Научная статья на тему 'Понимание эмпатии у субъектов кабардинской, балкарской и русской этнических групп'

Понимание эмпатии у субъектов кабардинской, балкарской и русской этнических групп Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
116
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понимание эмпатии у субъектов кабардинской, балкарской и русской этнических групп»

Секция психологии и безопасности жизнедеятельности

постоянного самоконтроля». 74% испытуемых считают ответственными за обеспечение информационной безопасности различного рода государственные инстанции, и только 26% испытуемых указывают на необходимость наличия собственной ответственности за свою жизнь.

Полученные в ходе эмпирического исследования результаты частично подтверждают гипотезу о том, что представления студентов об информационной безопасности фрагментарны, поверхностны, что, в свою очередь, позволяет констатировать незащищенность данной группы испытуемых в области информационной .

В качестве одного из перспективных направлений дальнейшей работы можно выделить разработку различного рода программ по развитию у студентов вуза навыков распознавания и совладания с различного рода негативными информацион-.

УДК 37.015

Д.В. Галущак ПОНИМАНИЕ ЭМПАТИИ У СУБЪЕКТОВ КАБАРДИНСКОЙ, БАЛКАРСКОЙ И РУССКОЙ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП

Содержание межэтнических взаимоотношений во многом зависит от способности их участников понимать друг друга и достигать согласия. Установлению и поддержанию контакта между людьми разных национальностей способствует эмпатия. Однако в этнопсихологии она имеет весьма противоречивый статус, что мешает определению ее функций и изучению особенностей проявления в ситуациях межэтнического взаимодействия. Актуальным является рассмотрение эмпатии

-

, , . проследили это на примере кабардинской, балкарской и русской этногрупп.

При анализе литературы выяснено, что в адыгской культурной традиции (кабардинский этнос) отчетливо выделяется необходимость эмпатического восприятия другого. Человечность, эмпатия являются основными принципами «адыгской этики». В значении «эмпатия» используется слово гущЬгъу, состоящее из элементов: гу - «сердце», щ1эгъу - «сочувствие», «соучастие». В итоге получаем ряд : « », « », « -». , -тенки эмпатии. Значимы категории: «нравственное внимание» - гулъытэ, «нравст-» - 1, « » - 1 1, -ют структуру эмпатии.

Источников, раскрывающих понятие эмпатии в культурной традиции балкарского народа, найдено мало. Выяснено, что данное понятие описывается в та, « », « ».

Источником народной этики русского народа выступает религия. Воспитательные традиции христианских народов основаны на идеях милосердия, которые всегда были наполнены конкретным, жизненным живым содержанием. В моральном кодексе русских заложены гуманистическая направленность, ценностные ориентации, связанные с деятельной любовью, волевыми чертами характера, эмоцио-. , -

Известия ТРТУ

Специальный выпуск

ное, чуткое отношение ко всему живому, не только к людям и животным, но и бережное отношение к природе, о чем свидетельствуют русские национальные обычаи, традиции, ритуалы, церемонии. Причем не закон, а милосердие, милость, сострадание, любовь совесть (“Не по закону, а по совести”), как отмечает СВ. Лурье, является важнейшим способом действия в системе русской ментальности, ведущим к победе добра над злом. Эти идеи находит свое отражение в мифах, пословицах и поговорках, памятниках культуры и искусства.

, -тельно определяют этнодифференцирующие характеристики: язык, ценности, нормы, религия, национальный характер, народное искусство и т.д.

В процессе межэтнического познания возрастает важность знания культурных детерминант другого народа.

УДК 37.015.3

..

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ РОДИТЕЛЯМИ С РАЗНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ

Современное общество характеризуется динамикой своих ценностных ориентиров, которая обуславливает динамику ценностных ориентиров личности. Изменение системы мотивов характерно, прежде всего, для таких личностей, у которых она еще не сложилась, т.е. для детей и подростков. В связи с этим представляется актуальным изучение мотивационной сферы младших школьников в современ-

- .

Особенности формирования мотивационной сферы ребенка связаны с направленностью личности его родителей, ведущими мотивами их жизни и деятель.

прагматическую направленность личности. Гуманистическая направленность характеризуется преобладанием мотивов духовной удовлетворенности, положительным отношением как к себе, так и к обществу. Прагматическая направленность характеризуется преобладанием мотивов личного благополучия, личной выгоды, .

Целью нашей работы явилось изучение сферы мотивационных предпочтений детей 8-9 лет, воспитывающихся родителями с разной направленностью личности. Гипотеза исследования состояла в предположении, что преобладающие сферы предпочтений и направленность мотивов будут отличаться у детей, воспитывающихся родителями с разной направленностью личности.

108 .

Для выявления особенностей мотивационной сферы детей использовалась “методика мотивационных предпочтений” (Л.И. Божович, И. Шванцара). Для изучения направленности личности родителей использовался “Морфологический тест жизненных ценностей” В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной (МТЖЦ).

Исследование мотивационной сферы детей показало, что у современных младших школьников наблюдается доминирование мотивов обладания материаль-« ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.