Научная статья на тему 'Понимание как мыслительный процесс'

Понимание как мыслительный процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13598
652
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНИМАНИЕ / ГЕРМЕНЕВТИКА / ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / ПРЕДПОНИМАНИЕ / ПОНИМАНИЕ В ДЕЙСТВИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ / ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ ПОНИМАНИЯ / UNDERSTANDING / HERMENEUTICS / PSYCHOLOGY / PEDAGOGICAL SCIENCE / PRE-UNDERSTANDING / UNDERSTANDING IN ACTION / PROCESS OF SELF-UNDERSTANDING / CONTROL OF RIGHT UNDERSTANDING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Квасюк Татьяна Яковлевна

В статье дается определение, что такое понимание; описывается процесс понимания и четыре шага процесса понимания; определяются три горизонтальных и три вертикальных направления развития понимания; предлагается использовать комплексный подход для активизации процесса понимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is about understanding. It denotes what understanding is, describes the process of understanding and four steps of the process of understanding, gives three horizontal and three vertical trends of understanding development, suggests using complex approach to stimulate the process of understanding.

Текст научной работы на тему «Понимание как мыслительный процесс»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9

Квасюк Татьяна Яковлевна

кандидат педагогических наук, доцент Государственный университет управления, г. Москва

Kvasyuk.ta@mail.ru

ПОНИМАНИЕ КАК МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

В статье дается определение, что такое понимание; описывается процесс понимания и четыре шага процесса понимания; определяются три горизонтальных и три вертикальных направления развития понимания; предлагается использовать комплексный подход для активизации процесса понимания.

Ключевые слова: понимание, герменевтика, психология, педагогика, предпонимание, понимание в действии, самостоятельное осмысление, проверка правильности понимания.

Интерес к феномену понимания резко возрос во второй половине XIX века. Не ослабевает этот интерес и в настоящее время. Связано это с образованием единого европейского обучающего пространства, с распространением идеи открытого общества, толерантности, с обменом культурными ценностями, с задачами образования. Понимание является жизненной необходимостью каждого человека, проблемой любого общества. В реальной его истории понимание, интерпретация, толкование, перевод текстов, понимание другого человека и себя в каждом конкретном случае оказывается необходимым условием для решения каждодневных жизненных вопросов, решения поставленных задач и разрешения ситуаций, достижения близких и отдаленных целей. Понимание «вездесуще», поэтому оно имеет универсальный, междисциплинарный характер. Понимание становится предметом изучения таких гуманитарных наук как философия, психология, культурология, логика, педагогика, герменевтика, социология.

В целом ряде работ мы находим соображения по поводу того, что такое понимание, его характеристики и критерии. Например, А.А. Бруд-ный сказал, что понимание это «.. .узел, связывающий познание и общение воедино» [1, с. 115]. Г.С. Костюк подчеркивает, что понимание «включает выделение основных элементов материала, «смысловых вех», и объединение их в единое целое ... Понимание всегда осуществляется на основе предыдущего опыта человека» [6, с. 364].

Н.И. Жинкин определяет понимание как «перевод с натурального языка на внутренний» [3, с. 60]. В свою очередь М.С. Роговин отмечает, что

«человеческое мышление стремится отразить изучаемые объекты или явления прежде всего путем соотнесения их с более широким кругом явлений, включая их в систему уже изученных закономерностей, связей и отношений действительности» [9, с. 159]. В целом ряде работ можно найти те же соображения, что главная суть понимания в том, что поступающая, «понимаемая» информация соотносится с имеющейся системой знаний. Э.В. Ильенков добавляет, что «понять явление - значит выяснить его место и роль внутри этой конкретной системы взаимодействующих явлений, внутри которой оно с необходимостью осуществляется, и выяснить как раз те особенности, благодаря которым это явление только и может играть такую роль в составе целого» [4, с. 60].

Понятие «понимание» пришло в педагогику из герменевтики. Г.Г. Г адамер в своей классической работе «Истина и метод» рассматривает это понятие с различных точек зрения: понимание и философия, понимание и психология, понимание и педагогика, понимание и социология и т.д. Автор указывает, что его многоплановость требует учета того контекста, в котором тот или иной автор рассматривает это понятие. Понимание выступает как способ, процесс, результат, итог, образ, мысль, знание, осознание, чувство знания и деятельность. Поэтому и проявляется как создание чувственного образа, как привыкание к новой идее, как объяснение, как умение выразить мысль, знания на естественном языке, как нахождение общего замысла, как вычленение частного и преодоление парадокса, как ответы на вопрос, анализ ситуации «что могло бы быть, если.», как степень овладения значениями, как толкование текста, как интерпретация прочитанного, как

постижение поступка или суждения другого человека [2, с. 140-162].

Понимание представляет собой мыслительный процесс, который направлен на выявление существенных свойств предметов и явлений действительности, познаваемых в чувственном и теоретическом опыте человека. Формами проявления понимания могут быть отнесение предмета или явления к определенной категории; подведение частного случая под общее понятие; выяснение причин явления, его происхождения и развития, и так далее. Различаются три версии понимания:

1) как непосредственное усмотрение «внутренним взором» реальности человеческой жизни, бытия;

2) как познание-переживание другого в собственном внутреннем опыте через данные извне знаки; герменевтические горизонты;

3) как развертывание самопонимания через расширение жизненного контекста и его постоянное переистолкование. Особое место занимает понимание речи как необходимое условие общения людей, их совместной деятельности.

Это три горизонтальных направления исследований понимания. Есть еще и три вертикальных уровня понимания, это:

низший уровень понимания - понимание отдельно взятого слова и соотнесение его с определенным предметом (образом) или значением;

средний уровень понимания - понимание связной речи. Язык - общественная форма познания, т. е. понимания себя и другого в реальном мире, понимание самого бытия;

высшийуровень понимания - понимание-озарение, внезапное решение, которое происходит с внезапным скачком. В мыслительном процессе выделяется критическая точка, переход через которую представляет собой скачок.

Сейчас мы хотели бы рассмотреть понимание с точки зрения психологии.

«Понимание как процесс, - пишет С.Л. Рубинштейн, - как психическая мыслительная деятельность - это дифференцировка, анализ вещей, явлений в соответствующих контексту качествах и реализациях связей (синтез), образующих этот контекст» [8, с. 118]. Из этого высказывания становится ясно, что в процесс понимания входят такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстракция. Давайте рассмотрим этот процесс и его особенности более детально.

Начало процесса понимания - это возникновение проблемы. В теории мышления он может быть рассмотрен как процесс преобразования ситуации в проблемную ситуацию. Возникновение вопросов - первый признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания, говорит С.Л. Рубинштейн. М.И. Махмутов утверждает, что мышление (понимание), как и любая другая деятельность человека, обусловлено его потребностями (мотивациями), наличие которых - основное условие возникновения мышления (понимания) и его развития [7, с. 106-107]. Эти утверждения подчеркивают тот факт, что без интереса, без желания что-либо сделать, без внутренней мотивации мыслительный процесс, понимание не может активироваться. Процесс понимания как один из случаев мышления должен начинаться с того же этапа. Проблемная ситуация означает, что человек в ходе какой-либо деятельности натолкнулся, часто совсем неожиданно, на что-то непонятное, неизвестное, невиданное. По мнению А.М. Матюшкина, проблемная ситуация, составляя специфический вид взаимодействия субъекта и объекта, характеризует, прежде всего, определенное психологическое состояние субъекта, возникающее в ходе выполнения задания (в учебной деятельности), т.е. в общем случае подразумевается в «ходе выполнения деятельности». Это состояние требует открытия новых знаний о предмете, способах или условиях выполнения задания и совпадает при этом с процессом становления элементарных психических новообразований.

Таким образом, в ходе выполнения деятельности у человека может возникнуть потребность что-то прояснить для себя, что-то понять или объяснить происходящее (специфически-позна-вательные мотивы мышления). Ситуация может быть и другой, когда человек вынужден действовать в связи с необходимостью защитить свое здоровье, например, когда машина выезжает на пешеходный тротуар (неспецифические мотивы).

Человек окружен массой неизвестных ему явлений, предметов факторов и свойств реального мира. Очень часто он проходит мимо них и понимание не происходит. В то же время в целом ряде случаев человек проявляет любознательность, замечает проблему, пытается ее понять, найти ответ на вопрос.

С.Л. Рубинштейн объясняет это противоречие объективным отношением познания к бы-

тию, его объекту. Он говорит, что проблемность вытекает из природы бытия, - бесконечности его определений и их всеобщей взаимосвязи. Мышление как опосредствованное познание, исходя из того, что дано как известное, стремится определять то, что дано как неизвестное. Это неизвестное в ходе мышления будет выступать как искомое. Нахождение искомого и есть понимание. Желание (мотивация) понять нечто - очень важное состояние, которое стремятся получить и определенным образом направить в обучении. Для этого, например, стремятся вызвать у студентов интерес к «известному в неизвестном» или «неизвестному в известном» [5, с. 103]. В реальной учебной деятельности можно привести следующий пример. Студентам предлагается рассмотреть предложение на английском языке и найти объяснение использованных в предложении грамматических явлений: «If you will come this way, I’ll show you your room».

Студенты знают правило, согласно которому в английских придаточных предложениях условия и времени не используется будущее время, а используется настоящее время. В данном примере, в придаточном условия использовано будущее время. Почему? Студенты начинают размышлять и приходят к выводу, что данное предложение является очень вежливой просьбой. Значит, вспомогательный глагол will в данном придаточном условия будет обозначать не будущее время, а модальность - вежливость в данном случае.

Понимание достигается только на базе знаний и умений, уже добытых в предшествующем опыте. Вместе с тем, предметом понимания является не только уже отраженное в опыте человека, но еще не познанное, новое. В зависимости от того, насколько существенны отношения, которые устанавливаются между элементами изучаемого явления, выделяются качественно различные элементы - уровни понимания. Они зависят не только от возрастной стадии, умственного развития, но в большей мере от мотивации и организации процесса обучения.

Понимание - активный процесс. Воспринимая правило, закон, понятие, описательный текст и прочее, студент должен произвести самостоятельную работу по осмыслению материала: разобраться в структуре его элементов, уяснить их связь и последовательность и тому подобное. В развитии понимания важную роль играет проверка его правильности. Для этого используют

несколько критериев понимания - это умение характеризовать словами то, что осмысливалось (при этом важна постановка разнообразных вопросов); умение пересказывать текст своими словами; переконструировать текст, передать его в более сжатом или развернутом виде и так далее. Словесное выражение осмысливаемого материала и практические действия с ним служат не только критерием понимания, но и способствуют пониманию.

Как же происходит активный процесс понимания? Все попытки понять «понимание» обретают многообразные связи, отношения «самого» понимания к другим, более конкретным понятиям: понимание знания, понимание смысла, понимание текста, понимание доказательства теоремы, понимание «Другого», понимание бытия.

Во всех этих многообразных связях можно отметить единое общее: предпонимание, собственно понимание в действии, самостоятельное осмысление материала и проверка правильности понимания. Эти четыре шага понимания важно использовать в педагогической практике и учебной деятельности студентов. Для того чтобы студенты усваивали новый материал лучше и успешно пользовались им в своей учебной деятельности, у них должен быть базовый уровень знаний. Он необходим для предпонимания любой проблемы. Это первый шаг в понимании. Затем следует проблемная ситуация и желание ее разрешить. Второй шаг. Самостоятельное осмысление и выдвижение гипотез решения проблемы является третьим шагом в понимании. Четвертый шаг - это проверка правильности решения проблемы или задачи.

От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению, т.е. к пониманию в действии, самостоятельному осмыслению с выдвижением гипотез решения и проверке правильности решения. Для проверки используются критерии понимания такие как: умение характеризовать словами то, что осмысливалось (при этом важна постановка разнообразных вопросов); умение пересказывать текст своими словами; переконструировать текст, передать его в более сжатом или развернутом виде и так далее. В ходе самой мыслительной деятельности во время повторного решения похожих задач происходит образование автоматизмов и определенных навыков мышления, что в свою очередь помогает процессу мышления и понимания. Существуют определенные

операции мыслительного процесса, которые способствуют пониманию и решению проблемных ситуаций, а именно: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение. Этим операциям мыслительного процесса следует обучать студентов, предлагая им различные задания или тексты на анализ содержания, сравнение текстов и ситуаций, обобщение и выделение главной идеи, использование синтеза или составления целого из отдельных частей, абстракции или составления различных схем, чертежей и рисунков в зависимости от содержания текста. Все эти мыслительные операции, в свою очередь будут способствовать развитию восприятия, внимания, памяти, воображения.

На основе анализа психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме понимания, мы приходим к заключению, что в процессе обучения у студентов наблюдаются такие виды мышления как практическое и теоретическое, абстрактное и конкретное, вертикальное и латеральное, творческое и критическое, интуитивное (наглядное). Все эти виды мышления применимы в процессе обучения. Они способствуют процессу понимания, который сам по себе тоже является мыслительным актом. Весь вопрос в том, какой вид мышления мы хотим развить у студентов. От этого будут зависеть формы заданий и упражнений для развития того или иного вида мышления, способствующего пониманию.

Для лучшего понимания будут служить не только задания и упражнения на развитие различных видов мышления, но и учебный материал, который будет воздействовать на различные чувства: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Создание учебников с воздействием на все чувства является прекрасным средством для повышения понимания, которое будет происходить за счет более яркого восприятия, лучшего и более быстрого запоминания. Представьте себе учебник, где учащиеся могут потрогать, понюхать, попробовать на вкус, увидеть и услышать тот материал, который им следует понять и выучить. Например, яблоко или персик, который вы можете потрогать (бархатистый), видеть его желтовато-розовую шкурку, понюхать его нежный аромат, и даже, надкусить его сочную мякоть. Чувствуете, как у вас рот наполняется слюной? Естественно, что такие учебники, скорее всего, следует использовать в начальной школе, но и воздействие на органы чувств у взрослых студентов тоже оказывает

свое огромное влияние в учебном процессе. Сюда относится создание определенных ситуаций, которые будут вызывать чувство и желание что-либо решить или найти выход из затруднительного положения, придумать новую идею или придумать вопрос, на который трудно найти ответ. Проблемные ситуации тоже способствуют развитию понимания.

Клиффорд Саймак в своем фантастическом рассказе «Что может быть проще времени» высказал идею о дименсино. Это разновидность виртуального кино, в котором вы принимаете непосредственное участие. Создание голографических или виртуальных проблемных ситуаций может сильно приблизить процесс обучения к реальной, практической деятельности и способствовать процессу понимания и приобретения практических навыков в различных видах деятельности.

У каждого человека все операции мыслительного процесса протекают по-своему. Природа щедро одарила человеческий род. Каждый человек на нашей планете по-своему уникален. Нет двух совершенно одинаковых людей в силу того, что совокупность интеллектуальных, волевых, моральных, культурных и других черт личности всегда отличается у одного человека от другого. Следовательно, для успешного понимания следует учитывать индивидуальные особенности студентов. Не следует забывать и о гендерном различии в процессе восприятия у студентов и студенток. Немаловажное значение в процессе понимания будет иметь и педагогика ненасилия, т.е. предоставление студентам права выбора; не следует им навязывать решение свыше или подавлять авторитетом преподавателя.

Делая вывод можно сказать, что следует использовать комплексный подход в обучении для совершенствования понимания, при этом используя психологию как основу для совершенствования мыслительных операций и четырех этапов понимания.

Библиографический список

1. Брудный А.А. Понимание как философско-психологическая проблема // Вопросы психологии. - 1975. - №>10. - С. 115.

2. ГадамерГ.Г. Истина и метод. - М., 1960.

3. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи. - Вопросы языкознания. - 1970. -№6; Грамматика и смысл // Язык и человек. - М., 1970.

4. Ильенков Э.В. Что такое личность // Психология личности: Тексты. - М., 1982. - С. 60.

5. Ерастов Н.П. Сила живого слова. - Ярославль, 1979.

6. Костюк Г. С. Вопросы психологии мышления // Психологическая наука в СССР. Т. 1. - М., 1959. - С. 364.

7. МахмутовМ.И. Дидактические основы проблемного обучения. - М., 1984.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2007.

9. Роговин М. С. Введение в психологию. - М., 1969.

УДК 377

Воскресенская Наталья Геннадьевна

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

sbortnikov@yandex.ru

РАЗЛИЧИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

Исследованы представления сотрудников организаций государственной и частной формы собственности с точки зрения особенности осознания своих профессиональных обязанностей. Показано, что высокий уровень осознания своей профессии является необходимым условием социально ответственного профессионального поведения.

Ключевые слова: социальные представления, профессиональная деятельность, автопредприятия, формы собственности.

Постановка проблемы. Изучение влияния на представления о профессио-. нальной деятельности людей социально-экономических трансформаций современного российского общества является одним из перспективных направлений в социальной психологии. Существование новых и незначительно видоизменившихся экономических отношений советского периода в сфере отношений собственности на средства производства, влияют на социальные представления людей и, наоборот, их представления оказывают влияние на характер формирования данных отношений [1]. Представляется актуальным исследование профессиональных представлений людей, работающих в организациях традиционной и относительно новой форм собственности, рассматривая данные представления в контексте направленности на социум и (или) на выполнение профессиональных задач, которые ставит перед сотрудником организация-работодатель. Направленность на социум - необходимое условие социальной ответственности. Направленность на выполнение профессиональных задач определяет значимость для людей профессионально важных качеств, необходимых для успешной работы в конкретной организации. Данные направленности являются условиями социально ответственного профессионального поведения.

Концептуальные основы. Представления о профессиональной деятельности являются частным проявлением социальных представлений людей, как специфической формы познания социальной действительности, помогающей человеку понять смысл окружающего его мира. Конструирование представлений о профессиональной деятельности происходит в ходе микро-и макросоциального взаимодействия в трудовом коллективе: в процессе коммуникации с другими людьми, при включении в принятую в данной организации систему значений и символов [2]. Важную роль в профессиональных представлениях играет полнота и согласованность результатов процесса интериоризации требований, предъявляемых к профессии со стороны общества и со стороны организаций разных форм собственности.

Е.П. Ермолаева, анализируя причины маргинального поведения субъектов труда, выделяет социально-профессиональный дисбаланс, когда представления субъектов труда о значимости своей профессии перестают совпадать с ее социальным предназначением [3]. В этом случае сотрудники склонны свои нарушения должностных обязанностей объяснять как вынужденное обстоятельствами рациональное поведение, например, оправдывая свои объективно неадекватные профессиональные поступки прагматической моти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.