, расположение же и желания людей, допустим, составляют землю, возделанную или не возделанную, землю, конечно, одной природы (так как всякая земля имеет одну природу с другою землею), но не одной и той же обработки. Отсюда происходит, что воля каждого (человека) под влиянием сил и чудес Божиих или ожесточается и делается еще более грубою и тернистою, если это - воля невозделанная, дикая и грубая, или же еще больше смиряется и совершенно предается послушанию, если предварительно она была очищена от пороков и воспитана»13.
Таким образом, именно расположения и желания людей, имеющих разные мотивы и цели - идти путем добродетели или сваливаться в пучину греха, - являются причиной либо ожесточения, либо добродушия. Иными словами, «после того, как Господь прикасался к сердцу фараона, оно отяжелялось. Однако если бы причиной происходящего являлся Бог, то такое бы случалось со всеми, с кем Он общался, то есть и с праведниками. Стало быть, фараон из-за своей аморальной жизни сам стал причиной очерствения своего сердца»14.
В этом контексте не менее убедительной метафорой Ориген разъясняет ожесточение фараона, говоря о солнце, могущем как расплавлять воск, так и иссушать грязь. Сила солнечных лучей равномерно и одинаково действует на эти два материальных субстрата, только они по-разному реагируют на их воздействие. Поэтому зна-
9Там же. 111.1.10-11 // там же. С. 248-250.
10Там же. 111.1.8 // там же. С. 248-250.
11Там же. 111.1.10 // там же. С. 250-252.
12Там же. 111.1.10-11 // там же. С. 253.
13Там же. 111.1.10 // там же. С. 252.
14Шаблевский Н., диак. «Отяжелил», «укрепил» или «прославил»? Мотив отяжеления сердца фараона в древнееврейском тексте книги Исход, таргумах и Пешитте // Сборник трудов кафедры библеистики Московской Духовной Академии. М.-Сергиев Посад, 2016. № 3. С. 206.
2019 (6)
библеистика
Иерей Сергий Владимирович денисюк «Понимание «ожесточения» сердца фараона (Исх. 4:21; 14:17) восточными церковными писателями как пример опровержения «теологического» фатализма»
мения и чудеса Господни, осуществленные посредством пророка Моисея обличали ожесточенность египетского царя, развившуюся вследствие злобы к еврейскому народу, а у части египтян обнаружили покорность воле Божьей, вышедших вместе с израильтянами из Египта15.
Необходимо однако заметить, что сердце фараона частично смягчалось и он в какой-то мере уступал воле Бога, когда предлагал компромисс - отпустить еврейских мужчин на три дня, но только без их жен, детей и имущества. Это, по мысли александрийского экзегета, является фактом, свидетельствующим о самопроизвольном ожесточении египетского правителя16. Иначе бы, если его ожесточение действительно было предопределено Самим Богом и проходило под непосредственным Его вмешательством, тогда он никогда бы не уступил бы требованиям евреев даже после десятой казни - гибели египетских первенцев (Исх. 12:29-30).
Подытоживая свои богословские рассуждения на библейское повествование об обстоятельствах исхода Израиля из страны рабства, Ориген приходит к замечательному выводу, что слова об ожесточении Богом сердца фараона есть только речевая фигура еврейского языка, подразумевающая всецелую озлобленность и жестокость египетского тирана и не предполагающая непосредственного неблагоприятного действия Бога на Свое творение17.
Свт. Василий Великий (330-379) несколько сдвигает акценты в трактовке ожесточения фараона и последовавших за этим казней - его внутреннее озлобление только вынуждает нелицеприятного Судью показать торжество правды. При этом он пользуется апостольским определением беззаконных людей - «сосуды гнева» (Рим. 9:22) - по отношению к фараону и всем тем, кто противится воле Божьей, подчеркивая, что сосуды сами по себе полезные и необходимые для быта предметы, только от человеческого произволения их ценность может варьироваться18.
Согласно свт. Василию, Господь предвидел порочность египетского царя, а потому предопределил его к гибели, которая должна была послужить назидательным примером для всех знавших его современников, а также будущих поколений богобоязненных людей. Именно собственная греховность, перешедшая границу абсолютной нераскаянности и неисправимости, навлекла праведный гнев Божий, ожесточавшая сердце фараона своею медлительностью и отлагательством наказания:
15Ориген. О началах. 111.1.11 // Ориген. О началах. Против Цельса. СПб., 2008. С. 255.
16Там же. 111.1.11 // там же. С. 255. В своем толковании на Рим. 9:18 Ориген описывает действия Бога в отношении жизни людей, где показывает, что в руках самого человека способность свободно выбирать и реагировать на них: «Ожесточалось сердце фараоново таким образом. Бог не хотел навести на него внезапное и полное возмездие; ибо хотя тот был совершенно порочен, однако Бог по долготерпению Своему не преграждал даже для него возможности покаяния; и потому бичевал его вначале более легкими, а затем и более тяжкими карами. Но оттого, что Бог делал по Своему долготерпению, фараон ожесточался еще более, собирая против себя такой гнев, что к нему подошли бы слова апостола: или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева (Рим. 2:4-5). Итак, Бог ожесточает не того, кого хочет, но того, кто не желает быть вразумленным Его долготерпением» (он же. Комментарии на Послание к Римлянам. 9.18).
17Он же. О началах. 111.1.11 // там же. С. 256 - 257.
18Василий Великий, свт. Беседа 9. О том, что Бог не виновник зла. 5 // Василий Великий, свт. Творения. Т. I. М., 2009. С. 648-649.
2019 (6)
«Ожесточил же его Бог Своим долготерпением и замедлением в наказании, дав усилиться его греху, чтобы открылась на нем правда суда Божия, когда лукавство его возросло до крайнего предела»19.
Очевидным свидетельством того, что египетского правителя постигла справедливая участь гордецов и противников воле Божьей есть потопление его самого и конного войска в водах Чермного моря, так как он возмечтал пойти дорогой народа Божьего по сухому дну20.
Свт. Григорий Нисский (335-394) в своем творении «О жизни Моисея Законодателя» приходит к выводу, что сердце фараона сделалось жестоким не по причине Божественного вмешательства, что однозначно сделало бы фараона невиновным и лишило бы свободы воли, но он стал таким из-за своей склонности к пороку. Вот как рассуждает об этом свт. Григорий:
«Повествование также сообщает, что Бог «ожесточил сердце фараона» (Исх 9:12). Так как же можно его осуждать, если его ожесточение и сопротивление были вызваны необходимостью свыше?... Но если в Священном Писании говорится именно так, и если Бог действительно предает нечестивой страсти того, кто ей привержен, то не по Божьей воле ожесточился фараон и не добродетелью придумана жабоподобная жизнь. Если бы это было угодно Божественной природе, то никакой человеческий выбор не имел бы значения, так как в жизни не осталось бы различия между добродетелью и пороком. Бог не мстит, предавая такого человека страсти за то, что тот не хотел познать Его. Отказ от Богопознания сам по себе становится для человека причиной погружения в страстную и нечестивую жизнь. Так, если кто-то скажет, что незрячий упал в яму, потому что не видел солнца, то мы не станем думать, будто светило, прогневавшись на того, кто не хотел его видеть, столкнуло его в яму. Мы найдем более разумное объяснение: непричастность к свету, которого он не видел, и стала для него причиной падения в яму. Дело не в том, что противодействие было вложено в душу фараона по Божественной воле, но в том, что он по собственному выбору вследствие склонности к пороку не принял доводов, смягчающих это противодействие» 21.
Стало быть, Господь посетил его, как и всех людей, Своей благодатью. В зависимости от предрасположения праведники становятся при этом лучше, а грешники хуже.
В схожем экзегетическом и морально-назидательном ключе представляет фараона свт. Иоанн Златоуст (ок. 347-407), говоря о неминуемом наказании гордости. Он считает египетского правителя не только гордецом, но и безумцем в тот момент, когда он сказал: я не знаю Господа (Исх. 5:2), так как после великих знамений и чудес он не смог увидеть силу и могущество подлинного Бога, оставаясь в более глупом настроении ума, чем даже у тех творений, с помощью которых происходило наказание Египта. Напротив, праотец Авраам, именуя себя «прахом и пеплом» (Быт. 18:27), беспрепятственно ходит между египтянами и в конце
19Там же. С. 649.
20Там же.
21См.: Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея Законодателя или о совершенстве в добродетели. 2.73-76 // Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея Законодателя или о совершенстве в добродетели. М., 1999. С. 45-46.
библеистика
Иерей Сергий Владимирович денисюк «Понимание «ожесточения» сердца фараона (Исх. 4:21; 14:17) восточными церковными писателями как пример опровержения «теологического» фатализма»
возвращается от них с победой. Посему первый запечатлелся на страницах Священного Писания как образ неминуемого падения высокомерных и горделивых грешников, а второй стал знаменьем достойной похвалы и награды за смирение праведных22.
Обращаясь к экзегезе Послания к Римлянам святого апостола Павла23, который также поднимает тему ожесточения сердца фараона, свт. Иоанн Златоуст, по сути, представляет классическую восточную концепцию сотрудничества Божественной благодати и свободы воли разумного творения, где абсолютно недопустимо античное учение о непреклонной Мойре или о судьбе, определяющей бытие всех живых существ. Поскольку для Златоуста основой для развития христианского богословия была нравственная проблематика евангельских заповедей, то его учение пронизано прикладным и моралистическим лейтмотивом, исключающим человеческую безответственность за поступки по причине универсального фатума24.
Так, отец Церкви настаивает на том, что несовершенный ум человека не может состязаться с глубиной премудрости Божьей, избирающей одного для прославления Собственной милости, а другого обрекающей на болезни и страдания, ибо только Богу видны мельчайшие движения души свободного создания, навлекающего на себя определенные последствия: помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Ибо Писание говорит фараону: «для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле» (Рим. 9:16-17)25.
Растолковывая знаменитое подобие горшечника и глины в Послании апостола Павла (см.: Рим. 9:21), свт. Иоанн предостерегает читателя от нелепого их истолкования. В противном случае можно додуматься до абсурдных и неприемлемых для христианина предположений о создании Богом двух родов воли - доброй и злой, а также приписать Ему непосредственное вмешательство в человеческие дела ради властолюбивых амбиций. Исходя из этого Златоуст считает, что апостольское употребление образов ремесленника и его изделий имеет одно правильное значение -это внушение покорности и смиренного осознания горделивому людскому разуму собственных пределов перед безграничным и абсолютным Божественным. Апостол Павел в образе горшечника и глины метафорически пресекает любые попытки тво-
22Иоанн Златоуст, свт. Толкование на святого Матфея Евангелиста. 65.6 // Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. VII. Кн. 2. М., 2001. С. 671.
23Мы ограничиваемся лишь краткими замечаниями относительно 9-й главы послания к Римлянам апостола Павла, оставляя в стороне подробный анализ, поскольку это обширная тема, заслуживающая отдельного исследования (прим. автора).
^Действительно, пример Иакова и Исава (Рим. 9:10-13) в представлении апостола язычников должен уяснить важный аспект механизма Божественного избрания, основанного на предсказании будущей пользы такого заочного благоволения Бога, но при этом воля человека остается неприкосновенной и свободной в собственном самоопределении. См., например: Gorday P. J. The place of chapters 9-11 in the argument of the epistle to the Romans: a study of the Romans exegesis of Origen, John Chrysostom and Augustine. Nashville, 1980. P. 255.
25Ср. комментарий Оригена на вышеприведенную цитату: «Ясно, что Бог не только знает волю и произволение каждого, но и знает наперед. Зная же, и зная заранее, Он, как благой и праведный управитель, пользуется поступками и произволением каждого, чтобы совершить те дела, которые избирает душа или воля каждого» (Ориген. Комментарии на Послание к Римлянам. 9.17).
рения требовать подробного отчета от Творца, не совершающего никаких ошибок из-за незнания или ограниченности26.
Горшечник, который сделал из одной глины сосуды, знает, что по воле пользующихся ими одна их часть будет использоваться только для почетных мероприятий, а другая станет обыденным предметом в быту. Также и Господь сотворил в лице Адама весь человеческий род из одной субстанции, вложил в них разумную душу и оставил в распоряжении людей волеизъявление. Святитель в очередной раз повторяет, что «апостол не уничтожает свободной воли, но показывает, до какой степени должно повиноваться Богу»27.
В 22-24-м стихах Послания к Римлянам раскрывается ключевая подоплека состояния мира и его обитателей, где зло и порок не караются быстрым мановением праведного суда Божия, ибо свойство Божественного совершенства - долготерпение, являющееся своего рода катализатором как покаяния грешников, так и безапелляционным приговором для упорствующих нарушителей законов Божьих: если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников (Рим. 9:22-24).
На основании отрывка Рим. 9:6-13 можно сделать вывод, что избрание зависит не от достоинства человека, а от Божественного волеизъявления; якобы Бог еще до рождения человека предначертывает его судьбу. Для пояснения этой мысли апостол Павел и ссылается на пример ожесточения сердца фараона, подтверждая с помощью Священного Писания свою мысль о свободе Бога в деле промышления, - Бог ожесточает по Своей воле (Рим. 9:14-18).
Свт. Иоанн Златоуст на примере фараона красноречиво объясняет суть вышеприведенной цитаты - Господь видел преисполненную меру беззакония египетского правителя, то есть его личную греховную жизнь, не сразу хотел наказать его, а явил через Моисея последние попытки вразумления обезумевшего фараона. Однако царь Египта добровольно отвергает предложенные ему возможности и расплачивается за собственное жестокосердие гибелью родного сына и уничтожением войска.
26Иоанн Златоуст, свт. Беседы на послание к Римлянам. 16 // Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. IX. Кн. 2. М., 2003. С. 705-706._Католический исследователь Д. Фицмайер в разъяснении Рим. 9:21 выдвигает гипотезу заимствования Павлом у египтян представления о Боге в образе горшечника. Вообще гончар у ближневосточных народов и племен всегда ассоциировался с Создателем, так как он собственными руками размягчает глину и предает ей нужную форму, что считалось почти сакральным искусством. К тому же ученый усматривает в приведенных словах апостола Павла намек на библейскую историю о сотворении Адама. См.: Fitzmyer J. A. Romans: A new translation with introduction and commentary. New Haven - London, 2008. Р. 569. Отметим, что образ горшечника встречается в пророческих книгах Ветхого Завета, где Бог Сам ау-тентифицирует Себя с ним: и сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале. И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать. И было слово Господне ко мне: не могу ли Я поступить с вами, дом Изра-илев, подобно горшечнику сему? - говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев (Иер 18:3-6). Очевидно, что апостол Павел как превосходный знаток Священного Писания прибегает к этому исконному образу, дабы убедительно обосновать мысль об абсолютной не подотчетности Творца творению о Своих планах. Другими словами, целью автора послания в этих стихах было указать на недопустимость какой-либо претензии человека в адрес Бога, ибо Он, как гончар и ремесленник, делает предметы такими, какими Ему хочется их видеть. См.: ibid. P. 569-570.
27Иоанн Златоуст, свт. Беседы на послание к Римлянам. 16 // Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. IX. Кн. 2. М., 2003. С. 707-708.
2019 (6)
Иерей Сергий Владимирович денисюк «Понимание «ожесточения» сердца фараона (Исх. 4:21; 14:17)
восточными церковными писателями как пример опровержения «теологического» фатализма»
С другой стороны, его наказание служит для остальных увещанием к добродетели и укреплением в вере, а также иллюстрирует милость к избранникам Божьим28. Следовательно, фараон обрекается на страдания из-за отказа от обращенного к нему призыва Божия, то есть царь Египта погибает сознательно ожесточенным.
Итак, «сосудом гнева», приготовленным к погибели, может оказаться любой человек, предпочитающий плохие слова и дела доброму расположению и волеизъявлению, а «сосудами милосердия» являются все те, кто направляет духовные силы на благие поступки и помыслы29.
Блж. Августин (354-430) призывает читателей не смущаться словами Бога: Я ожесточу или ожесточил сердце фараона, потому что далее упоминается эпизод о прекращении казни нашествия песьих мух и о добровольном ожесточении сердца египетским деспотом (см.: Исх. 8:15). Отсюда блж. Августин приходит к тезису о двояком ожесточении фараона, которое, в сущности, обозначает единый процесс - он становится непреклонным и злым по своей воле и по причине Божественного попущения: «Бог ожесточил по справедливому суждению, а сам фараон - по свободному»30.
Р. Х. Уивер описывает взгляд блж. Августина на проблему ожесточения фараона следующим образом: «Справедливейший Бог может достичь Божественной цели, приводя в движение волю, уже направленную ко злу, поскольку она еще не обращена. Совершаемое в таком случае зло справедливо наказано, даже если это является средством для окончательного осуществления Божественного блага. Например, в случае с фараоном можно сказать, что Бог ожесточил фараоново сердце. Таково было Божие осуждение или наказание воли фараона, которая уже была злой. Более того, можно сказать, что фараон ожесточил свое сердце тем, что по своей злой воле ожесточил себя перед Лицом Божиим и таким образом навлек на себя Божественное осуждение. Однако в конечном счете Божественная цель была достигнута, ибо через это ожесточение была явлена Божественная сила»31.
28Там же. С. 704.
29Святой отец всё-таки оговаривается, что спасение и благоволение Божие не обуславливается количеством и качеством совершенных добродетелей, иначе апостол Павел сказал бы «сосуды заслуг» или «сосуды дерзновения», исключая мысль о каких-либо сверхдолжных делах добродетели, достаточных для приобщения к лону спасаемых (там же. С. 705).
30Августин, блж. О благодати и свободном произволении. 23 // Августин, блж. Трактаты о различных вопросах: богословие, экзегетика, этика. М., 2005. С. 240-241. Стоит отметить, что волеизъявление Божие в отношении человека (в частности, фараона) блж. Августин описывает в характерных для западного богословия юридических терминах «справедливости», «помилования» и «наказания». Для наглядности приведем две цитаты из его сочинений: «.[происходящее] от Бога ожесточение есть Его нежелание помиловать; чтобы не оказалось, что совершает Он нечто, в результате чего человек становится хуже, в то время как в действительности Он лишь не предоставляет того, благодаря чему тот становится лучше» (он же. О различных вопросах к Симплициану. 1.2.15 // там же. С. 240); «Ибо все люди. есть некая единая масса греха, задолжавшая наказание Божественной и высшей Справедливости; поэтому осуществляет ли последняя это наказание или избавляет от него, - и в том и в другом нет никакой несправедливости. Ведь когда не нравится кому-то, что Бог укоряет грешников, он так возражает Богу, как будто бы Бог кого-то принуждает грешить, тогда как в действительности Он никого грешить не вынуждает, но лишь не дарует милосердия Своего оправдания некоторым согрешающим, и потому говорится, что ожесточает Он некоторых грешников. Говорится так из-за того, что Он не милует их, а не из-за того, что понуждает грешить. А не милует Он тех, кому не следует оказывать милосердие, и судит об этом по тайной и весьма далекой от человеческих догадок справедливости.» (там же. 1.2.16 // там же. С. 242).
31Уивер Р. Х. Божественная благодать и человеческое действие: исследование полупелагианских споров. М., 2006. С. 37. Ср. у этого же исследователя: «Если благодать производит обращение, то не следует за-
Свт. Кирилл Александрийский (376-444) акцентирует внимание на надменном поведении фараона, когда он на требование Господа, переданное через Моисея, отпустить Израиль, высокомерно спрашивает: «Кто такой Бог еврейский?», что было выражением тяжелого и надменного характера египетского правителя. По мысли толкователя, фараон уже был ожесточен и озлоблен, поэтому он никак не хотел отпускать евреев даже после страшных казней, и только последняя из них на время отрезвляет обезумевшего царя Египта, бросающего вызов Богу32.
Для свт. Кирилла богоборческий мотив и символ демонического сопротивления в лице непреклонного фараона и разъяренных египтян являются аспектом аллегорического смыслового уровня данной библейской истории. Он в реальных событиях противостояния безумного и жестокого египетского тирана и смиренного пророка Моисея усматривает мировую борьбу злых духов с настоящими рабами Божьими, готовыми оставить служение греху и раболепство пороку. Моисей в этом смысле прообразовательно символизирует Христа, Который поражает гордыню сатаны и его воинства, а также уничтожает господство зла водами таинства Крещения и приготовляет Себя в пасхальную трапезу спасаемым от смерти33.
В фрагментах толкования на Послание к Римлянам (9:14-24) александрийский святитель отмечает справедливость наказания фараона, поскольку он, имея свободную волю, заслужил своими делами возмездие от Господа: «Итак, домостроительно воспротивился фараон, и ожесточался Божественной силой, которой был наказан не несправедливо, ведь он был нечестивцем и идолослужителем...»34.
Итак, если Ориген, как было показано, говорил, что прикосновение Божественной силы к жестокосердному ожесточает еще больше, то в совершенно противоположном ключе понимал действие Бога в отношении человека св. Кесарий Арелат-ский (470-543). В словах Бога ожесточу сердце его он видит следующий смысл: «Отнимется от него благодать Моя, ожесточит его собственное нечестие». Таким образом, ожесточение фараона Богом означает отхождение от него сдерживающей благодати, перестающей давать нечестию царя Египта полную свободу, дошедшей до совершенной духовной ожесточенности35.
По мысли толкователя, сама природа как бы демонстрирует процесс удаления Божественной благодати от нераскаянного человеческого сердца, готового воплощать свои злые намерения в жизни, равно как и приближения силы Божией к покаявшейся душе. Пример св. Кесарий видит в естественном явлении замерзания и нагревания воды. Солнце, уменьшая силу тепла, способствует морозу и тогда вода начинает остывать, превращаясь в лед, но, если оно начинает усиленно проявлять
бывать, что ожесточение сердца. ставится в противоположность этой благодати обращения. Августин утверждает, что ожесточение сердца, препятствующее принятию призыва, является не негативным действием со стороны Бога, но просто отсутствием благодати. По мнению Августина, поскольку Бог необходимо безупречен, справедливо возложить вину за ожесточение сердца на человека, хотя, как известно, без содействия благодати воля человека не свободна служить добру». См.: там же. С. 44.
32См.: Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или искусные объяснения избранных мест из книги Исход. II.1 // Кирилл Александрийский, свт. Творения. Т. II. М., 2001. С. 263.
33См.: там же. С. 264-273.
34Cyrillus Alexandrinus. Explanatio in epistolam ad Romanos // PG 74, 841.
35Кесарий. Проповеди. 101.4. Цит. по: Библейские комментарии Отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Ветхий Завет. Т. III: Книги Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Тверь, 2010. С. 39-40.
2019 (6)
Иерей Сергий Владимирович денисюк «Понимание «ожесточения» сердца фараона (Исх. 4:21; 14:17)
восточными церковными писателями как пример опровержения «теологического» фатализма»
тепло, то река, озеро или пруд постепенно оттаивает. Также и сердце человека согревается благодаря Божественному прикосновению, но охлаждается в случае удаления от него благодати Божией по причине собственных беззаконий36.
Условием нашего входа в Царство Небесное согласно богословскому via regis37 восточной традиции есть Божественная благодать, способствующая правильному совершению христианского и помогающая малые добрые намерения реализовать в полноте духовного состояния обновленного естества.
Русский подвижник благочестия свт. Феофан Затворник (1815-1894), основываясь на святоотеческой экзегетической традиции, повторяет высказанные ранее замечания свт. Иоанна Златоуста относительно идеи предопределения Божия в Послании к римлянам апостола Павла. Все отрывки об Иакове и Исаве, помиловании и наказании, фараоне и Моисее из 9-ой главы данного Послания имеют неясный смысл из-за нашего неточного перевода этих мест и незнания особенностей фигуральной речи еврейского народа, что в конечном итоге создает путаницу и ложное понимание библейского богословия38.
Вышенский святитель, толкуя данное послание, говорит о несовместимости какого-либо фатализма с православным учением о предопределении Богом человеческого рода ко спасению. Индивидуальное избрание Господом происходит по действию предведения Божия, которое обнаруживает людей, способных откликнуться на зов Божественной благодати, цементируя добрые побуждения человеческой души в процессе свободного волеизъявления при определении жизненного вектора ценностей и приоритетов39.
При этом Бог, видя настоящее и будущее всемирной истории и конкретной личности, говорит обо всем как о случившемся (в прошедшем времени), ибо Он знает конечный итог всего существующего. Как люди одних считают плохими, а других хорошими, основываясь на полученной о них информации и узнавая их деятельность, так и Господь, зная наперед последний день и час каждого живущего на земле, заранее избирает тех, кто сможет быть добродетельным христианином и высокоморальным человеком40.
Понимание русскими библеистами «ожесточения» сердца фараона
Дореволюционные и современные представители библейской критической науки в основном повторяют основные идеи древних церковных экзегетов и богословов касательно вышеизложенных мест из книги Исход, дополняя психологическими и культурно-историческими подробностями описываемые сюжеты ветхозаветной истории.
Так, А. П. Лопухин солидарен со многими древними толкователями в вопросе интерпретации ожесточения Богом египетского правителя. В то же время он заостряет
36Там же.
37В переводе с латинского языка - царский путь, то есть своеобразная середина между исполнением закона Божьего, что в полноте невозможно для человека, и аморальными поступками, - благодатная жизнь во Христе (прим. автора).
38См.: Феофан Затворник, свт. Толкования Послания апостола Павла. К Римлянам (главы 9-16). М., 2006. С. 48-49.
39Там же. С. 50-53.
40Там же. С. 701-702.
^ 46
^иЧго -gjU'oVro ^хжоЧго С
внимание на том обстоятельстве, что греховная страсть у фараона не развилась бы до такой критической степени, если бы Господь не требовал отпустить евреев на свободу, и косвенно называет Бога причиной смертельного ожесточения41.
Д. В. Щедровицкий понимает выражение: Я ожесточу сердце его (Исх. 4:21), которое сказал Бог по отношению к фараону, в смысле отнятия у него возможности покаяния. Он настолько преуспел в мизантропии и попрании других жизней, что такого деспота и человекоубийцу, как этот фараон, никто на тот момент не смог превзойти. Ведь его жестокость и бесчувственность игнорировали страдания невинного народа и не считались с ними, ибо он мнил себя настоящим богом и вершителем человеческих судеб42.
Господь, как милостивый и человеколюбивый Творец всего существующего, до определенной черты оставляет благодатную помощь при всех людях, но те из них, которые «перестают уже являть собой подобие Божие»43, выносят приговор собственной душе, лишаясь поддержки свыше.
Д. В. Щедровицкий своеобразно объясняет механизм превращения чуткого и живого сердца в холодный камень в контексте духовной жизни. Страсти и пороки создают непроницаемую оболочку или внутреннюю скорлупу, которая в конечном итоге приводит к духовной смерти. Поэтому Господь неоднократно обращается к еврейскому народу через пророков: возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное (Иез. 11:19), то есть Он дарует искренним искателям Его правды благодать размягчения окаменелостей сердца. Ожесточенный фараон, согласно этим рассуждениям, по сути, стал каменным монолитом, не способным воспринимать явные чудеса и знамения, - он был ослеплен и в итоге приблизил суд Божий над собой и всем Египтом. Именно поражение первородных египетских младенцев было последним актом милосердия Божия к обреченному правителю, но его окончательный выбор или предыдущая линия поведения остались неизменными - это есть губительное ожесточение, идущее от Господа, лишающего фараона за его духовную слепоту покаяния44.
41См.: Лопухин А. П. Исход // Толковая Библия. Т. I. Пятикнижие Моисеево. СПб., 1904. С. 287.
42См.: Щедровицкий Д. В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево. М., 2010. С. 334.
43Там же.
44См.: там же. С. 335. Не менее интересное толкование предлагает протестантский комментатор М. Генри, прибегая к психологическим условностям личностных черт ближневосточного диктатора, потерпевшего неудачу в делах. Фараон действительно не знал Господа, а самое главное - он не хотел осознавать ограничения своей власти, его задевало требование какого-то неведомого для египтян божества отпустить евреев совершить религиозный ритуал на Хориве. Чтобы они не думали о каких-то духовных проблемах, а целиком погружались в земные обстоятельства, деспот ожесточает условия работы подневольному народу (См.: Генри М. Толкование книг Ветхого Завета. М., 2007. С. 298-299). Бог как бы, таким образом, принимает вызов со стороны надменного правителя, пытаясь оставить для уже заведомо обреченного на проигрыш египетского царя попытку признать собственную немощь после каждой казни. При этом Господь играет с фараоном наподобие кошки с мышкой - Он отодвигает финальную казнь царя Египта, позволяя его сердцу переполниться жестокости и потеряться разумному пониманию надвигающихся трагических последствий безумной слепоты, которая подготовила воды Черного моря в качестве карающей стихии (см.: там же. С. 326-328). Генри называет фараона и его конницу самоубийцами, утратившими способность к здравому суждению, ибо в противном случае, они никогда не бросились бы вдогонку за отпущенными израильтянами, но Бог воздал им за утопленных младенцев потоплением в море (см.: там же. С. 339-340). В заключение Мэтью Генри констатирует, что справедливость Божия неминуемо восторжествует во всем мире, так как праведный Судья никогда не наказывает людей напрасно, ибо Его взору доступно будущее
2019 (6)
АО^укр
9. ТгУлУ С?А5. Тг VIТ ЙАЙ. Тг V * У С?А5. хг VЛлФ.Тг V*
Подытоживая все вышесказанное относительно ожесточения сердца фараона под Божественным воздействием, согласно традиционному осмыслению этого отрывка из книги Исход, можно с уверенностью сказать, что ветхозаветная религия абсолютно не разделяла античного представления о фатуме. Семитская фигура словесного выражения об ожесточении сердца фараона Богом не подразумевает, что царь Египта был предопределен свыше на неминуемую погибель во зле, но в таком гиперболическом тоне писателя содержится идея об использовании добровольно ожесточенного правителя в целях устроения Домостроительства спасения иудейского народа как образа христианского общества.
Между тем фараон, всё сильнее ожесточавший свое сердце, стал прообразом дьявольской власти над богоизбранным народом до пришествия в мир Спасителя: «Многие святые Отцы и христианские писатели связывают это событие (исход из Египта - иерей С. Д.) с освобождением людей из-под власти диавола, в рабстве у которого они были. Нахождение израильтян в Египте и их тяжкие работы там под властью фараона - это как раз и есть символ служения диаволу»45. Однако, несмотря на все ухищрения злого правителя, Господь избавил Своих людей от безумной тирании.
Итак, христианская экзегетическая мысль исключает и какие-то языческие формы мироощущения в книге Исход об абсолютной зависимости людей от высшего порядка, равно как и предопределенность жизни человека от Бога. Церковные авторы подчеркивают роль внутреннего состояния фараона, обнаруженную из-за сопротивления воле Божьей. В итоге неважно, произошло ли это ожесточение вследствие прикосновения Божественной благодати или же, наоборот, вследствие оставления Богом фараона. В любом из этих случаев ожесточение - это реакция человека, свободно избравшего зло, на действия Божественной силы. Фараону суждено было даже войти в священную историю в качестве отрицательного образца жестокости человеческого сердца, благодаря собственному злобному волеизъявлению46.
библиографический список
Источники:
1. Августин, блж. О благодати и свободном произволении // Августин, блж. Трактаты о различных вопросах: богословие, экзегетика, этика. М., 2005.
2. Августин, блж. О различных вопросах к Симплициану // Августин, блж. Трактаты о различных вопросах: богословие, экзегетика, этика. М., 2005.
3. Библейские комментарии Отцов Церкви и других авторов 1-УШ вв. Ветхий
всего человеческого рода, а также конкретного народа или человека, их устремления, мысли и намерения, являющиеся материалом для настоящих действий Промысла Божия, видящего их как уже совершившуюся действительность (см.: там же. С. 341).
45Мурилкин П. Жизнь пророка Моисея по толкованиям святых Отцов Церкви и церковных писателей И-УШ вв. // Магистерская диссертация. Сергиев Посад, 2013. С. 120.
46Более того, в самом тексте Библии есть подтверждение того, что ожесточение сердца фараона было свободным волеизъявлением с его стороны. Так, языческие жрецы говорят филистимлянам: и для чего вам ожесточать сердце ваше, как ожесточили сердце свое Египтяне и фараон? Вот, когда Господь показал силу Свою над ними, то они отпустили их, и те пошли. (1 Цар. 6:6).
48
С/|
Ч51СЛ
|С» I е)|
•) I • vJr (• A *) ¥• V® i (• л •) v • V«V С? A *) v »v<Bv (• л •) I • \7Jf С®
Завет. Т. III: Книги Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Тверь, 2010.
4. Василий Великий, свт. Беседа 9. О том, что Бог не виновник зла // Василий Великий, свт. Творения. Т. I. М., 2009.
5. Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея Законодателя или о совершенстве в добродетели / Пер. с древнегреч. А. С. Десницкого. М., 1999.
6. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на послание к Римлянам // Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. IX. Кн. 2. М., 2003.
7. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на святого Матфея Евангелиста // Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. VII. Кн. 2. М., 2001.
8. Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или искусные объяснения избранных мест из книги Исход // Кирилл Александрийский, свт. Творения. Т. II. М., 2001.
9. Ориген. Комментарии на Послание к Римлянам // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://ekzeget.ru/glava_tolk.php?kn=rim&gl=9&tolk=%CE%F0%E8%E3 %E5%ED (дата обращения: 3.09.2018).
10. Ориген. О началах // Ориген. О началах. Против Цельса. СПб., 2008.
11. Феофан Затворник, свт. Толкования Послания апостола Павла к Римлянам (главы 9-16). М., 2006.
12. Clementus Alexandrinus. Paedagogus. I.3 // Patrologiae cursus completus. Series graeca. Vol. 8. Paris, 1857.
13. Cyrillus Alexandrinus. Explanatio in epistolam ad Romanos // Patrologiae cursus completus. Series graeca. Vol. 74. Paris, 1863.
Исследовательская литература:
14. Аверинцев С. София-Логос. Словарь. Собрание сочинений. Киев, 2006.
15. Генри М. Толкование книг Ветхого Завета. М., 2007.
16. Лопухин А. П. Исход // Толковая Библия. Т. I. Пятикнижие Моисеево. СПб., 1904.
17. Мурилкин П. Жизнь пророка Моисея по толкованиям святых Отцов Церкви и церковных писателей II-VIII вв. (маг. дисс.). Сергиев Посад, 2013.
18. Уивер Р. Х. Божественная благодать и человеческое действие: исследование полупелагианских споров. М., 2006.
19. Шаблевский Н., диак. «Отяжелил», «укрепил» или «прославил»? Мотив отяже-ления сердца фараона в древнееврейском тексте книги Исход, таргумах и Пешитте // Сборник трудов кафедры библеистики Московской Духовной Академии. М.-Сергиев Посад, 2016. № 3. С. 199-209.
20. Щедровицкий Д. В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево. М., 2010.
21. Eppling J. A study of the Patristic Doctrine of free Will (ThM). Wake Forest, North Carolina, 2009.
22. Fitzmyer J. A. Romans: A new translation with introduction and commentary. New Haven - London, 2008.
23. Gorday P. J. The place of chapters 9-11 in the argument of the epistle to the Romans: a study of the Romans exegesis of Origen, John Chrysostom and Augustine. Nashville, 1980.
49
^ О ^ О мОж О ^ О чХИ» ^ О О