Научная статья на тему 'ПОНИМАНИЕ НОВОЙ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В КОНТЕКСТЕ КОРОНАВИРУСНОЙ ПАНДЕМИИ'

ПОНИМАНИЕ НОВОЙ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В КОНТЕКСТЕ КОРОНАВИРУСНОЙ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
62
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНЫЙ ВЫЗОВ / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ БУДУЩЕГО / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ / НОВАЯ ПАРАДИГМА НАУКИ / ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ОБЩЕСТВА / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аллахвердиев Ильгар Ибрагимоглу

Неожиданное появление и глобальное распространение коронавирусной инфекции существенно изменило многие стороны жизни человечества, отразилось в состоянии и наметившихся тенденциях социального, экономического, экологического, технологического и культурного развития. В данной статье сделан обзор литературы, посвященной философскому осмыслению последствий пандемии. Особое внимание уделено экзистенциальным вопросам самоизоляции, тотальному внедрению информационно-цифровых технологий и усилению в связи с этим роли искусственного интеллекта, компьютерного моделирования в развитии человеческой деятельности. Пандемия фактически создала новую ситуацию, в которой стало не просто моделировать будущее. Тут и перманентная чрезвычайная обстановка, и тотальное нарушение привычного жизненного ритма, и вынужденная изоляция, и неопределенность, приобретшая характер глобальности, и всеобъемлющее внедрение цифровизации, и даже ускорение создания техногенной цивилизации - со всеми ее плюсами и минусами, и антропологическая специфика, и экзистенциональное ощущение новой реальности. От того, насколько человечество сможет трезво оценить происходящее и приобрести наработки в долгосрочном плане, будет зависеть его гармоничное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNDERSTANDING THE NEW ANTHROPOLOGICAL SITUATION IN THE CONTEXT OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC

The unexpected appearance and global spread of the coronavirus infection has significantly changed many aspects of human life, reflected in the state and emerging trends of social, economic, ecological, technological and cultural development. This article reviews the literature on the philosophical understanding of the consequences of the pandemic. Particular attention is paid to the existential issues of lockdown, the massive implantation of information and digital technologies and the strengthening, in this regard, of the role of artificial intelligence and computer modeling in the development of human activity. The pandemic actually created a new situation in which it became difficult to simulate the future. There is a permanent emergency situation, a total violation of the usual rhythm of life, forced isolation, uncertainty taking on a global nature, the comprehensive implementation of digitalization, and even the accelerating creation of a technogenic civilization - with all its benefits and drawbacks; anthropological specificity and the existential sensation of a new reality also feature. The harmonious development of the future will depend on how soberly humanity can assess what is happening and acquire developments in the long term.

Текст научной работы на тему «ПОНИМАНИЕ НОВОЙ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В КОНТЕКСТЕ КОРОНАВИРУСНОЙ ПАНДЕМИИ»

НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

йО!: 10.17805^ри.2021.2.20

Понимание новой антропологической ситуации в контексте коронавирусной пандемии

И. И. Аллахвердиев Московский гуманитарный университет

Неожиданное появление и глобальное распространение коронавирусной инфекции существенно изменило многие стороны жизни человечества, отразилось на состоянии и наметившихся тенденциях социального, экономического, экологического, технологического и культурного развития.

В данной статье сделан обзор литературы, посвященной философскому осмыслению последствий пандемии. Особое внимание уделено экзистенциальным вопросам самоизоляции, тотальному внедрению информационно-цифровых технологий и усилению в связи с этим роли искусственного интеллекта, компьютерного моделирования в развитии человеческой деятельности.

Пандемия фактически создала новую ситуацию, в которой стало не просто моделировать будущее. Тут и перманентная чрезвычайная обстановка, и тотальное нарушение привычного жизненного ритма, и вынужденная изоляция, и неопределенность, приобретшая характер глобальности, и всеобъемлющее внедрение цифровизации, и даже ускорение создания техногенной цивилизации — со всеми ее плюсами и минусами, и антропологическая специфика, и экзистенциональное ощущение новой реальности. От того, насколько человечество сможет трезво оценить происходящее и приобрести наработки в долгосрочном плане, будет зависеть его гармоничное развитие.

Ключевые слова: пандемия; экзистенциональный вызов; неопределенность будущего; антропологический поворот; новая парадигма науки; ценностные установки общества; мировоззренческие ориентиры

ВВЕДЕНИЕ

Мировая цивилизация сегодня столкнулась с нарастающим биоэкологическим кризисом глобального масштаба. Возникла пандемия, обусловленная коронавирусной инфекцией. Речь идет о глобальной проблеме, ведущей к непосредственным и опосредованным негативным последствиям для человека и всего человечества. Ожидается при этом, что произойдет мутация вируса и возникнет другая, еще более грозная пандемия. Все это обострило проблему осмысления экзистенциальных предпосылок человечества.

Угроза биологического уничтожения человечества неизбежно требует от нас пересмотра традиционных ценностей во всех сферах его деятельности. В равной

степени это касается ценностных ориентаций и стереотипов действий в рамках экономической, социальной, технологической и информационной политики. При этом следует иметь в виду, что формирующим субъектом и носителем этих ценностей, а также получателем конечного результата является современный человек. Именно он способен изменить вектор движения общества, отказавшись от модели нестабильного развития в пользу модели устойчивого развития, когда на основе биоэкологической и природно-ресурсной безопасности создаются всесторонние системы безопасности.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Человек — единственное существо, способное осознавать свое бытие и ставить перед собой вопросы, касающиеся будущего. Эта способность человека характеризует его как духовное существо, живущее в поле постоянного внутреннего напряжения и морального риска. Ни одна из областей знания не стоит так близко к внутреннему, духовному миру человека, его сокровенному «я», как философия.

М. Шелер, один из основателей философской антропологии, справедливо заметил, что проблемы, которые возникли в религиозном сознании на Западе, решаются философией (Шелер, 1998: 37). Благодаря открытости истории неизбежен плюрализм мнений и оценок, отражающий широкий спектр различных мировоззрений, которые меняются и воспроизводятся в жизни. Невозможно однозначно описать природу человека с помощью той или иной философско-антропологиче-ской модели, но в живом историко-философском процессе всегда можно найти пересечение противоположных подходов и способов решения проблемы.

В наши дни своеобразного «антропологического поворота» (см., напр.: Веряс-кина, 2015: 4) в философии возникает важный вопрос: можно ли рассматривать «антропологический ренессанс» как возрождение персоналистической европейской традиции и отчуждение от восточной традиции? На наш взгляд, вовсе нет. Понимание человека в религиях Востока, характеризующихся богатой психологической культурой, приводит к неожиданным эвристическим размышлениям. Отказ от идеи индивидуальности, уникальности конкретного человека совершенно не ассоциируется в восточных учениях с идеей зашифрованной личности. Напротив, на Востоке существует глубокое, обостренное внимание к психологическим и физическим ресурсам человека. Отойдя от человеческой субъективности, от индивидуальности личности, религии сумели раскрыть многие тайны человеческой природы, человеческого сознания и поведения.

Суть современного антропологического ренессанса не ограничивается культом европейской персоналистической традиции. Напротив, философское понимание человека все больше становится универсальным явлением. Антропологизм как мировоззренческая установка будет эффективен только тогда, когда он принимает во внимание различные культурные и исторические тенденции, выявляет противоречивые и разные подходы к загадке человека. Сравнительный культурно-исторический анализ в развитии антропологической темы позволяет сейчас выявить универсальный смысл тех поисков, которые реализовывались в разных культурах. Как отмечают В. Д. Губин и Е. Н. Некрасова, это произошло не из-за того, что «накопилось много знаний о человеке, которые нужно обобщить и систематизировать, но оттого, что возникла ситуация "человеческого кризиса", возникло ясное осозна-

ние того, что человек не является больше господином во Вселенной, что он не венец эволюции. В нашем веке вырвались наружу демонические силы злобы и ненависти, подспудно всегда пребывающие в сознании человека, которые могут в одночасье покончить с человеком и со всем живым на земле» (Губин, Некрасов, 2000: 6). Перед человеком встала проблема его конечности — не только индивида, но и человечества в целом. Осознание собственной конечности порождает сопровождающее нас постоянно чувство случайности (заброшенности) существования и непредсказуемости судьбы. «Именно эта зияющая перед человечеством пропасть и вызвала обостренный интерес к человеку, антропологический поворот в философии в целом как попытку найти рецепты спасения человека в самом человеке, в тайнах его тела, души, разума» (там же).

КОВИДНАЯ УГРОЗА ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ

Ковидная реальность со всеми ее составляющими ориентирует вектор человеческого познания (порой в самой эмоциональной форме) на самого человека, на философию его существования. По-новому высвечиваются смысл и значение вечных вопросов: каковы перспективы и возможности человечества? как выбрать приоритеты в ситуации неопределенности?

Пошатнулась безоглядная вера в науку и медицину. В данном случае для всех стала очевидной недостаточная их эффективность, запоздалость реакции. Эти вопросы все больше входят в повестку дня каждого человека, пережившего изоляционную реальность ковидной действительности.

Пандемия привела к невиданной в мировом масштабе чрезвычайной обстановке: к тотальному нарушению привычного жизненного ритма людей, к обязательной самоизоляции, создала новую пространственно-временную ситуацию, когда неопределенность стала доминировать над определенностью и перспективы человечества неожиданно стали туманными.

Вместе с тем с пандемией теперь будут связывать бурное, всеобъемлющее внедрение информационно-цифровых технологий и ускорение в развертывании новых граней техногенной цивилизации. Без этих технологий трудно представить будущую коммуникацию в самых различных сферах человеческой деятельности.

Безусловно, основной характерной чертой данной эпидемии, определяющей все ее угрозы и вызовы, является неопределенность. Никто не в силах однозначно ответить на вопросы о причине возникновения пандемии, алгоритме развития и последующего поведения. Единственное, что человечество пока может применять однозначно, — это изоляция, профилактика, есть надежда на эффективность вакцинации.

Все осознают, что даже при разрешении ситуации с СОУШ-19, главной угрозой для человечества отныне будут являться не какие-то предполагаемые угрозы, а явления возможной вирусной пандемии. Ведь нет никакой гарантии, что не возникнет новая пандемия. Эти реальные вызовы создают новую критическую ситуацию для человечества.

Человечество как в индивидуальном, так и в коллективном плане десятилетиями пребывало, можно сказать, в зоне комфорта, которая за последние десятилетия расширилась благодаря научно-техническому развитию. Пережив три этапа научно-технической революции (1950-1960-е гг.; 1970-1990-е гг.; рубеж ХХ-ХХ1 вв.) и готовясь к четвертому этапу — этапу роботизации, человечество находилось на

стадии полного перехода к цифровой реальности. В этом плане можно утверждать, что СОУШ-19 создал некую передышку для экзистенционального переосмысления происходящего.

Что с нами происходит? Что будет дальше? Где научно-технологические решения кризиса? Как выбрать приоритеты в ситуации неопределенности? Какие у меня ценностные ориентиры для выбора? И в конце концов, кто я?

Все эти вопросы все больше входят в повестку дня человека, пережившего изоляционную реальность ковидной действительности. Эти вопросы, определяющие экзистенциальность человеческого существования в ситуации пандемии, в которой переплелись вопросы жизни и смерти, где преданная забвению бренность этого мира снова выступила со всей определенностью, — все они создали новую ситуацию с точки зрения человековедения и антропологии.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫКОВИДНОЙ ПАНДЕМИИ

В. А. Никонов отмечает, что «в период пандемии если не у всех, то у очень многих, оказавшихся на самоизоляции, появилось больше времени на размышления. Действительно, это было самое время задуматься о себе, о человеческом сообществе, о будущем» (Никонов, 2020: 5).

СОУШ-19 внес свои коррективы во все жизненные сферы человека. Также ко-видная пандемия повлияла на научные исследования в целом. Г. Г. Малинецкий в своей статье концентрирует внимание на антропологической составляющей вызова пандемии СОУШ-19. Он отмечает: «...мы имеем принципиальный вызов не для нашей биологии или медицины, а для нашего внутреннего мира. Ответ на него и определит будущее» (Малинецкий, 2020Ь: 75).

Б. В. Марков, А. М. Сергеев и В. Н. Бочарников, анализируя философский характер ковидной пандемии, констатируют, что «для философии — это экзистенциальный вызов, заставляющий размышлять о конечности человека» (Марков, Сергеев, Бочарников, 2020: 9). Указывая, что это не первая пандемия, которую испытало на себе человечество, они, пишут: «Человечество не забыло "чумные" десятилетия средневековых инфекций из южных стран, поголовно истребляющих население Европы, как не забыло и эпидемии — спутники человеческих войн» (там же: 10). Возвращаясь к философскому аспекту ковидного вызова, Б. В. Марков, А. М. Сергеев и В. Н. Бочарников фиксируют его антропологический характер: «В философском контексте пандемия, испытывая нас, помогает нам понять и изменить себя» (там же: 12).

Е. Г. Багреева указывает на особенность чрезвычайного положения, появившегося в период СОУШ-19. Тут происходит изменение вектора характера проблем человечества. Если до пандемии ковида чрезвычайные события обычно носили характер решения материального-технического свойства, как в ситуации с войнами, наводнениями и т. д., то с СОУШ-19 сложилась абсолютно новая ситуация, и ее чрезвычайность носит абсолютно иной характер, связанный «с вопросами мировоззрения, ценностей, вопросов жизни и смерти» (Багреева, 2020: 6).

Ученые, анализируя развитие чрезвычайных ситуаций, отмечают: «Чрезвычайные ситуации развиваются именно таким образом — ускоряясь до крайности. И это побуждает понять себя в контексте различения того, что можно утратить, и того, что можно поколебать, но невозможно у нас отнять, что не может быть вобрано в "черную дыру" безвозвратно» (Марков, Сергеев, Бочарников, 2020: 12).

Человечество до пандемии забыло о возможных неожиданных препятствиях, которые могут в любой момент прервать его гармоничное развитие, и вдруг столкнулось, как отмечает О. П. Пунченко, со своего рода «подводным рифом» под названием COVID-19 (Пунченко, 2020: 321).

К чему это приведет? Станет ли человечество оценивать свою сложившуюся ситуацию заново? Произойдет ли своего рода перезагрузка? «"Поумнеет" ли он (человек. — И. А.), придет ли "осознание"?» (там же: 323).

Все эти вопросы являются определяющими для антропологического анализа и формирования человековедческого составляющего для необходимой новой парадигмы человеческого существования, которая стала обязательной реальностью в условиях пандемии.

НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

2020 год был годом знакомства с пандемией COVID-19. Еще не известно, сколько будет длиться влияние пандемии на жизнь людей. В. А. Никонов, автор статьи «Мир после COVID-19», анализируя влияние ковидной пандемии, пишет: «На мой взгляд, пандемия не сломала старый мир, она даже не сломала повестку старого мира. Она выступила катализатором тех процессов, которые уже шли, ускорила их и сделала более явными. Вирус, как землетрясение, разрушил нестойкие конструкции, даже те, чей фасад выглядел вполне привлекательно» (Никонов, 2020: 6).

Е. Д. Фирсов и Л. С. Жегалин, авторы статьи «Новая реальность: как изменится мир после пандемии», не рассматривают ситуацию, возникшую в результате ковидной пандемии, в качестве неожиданной: «Таким образом, можно констатировать, что пандемия коронавирусной инфекции стала не столько переломным моментом для всего мира, сколько, по выражению Ричарда Хааса, главы Совета по международным отношениям в США, "промежуточной станцией, к которой общество движется в течение последних нескольких десятилетий"» (Фирсов, Жегалин, 2020: 349).

Некоторые ученые склоняются к недопониманию характера происходящего: «Непонятно, что может стать новым основанием нашей жизни», рассматривают пандемию в качестве катастрофы, которая создает шанс для перемен: «Пандемия — та катастрофа, столкнувшись с которой, мы рискуем не просто "очиститься", но и исчезнуть вовсе. Однако ее можно воспринимать как настоящее единичное и особенное "апокалиптическое" событие, благодаря которому мы обретаем шанс перемениться» (Марков, Сергеев, Бочарников, 2020: 17, 19).

Анализируя отношение человечества к жизни, авторы делают акцент на ее характер получения извне: «Мы считали себя хозяевами жизни, относясь к ней с позиций обладания, не осознавая того, что она есть дар» (там же: 20). Говоря об ориентирах, они отмечают: «Ориентиры, которыми мы руководствовались в жизни, под воздействием эпидемии показали свою мелкоту и несостоятельность. Мы нуждаемся в настоящих ориентирах, хотя и не знаем, каковы они» (там же: 21).

В. А. Никонов же делает акцент на боязнь перемен: «Люди в принципе боятся перемен. Новая обстановка потребует недюжинной гибкости мышления. Оригинальность будет превращаться в новую реальность. Необходимо будет постоянно обновлять самого себя. Новый мир создаст очевидный запрос на большую эмоциональную стабильность и стрессоустойчивость каждого человека. Отсюда возрас-

тет спрос на самые разные методики самосовершенствования, самоконтроля. Может быть, даже запрос на здоровый образ жизни» (Никонов, 2020: 20).

A. Н. Шубинкин в своем научном исследовании отмечает, что пока трудно оценивать, какие долгосрочные последствия пандемии будут иметь место. И в этом плане нам необходимо «дальновидное мышление, основанное на предположении, что проблема, с которой мы в настоящее время сталкиваемся, не является единичным, аномальным событием, а, скорее, представляет собой "новую реальность", которая предлагает новые возможности» (Шубинкин, 2020: 21).

Именно стратегическое мышление, которое бы изучило и оценило возникшую ситуацию с началом пандемии СОУШ-19, могло бы превратить угрозы в новые возможности. И тут антропологический вектор должен носить обязательный характер.

B. А. Никонов, говоря о повестке дня в период ковидной пандемии, пишет: «...сейчас всем ясно, что основная ценность — жизнь и безопасность человека. На повестке дня, как бы идеалистично это ни прозвучало, выработка новой гуманистической философии» (Никонов, 2020: 21).

Т. В. Арзаманова отмечает влияние создавшейся ситуации на систему ценностей: «Пандемия внезапно поменяла не только бытовые привычки, — меняется и система ценностей в целом» (Арзаманова, 2020: 11).

Н. М. Мамедов и С. Е. Мансурова, анализируя антропологическую проблематику в процессе глобальных вызовов, отмечают: «Глобальные вызовы, обновление наук, технологий и всех сфер жизни отказывают образованию быть прежним, поверхностным, формальным. Усиливается связь философии и образования. Антропологическая проблематика делает эту связь особенно явной. Понятие "человек" — это точка отсчета в философской рефлексии и образ, который должен быть получен в процессе образования, если только оно нацелено на выработку мировоззрения, гуманистического по-своему содержанию» (Мамедов, Мансурова, 2020: 55-56).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, пандемия фактически создала новую ситуацию, в которой стало не просто моделировать будущее. Тут и перманентная чрезвычайная обстановка, и тотальное нарушение привычного жизненного ритма, и вынужденная изоляция, и неопределенность, приобретшая характер глобальности, и всеобъемлющее внедрение цифровизации, и даже ускорение создания техногенной цивилизации — со всеми ее плюсами и минусами, и антропологическая специфика, и экзистенцио-нальное ощущение новой реальности. «Именно кризис, как бы предложив всем увеличительные очки, резко приблизил будущее к настоящему» (Ярославцева, 2020: 24). От того, насколько человечество сможет трезво оценить происходящее и приобрести наработки в долгосрочном плане, будет зависеть и его гармоничное развитие.

список литературы

Арзаманова, Т. В. (2020) Первые уроки первой пандемии XXI столетия // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. № 57. С. 2-12.

Багреева, Е. Г. (2020) Философия культуры, образования и права: уроки СОУШ-19 // Научные горизонты. № 6. С. 5-20.

Веряскина, В. П. (2015) Трансформация человека в обществе. М. : ИФ РАН. 223 с.

Губин, В. Д., Некрасова, Е. Н. (2000) Философская антропология. М. : ПЕР СЭ ; СПб. : Университетская книга. 240 с.

Малинецкий, Г. Г. (2020a) Философия и идеология будущего в контексте современной науки // Философские науки. № 5. С. 28-52.

Малинецкий, Г. Г. (2020b) Риски, эпидемии и образ будущего // Человек. Т. 31. №4. С. 57-82.

Мамедов, Н. М., Мансурова, С. Е. (2020) Естественнонаучная грамотность как условие адаптации человека к эпохе перемен // Ценности и смыслы. №5. С. 45-59.

Марков, Б. В., Сергеев, А. М., Бочарников, В. Н. (2020) Феномен пандемии сквозь призму метафизического, антропологического и социального измерений // Человек. Т. 31. № 3. С. 7-24.

Никонов, В. А. (2020) Мир после COVID-19 // Государственное управление. Электронный вестник. №82. С. 5-21.

Пунченко, О. П. (2020) Духовность перед вызовом глобальных трансформаций в условиях COVID-19 // Интеллектуальная культура Беларуси: духовно-нравственные традиции и тенденции инновационного развития : материалы Пятой Междунар. науч. конф. (19-20 ноября 2020 г., г. Минск) : в 3 т. Минск : Четыре четверти. Т. 2. 455 с. С. 320-323.

Фирсов, Е. Д., Жегалин, Л. С. (2020) Новая реальность: как изменится мир после пандемии // Вестник Академии знаний. № 4. С. 345-350.

Шелер, М. (1988) Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии: переводы / сост. и послесл. П. С. Гуревича ; общ. ред. Ю. Н. Попова. М. : Прогресс. 552 с. С. 31-95.

Шубинкин, А. Н. (2020) Управление человеческими ресурсами в свете пандемии COVID-19: новые вызовы и триггеры развития // Научный журнал. № 8. С. 20-21.

Ярославцева, Е. И. (2020) Цифровая гуманитаристика: междисциплинарность стратегий будущего [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. №2. С. 3-29. URL: https://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/1191 (дата обращения: 12.04.2021). DOI: 10.17805/ ggz.2020.2.1

Дата поступления: 16.04.2021 г.

understanding the new anthropological situation in the context of the coronavirus pandemic 1.1. Allakhverdiev Moscow University for the Humanities

The unexpected appearance and global spread of the coronavirus infection has significantly changed many aspects of human life, reflected in the state and emerging trends of social, economic, ecological, technological and cultural development.

This article reviews the literature on the philosophical understanding of the consequences of the pandemic. Particular attention is paid to the existential issues of lockdown, the massive implantation of information and digital technologies and the strengthening, in this regard, of the role of artificial intelligence and computer modeling in the development of human activity.

The pandemic actually created a new situation in which it became difficult to simulate the future. There is a permanent emergency situation, a total violation of the usual rhythm of life, forced isolation, uncertainty taking on a global nature, the comprehensive implementation of digitalization, and even the accelerating creation of a technogenic civilization — with all its benefits and drawbacks; anthropological specificity and the existential sensation ofa new reality also feature. The harmonious development of the future will depend on how soberly humanity can assess what is happening and acquire developments in the long term.

Keywords: pandemic; existential challenge; uncertainty of the future; anthropological turn; new paradigm of science; value attitudes of society; ideological guidelines

references

Arzamanova, T. V. (2020) Pervye uroki pervoi pandemii XXI stoletiia. Evropeiskaia bezopas-nost': sobytiia, otsenki, prognozy, no. 57, pp. 2-12. (In Russ.).

Bagreeva, E. G. (2020) Filosoflia kul'tury, obrazovaniia i prava: uroki COVID-19. Nauchnye go-rizonty, no. 6, pp. 5-20. (In Russ.).

Veriaskina, V. P. (2015) Transformatsiia cheloveka v obshchestve. Moscow, Institute of Philosophy RAS. 223 p. (In Russ.).

Gubin, V. D. and Nekrasova, E. N. (2000) Filosofskaia antropologiia. Moscow, PER SE Publ. ; St. Petersburg, Universitetskaia kniga Publ. 240 p. (In Russ.).

Malinetskii, G. G. (2020a) Filosoflia i ideologiia budushchego v kontekste sovremennoi nauki. Filosofskie nauki, no. 5, pp. 28-52. (In Russ.).

Malinetskii, G. G. (2020b) Riski, epidemii i obraz budushchego. Chelovek, vol. 31, no. 4, pp. 57-82. (In Russ.).

Mamedov, N. M. and Mansurova, S. E. (2020) Estestvennonauchnaia gramotnost' kak uslovie adaptatsii cheloveka k epokhe peremen. Tsennosti i smysly, no. 5, pp. 45-59. (In Russ.).

Markov, B. V., Sergeev, A. M. and Bocharnikov, V. N. (2020) Fenomen pandemii skvoz' prizmu metafizicheskogo, antropologicheskogo i sotsial'nogo izmerenii. Chelovek, vol. 31, no. 3, pp. 7-24. (In Russ.).

Nikonov, V. A. (2020) Mir posle COVID-19. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik, no. 82, pp. 5-21. (In Russ.).

Punchenko, O. P. (2020) Dukhovnost' pered vyzovom global'nykh transformatsii v usloviiakh COVID-19. In: Intellektual'naia kul'tura Belarusi: dukhovno-nravstvennye traditsii i tendentsii innovatsionnogo razvitiia : Proceedings of the Fifth International Conference (November 19-20, 2020, Minsk) : in 3 vols. Minsk, Chetyre chetverti Publ. Vol. 2. 455 p. Pp. 320-323. (In Russ.).

Firsov, E. D. and Zhegalin, L. S. (2020) Novaia real'nost': kak izmenitsia mir posle pandemii. Vestnik Akademii znanii, no. 4, pp. 345-350. (In Russ.).

Scheler, M. (1988) Polozhenie cheloveka v Kosmose. In: Problema cheloveka v zapadnoi filosofii: perevody / comp. and afterword by P. S. Gurevich ; ed. by Yu. N. Popov. Moscow, Progress Publ. 552 p. Pp. 31-95. (In Russ.).

Shubinkin, A. N. (2020) Upravlenie chelovecheskimi resursami v svete pandemii COVID-19: novye vyzovy i triggery razvitiia. Nauchnyi zhurnal, no. 8, pp. 20-21. (In Russ.).

Yaroslavtseva, E. I. (2020) Tsifrovaia gumanitaristika: mezhdistsiplinarnost' strategii budushchego. Gorizonty gumanitarnogo znaniia, no. 2, pp. 3-29. [online] Available at: https://jour-nals.mosgu.ru/ggz/article/view/1191 (accessed: 12.04.2021). (In Russ.). DOI: 10.17805/ggz.2020.2.1

Submission date: 16.04.2021.

Аллахвердиев Ильгар Ибрагимоглу — аспирант кафедры философии, социологии и культурологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5. Тел.: +7 (499) 374-60-21. Эл. адрес: ibrahimoglu@gmail.com

Allakhverdiev Ilgar Ibraghimoglu, Postgraduate Student, Department of Philosophy, Sociology and Cultural Studies, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-60-21. E-mail: ibrahimoglu@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.