Научная статья на тему 'Понимание категории «Финансирование» в различных областях российского права'

Понимание категории «Финансирование» в различных областях российского права Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
761
214
Поделиться
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПУБЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ / ЧАСТНЫЕ ФИНАНСЫ / ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / FUNDING / THE PUBLIC FINANCE / THE PRIVATE FINANCE / FINANCIAL ACTIVITY OF THE STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Е.М., Радько А.В.

В статье произведен детальный анализ понятия финансирования и его понимания в правовой науке и российском законодательстве. Обобщены различные взгляды ученых на данную категорию, высказывается собственное мнение по проблеме. Представлены классификационные ряды финансирования с учетом последних новелл. I

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андреева Е.М., Радько А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

n the article the detailed analysis of concept of funding and its understanding in a legal science and the Russian legislation is made. Authors generalised various views of scientists at the given category and expressed your own opinion on a problem. Also classification of funding are presented in this publication taking into account last changes of legislation.

Текст научной работы на тему «Понимание категории «Финансирование» в различных областях российского права»

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО. НАЛОГОВОЕ ПРАВО

УДК 347.73:336.15(470+571)

Е. М. Андреева, А. В. Радько

Понимание категории «финансирование» в различных областях российского права

В статье произведен детальный анализ понятия финансирования и его понимания в правовой науке и российском законодательстве. Обобщены различные взгляды ученых на данную категорию, высказывается собственное мнение по проблеме. Представлены классификационные ряды финансирования с учетом последних новелл.

In the article the detailed analysis of concept of funding and its understanding in a legal science and the Russian legislation is made. Authors generalised various views of scientists at the given category and expressed your own opinion on a problem. Also classification of funding are presented in this publication taking into account last changes of legislation.

Ключевые слова: финансирование, публичные финансы, частные финансы, финансовая деятельность государства.

Key words: funding, the public finance, the private finance, financial activity of the

state.

Понятие «финансирование» является универсальной категорией равно используемой и экономической, и юридической науками. Законодатель применяет его как в сфере публичного, так и частного права. Например, в гражданском праве имеется правовой институт финансирования под уступку денежного требования (гл. 23 ГК РФ), корпоративное право говорит о финансировании деятельности акционерного общества [15], конституционное право (ст. 124 Конституции РФ) устанавливает порядок финансирования судов [14], деятельности федеральных и региональных органов государственной власти [17], избирательное право регулирует финансирование референдумов, выборов, избирательных кампаний кандидатов [18], административное право устанавливает барьеры по финансированию терроризма [12] и т. д. Однако

© Андреева Е.М., Радько А.В., 2016

самое широкое распространение и развитие понятие «финансирование» получило в науке финансового права и финансовом законодательстве. Там оно рассматривается как разновидность метода финансовой деятельности государства [28, с. 91]. К сожалению, комментируемый термин не имеет легальной трактовки ни в одной из обозначенных сфер.

Н. Н. Ровинский понимал под финансированием отпуск средств [23, с. 158]. О.Н. Горбунова определяла его как безвозвратное использование государственных денежных средств, которые предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставной деятельности [29, с. 357]. Н.И. Химичева и Е.В. Покачалова рассматривали его как урегулированное нормами права выделение (отпуск) государственных или муниципальных денежных средств, как правило, на безвозмездной и безвозвратной основе (за исключением установленных законодательством условий возмездности и возвратности), для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям [31, с. 363]. Ю.А. Крохина исходила их того, что финансирование - это вид распределительных отношений в бюджетной сфере, обеспечение денежными средствами потребностей расширенного воспроизводства [9, с. 38]. Э.Д. Соколова писала о том, что оно выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств [26, с. 62]. Абсолютно оригинальное определение финансированию дает С.В. Запольский, который отмечает: «во всех случаях, когда уплачиваемая сумма предполагает возмещение затрат не должником, а лицом, не состоящим в эквивалентно-возмездных отношениях с кредитором, возникающие отношения должны именоваться финансированием» [6, с. 8]. Бюджетным кодексом Российской Федерации постулируется вывод, что финансирование - это оплата денежных обязательств (ст. 226.1) либо предоставление средств (ст. 6).

Одни авторы (О.Н. Горбунова, Ю.А. Крохина, Э.Д. Соколова) отделяют кредитование от финансирования, другие (Н.И. Химичева, Е.В. Покачалова, Н.А. Саттарова, А.И. Худяков) наоборот, полагают, что кредитование является разновидностью финансирования, такого же мнения придерживается и законодатель. В Бюджетном кодексе РФ целевой иностранный кредит (заимствование) рассматривается как форма финансирования проектов (ст. 6). В правовых актах также встречается термин «возвратное финансирование» [19, 21].

В большинстве своем правоведы данный термин относят к сфере публичных финансов [5, с. 32], хотя, как было показано выше, он активно применяется в частном праве. Авторы публикации выступают за межотраслевое

143

понимание рассматриваемой категории, тем не менее, требуется ее легальное закрепление.

Общим в работах названных ведущих специалистов, в нормах законодательства является взгляд на финансирование, во-первых, как на процесс (деятельность), суть которого заключается в передаче (перечислении) финансовых средств от одного субъекта правоотношений к другому; во-вторых, как на метод (форму) распределения финансовых ресурсов. Ничего не мешает нам также признать финансирование правоотношением.

Если вернуться к анализу научных публикаций, то авторы выделяют некоторые виды финансирования, классифицируя его по разным критериям. Используемые при этом термины зачастую дублируются, а иногда и противоречат друг другу.

Как уже упоминалось, в зависимости от требования по возврату предоставленных финансовых средств, разграничивают возвратное и безвозвратное (невозвратное) финансирование. Метод безвозвратного финансирования означает безвозвратное и безвозмездное выделение денежных средств, а метод возвратного финансирования - выделение денежных средств на началах возвратности и возмездности [8, с. 22].

Также специалистами указывается на прямое и косвенное; прямое и непрямое; прямое и опосредованное финансирование (полагаем, что данная классификация происходит по единому критерию). Прямое финансирование предполагает перемещение финансовых ресурсов непосредственно от одного лица к другому. В этом смысле прямое финансирование и есть синоним термина «финансирование» как такового. Косвенное финансирование, которое правильнее было бы назвать «регулированием», связано с созданием каких-либо благоприятных условий для второй стороны. Наиболее важным и распространенным методом косвенного регулирования является предоставление специальных налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность [24, с. 631]. На наш взгляд, косвенное финансирование к финансированию отношение не имеет. Термин непрямое финансирование определяется как финансирование с участием финансовых посредников [30]. Другие авторы такое финансирование называют опосредованным [32]. Справедливости ради, отметим, что в подзаконных актах словосочетание «прямое финансирование» используется довольно часто, в то время как «косвенное финансирование» упоминается в трех из них [11]. Словосочетания «непрямое» либо «опосредованное финансирование» в законодательстве отсутствуют.

В зависимости от источника предлагаем разграничивать централизованное и децентрализованное финансирование. Централизованное финанси-

144

рование осуществляется из централизованных денежных фондов, например из федерального, регионального бюджетов. Соответственно, децентрализованное финансирование происходит за счет внебюджетных источников. Так, к децентрализованным можно причислить денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей [28, с. 16]. Укажем на особое мнение Л.И. Сергеева, который отмечает двойственный характер и относительность понятия «централизованные и децентрализованные фонды». Так, областной бюджет является централизованным денежным фондом относительно ресурсов муниципальных образований, входящих в область, и одновременно децентрализованным фондом относительно финансовых ресурсов федерального центра, так как рассматривается наряду с другими нижестоящими бюджетами [25, с. 11]. В его понимании принадлежность источника финансирования (бюджетные, внебюджетные денежные средства) не может служить критерием данной классификации, поскольку, например, несколько нижестоящих бюджетов по отношению к вышестоящему он также рассматривает как децентрализованный источник, хотя эти источники являются однородными. Следуя такой логике, выбор вида финансирования уместнее делать в зависимости от того, происходит ли оно из одного источника либо из нескольких, но однородных источников. В первом случае оно будет централизованным, во втором нет. Однако при обозначенном подходе данное деление теряет всякий смысл с учетом новых понятий «одноканальное» и «многоканальное» финансирование. Обозреваемая терминология очевидным образом заимствована из советского периода развития финансового права и в настоящее время не используется в законодательстве. Полагаем, что ее аналогами будут являться такие виды финансирования, как бюджетное и внебюджетное финансирование. При этом, под бюджетным финансированием следует понимать финансирование из государственных (муниципальных) фондов денежных средств, в то время как внебюджетное финансирование осуществляется за счет частных финансов. Авторы предлагают в качестве форм бюджетного финансирования прямое и зачетное финансирование [27, с. 32]. Прямое финансирование осуществляется путем реального выделения из бюджета финансовых ресурсов получателям бюджетных средств [1]. Зачетное финансирование возможно при установлении встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств [27, с. 481]. И с тем, и другим трудно согласиться. Прямое финансирование, как мы определились выше, является более широким термином и применимо к любому виду финансирования. Что касается зачетного финансирования, а точнее, бюджетного зачета, думается, что оно является

145

методом финансовой деятельности государства, тем не менее, не может быть причислено к понятию финансирования, поскольку, как и косвенное финансирование, не предполагает перечисление денежных средств (в настоящее время бюджетный зачет не предусмотрен действующим законодательством).

Возникает существенный вопрос, относится ли перечисление денежных средств из государственных внебюджетных фондов к бюджетному финансированию? Полагаем, что ответ будет положительным. Согласно ст. 10 Бюджетного кодекса РФ бюджеты внебюджетных фондов всех уровней входят в бюджетную систему Российской Федерации. Денежные средства бюджета по форме собственности являются государственными (муниципальными) и предназначены для решения государственных (муниципальных) задач (ст. 6 БК РФ, ст. 214 ГК РФ).

Если вернуться к понятиям одноканального и многоканального финансирования, то под первым понимается перечисление средств на какие-либо цели из одного источника. По высказыванию М. Гужеля, применительно к одноканальному финансированию системы здравоохранения, одноканальное финансирование - это «когда все средства на лечение пациентов, в том числе средства на содержание медицинских организаций, поступают из одного источника, в нашем случае - через систему обязательного медицинского страхования» [7, с. 2, 6]. Соответственно, многоканальное финансирование есть одновременное финансирование из разных источников (по уровню и форме собственности), например из бюджета и за счет частных пожертвований.

В зависимости от необходимости соблюдения целевого назначения либо иных условий перечисления (получения) средств, финансирование можно подразделить на целевое, условное и безусловное. Словосочетание «целевое финансирование» широко применяется в законодательстве, в то время как последние два в нем не используются. Целевое финансирование подразумевает расходование предоставленных средств по указанному назначению. Условное предполагает перечисление средств при соблюдении получателем заранее определенных условий, например резервирование в бюджете получателя суммы софинансирования на те же цели. Е.Л. Васянина под ним понимает выделение денежных средств из публичных денежных фондов при наличии установленных действующим законодательством условий [4].

Хотелось бы упомянуть еще один термин в этой области - «самофинансирование», под которым понимается использование собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования [33]. Трудно отнести его к разновидности финансирования, так как оно требует наличия как минимум

двух самостоятельных субъектов. Обозначенное понятие также можно встретить в законодательстве, однако без расшифровки его содержания [16].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В последнее время наметилась тенденция к появлению в науке и законодательстве совершенно новых видов финансирования и, соответственно, новых терминов, их характеризующих. При этом новые понятия абсолютно не адаптированы и не гармонизированы с существующим в российском праве понятийным аппаратом и выглядят как некие чужеродные элементы. В частности, в законодательство и науку введена дефиниция «проектное финансирование» как специфический вид кредитования. Основными признаками проектного финансирования А.В. Белицкая выделяет следующие: сочетание различных источников финансирования инвестиционного проекта; возврат вложенных средств за счет прибыли от осуществления инвестиционного проекта; сложная договорная структура, предполагающая распределение рисков между участниками инвестиционного проекта; наличие обеспечения, являющегося единственным активом инвестиционного проекта; наличие специальной проектной компании [3]. Однако легальное определение проектного финансирования дается только в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» (введено с конца 2013 г.) и неясно подлежит ли оно распространению на другие области права [13]. Так, закон определяет его как финансирование долгосрочного (на срок не менее трех лет) инвестиционного проекта путем приобретения денежных требований по обязательствам, которые возникнут в связи с реализацией имущества, созданного в результате осуществления такого проекта, с оказанием услуг, производством товаров и (или) выполнением работ при использовании имущества, созданного в результате осуществления такого проекта, а также путем приобретения иного имущества, необходимого для осуществления или связанного с осуществлением такого проекта, и осуществление эмиссии облигаций, обеспеченных залогом денежных требований и иного имущества.

В 2016 г. нормативное закрепление получили еще два вида финансирования - краудфандинг и краудинвестинг как формы коллективного финансирования (еще один новый термин!) проектов субъектов малого и среднего предпринимательства на ранних стадиях развития [20]. Е. Архипов дает такое определение краудфандинга (от англ. crowd funding): «финансирование какого-либо проекта заранее не определенным кругом лиц» [2]. Краудинвестинг определяют как сбор средств для реализации проектов с последующим участием в акционерном капитале [10].

Кроме того, новеллами банковского права являются такие термины, как «объектное финансирование», «товарно-сырьевое финансирование» и некоторые другие без надлежащей детализации [22].

В заключение подведем некоторые итоги. Понятие «финансирование» сегодня используется в различных отраслях права. Если раньше оно превалировало в сфере публичных финансов, то сегодня повсеместно употребляется и в частно-правовых сферах. Представляется проблемой отсутствие легального понимания «финансирование» в законодательстве. В последнее время прослеживается тенденция к внедрению в науку и законодательство новых терминов, характеризующих разновидности финансирования, например, краудфандинг, краудинвестинг. При этом они не гармонизированы с существующим понятийным аппаратом и в целом с российской системой права.

Список литературы

1. Андреева Е.М. Правовые вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: исторический аспект и современное состояние // Финансовое право. - 2015. - № 1. - С. 3-6.

2. Архипов Е. Понятие и правовая природа краудфандинга // Актуальные проблемы предпринимательского права / под ред. А.Е. Молотникова. - М.: Стартап, 2015. - Вып. IV. - С. 18-27.

3. Белицкая А.В. Понятие и правовые основы проектного финансирования // Юрист. - 2015. - № 11. - С. 31-36.

4. Васянина Е.Л. К вопросу о правовой природе финансирования // Рос. юстиция. - 2016. - № 2.

5. Васянина Е.Л. Фискальные доходы государства: Правовой анализ: моногр. - М.: Контракт, 2015.

6. Запольский С.В. Теория финансового права: науч. оч. - М.: РАП, 2010.

7. Какой будет петербургская медицина в нынешнем году? // Социальная политика: газ. - 2011. - № 8. - С. 2-6.

8. Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: учеб. - М.: Юристъ, 2000.

9. Крохина Ю.А. Финансовое право России. - М.: Норма, 2008.

10. Миляев К.В., Жданова О.А. Роль крауд-сервисов и пирингового кредитования в развитии венчурной экосистемы России // Аудитор. - 2016. - № 8. - С. 48-53.

11. О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о Российско-Кыргызском Фонде развития: распоряжение Правительства РФ от 03.11.2014 № 2199-р. // СЗ РФ. - 2014. - № 46. -Ст. 6390.

12. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федер. закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ // СЗ РФ. - 2001. - № 33. - Ст. 3418.

13. О рынке ценных бумаг: федер. закон от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ // СЗ РФ. -1996. - № 17. - Ст. 1918.

14. О финансировании судов Российской Федерации: федер. закон от 10.02.1999 г. № 30-ФЗ // СЗ РФ. - 1999. - № 7. - Ст. 877.

15. Об акционерных обществах: федер. закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 1.

16. Об аудиторской деятельности: федер. закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ // СЗ РФ. - 2009. - № 1. - Ст. 15.

17. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федер. закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ // СЗ РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.

18. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федер. закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 24. - Ст. 2253.

19. Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года: распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013г. № 2593-р // СЗ РФ. - 2014. -№ 2. - Ст. 219.

20. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 г. № 1083-р. // СЗ РФ. - 2016. - № 24. - Ст. 354.

21. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. // Официальный сайт Министерства финансов РФ. http://www.minfin.ru (дата обр. 01.07.2016).

22. Положение о порядке расчета величины кредитного риска на основе внутренних рейтингов (утв. Банком России 06.08.2015 № 483-П) // Вестн. Банка России. -2015. - № 81.

23. Ровинский Н. Н. Государственный бюджет СССР. - М.: Госфиниздат, 1944.

24. Российское предпринимательское право: учеб. / Д.Г. Алексеева, В.К. Андреев, Л.В. Андреева и др.; отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. - М.: Проспект, 2011.

25. Сергеев Л.И. Противоречия финансов как сущность природы и содержания финансового контроля в обществе // Финансовое право. - 2012. - № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований. - М.: Юриспруденция, 2009.

27. Финансовое право Российской Федерации: учеб. / отв. ред. М.В. Карасева. - М.: Юристъ, 2004.

28. Финансовое право: учеб. / отв. ред. Н.И. Химичева. - М.: Юрист, 2004.

29. Финансовое право: учеб. / под ред. О.Н. Горбуновой. - М., 2001.

30. Финансы: учеб. / под ред. проф. В.Г. Князева, проф. В.А. Слепова. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр; ИНФРА-М, 2012. - 656 с.

31. Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право: учеб.-метод. комплекс. - М.: Норма, 2005.

32. Швейцарское финансовое право и международные стандарты = Schweizerisches Finanzmarktrecht und internationale Standards / П. Нобель; пер. с нем. Н. Сирот-кина, Ю. Волобуева, В. Иванова; науч. ред. И.Г. Хубер. - 2-е русскояз. изд. - М.: Инфотропик Медиа, 2012.

33. Щеголева Н.Г., Хабаров В.И. Финансы и кредит: учеб. пособие. - М.: Моск. финансово-пром. акад., 2011.