УДК 11+14+16: [51+53]
Н.М Солодухо
ПОНИМАНИЕ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА НЕБЫТИЯ
Хотя небытие преследует нас по пятам, грозит нам разрушением и смертью, о небытии мы почти ничего не знаем. Существует мнение, что небытие скрыто от чувственного и интеллектуального взора.
Чем же замещается незнание небытия? Прежде всего, религиозной верой и мифологией. Земное небытие трактуется как вечная загробная жизнь или как мифическое царство мертвых - Аид. Философия и наука дают знание о бытии, при этом диапазон науки уже, но результаты ее точнее. О небытии же, о ничто философия еще пытается что-то говорить, а наука вообще молчит. Мартин Хайдеггер точно подметил: “О Ничто наука ничего знать не хочет” [1, С.16 ].
Европейская философская традиция, идущая от Парменида (“Есть бытие, а небытия вовсе нету” [2, С.295]), отказывает небытию в онтологическом статусе, в лучшем случае - признает гносеологическую значимость категорий “небытие” и “ничто”. Сам же Парменид утверждал, что путь, направленный на познание небытия, знанья не дает: “Не допускай свою мысль к такому пути изысканья. Небытия ни познать ... не сможешь, Ни в слове выразить” [2, С. 295]. Но такая “Философия бытия” не дает ответа на вопрос, откуда все есть, откуда само бытие, из чего происходит реальное существование.
В отличие от этого “ Философия небытия” пытается дать свой ответ на этот вопрос: мир бытия понимается как гигантская флуктуация в онтологически неопределенном океане небытия [3]. Другая версия: бытие возникает как результат собственного отрицания или аннигиляции небытия. Бытие есть самоуничтожение Ничто. Или, Бытие есть самоуничтожающееся Ничто. Но и обратно: самоуничтожение, аннигиляция бытия приводит к небытию, к ничто [4].
“Философия небытия” - это в целом новая для европейцев философская парадигма, восточной же культуре она более близка: индуистское великое растворение мира и его проявление - День и Ночь Брамы; беззвучные, невидимые, глубочайшие врата рождения мира - Дао у китайцев. Философия небытия предлагает нетрадиционный взгляд на мир в целом, рисует непривычную картину мироздания. Она как философское учение кардинальным образом меняет устоявшееся мировоззрение, в котором центральное место занимает бытие и его проявления. Взамен такому миропониманию “Философия небытия” предлагает совсем иное - за исходный пункт, за точку мирового отсчета она берет не бытие, а его противоположность
- небытие. Именно не бытие, как это считается в подавляющем большинстве философских систем, а небытие выступает основополагающей, исходной философской категорией в предлагаемом учении. В этом принципиальный отход от сложившейся в истории философии традиции. Даже в тех философских системах, где так или иначе использовались понятия небытия, не-сущего, ничто и т. п., они не являлись основополагающими, а служили дополнением, прибавлением, противоположностью к центральным понятиям бытия, сущего, существования и т.п. Это касается и Демокрита, и Платона, и Аристотеля, ... и Гегеля, и Сартра. Правда, есть некоторые исключения из общего правила, скажем, средневековый философ и теолог Экхарт.
Бытие или небытие, с чего берет свое начало мир? Этот вопрос должен быть признан исходным философским вопросом [5, С.7-10]. Бытие в самом общем виде, по определению, есть существование как таковое. Небытие - несуществование вообще. Эти крайне абстрактные определения бытия и небытия должны быть дополнены: бытие - существование чего-либо, небытие отсутствие конкретного существования. Так все же, небытие есть или его нет? Если небытия нет, то его нет совсем. Если оно есть, то следует выяснить его реальность, пределы существования и возможности понимания.
Признавая, что небытие есть, тем самым признается, что небытие существует. (Как существует,
- это уже другой вопрос). Следовательно, бытие (существование) имманентно присутствует в небытии, которое есть. В таком случае бытие - момент небытия. В небытии есть зародыш бытия. В противном случае следует отказаться от рассмотрения проблемы существования абсолютного небытия, так как без бытия к нему не остается подхода.
Гегель, анализируя проблему единства бытия и ничто (проблему становления), признает существование ничто (а через ничто и - небытия); он говорит: “Ничто, взятое в своей непосредственности, оказывается сущим, ибо по своей природе оно то же самое, что и бытие. Мы мыслим ничто, представляем его себе, говорим о нем; стало быть, оно есть’" [6, т.1, С. 162]. И здесь Гегель уточняет, о каком существовании идет речь: “ничто имеет свое бытие в мышлении, представлении и т.д.” [6, С.162], т.е. оно существует субъективно. А далее он делает вывод по поводу ничто: “не оно есть, не ему, как таковому, присуще бытие, а
лишь мышление или представление есть это бытие” [6, С.162]. Ничто, по Гегелю, связано, соприкасается с некоторым бытием, не отделимо от него, находится в некотором наличном бытии.
У Гегеля много остроумных замечаний по поводу взаимосвязи, взаимопроникновения, совпадения бытия и ничто, и все же за исходную категорию этой диалектической пары в своей философской системе он берет бытие. Правда, у него есть и оговорки, типа: “Недозволительно, стало быть, говорить: ничто -основание бытия или бытие основание ничто.” [6, С.164].
Могут сказать: поскольку бытие - это все существующее, а небытие, которое есть, также существует, то небытие - часть всего существующего, т.е. часть бытия. Следовательно, бытие, включающее в себя существующее небытие, шире и основательнее небытия.
Такого рода рассуждения не могут считаться удовлетворительными, поскольку небытие есть отрицание, отсутствие бытия, реального существования чего-либо, а потому существующее небытие не только включается в то, что существует в качестве бытия, и связано с ним, но и исключается из него. К тому же было бы правильным говорить о том, что бытие есть отрицание небытия, его отсутствие.
Все может начинаться с самого простого и неразвитого, в пределе - с ничего. Таковым является чистое небытие. Это абсолютное начало всего сущего. Бытие, как отрицательность, есть несуществование небытия (небытие небытия - в трактовке А.Н.Чанышева [7, С.160]). Следовательно, бытие включает в себя несуществование как момент отношения к своей противоположности - небытию.
Парадокс существования несуществующего обнаруживается уже у античных философов. Так, еще в V в. до н.э. у Демокрита атомы (“чего”) - это “существующее”, а пустота (“ничего”) -
“ несуществующее”. Однако, как отмечают комментаторы (Аристотель, Асклепий, Александр и др.), у Левкиппа и Демокрита пустота не менее существующая (реальна), чем атомы. Пустота (пустое пространство) не только условие движения атомов, и пустота и атомы - первосущности (первоосновы) всех тел. Причем Аристотель и атомы и пустоту называет материальными причинами существующего. В учении Демокрита, в отличие от элеатов, тела не являются сплошными, они пористые: образованы из атомов и пустоты - промежутков, пустот между атомами (внутренняя пустота), или пор (как их называет Эмпедокл). При этом Александр, ссылаясь на Аристотеля, говорит, что согласно Демокриту, атомы и пустота существуют в равной мере в каждой части чувственно воспринимаемых вещей [8, С.251].
Александр, комментируя “Метафизику”, обращает внимание на то, что уже Аристотель, по-видимому,
указывает на противоречивость точки зрения Демокрита. С одной стороны, Демокрит принимает, во-первых, что никакая вещь не может возникнуть из ничего и, во-вторых, что пустота нечто несуществующее. Однако, с другой стороны, он утверждает, что “все возникающее не в меньшей мере состоит и возникает из пустоты, чем из полного” [8, С.266]. В этом случае, как видно, Демокрит допускает возможность возникновения телесного из несуществующего.
Итак, небытие содержит в себе момент бытия, поскольку небытие существует. А бытие содержит в себе момент небытия, т.к. не существует в качестве небытия. Отсюда мы имеем бытийное существование (бытийное бытие) и небытийное существование (небытийное бытие). К этому надо добавить рассмотрение вопроса о бытийном несуществовании (бытийном небытии) и небытийном несуществовании (небытийном небытии). Как видим, небытие и бытие диалектически сращены, но каково их реальное соотношение - вопрос чрезвычайно сложный.
Начнем с того, что небытие подстилает бытие. В единстве небытия и бытия небытия гораздо (неизмеримо) больше, чем бытия. На каждую единицу бытия приходится бесконечное (минус один) количество единиц небытия. Так, бытие конкретного нечто как такового в данном месте и в данное время означает небытие всего остального (безграничного многообразия форм) в данном месте и в данное время.
Для уточнения понимания бытия и небытия можно использовать субъектный и предикативный подходы. Субъектное определение бытия будет следующим -существующая реальность; предикативное определение бытия - реально существующее. Соответственно, субъектное определение небытия -несуществующая реальность; предикативное определение небытия - реально несуществующее.
Если способ существования бытия - нечто, то способ существования небытия - ничто. При этом следует различать ничто предметное и ничто беспредметное. Ничто предметное имеет направленность на предмет как таковой, на конкретный предмет бытия. Отсутствие последнего или его видоизменение приводит к предметному ничто. Ничто беспредметное не имеет ориентации на конкретный предмет бытия. Беспредметное ничто выражает отсутствие форм бытия вообще. Ничто предметное -из сферы относительного небытия. Ничто беспредметное - из сферы абсолютного небытия. И относительное, и абсолютное небытие оказываются реальными. В небытии заложен заряд миллиардов возможностей, из которых реализуется в бытии всегда лишь одна. Прошлое и будущее - в небытии, настоящее
- бытийно. Если пространство и время принадлежат бытию, то бесконечность и вечность - достояние небытия.
Конкретное небытие имеет несобственное время -бытийное время. Временная система отсчета относительного небытия заключена в реальных формах бытия. Собственное время абсолютного небытия -вечность. А потому небытие пребывает в безвременье. Абсолютное небытие есть всегда.
Конкретное небытие локализовано в несобственном, бытийном пространстве. То, чего еще нет или уже нет, - нет вполне ощутимо для субъекта бытия. Особенно остро ощущается смерть - небытие близкого человека. Абсолютное небытие не имеет пространственной локализации. Собственное пространство абсолютного небытия - бесконечность. Абсолютное небытие всюду в собственном пространстве - бесконечности и нигде в пространстве бытия. Абсолютное небытие - небытийная реальность. Оно реально не существует как бытие, но оно есть в качестве вечности и бесконечности. Разговор о субстанциальном небытии - настоящая метафизика. Это разговор о реально существующем сверхчувственном основании мира.
Конкретное небытие есть не между бытийными предметами: небытие не пустоты, не пустота и пустое пространство, как это представлял Демокрит. Оно есть везде, с другой, обратной, “изнаночной” стороны бытия. Небытие - другой слой, незримо присутствующий за бытием, сопровождающий бытие. Если быть еще более точным, то бытие - это даже не особый слой, который расположен “за”. Небытие “внутри” бытия, наполняет и пронизывает его. Это сущностное небытие имманентно бытию. Сущностное небытие обеспечивает возможность возникновения относительного небытия конкретных бытийных форм.
Бытие есть небытие прошлого и небытие будущего. Небытие - настоящее прошлого и будущее
настоящего. Выход из небытия и вхождение в небытие: для каждого предмета возможен лишь один выход из небытия и одно вхождение в небытие. Это закон перехода небытие - бытие - небытие. В этом законе корень необратимости всех явлений. Из него вытекает однократность жизни каждого человека.
Таким образом, конкретные формы бытия имеют преходящий характер: все, что имеет свое начало (а начало имеет все), имеет и свое окончание. Все из небытия приходит и в небытие уходит. Небытие есть как отсутствие. Есть вполне реально, есть онтологически. Абсолютное небытие запредельно, потусторонне, трансцендентно (по отношению к бытию), относительное небытие присутствует в форме отсутствия в феноменологически наблюдаемом бытии.
Литература
1. Хайдеггер М. Время и бытие. - М., 1993.
2. Парменид. О природе // Антология мировой философии. В 4 т. Т.1. Философия древности и средневековья. Ч.1, 1969.
3. Солодухо Н.М. Небытийная основа Вселенной: флуктуационная концепция бытия // Космическое пространство в науке, философии и богословии: Материалы VII Междунар. семинара. - СПб., 1994. - С. 93-95.
4. Солодухо Н.М. Бытие и небытие как предельные основания мира // ВФ, №26, 2001. - С. 176-184.
5. Солодухо Н.М. Философия небытия. - Казань, 2002.
6. Гегель Г. Наука логики // Соч. в 3 т. Т.1. - М., 1970.
7. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // ВФ, .№10, 1990. - С. 158-165.
8. Лурье С.Я. Демокрит: Тексты, перевод, исследования. - Л., 1970.