Научная статья на тему 'Понимание логико-грамматических конструкций у второклассников: нейролингвистический анализ механизмов'

Понимание логико-грамматических конструкций у второклассников: нейролингвистический анализ механизмов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3290
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИКА / ЯЗЫК / ГРАММАТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахутина Т.В., Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю., Статников А.И.

Понимание логико-грамматических конструкций (ЛГК) сложный психический процесс, состоящий из разных речевых операций и предполагающий взаимодействие различных мозговых структур. Этот процесс особенно сложен в случае понимания обратимых конструкций, где члены предложения, имеющие различные роли (например, субъект и объект действия), могут меняться ролями. Например, в предложении «Мальчик спас девочку» мальчик исполняет роль деятеля, но в обратной ситуации деятель девочка. В необратимых предложениях такая мена невозможна («Мальчик съел котлету»). Понимание необратимых предложений может быть достигнуто без операций грамматического анализа, тогда как в понимании обратимых конструкций они необходимы (Caramazza, Zurif, 1976). На сложность процесса понимания влияет выбор залога (ср. «Мальчик спас девочку» и «Девочка спасена мальчиком») и порядок слов (ср. пары с разным порядком слов «Мальчик спас девочку» и «Девочку спас мальчик» или «Девочка спасена мальчиком» и «Мальчиком спасена девочка»). Анализ афазии у взрослых показывает, что нарушения понимания ЛГК возникают при поражениях нижних отделов левой премоторной области, левой зоны ТРО; трудности понимания ЛГК возможны и при поражении средне-височных отделов левого полушария из-за снижения слухо-речевой памяти (Лурия, 1947, 1975; Ахутина, 1989; Драгой и др., 2015; Berndt, Caramazza, 1980, 1981; Goodglass, 1976; Schwartz, Saffran, Marin, 1980). Эти данные подтверждаются современными данными нейровизуализационных исследований (Kaan, Swaab, 2002; Ben-Schachar et al. 2004; Grodzinsky and Friederici, 2006; Rodd et al., 2010; Den Ouden et al., 2012). Исследования понимания логико-грамматических конструкций детьми показывают, что и состав операций и их локализация частично другие. Было обнаружено, что дети 4 лет при понимании предложений опираются преимущественно на порядок слов, действуя по правилу семантического синтаксиса «Первое имя обозначает деятеля». Они лучше понимают конструкции типа «Мальчик спас девочку» и «Мальчиком спасена девочка» по сравнению с конструкциями, где имя деятеля стоит в конце (Ахутина, Величковский, Кемпе, 1988, Ахутина, 1989). При этом предполагалось, что такое понимание (без анализа грамматических аффиксов) может опираться на холистическую правополушарную стратегию обработки информации (Ахутина, 1989). В работах А.И. Статникова (2013, 2015) было показано, что следы действия этого правила семантического синтаксиса можно обнаружить и у типично развивающихся детей 7 лет и более отчетливо у их сверстников с общим недоразвитием речи (Статников, 2015). Анализ функциональной структуры понимания ЛГК показал ее изменения с возрастом. Так, Ю.Ю. Лапшина приводит данные о том, что в 5 лет у ребёнка задействованы функции программирования, регуляции и контроля, правополушарная стратегия зрительного и зрительно-пространственного восприятия, а также слухоречевая память. В 6 лет с пониманием ЛГК тесно связаны фонематический слух, серийная организация речи и, возможно, зрительно-вербальные функции (Лапшина, 2011). В предыдущей работе было показано, что у детей 7-8 лет с трудностями понимания ЛГК выявляются зрительно-пространственные трудности, дефицит серийной организации движений и слабость слухо-речевой памяти (Киселев, Пермякова, Лапшина, 2007). Связь понимания ЛГК с уровнем развития серийной организации речи и зрительнопространственных функций обнаружена у детей 7 лет А.И. Статниковым (2013, 2015). Однако в двух последних работах не обсуждается вопрос о задействованности функций левого или правого полушария мозга. Для речевых функций в целом показан сдвиг от правополушарной и биполушарной латерализации к левополушарной, причем у разных речевых функций этот сдвиг происходит в разное время (Neville, Bavelier, 2002; Bates et al., 2003; см. обзор Ахутина и др. 2013). Остаются, однако, неясными вопросы о латерализации понимания ЛГК у детей 8 лет и зависимости понимания ЛГК от состояния других ВПФ. Цель исследования проанализировать понимание ЛГК и его связь с состоянием других ВПФ у детей 8 лет. Выборка. В исследовании приняло участие 40 второклассников (32 мальчика, 8 девочек, средний возраст 8,34±0,4 года). Методика. Компьютеризированная методика оценки понимания логикограмматических конструкций (Статников, 2013) включает 80 заданий, разделенных на 4 этапа. Первый этап предваряется 4 тренировочными заданиями. Материалом методики являются 4 типа конструкций: активные и пассивные конструкции (примеры выше), предложные и инструментальные конструкции (например, Бабушка накрывает шарфом шапку и Мальчик кладёт сумку в коробку ). Все испытуемые были обследованы с помощью адаптированного для детей 5-9 лет нейропсихологического обследования (Ахутина и др., 2012). На его основе были рассчитаны индексы состояния следующих компонентов ВПФ: произвольной регуляции деятельности; серийной организации движений; индексы переработки кинестетической, слухоречевой, зрительной и зрительно-пространственной информации; индекс I блока. Результаты. Анализ выполнения проб показал, что дети лучше понимают необратимые предложения по сравнению с обратимыми (98 и 86% правильных ответов). Обратимые конструкции различаются по времени выполнения заданий. Так, например, среди активных и пассивных конструкций быстрее всего обрабатывались предложения активного залога с прямым порядком слов (в среднем 3746 мс), а медленнее всего предложения пассивного залога с обратным порядком слов (3947 мс), два других типа предложений статистически не отличались от самого медленного (3904 и 3911 мс). Анализ корреляций выполнения проб на понимание ЛГК с показателями нейропсихологического исследования показал следующее. Многочисленные статистически значимые корреляции времени выполнения обнаружены с индексом программирования и контроля (коэффициент корреляции Пирсона от 0.327 до 0.430 при p<0.04); с правильностью выполнения корреляций только одна (предложения с обратным порядком активного и пассивного залога, r=0.360, p=0.024). Интересно, что с индексом серийной организации обнаружена корреляция только времени обработки инструментальных конструкций (r=0.390, p=0.014), что может быть связано с актуализацией сенсо-моторных представлений при понимании таких конструкций. Важно отметить, что с общим индексом зрительно-пространственных функций корреляций не найдено, но они есть с теми показателями, которые прицельно фиксируют роль левого полушария в этих функциях. Так, левополушарные особенности выполнения пробы «Копирование домика» (обработка по Ахутина и др., 2008) обнаруживают множественные корреляции с временем выполнения проб на ЛГК (r от 0.393 до 0.554 при p<0.16). Множественные корреляции и со временем и с правильностью выполнения проб на ЛГК найдены с показателями выполнения пробы на речевое мышление «5 лишний» (r от 0.346 до 0.546 при p<0.03). Наконец, найдены связи показателей пробы на повторение и запоминание слов: правополушарные особенности восприятия слов, а именно изменения одного гласного, коррелируют с временем выполнения пробы на ЛГК (r от 0.393 до 0.586 при p<0.013); правополушарные особенности удержания слов (неустойчивые изменения порядка слов при воспроизведении) коррелируют с количеством правильных ответов в активных и пассивных конструкциях (r от 0.320 до 0.376 при p<0.047). Общая продуктивность третьего и отсроченного воспроизведения, преимущественно зависящая от левополушарных функций, обнаруживает связи с правильностью, а замены слов по значению с временем выполнения ЛГК. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют, что у детей 8 лет понимание ЛГК преимущественно связано с левосторонними функциями с привлечением структур правого полушария в слуховой модальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ахутина Т.В., Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю., Статников А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понимание логико-грамматических конструкций у второклассников: нейролингвистический анализ механизмов»

Пленарные доклады/ KEYNOTES

4

Понимание логико-грамматических конструкций у второклассников: нейролингвистический анализ механизмов1

Ахутина Т.В.*, Корнеев А.А.*, Матвеева ЕЮ.*, Статников А.И.** *Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, **ГБУ ГППЦ ДОгМ

Понимание логико-грамматических конструкций (ЛГК) - сложный психический процесс, состоящий из разных речевых операций и предполагающий взаимодействие различных мозговых структур. Этот процесс особенно сложен в случае понимания обратимых конструкций, где члены предложения, имеющие различные роли (например, субъект и объект действия), могут меняться ролями. Например, в предложении «Мальчик спас девочку» мальчик исполняет роль деятеля, но в обратной ситуации деятель - девочка. В необратимых предложениях такая мена невозможна («Мальчик съел котлету»). Понимание необратимых предложений может быть достигнуто без операций грамматического анализа, тогда как в понимании обратимых конструкций они необходимы (Caramazza, Zurif, 1976). На сложность процесса понимания влияет выбор залога (ср. «Мальчик спас девочку» и «Девочка спасена мальчиком») и порядок слов (ср. пары с разным порядком слов «Мальчик спас девочку» и «Девочку спас мальчик» или «Девочка спасена мальчиком» и «Мальчиком спасена девочка»).

Анализ афазии у взрослых показывает, что нарушения понимания ЛГК возникают при поражениях нижних отделов левой премоторной области, левой зоны ТРО; трудности понимания ЛГК возможны и при поражении средне-височных отделов левого полушария из-за снижения слухо-речевой памяти (Лурия, 1947, 1975; Ахутина, 1989; Драгой и др., 2015; Berndt, Caramazza, 1980, 1981; Goodglass, 1976; Schwartz, Saffran, Marin, 1980). Эти данные подтверждаются современными данными нейровизуализационных исследований (Kaan, Swaab, 2002; Ben-Schachar et al. 2004; Grodzinsky and Friederici, 2006; Rodd et al., 2010; Den Ouden et al., 2012).

Исследования понимания логико-грамматических конструкций детьми показывают, что и состав операций и их локализация частично другие. Было обнаружено, что дети 4 лет при понимании предложений опираются преимущественно на порядок слов, действуя по правилу семантического синтаксиса «Первое имя обозначает деятеля». Они лучше понимают конструкции типа «Мальчик спас девочку» и «Мальчиком спасена девочка» по сравнению с конструкциями, где имя деятеля стоит в конце (Ахутина, Величковский, Кемпе, 1988, Ахутина, 1989). При этом предполагалось, что такое понимание (без анализа грамматических аффиксов) может опираться на холистическую правополушарную стратегию обработки информации (Ахутина, 1989). В работах А.И. Статникова (2013, 2015) было показано, что следы действия этого правила семантического синтаксиса можно обнаружить и у типично развивающихся детей 7 лет и более отчетливо у их сверстников с общим недоразвитием речи (Статников, 2015).

Анализ функциональной структуры понимания ЛГК показал ее изменения с возрастом. Так, Ю.Ю. Лапшина приводит данные о том, что в 5 лет у ребёнка задействованы функции программирования, регуляции и контроля, правополушарная стратегия зрительного и зрительно-пространственного восприятия, а также слухоречевая память. В 6 лет с пониманием ЛГК тесно связаны фонематический слух, серийная организация речи и, возможно, зрительно-вербальные функции (Лапшина, 2011). В предыдущей работе было показано, что у детей 7-8 лет с трудностями понимания ЛГК выявляются зрительно-пространственные трудности, дефицит серийной организации движений и слабость слухо-речевой памяти (Киселев, Пермякова, Лапшина, 2007). Связь понимания ЛГК с уровнем развития серийной организации речи и зрительно-

1 Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект №16-06-01001

пространственных функций обнаружена у детей 7 лет А.И. Статниковым (2013, 2015). Однако в двух последних работах не обсуждается вопрос о задействованности функций левого или правого полушария мозга.

Для речевых функций в целом показан сдвиг от правополушарной и биполушарной латерализации к левополушарной, причем у разных речевых функций этот сдвиг происходит в разное время (Neville, Bavelier, 2002; Bates et al., 2003; см. обзор Ахутина и др. 2013). Остаются, однако, неясными вопросы о латерализации понимания ЛГК у детей 8 лет и зависимости понимания ЛГК от состояния других ВПФ.

Цель исследования - проанализировать понимание ЛГК и его связь с состоянием других ВПФ у детей 8 лет.

Выборка. В исследовании приняло участие 40 второклассников (32 мальчика, 8 девочек, средний возраст - 8,34±0,4 года).

Методика. Компьютеризированная методика оценки понимания логико-грамматических конструкций (Статников, 2013) включает 80 заданий, разделенных на 4 этапа. Первый этап предваряется 4 тренировочными заданиями. Материалом методики являются 4 типа конструкций: активные и пассивные конструкции (примеры выше), предложные и инструментальные конструкции (например, Бабушка накрывает шарфом шапку и Мальчик кладёт сумку в коробку).

Все испытуемые были обследованы с помощью адаптированного для детей 5-9 лет нейропсихологического обследования (Ахутина и др., 2012). На его основе были рассчитаны индексы состояния следующих компонентов ВПФ: произвольной регуляции деятельности; серийной организации движений; индексы переработки кинестетической, слухоречевой, зрительной и зрительно-пространственной информации; индекс I блока.

Результаты. Анализ выполнения проб показал, что дети лучше понимают необратимые предложения по сравнению с обратимыми (98 и 86% правильных ответов). Обратимые конструкции различаются по времени выполнения заданий. Так, например, среди активных и пассивных конструкций быстрее всего обрабатывались предложения активного залога с прямым порядком слов (в среднем 3746 мс), а медленнее всего предложения пассивного залога с обратным порядком слов (3947 мс), два других типа предложений статистически не отличались от самого медленного (3904 и 3911 мс).

Анализ корреляций выполнения проб на понимание ЛГК с показателями нейропсихологического исследования показал следующее. Многочисленные статистически значимые корреляции времени выполнения обнаружены с индексом программирования и контроля (коэффициент корреляции Пирсона от 0.327 до 0.430 при p<0.04); с правильностью выполнения - корреляций только одна (предложения с обратным порядком активного и пассивного залога, r=0.360, p=0.024). Интересно, что с индексом серийной организации обнаружена корреляция только времени обработки инструментальных конструкций (r=0.390, p=0.014), что может быть связано с актуализацией сенсо-моторных представлений при понимании таких конструкций. Важно отметить, что с общим индексом зрительно-пространственных функций корреляций не найдено, но они есть с теми показателями, которые прицельно фиксируют роль левого полушария в этих функциях. Так, левополушарные особенности выполнения пробы «Копирование домика» (обработка по Ахутина и др., 2008) обнаруживают множественные корреляции с временем выполнения проб на ЛГК (r от 0.393 до 0.554 при p<0.16). Множественные корреляции и со временем и с правильностью выполнения проб на ЛГК найдены с показателями выполнения пробы на речевое мышление «5 лишний» (r от 0.346 до 0.546 при p<0.03). Наконец, найдены связи показателей пробы на повторение и запоминание слов: правополушарные особенности восприятия слов, а именно изменения одного гласного, коррелируют с временем выполнения пробы на ЛГК (r от 0.393 до 0.586 при p<0.013); правополушарные особенности удержания слов (неустойчивые изменения порядка слов при воспроизведении) коррелируют с количеством правильных ответов в активных и пассивных конструкциях (r от 0.320 до 0.376 при p<0.047). Общая

продуктивность третьего и отсроченного воспроизведения, преимущественно зависящая от левополушарных функций, обнаруживает связи с правильностью, а замены слов по значению - с временем выполнения ЛГК.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют, что у детей 8 лет понимание ЛГК преимущественно связано с левосторонними функциями с привлечением структур правого полушария в слуховой модальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.